Билет №12. Основные этапы развития римского права. Законы 12 таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №12. Основные этапы развития римского права. Законы 12 таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум.



Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.

Зародилось оно в далекой глубине времен - тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером.

Но Рим растет, поглощая в себе другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации.

Рим изменяется внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями,

В соответствии с этим и римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний. Рим центром мирового торгового оборота.

Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от всяких местных и национальных особенностей. Нужно было право всемирное, универсальное. Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего античного мира.

1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Эпоха цивильного или квиритского права. Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). Эпоха расцвета римского права. Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему. Появляется преторское право, т.е. правовая система, сложившаяся из эдиктов преторов, и общенародное право(право народов) – это право, которое регулировало отношения между римскими гражданами и чужестранцами и между самими чужестранцами.

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

Первоначальным источником права, первоначальной формой его образования и существования был и в Риме обычай - так называемые mores majorum, обычаи предков. Так же, как и везде, эти обычаи предков на первых порах не отделялись от религиозных обрядов и правил нравственности. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae). Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Сервия Туллия.

С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме — центре политической жизни Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание римских граждан.

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились, и их содержание реконструировалось на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов.

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов.

Законы XII таблиц имели громадное значение для дальнейшего развития римского права. Явившись, с одной стороны, синтезом всей предшествовавшей эпохи обычного права, они, с другой стороны, послужили основой для дальнейшего движения вперед. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".

Плебеи часто страдали от произвола патрицианских судей, руководствовавшихся своими обычаями. По настоянию плебеев была избрана комиссия из 10 децемвиров, которая на время своей работы по Кодификации обычаев были предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства и управления. Законы отличаются формализмом и ритуальностью особенно в сфере гражданских правоотношений и гражданского процесса. В основном в таблицах были нормы, регулирующие имущественные, семейные и наследственные отношения, часть норм можно отнести к уголовному праву. Право нашедшее отражение в Законах XII таблиц составляло основу квиритского или Римского цивильного права. Манципация. Важной чертой римского права собственности было подразделение ее на два типа. К первому типу (рес манципи) относились земля, рабочий скот, рабы, здания, сервитуты; ко второму (рес нек манципи) – все прочие вещи. Для отчуждения вещей первой категории требовалось соблюдение формальностей – манципации. У жреца в присутствии 5 свидетелей, весодержателя и продавца покупатель, наложив руку на приобретаемую вещь, должен был произнести: «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов». Без манципации уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности. Все другие вещи переходили посредством простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором. Нексум. Что же касается займа, Законы 12 таблиц помимо обычных займовых операций знают еще так называемый нексум, т. е. самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в долговую тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что родные или просто сердобольные согласятся выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Но в. 326 г. до н.э. законом Петелия долговое рабство было отменено. Должник стал отвечать перед кредитором своим имуществом.

 

Билет № 13. Франкское государство. Центральное и местное управление. Военная реформа Карла Мартелла. Империя Карла Великого. Верденский договор 843 г. В Галии в 5 веке произошли глубокие социально-экономические преобразования. Здесь проявился глубокий кризис, охвативший империю. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев – восточных соседей Галии. В результате значительная часть страны была захвачена вестготами, франками и другими племенами. Из этих германских племен наиболее сильными оказались салические франки. Им потребовалось чуть более 20 лет чтобы захватить большую часть Галии.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии, католической церкви.

Исходным моментом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 салическими франками во главе с Хлодвиг I последних римских владений в Галлии. В ходе многолетних войн франки во главе с Хлодвигом завоевали также большую часть владений алеманнов на Рейне (496), земли вестготов в Аквитании (507) и франков, живших по среднему течению Рейна. В 496 году Хлодвиг крестился, приняв христианство вместе с 3 тысячам своих дружинников. Крещение было искусным политическим ходом со стороны Хлодвига. Он крестился по обряду, принятому западной (римской) церковью. При сыновьях Хлодвига было нанесено поражение королю бургундов Годомару (534), а его королевство включено во Франкское государство. В 536 остготский король Витигис отказался от Прованса в пользу франков. В 30-е гг. VI века были также завоёваны приальпийские владения алеманнов и земли тюрингов между Везером и Эльбой, а в 50-е гг. — земли баваров на Дунае.

 

