Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политический (государственный) режим и его разновидности. Соотношение политического режима и формы государства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политический режим и его виды Основные понятия: Режим государственный строй. Политика (греч. politika — государственные или общественные дела, от polis — государство) — сфера деятельности, связанйая с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политический режим (в узком смысле) совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть. Политический режим (в широком смысле) — уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальной конституции и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни. Политический режим отвечает на вопросы: с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций и т. д. Виды политического режима: 1) недемократический (сосредоточение всей государственной власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Власть отправляется грубыми насильственными методами, часто неэкономическими принципами): — деспотический; — олигархический (от греч. oligarchic — власть немногих, господство небольшой группы эксплуататоров); — аристократический (предоставление широких прав и свобод рабовладельцам и лишение всех прав рабов; ф. aristokratia — власть лучших, в смысле «знати»); — авторитарный (от лат. auctoritas—устанавливающий режим личной власти; способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти); — тоталитарный (наличие одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, например, это фашистские государства, социалистические государства периода «культа личности»); — фашистский (характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью); 2) демократический (государственная власть действует в интересах общества в целом): а) социальнодемократический (ценности: равенство, государство поддерживает людей, которые не могут работать); б) либеральнодемократический (общечеловеческие ценности — свобода, разум, братство, равенство; государство не вмешивается в экономику); в) парламентский (передача власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права). Демократические и недемократические государственные режимы. Демократия в современной России Демократический режим Демократический режим — одна из разновидностей либерального режима, основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участия народа в управлении государством Демократическое государство обеспечивает для своих граждан социально-экономическое благополучие и устанавливает конституциональные гарантии их прав и свобод. Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом. Народ является источником власти. Депутаты представительных органов и высшие должностные лица избираются. Критериями избрания этих лиц в органы государственной власти являются политические взгляды, моральные качества, гуманизм, профессионализм. Профессионализация власти — отличительный признак государства. При демократии соблюдается институциональный и политический плюрализм. Партии, профсоюзы, народные движения и др. общественные организации и объединения становятся необходимыми институтами общественной жизни. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Участие народа в управлении делами общества идет по двум направлениям: выборы управленцев профессионалов; прямое участие в решении общественных дел (самоуправление), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризу ется совладением объекта и субъекта управления. Управление производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Принятие решений осуществляется путем голосования и методом согласования при принятии решений. На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центром и местными органами. Центральная власть берет на себя те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом. Остальные вопросы решаются децентрализовано. Демократический режим имеет свои проблемы: — чрезмерное социальное расслоение общества; — своеобразная диктатура демократии (авторитарное господство большинства) и т. д. Демократический режим появляется в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаются на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти. Политический режим в современной России — это либерально-демократический режим, который несет на себе груз реликтов тоталитарного режима (например, элементы всеобщего контроля государственных органов за жизнью граждан). Законы еще не стали повсеместной основой политического режима, недостаточна роль судебной власти в защите прав и свобод граждан, не отработаны процедуры прямого применения Конституции РФ правоохранительными органами. В то же время судебные органы,1 становясь на позицию прямого применения Конституции РФ, постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые положения. Политический режим имеет в настоящее время переходный характер и проявляет признаки нестабильности. Тоталитарный режим Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX в. Это фашистские государства, социалистические государства периода «культа личности». Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть. Тоталитарный режим характеризуется: о дной официальной идеологией; е динственной политической партией; п равящей элитой; по литическим лидером или вождем народа; от сутствием системы разделения властей; пр евращением парламента в фиктивный орган и передачей всей власти руководству партии; ср астанием правящей партии с государственным аппаратом; ликвидацией всех оппозиционных партий и свободной прессы; ли квидацией или существенным ограничением основных прав и свобод граждан; социальными силами, по ддерживающими его (социальные структуры и т. д.); п олным контролем над всеми сферами жизни общества; п олицейским сыском, доносительством; к райним централизмом; милитаризацией (одна из основных характеристик тоталитарного режима). Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Фашистский режим Фашистский режим является одной из крайних форм тоталитаризма и характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной нации над другими, а также крайней агрессивностью. