Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. Используются четыре основные формы систематизации нормативноправового акта: кодификация, инкорпорация, консолидация и учет. Кодификация – деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, свободного, систематизированного нормативноправового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками: —кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных и других законных полномочий; —в результате кодификации создается новый нормативноправовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших; —кодификационный акт является свободным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находящиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область; – кодификационный акт является основЦншным среди актов, действует в определенной сфере общественной жизни. Такой акт регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права; – нормативноправовой акт, создаваемый в результате кодификации, рассчитан на длительное регулирование общественных отношений. Виды кодификации: всеобщая (принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства); отраслевая (охватывает законодательство той или иной отрасли права, например гражданский, трудовой, уголовный кодексы и т. д.); специальная (комплексная) – включает акты той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (налоговый, лесной, таможенный кодексы и т. д.). Формы кодификационных актов: 1. Основы законодательства – это нормативно правовой акт, устанавливающий сложнейшие положения определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных государствах. 2.Кодекс – наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности. 3.Устав, положение – кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрание нормативноправовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Классификация инкорпорации: А. В зависимости от объема охватываемого нормативного материала: генеральная (полная) – в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта Российской Федерации; частная (частичная) – собрания и сборники нормативных актов составляются по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам; Б. По субъектам осуществления: 1) официальная (упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативноправовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства носят официальный характер): а) хронологическая (при этой форме упорядочение нормативноправовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу); б) предметная или систематическая (представляет собой упорядочение действующих нормативноправовых актов по предметному признаку, т. е. по отраслям права); 2) официозная (полуофициальная) – это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер; 3) неофициальная (внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Официальной формой опубликования она не является, поэтому на нее нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права). Консолидация – форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативноправовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений в единый свободный нормативноправовой акт без изменения содержания. Особенность ее в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативноправового акта, а также деятельность поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации, взятой на учет. Принципы организации учета законодательства: – полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве; – достоверность информации, основанная ВПАВ на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений в акты, включенные в информационный фонд; – удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве. Виды учета: 1. Журнальный учет (фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах). Формы журнального учета: а) хронологическая (нормативные акты регистрируются в журнале по датам их принятия); б) алфавитнопредметная или системнопредметная (нормативные акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту, например аванс, аккредитив, аренда и т. д.); в) тематикопредметная (рубрики разделов журнала определяются в зависимости отделения всего массива законодательства на определенные отрасли, подотрасли и юридические институты). Журнальный учет используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой. 2. Картотечный учет (создание карточек, расположенных по определенной системе). На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо полный текст такого акта. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном или автоматизированном режиме (передвигающиеся полки, тиражирование необходимых карточек и т. д.). Такой, учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации. Формы картотечного учета: а)хронологическая; б) алфавитнопредметная; в) предметноотраслевая (осуществляется путем расположения всех карточек в соответствующих разделах, подразделах, отделах, пунктах и других подразделениях). 3) Автоматизированный учет законодательства (на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики). Преимущества автоматизированного учета: —в компьютерные системы возможно заложить практически безграничный объем правовой информации; —справки о законодательстве и практике его применения можно получить при автоматизированном учете по любому интересующему абонента вопросу; компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро и сразу же ее напечатать и оттиражировать в любом количестве. 