Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочности судна в процессе эксплуатации»

Поиск

Кафедра

«Теория и устройство судна»

 

Методические указания

по выполнению курсовой работы

 

 

«Расчет посадки, остойчивости и общей

Прочности судна в процессе эксплуатации»

 

 

Дисциплина: «Основы теории и устройства судна»

Специальность: 190170 «Технология транспортных процессов»

Разработали:

доцент,к.т.н. Самохвалов А.В.

 

 

Утверждено

на заседании кафедры ТУС

20.10.20004г. Пр.№ 2

 

 

Новороссийск-2004

Исходные данные.

При выполнении эксплуатационных расчетов по составлению грузового плана

и проверки остойчивости и общей прочности используются следующие исходные данные:

- судовая документация

- чертежи общего расположения судна

- грузовая шкала

- кривые элементов теоретического чертежа

- эпюра емкости или таблица объемов

- чертежи размещения грузов на судно

- интерполяционные кривые плеч остойчивости формы (Пантокарены)

- график изменения осадок оконечности от приема 100 тонн груза или диаграмма осадок носом и кормой

- характеристики судна

- главные размерения судна: L,B,T,D

- тип и мощность силовой установки: Ne

- плановая скорость судна в полном грузу: Vs

- численность экипажа: n э

- площадь парусности судна в полном грузу: Sn

- аппликата центра парусности: Zn

- характеристики заданного рейса;

- параметры посадки судна перед загрузкой: ,

- количество принимаемого груза

и его удельный погрузочный объем µ

- расстояние между портами S

- плотность морской воды в порту отправления ρ

- скорость судна: Vs;


 

Расчет продолжительности рейса и судовых

Запасов на рейс.

Расчет продолжительности рейса.

Продолжительность рейса рассчитывается по заданному расстоянию между портами:

час,

 

сут.

 

Расчет судовых запасов на рейс

Судовые запасы рассчитываются в зависимости от суточного расхода топлива и

воды, продолжительности рейса:

 

- необходимое количество топлива с учетом штормового

запаса (принять равным 10 % в т.)

 

т

- удельный расход топлива

Для судов с двигателем внутреннего сгорания:

 

=0,17 0,2

 

Для судов с паротурбинными установками:

 

=0,17 0,2

Ne- мощность силовой установки.

Запас смазочного масла обычно составляет 0,4-0,6 % запасов топлива:

 

=[0,004-0,006]·

Запас пресной воды для нужд экипажа определяется исходя из санитарной

нормы 70-100 литров на человека в сутки:

 

=0,1· ·

Запас провизии определяется исходя из нормы 3 кг на человека в сутки:

 

=0,003· ·

 

 

Определение водоизмещения при начальной

Посадке судна.

При заданной посадке судна (ТН, ТК) водоизмещение определяется с помощью грузовой шкалы или кривых элементов теоретического чертежа (КЭТЧ)

 

Грузовая шкала и грузовой размер на КЭТЧ строятся для посадки судна на ровный киль, без крена, дифферента, изгиба корпуса, а также для стандартной плотности воды. Поэтому к водоизмещению, посчитанному по грузовой шкале или грузовому размеру, необходимо вводить поправки.

 

Расчет водоизмещения производится в следующей последовательности:

1.Рассчитывается средняя осадка и дифферент :

 

= ; =

2. По грузовой шкале для стандартной плотности морской воды снимаются водоизмещение для

 

По кривым элементам теоретического чертежа снимаются элементы плавучести и начальной остойчивости для осадки

 

 

число тонн на 1 см осадки т/см
абсцисса центра величины м
аппликата центра величины м
абсцисса Ц.Т. Площади ватерлинии м
поперечный метацентрический радиус м
продольный метацентрический радиус м
площадь ватерлинии

 

При отсутствии на чертеже величины q её можно рассчитать по формуле:

 

=

 

 

3. Находятся поправки к водоизмещению о грузовой шкале:

- поправка на плотность воды:

= ·

– соответственно измеренная и стандартная плотность воды, стандартная = 1,025 т/ ;

− поправка на дифферент:

 

=100· · ·

- число тонн на 1 см осадки

- абсцисса ц. т. площади ватерлинии.