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн отличают фашизм от других форм тоталитаризма. Фашизм (от итал. fascio — пучок, связка, объединение) — крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, жесткое подавление демократических прав и свобод, всякой оппозиции и прогрессивных движений. Фашизм зародился в Италии в 1919 году под влиянием националистских идей вождя фашистской партии и главы итальянского правительства Бенито Муссолини, а затем получил развитие в Германии, а в 20—30х годах пришел к власти в целом ряде стран мира (Португалия, Испания, Болгария и ряд других стран Центральной и Восточной Европы). Цель фашистского государства — охрана национальной общности, решение социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии — люди не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от национальности, к которой они принадлежат. Одна нация объявляется высшей, ведущей в государстве. Другие нации являются неполноценными и подлежат уничтожению. Для фашистского режима характерны: опора на шовинистические круги; слияние государственного аппарата с монополиями; сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом. Государство при фашизме расширяет свои функции и устанавливает контроль над общественной и личной жизнью каждого человека. Фашистское право — это право неравенства людей по критерию их национальной принадлежности. В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует . Политическая система общества — совокупность государственных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Политика (от греч. politika государственные и пи общественные дела, polis — государство) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Государство занимает в политической системе общества ведущее место, так как: —это единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах государственных границ; —оно располагает особым государственным аппаратом, исполнения веленийкоторого обеспечивает принудительной силой государства; —государство обладает юридическими средствами воздействия на общественные отношения, которыми никто не располагает; —обладает суверенитетом, верховенством по отношению к другим властям внутри страны; —координирует основные стороны жизни общества. Общество не может существовать на основе преходящих целей. Есть объединенная общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующее разнообразные интересы членов общества. Выделяющееся из общества государство становится его основнойвластвующей организацией. Государственная власть — главное объединение, организующая и принуждающая сила в обществе. Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по разнообразным интересам. Государство призвано обеспечить нормативную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию: 1)государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественной организации; 2)государство определяет правовое положение некоторых общественных организаций; 3)деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Формы участия государства в политической системе: 1)законотворчество; 2) управление обществом. Основные модели политических систем: 1. Командная система (командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение). 2.Соревновательная система (политическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе). 3.Социопримирительная (консоционапьная или ре консилиационная) — характеризуется в качестве основной черты поисками компромисса и консенсуса. 27. Общественные объединения в политической системе, их виды и взаимодействие с государством. Понятие и формы общественных [объединений Общественное объединение — это объединение граждан, созданное в соответствии с их интересами и на началах добровольного членства. Общественная организация действует по воле граждан, должна соблюдать Конституцию, не посягать на территориальную целостность государства, не создавать вооруженных формирований. Деятельность общественных объединений обеспечивается различными гарантиями, которые закрепляются в особом законе. Это позволяет реально использовать предоставленные им права. Признаки общественных объединений: 1)добровольное объединение; 2)некоммерческое; 3)негосударственная структура; 4)действует на основании устава. Организационно-правовые формы общественных объединений: 1.Общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан), 2.Общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения). 3. Общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов; представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели). Общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения). 5. Орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц и т.д.). Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны. быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом . Общество не может быть сведено лишь к государственным формам его организации. Наряду с государственными структурами в обществе существуют и иные формы объединений и совместной деятельности людей, которые оказывают не менее важное влияние на их жизнь. Речь идет о гражданском обществе. Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальных, культурных, духовных сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению. (включает организацию и деятельность общественных образований, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных объединений, а также такие сферы, как экономика, воспитание, образование, наука и культура, семья, средства массовой информации). Гражданское общество возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей: экономических, политических, духовных. Государство оказывает влияние на гражданское общество и его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние (гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объединений). Модели соотношения гражданского общества и государства: 1)либерализм; 2)этатизм. С позиции либерализма, чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, субъектов гражданского общества. Этатизм занимает противоположную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства, тем лучше гражданскому обществу. В рамках этатизма различаются два варианта регулирующего воздействия государства на общество: а) авторитарный этатизм (такой способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формировать общественные отношения); б) демократический этатизм (такой вариант этатизма, при котором параметры и пределы государственного вмешательства, особенно в экономику, определяются потребностями гражданского общества, точнее, большинством субъектов гражданского общества) . Правовое государство и его признаки Правовое государство — это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Основные признаки правового государства: 1. Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком). Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающееся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя — человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, обеспечиваются правосудием (ст. 18). 2. Принцип разделения властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые ветви предотвращает возможные злоупотребления власти и властью и возникновение тоталитарного управления государством, несвязанного правом. 3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития: а) приоритет прав и свобод личности; б) социальная защищенность; в) социальная справедливость. 4. Четкое разграничение функций общества и государства. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным. 5. Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в конституциях прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. 6. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. В соответствии с Конституцией России общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Под общепризнанными принципами и нормами следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого признания они не могут стать частью ее правовой системы. Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно организованного общества. В Конституции РФ сказано (п. 1 ст. 1), что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.19 (0.013 с.) |