Держава Меровингов представляла эфемерное политическое образование. В ней не было не только экономические и этнические общности, но и политические и судебно-административные единства (сразу же после смерти Хлодвига его 4 сына разделили между собой Франкское государство, лишь иногда объединяясь для совместно завоевательных походов). Не был одинаковым и социальный строй разных частей Франкского государства В его северных областях, гуще других заселённых германскими племенами, в VI–VII вв. преобладали общинные отношения; в междуречье Сены и Соммы на основе синтеза разлагавшихся общинных и позднеантичных институтов стал складываться феодальный уклад: началось формирование крупного частносеньориального землевладения и феодальных классов. В то же время на юге Франкского государства сохранялись существенные элементы позднеантичных отношений с характерным для них большим значением эксплуатации рабов и колонов. Различия в общественном устройстве отразились и на особенностях государственных учреждений. На юге Франкского государства сохранялись позднеримские муниципальные курии, римская налоговая, таможенная и монетная системы; основной административно-территориальной единицей оставался городской округ. Севернее Луары римская система местного управления удерживалась преимущественно в городах; в остальных местах административное устройство изменилось под воздействием франкских институтов: главной территориальной единицей стал сельский округ, включавший несколько сотен; в округах и сотнях действовали собрания свободных франков, сохранявшие известные судебные и административные права. Однако уже в конце VI века и особенно в VII веке расширились прерогативы назначавшихся королями графов, которым были переданы многие судебные дела, а также фискальные функции и право командования местным ополчением; стала сходить на нет и политическая роль ежегодных общефранкских военных смотров-собраний («мартовские поля»). Высшая законодательная, военная и исполнительная власть постепенно сосредоточивалась в руках наследственных королей, правивших при помощи королевского двора. Такие короли возглавляли каждую из основных частей Франкского государства: Австразию, Нейстрию, Бургундию. В VI–VII вв. они вели между собой непрекращавшуюся борьбу, которая сопровождалась уничтожением многих членов враждующих родов.

Важнейшие сведения об общественном строе франков сообщает так называемая «Салическая правда» — запись старинных судебных обычаев франков, произведённая, как полагают, при Хлодвиге. представителей галло-римской аристократии. Знать владела уцелевшей частью позднеримских поместий вместе с обслуживавшими их рабами и колонами (рабство отменено не было). Стремясь заручиться поддержкой знати, короли из династии Меровингов предоставляли ей важные военно-административные посты и новые земельные пожалования. Всё более усиливавшаяся знать добилась при правнуке Хлодвига Хлотаре II (король всего Франкского государства в 613–629) узаконения ряда своих привилегий, в частности контроля над местным управлением. После смерти сына Хлотаря II Дагоберта I (король в 629–639), ненадолго приостановившего рост самовластия знати, королевская власть приходит в полный упадок. Решение государственных дел переходит в руки майордомов, назначавшихся королём в каждом королевстве из представителей наиболее знатных родов. Отдельные части Франского государства — Нейстрия, Австразия, Бургундия, Аквитания — всё более обособлялись друг от друга.

В 1-й половине VIII века политическое единство Франского государства было восстановлено. Господствующего положения добилась группировка знати (вобравшая в себя высшую аристократию всех франкских королевств), возглавленная майордомами Австразии, которые сумели также привлечь к себе вновь складывавшуюся в ходе социального расслоения зажиточную верхушку рядовых свободных. Первую попытку воссоединения Франского государства предпринял австразийский майордом Пипин Геристальский (умер в 714), добившийся признания себя майордомом также в Нейстрии и Бургундии. Его сын Карл Мартелл (майордом в 715–741), сохранив права майордома в этих королевствах, вновь подчинил отпавшие в период ослабления власти Меровингов Тюрингию, Алеманнию и Баварию, восстановил власть над Аквитанией и Провансом. В начале VIII в. франкам пришлось столкнуться с арабами, которые проникли с Пиренейского полуострова в Южную Галлию с целью отторгнуть её от Франкского государства. Карл Мартелл спешно собрал военные отряды для отпора арабам, так как арабская лёгкая конница продвигалась вперёд очень быстро (по старой римской дороге, которая с юга вела на Пуатье, Тур, Орлеан и Париж). Франки встретили арабов у Пуатье (732 год) и одержали решительную победу, заставив их повернуть вспять, остановив свою экспансию в Западную Европу. Авторитет и могущество позволили Карлу Мартеллу править, не возводя на королевский престол наследников Меровингов. Усилению его власти содействовала бенефициальная реформа, установившая условный характер земельных пожалований, предоставлявшихся за службу. Сын Карла Мартелла Пипин Короткий при поддержке папы римского Захарии провозгласил себя королём Франского государства (751), основав новую династию — Каролингов. Вслед за этим по просьбе папы Стефана II Пипин Короткий выступил против лангобардов, принудил их признать верховную власть Франского государства и передал города Равеннского экзархата и Римскую область папству. При Пипине была отвоёвана у арабов Септимания (759), укреплена власть над Баварией, Алеманнией и Аквитанией.

Наибольшей силы Франкское государство достигло при сыне Пипина Карле Великом (правил в 768–814). Вновь победив лангобардов, Карл Великий присоединил их владения в Италии к Франскому государству (774), завоевал земли саксов (772–804), отвоевал у арабов область между Пиренеями и р. Эбро (785–811). Продолжая политику союза с папством, Карл добился от папы Льва III коронования императором (800), что представляло попытку восстановить Западно-Римскую империю и укрепить власть Карла Великого над многоплемённым населением Франского государства. Успехи первых Каролингов во многом объяснялись тем, что их выход на политическую арену совпал со временем, когда основная часть знати нуждалась в политической консолидации для подчинения свободного населения.