 

− поправка на обводы корпуса в оконечностях:

 

= -50· · ·()

где:

- отстояние марок углубления от носового и кормового

перпендикуляров соответственно, определяется приближенно по боковому

виду судна.

 

- поправки на изгиб корпуса:

 

=0,74· ·f

f- стрелка прогиба корпуса, см.

 

f= 100()

4. Водоизмещение судна с учетом поправок при начальной посадке судна.

 

 

5. Определяется положение центра величины по длине судна с учетом

дифферента по формуле:

 

 

1.4. Составление грузового плана

 

При составлении грузового плана используются:

 

Для танкеров- таблицы судовых помещений;

Для сухогрузных судов- эпюра емкостей или чертеж размещения грузов на судне

 

Таблица 1.2.

Помещения Вместимость помещения, Аппликата центра объема, Z, м Объем занятый грузом, V, уд. погр. объем, µ, Масса груза, т Плечи Моменты
,тм ,тм
трюм                  
(танк)                  
твиндек                  
итого      

 

 

При заполнении таблицы 1.2. рекомендуется пользоваться чертежом размещения грузов на судне. На этом чертеже для каждого грузового помещения имеютcя шкала F- объема принятого груза и “C”- положения Ц.Т. принятого груза. С помощью этих шкал определяют уровень в трюме и аппликату его Ц.Т. .

При отсутствии чертежа размещения груза можно пользоваться эпюрой емкости или таблицей судовых помещений.

При частичном заполнении помещений аппликата Ц.Т. груза в i-м помещении приближенно определяется по формуле:

 

= · +

 

- аппликата ц.т. объема i-го помещения(из таблицы помещений);

- вместимость i-го помещения;

- объем груза, принимаемого в помещении;

- возвышение двойного дна i-го помещения над основной

плоскостью (определяется по чертежу).

 

Координаты Ц.Т. принятого груза определяются по формулам:

= ; =

 

в) определяется абсцисса ц.т. судна до погрузки с учетом дифферента:

= -() ;

 

где =

 

г) в табличной форме рассчитываются координаты ц.т. судна после погрузки в первом приближении- таблица 1.3.

 

 

Таблица 1.3.

  масса груза плечи моменты
Х, м Z, м , тм , тм
судно перед погрузкой
судовые запасы
груз Σ
судно после погрузки = =

Расчет координат ц.т. судна

 

 

д) по водоизмещению судна после погрузки и плотности воды по грузовой шкале определяется средняя осадка .

 

е) для средней осадке с кривых элементов теоретического чертежа снимаются значения характеристик плавучести и начальной остойчивости:

 

Абсцисса Ц.В. м
Абсцисса Ц.Т. площади ватерлинии, м; м
Аппликата Ц.В. м
Аппликата поперечного метацентра м
Поперечный метацентрический радиус м
Продольный метацентрический радиус м
Момент, дифферентующий на 1 см тм/см
Число тонн на 1 см осадки т/см

 

ж) рассчитывается дифферент судна после погрузки в первом приближении:

 

t1 = =

 

Удовлетворительным можно считать дифферент в пределах 0 ÷ -0,3 м на корму.

 

з) если рассчитанный дифферент выходит за указанные пределы, то необходимо перераспределить груз и рассчитывать посадку во втором приближении. Для удифферентовки судна часть груза ΔР переносится из помещения с абсциссой Xi в помещение с абсциссой Х2.

ΔР =

 

Затем повторяются расчеты по пунктам б), г), ж),

где - желаемое изменение дифферента.

 

 

Остойчивость судна.

Поправка к метацентрической высоте на влияние свободной поверхности определяется по формуле:

 

δh=-

 

ΣΔ - суммарная поправка к статическому моменту массы судна от влияния свободной поверхности.