53. Понятие и признаки норм права, их виды и классификация. Понятие, признаки и виды правовых |норм Норма – это правило, образец; правовая норма – исходный элемент, кирпичик права. Норма права – общеобязательное правило поведения, санкционированное государством и обеспеченное механизмом государственного принуждения. Норма права – общеобязательное повеление, выраженное в форме государственновластного предписания и регулирующее наиболее важные общественные отношения, в идеале на началах справедливости и свободы. Признаки правовой нормы: —носит общий характер; —формально определена; —имеет общеобязательный характер (санкционирована государством, на ее защите стоит механизм государственного принуждения); –образует определенную систему; —рассчитана на неоднократность действия; —не персонифицирована; —принимается в соответствии с четко установленной законом процедурой. Классификация правовых норм: А) по функциям в механизме правового регулирования: 1) исходные (отправные) нормы, т. е. те, из которых проистекают все другие юридические нормы – самые главные. Это нормы начала (в конституции); в них закрепляются основные права и свободы человека: а) нормы принципы, в которых сформулированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм (принципы уголовного процесса, задачи гражданского законодательства и т. п.); б) определительно-установленные (содержатся либо в преамбулах законов, либо в общей части кодексов); в) нормы дефиниции, т. е. те, в которых излагаются юридические термины; г) закрепительные – это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Например, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавливающие единые признаки преступления, наказания, условия освобождения от наказания; 2) нормы – правила поведения: а) регулятивные; б) охранительные; 3)общие нормы, действующие в рамках отрасли права, содержатся в общей части кодексов; 4)специальные нормы, действующие только в рамках правового института; Б) по предмету правового регулирования (те общественные отношения, которые регулируются нормами права): 1) отраслевые правовые нормы (свойственны той или иной отрасли права): а) конституционное право; б) гражданское право и т. д.; 2)нормы материального права (имеют своим предметом общественные отношения как таковые). К ним относятся нормы уголовного, гражданского права и др.; 3)нормы процессуального права (имеют своим предметом процедуры реализации общественных отношений). К ним относятся нормы конституционно-процессуального, гражданско-процессуального права и др. 4)нормы публичного права (все нормы, которые регулируют отношения между субъектами, одним из которых выступает государство как властная сторона); 5)нормы частного права (нормы гражданского, семейного, трудового права и т. д.); В) по методу правового регулирования: 1) императивные (директивные нормы), которые прямо требуют от адресата действия или воздержания от него (исходные нормы всегда императивные). Они регулируют так называемые вертикальные общественные отношения, т. е. те нормы, которые не предоставляют адресату правовой нормы альтернативных вариантов ее выполнения; 2) диспозитивные (такие нормы, которые в отдельных сферах общественной жизни, например в имущественной, вступают в действие, если участники этих отношений сами не вырабатывают иных способов и форм решения своих споров, заключения своих договоров); 3)поощрительные (их санкции содержат указания на благоприятные последствия – награду, иные поощрения, например правила выплаты премий); 4)рекомендательные; Г) формы выражения предписания юридической нормы: 1) управомочивающие (предоставляют участникам общественных отношений право совершать действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства и т. д.); 2)обязывающие (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнить оговоренную договором работу, возвратить долг, поставить заказчику продукцию); запрещающие (запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия). 54. Структура правовой нормы. Структура логической нормы и нормы предписания. Структура правовой нормы Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще единообразно не разрешена в юридической науке. Одни теоретики полагают, что нормы права делятся на три части: 1. Гипотеза (указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться): —простая (указано одно обстоятельство, когда эта норма начинает действовать); —сложная (чтобы начало действовать правило поведения, необходимо два и более обстоятельств); —альтернативная (либо одно, либо другое обстоятельство). 2. Диспозиция (определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия): —простая (правило поведения только называется, но не раскрывается); —описательная (подробно описано правило поведения); —ссылочная или «бланкетная» (правило поведения не описывается, но дается ссылка к той норме, где это правило содержится. 3. Санкция (мера принуждения, применяемая при нарушении предписаний диспозиции): —абсолютно определенная; —относительно определенная; —альтернативная. Другие ученые придерживаются иной точки зрения. Право направлено на выполнение двух основных задач: 1) положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных поступков; 2) охрана правовых предписаний от нарушений. Наличие указанных задач предопределяет разделение всех норм – правил поведения на два основных вида: 1) нормы позитивного регулирования (устанавливают права и обязанности творческого, организующего характера, направлены на регулирование правомерного поведения, формулируют положительные веления в праве (право на предпринимательство, на наследство, обязанность платить налоги и т. д.), которые состоят из двух самостоятельных частей: — гипотезы; — диспозиции; 2) правоохранительные нормы (предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям (нормы уголовного права, меры взыскания за неисполнение договора и т. п.), обеспечивают исполнение предписаний норм положительного регулирования), состоящие из двух элементов: — диспозиции (указания на правонарушение, его признаки); санкции (меры юридической ответственности за правонарушение, предусмотренное в диспозиции). Санкции, сформулированные в правоохранительных нормах, бывают уголовными, административными, дисциплинарными и иными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.217.159 (0.008 с.) |