 

В VIII – начале IX вв. во Франкском государстве и в первую очередь в междуречье Рейна и Луары совершился «переворот в аграрных отношениях» [1]: большинство свободных аллодистов и их земель перешло под власть знати; ведущим типом хозяйства стала крупная вотчина с доменом; в господствующем классе распространилась система вассалитета. Благодаря широкому развитию всех этих явлений в междуречье Рейна и Луары в VIII–IX вв. побеждают феодальные отношения. В других частях Франского государства феодальный уклад заметно усиливается. В 818—820 гг. были изданы указы, при крепившие всех плательщиков податей к земле, т. е. лишившие их права свободного перехода с одного участка на другой. Каролинги приказывали крестьянам судиться у крупных землевладельцев и подчиняться их власти. Наконец, в капитулярии 847 года прямо предписывалось, чтобы каждый ещё свободный человек, т. е. прежде всего крестьянин, нашёл себе сеньора (господина). Так государство активно содействовало утверждению феодальных отношений во франкском обществе.

Жестокая феодальная эксплуатация вызывала острую классовую борьбу крестьян с феодалами. О том, что эта борьба была повсеместной, свидетельствуют и королевские капитулярии, приказывавшие строго карать восставших, и сообщения средневековых хронистов. Из этих капитуляриев и хроник мы узнаём, что в конце VIII века в деревне Сельт, принадлежавшей реймсскому епископу, произошло восстание зависимых крестьян. В 821 году возник «заговор» крепостного люда во Фландрии. В 841—842 гг. имело место так называемое восстание «Стеллинга» (что значит дословно «Дети древнего закона») в области саксов, когда свободные саксонские крестьяне вступили в борьбу как с собственной, так и с франкской знатыо, нёсшей им закрепощение. В 848 году выступили свободные крестьяне, боровшиеся против закрепощения в Майнцеком епископстве. Вторично восстание разразилось там же в 866 году. Известны и другие движения, направленные против феодального гнёта и эксплуатации. Все эти воcстания произошли главным образом в IX веке, когда завершился переворот в аграрных отношениях и процесс закрепощения крестьян принял самые широкие размеры.

 

В ходе феодализации исчезли пережитки общинных институтов в политическом устройстве. Общефранкские военные сборы были окончательно заменены ежегодными смотрами феодального конного войска («майские поля»). Основы правоотношений всех слоев населения определяли королевские капитулярии. Властью на местах обладали графы и маркграфы, из подчинения которым изымались только владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом. Общие судебные собрания в округах и сотнях были заменены коллегиями присяжных, назначавшихся сверху. Было также ограничено участие рядовых свободных в ополчении. Всё это означало дальнейшее расширение социально-экономической и политической силы знати. В IX веке она добилась установления фактической наследственности земельных владений и должностей; в её среде вновь резко усилились тенденции к политической самостоятельности. Обостряется междоусобная борьба. Уже сын Карла Великого Людовик Благочестивый (правил в 814–840) не смог сохранить целостность империи, а по Верденскому договору 843 она была разделена на три королевства, предвосхищавшие своими границами Францию, Германию и Италию (последняя была вначале соединена с землями по Роне и Рейну). Несмотря на то, что империя Карла Великого была непрочным политическим образованием, резкое ускорение в её рамках процессов феодализации благотворно сказалось на экономическом и культурном развитии: несколько оживилось развитие земледелия и ремесла, происходила распашка новых земель, расширилась внешняя торговля; в среде господствующего класса возрос интерес к образованию, литературе, светским наукам («Каролингское возрождение»).

Билет № 14. Салическая правда - памятник раннефеодального права; формы земельной собственности, преступления и наказания, судебный процесс. Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др. Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. – последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига. Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды.Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.Наиболее общая характеристика Салической Правды позволяет выделить, что она: представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков; отражает пережитки первобытнообщинного строя;

· раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появление частной собственности;

· защищает интересы имущих и их частную собственности;

· отличает ее формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесной связью с религиозными обычаями.

Важнейшим источником права являлись акты королей: эдикты, декреты, предписания (praeceptu), позднее капитулы и капитулярии.

Основное содержание Салической правды - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе, развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.Салическая правда относится к тому периоду развития франкского общества, когда процесс распада родоплеменных связей еще не завершился, не утвердилась феодальная частная собственность на землю. Земля. Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период от земледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля сохранялась и собственности общины, однако находилась в наследственном пользовании отдельных семей. Однако все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастбище. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине. Согласно главе 59 "Об аллодах", земля наследовалась по мужской линии: "Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям". В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, не поделенные луга оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями.. Употребленный в ее тексте термин "аллод" применительно к земле обозначал наследственное владение. Во второй половине VI в. во франкском обществе произошли значительные изменения. Эдиктом короля Хильперика было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но "не соседи". Таким образом, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей - аллод. С этого времени земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи. Преступления и наказания. Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета); 2)преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний. В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попыткаскрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевскогомира. Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вергельд- за убийство и пеня- за менее тяжкие преступления, размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности по-терпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободногофранка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родомроду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне. Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники- это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются "свидетелями доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи "божественной силы". Салическая правда описывает "суд божий" в форме испытания "котелком". К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания "котелком". Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Билет № 15. Образование и развитие феодального государства в Германии. «Священная Римская империя германской нации». Золотая булла 1356 года



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.011 с.)