 

Для отдельных цистерн Δmh определяется по формуле:

- плотность жидкости, т/м3;

ix - центральный момент инерции свободной поверхности, м4.

Момент инерции свободной поверхности относительно продольной оси наклонения рассчитывается по формуле:

 

ix =klb3

где: 1 - длина отсека; b- ширина отсека; k - безразмерный

коэффициент, зависящий от формы свободной поверхности жидких грузов.

 

 

Значения этого коэффициента для простейших плоских фигур приведены в таблице

 

 

Форма поверхности l   b  
β=1 β=0 β=0

 

 

Для равнобедренной трапеции:

 

Для неравнобедренной трапеции:

 

 

Для прямоугольника:

 

Для равнобедренного треугольника:

 

Для прямоугольного треугольника:

 

 

В соответствии с требованиями Правила Морского Регистра Судоходства РФ включаются только цистерны, для которых: Δ >0,11

 

Расчеты производятся в следующей последовательности:

- составляется расчетная комбинация из цистерн каждого вида жидкого груза. Для этого составляется таблица, в которую заносятся цистерны по каждому виду груза или топлива с указанием их характеристик -таблица 1.4.

 

 

Таблица 1.4.

Таблица 1.5

Динамической остойчивости.

 

Плечи статической остойчивости рассчитываются по формуле:

l=lФ-lВ

 

или

 

l= IФ -(Zg1 –ZC1) sin Θ =lФ - a sin Θ

 

при полюсе пантокарен, расположенном в центре величины (точке С);

 

l = Iф –Zg

 

при полюсе пантокарен расположенном в начале координат (точка О),

где: Iф - плечо остойчивости формы;

IВ - плечо остойчивости веса.

 

Плечо остойчивости формы снимаются с интерполяционных кривых плеч остойчивости формы (пантокарен) по значению объемного водоизмещения:

где: ρ- плотность забортной воды.

 

Диаграмма динамической остойчивости рассчитывается по формуле:

 

Ld= = ΣlИНТ

 

 

 

 

Интеграл решается приближенным методом - методом трапеций.

 

Расчеты плеч статической и динамической остойчивости удобно выполнять в табличной форме - табл. 1.6

Таблица 1.6.

Расчет критерия погоды К.

Критерий погоды К определяется по формуле:

 

K= ,

 

где МОПР - минимальный опрокидывающий момент определяемый

с учетом бортовой качки;

МКР - динамически приложенный кренящий момент от действия ветра.

 

Расчеты критерия погоды производятся в следующей последовательности:

 

 

1. Определяется величина кренящего момента от действия ветра:

 

MKP=0,001PV Sn1 Zn1,

 

 

где PV - удельное давление ветра выбирается из табл.2.1.2.2. части

IY Правил классификации и постройки морских судов;

Snl - площадь парусности судна при выходе в рейс

 

Sn1 =Sn-δT1; δТ11Лгр

 

ТЛгр - осадка по летнюю грузовую марку;

Zn1 - плечо парусности (возвышение Ц.П. над действующей ватерлинией при Т|.)

 

Zn1=

 

2.Рассчитывается расчетная амплитуда бортовой качки - по методике Регистра

(часть IV Правил, стр. 318)

 

- амплитуда качки для судна без бортовых килей:

Θr11 Х2 Y

 

где X1,X2- безразмерные множители, принимаемые в соответствии

с табл.2.1, 3.1. - 2 и 2.1. 3.1. -3 части IV Правил;

Y - множитель, (градусы) принимается в соответствии с табл. 2.1.3.1. -1

 

Если судно имеет бортовые кили (как правило, все транспортные суда имеют бортовые кили), то расчетная амплитуда качки вычисляется по формуле:

где значение коэффициента к принимается в соответствии с табл.2.1.3.2. в зависимости от отношения ;

 

Sk - суммарная площадь бортовых килей

Для транспортных судов обычно Sk = (0,02 ÷ 0,03)LВ, т.е. в отношении:

 

=2÷3 %

 

Рассчитанное значение амплитуды бортовой качки округляется до целых градусов.

