Билет № 18. Установление четвертой республики во франции. Конституция 1946 года. Переход к пятой республике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 18. Установление четвертой республики во франции. Конституция 1946 года. Переход к пятой республике.



С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Фран­ции. К концу 1944 г. Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом внут­риполитической жизни страны после ее освобождения являлись бу­дущее государственного строя, разработка новой конституции. В августе 1945 г. временное правительство Франции утвердило по­ложения, согласно которым одновременно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конститу­цию, должен был состояться референдум. Избирателям предлага­лось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была приня­та новая конституция или остались в силе конституционные законы 1875 г.? 2) будет ли проект конституции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден после­дующим референдумом? В ходе референдума 96,4% голосовавших высказались за при­нятие новой конституции, 66,3% — за последующее утверждение конституции народным голосованием.

В апреле 1946 г. Учредительное собрание завершило состав­ление проекта конституции, согласно которому предполагалось создание однопалатного суверенного парламента, президент ли­шался ряда своих прерогатив; закреплялась национализация отдельных отраслей промышленности.

Результаты референдума по­требовали выборов нового состава Учредительного собрания. Был составлен новый проект конституции, ко­торый в октябре 1946 г. был утвержден референдумом.

Конституция 1946 г. В преамбуле Конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провоз­глашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кро­ме того, провозглашались равные права всех граждан независимо от пола; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и право на получение должности независимо от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсоюзов и проведение стачек, но «в рамках за­конов, которые регламентируют эти вопросы»; право на заключе­ние коллективных договоров. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, «престарелым труженикам», инвалидам; обязатель­ство республики не вести завоевательных войн: «...Не употреблять силы против свободы какого-либо народа». Объявлялось, что «вся­кое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает на­циональное или общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества».

Конституция предусматривала учреждение парламентской рес­публики.

Парламент должен был состоять из двух палат: Националь­ного собрания и Совета республики. Национальное собрание из­бирается на пять лет на основе всеобщего и прямого избиратель­ного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парла­мента и председатель Совета министров.

Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. В соот­ветствии со ст. 20 Конституции Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собрани­ем. Свое заключение по законопроектам Совет республики дол­жен представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соот­ветствует тексту законопроекта, принятого Национальным собра­нием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение только по поводу предложенных Советом республики поправок, принимая или отклоняя их полностью или частично. В случае полного или частичного отклонения поправок голосование закона во втором чтении происходит открытой подачей голосов, причем для его при­нятия требуется абсолютное большинство голосов состава депутатов Национального собрания, но при условии, что в Совете рес­публики голосование закона в целом было проведено при этих же условиях.

Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на семь лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных перегово­ров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными госу­дарствами, осуществляет обнародование законов. Вместе с тем президент может потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона (но повторное решение парламента является окончательным). Он утверждает также важнейшие пра­вительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого должен осуществляться со­ответствующий нормативный акт.

Органом, возглавляющим непосредственное государственное управление страной, является Совет министров во главе с пред­седателем. Последний выдвигается президентом после консультаций с лидерами политических фракций в парламенте. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собра­ния программу будущего кабинета. Если он получает вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров.

Председатель Совета министров обеспечивает исполнение за­конов, непосредственно руководит всем государственным аппара­том, осуществляет общее руководство вооруженными силами.

Конституция возлагает на министров коллективную ответствен­ность перед Национальным собранием за общую политику каби­нета и индивидуальную ответственность за их личную деятель­ность. Правительством в лице председателя Совета министров мо­жет быть поставлен вопрос о доверии перед Национальным собранием. Отказать кабинету в доверии может только абсолют­ное большинство депутатов Национального собрания. Такой отказ влечет за собой коллективную отставку кабинета. Принятие На­циональным собранием резолюции порицания кабинета также вле­чет его коллективную отставку.

Вместе с тем Конституция предусматривает систему противо­действия возможному злоупотреблению правом порицания со сто­роны Национального собрания: если в течение 18 месяцев про­изойдет два министерских кризиса, Совет министров может принять решение о роспуске Национального собрания. В соответствии с этим решением роспуск объявляется декретом президента. Не ранее 20 и не позднее 30 дней после этого должны быть проведены новые выборы в Национальное собрание.

Конституция фактически сохранила прежнюю систему мест­ного управления, как и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления. Глава VIII Конституции посвящалась Французскому союзу. Провозглаша­лось равенство всех частей французской колониальной империи, которые вместе с метрополией отныне составляли Французский союз. Вопросы, общие.для всего Союза, должны рассматриваться в учреждаемой Ассамблее Французского союза.

Специфические черты:

1. Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законодательству: законопроект, под­вергшийся двукратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Консти­туция, учитывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограни­чила права верхней палаты.

2. Право принимать законы было предоставлено только одной палате — Национальному собранию, которому Конституция запре­щала его делегирование.

3. Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть.

4. Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью.

Развитие Пятой республики. В 1962 г. был изменен порядок выборов президента. Он стал избираться не выборщиками, а не­посредственно избирателями. Эта конституционная реформа имела принципиальное значение: еще более укреплялась независимость президента, ставшего непосредственным избранником народа, от остальных конституционных учреждений. В 2000 г. Сенат под­твердил сокращение срока избрания президента с 7 до 5 лет.

Среди других преобразований наиболее важным явилось уси­ление ответственности правительства перед главой государства.

Вместе с тем фактически перестали действовать разделы XII и XIII Конституции, посвященные сообществу автономных госу­дарств — бывших французских колоний (они стали юридически независимыми).

В последующие годы правящим кругам удалось обеспечить преемственность власти, особенно в критический момент ухода де Голля с поста президента (апрель 1969 г.). Режим, который вначале многими воспринимался как временный, созданный под определенную личность, оказался достаточно устойчивым, способ­ным адаптироваться к новым, современным условиям. С его по­мощью были в той или иной мере решены многие острые пробле­мы, стоявшие перед страной: структурная перестройка экономики в соответствии с требованиями общего рынка, стабилизация на­циональной валюты, перестройка отношений с юридически незави­симыми государствами — бывшими колониями, упрочение между­народного положения страны. Хотя глубокие социальные антаго­низмы в обществе сохранились.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.85.246 (0.008 с.)