 

3. Определяется минимальный опрокидывающий момент – МОПР

 

 

Рекомендуется определять Мопр по диаграмме динамической

остойчивости по схеме, изложенной в Приложении 2 части IV Правил.

Поскольку на диаграмме по оси ординат отложены величины плеч, то

определяется плечо опрокидывающего момента IОПР а затем находится:

 

МОПР= Δ1lОПР

 

 

 

Рассчитывается значение критерия погоды:

 

 

Таблица 1.7

Таблица израсходованных запасов

N п/п     Запасы и их расположение     Масса израсходованных запасов, т     Плечи Моменты
X, м Z, м Мx, тм Мz, тм
  Топливо Масло Пресная вода          
Всего израсходовано ΣPЗАП X3 Z3 Σмх ΣМz

 

 

- рассчитывается водоизмещение судна к концу рейса:

Δ2= Δ1 - ΣPЗАП;

- определяется изменение средней осадки:

 

δТ2 =-

- определяется Т2 к концу рейса:

 

Т21+δТ2;

 

- рассчитывается поперечная метацентрическая высота:

 

;

 

- рассчитывается продольная метацентрическая высота:

 

Н21+

-рассчитывается угол дифферента от расхода запасов:

tg

- определяется осадка носом и кормой:

 

TH2=TH1+δT2+ ;

TK2=TK1+ δT2- ;

- определяется дифферент:

 

T =TH2-TK2

 

Расчет, осадок TH2 и TK2необходимо также произвести по диаграмме изменение осадок и сравнить с рассчитанными выше.

- определяется осадка ТК2 и ТH2 с помощью графика изменения осадок оконечностей от приема 100 т груза:

TH2=TH1+0,01δTH ; TK2=TK1+0,01δTH

 

где: δТН иδТК - определяют по графику изменения осадки носом и кормой при приеме 100 т. груза в точку с абсциссой, равной X3.

 

Таблица 1.8

 

N п/п Расчетные величины Расчет
            50...
  sin            
  l - из табл. 1.6            
  K1 ·l            
  K2sin            
  111 ·l-K2sin (4)-(5)                        
             
             

 

После расчета l1 и ld1 строятся диаграммы статической и динамической остойчивости и производится проверка остойчивости по правилам Регистра.

 

Кафедра

«Теория и устройство судна»

 

Методические указания

по выполнению курсовой работы

 

 

«Расчет посадки, остойчивости и общей

прочности судна в процессе эксплуатации»

 

 

Дисциплина: «Основы теории и устройства судна»

Специальность: 190170 «Технология транспортных процессов»

Разработали:

доцент,к.т.н. Самохвалов А.В.

 

 

Утверждено

на заседании кафедры ТУС

20.10.20004г. Пр.№ 2

 

 

Новороссийск-2004

Исходные данные.

При выполнении эксплуатационных расчетов по составлению грузового плана

и проверки остойчивости и общей прочности используются следующие исходные данные:

- судовая документация

- чертежи общего расположения судна

- грузовая шкала

- кривые элементов теоретического чертежа

- эпюра емкости или таблица объемов

- чертежи размещения грузов на судно

- интерполяционные кривые плеч остойчивости формы (Пантокарены)

- график изменения осадок оконечности от приема 100 тонн груза или диаграмма осадок носом и кормой

- характеристики судна

- главные размерения судна: L,B,T,D

- тип и мощность силовой установки: Ne

- плановая скорость судна в полном грузу: Vs

- численность экипажа: n э

- площадь парусности судна в полном грузу: Sn

- аппликата центра парусности: Zn

- характеристики заданного рейса;

- параметры посадки судна перед загрузкой: ,

- количество принимаемого груза

и его удельный погрузочный объем µ

- расстояние между портами S

- плотность морской воды в порту отправления ρ

- скорость судна: Vs;


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.01 с.)