Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 10. «Новый курс» Рузвельта. Законы 1933-1935 гг.

Поиск

Кризис 30-х годов. В XX в. в деятельности американского государства появились новые направления. Усилилось государственное вмешательство в экономику. Необходимость в этом была окончательно осознана в 30-е годы, когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому време­ни все основные капиталистические страны. В США промышленное производство снизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера в надежде на постепенный стихийный вы­ход из кризиса фактически ничего существенного не предпринима­ло. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс». Реализация программы началась почти одно­временно во всех важнейших областях экономических и социаль­ных отношений.

Спешно был принят ряд законов, призванных стабилизировать банковскую и в целом всю финансовую систему. Запрещен вывоз золота за границу. Золотой запас страны сосредоточивался в бан­ках Федеральной резервной системы (ФРС). Доллар лишался зо­лотого обеспечения, что неизбежно вело к увеличению денежной массы на рынке, но усиливало влияние правительства на ее цир­куляцию. Одновременно контроль за финансовой системой в це­лом был возложен на ФРС и созданную к этому времени Феде­ральную комиссию по ценным бумагам и биржам. Была проведена ревизия почти всех банков страны, во многом инициировавшая закрытие около 3 тыс. мелких банков. Одновременно крупнейшие банки получили из казны несколько миллиардов долларов в виде кредитов и субсидий. В таком качестве банковская система не­сколько стабилизировалась.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восста­новления промышленности. В соответствии с законом о восста­новлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся про­мышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, рас­пределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжитель­ность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д.

Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регули­рования сельского хозяйства, которая на основании Закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хо­зяйства и доведения их до уровня 1909—1914 гг. Это осуществ­лялось главным образом путем оплачиваемого сокращения посев­ных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рента­бельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создавае­мые специальные организации (трудовые лагеря), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.

Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значи­тельных денежных ресурсов, которые оказались (это было важней­шим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта.

В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства, которое носило по существу фрагментарный характер. Более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем (нанимающим­ся и наймодателем), рассматривалось судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактиче­ское социально-экономическое неравенство сторон в договоре. За­коном Норриса — Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон за­прещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать кон­тракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

В 1935 г. был принят Закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефе­деральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; пред­приниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсою­зах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением за­кона было создавано Национальное управление по трудовым отно­шениям. Его руководящий состав назначался президентом с одоб­рения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5 тыс. долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.

В 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении, явив­шийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному стра­хованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии, «если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не пре­высит 3 тыс. долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 суммы его вышеупомянутого общего заработка». Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим на­логам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим по­вышением налога на 0,5% через каждые следующие три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим на­логовым обложениям вводился налог в размере 1 % общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года на­лог повышался на 0,5%.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отно­шений и включавший значительные элементы регулирования, спо­собствовал смягчению проявлений кризиса.

Ревизия «Нового курса». По мере выхода из кризиса корпо­рации главным образом через Верховный суд стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые глав­ным образом с помощью финансово-экономических средств.

После окончания второй мировой войны произошел отход от завоеванных позиций в области трудового законодательства. В 1947 г. был принят Закон Тафта — Хартли формально в каче­стве поправки к Закону Вагнера, а фактически отменивший его важнейшие положения. Этот закон затруднял ведение стачечной борьбы. Так, предупреждение о намечаемой забастовке должно последовать за 60 дней до ее начала. Президент наделялся правом в любой момент приостановить забастовку на 80 дней (так назы­ваемый охладительный период). Государственным служащим запрещалось участие в забастовках. Не допускались стачки солидар­ности, стачки, «создающие угрозу национальным интересам стра­ны». Отменялась практика «закрытого цеха». Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забас­товкой, выходящей за рамки, предписанные законом. Устанавли­вался контроль за профсоюзными средствами, которые запреща­лось использовать для достижения каких-либо политических це­лей. Были приняты и другие законы, в той или иной мере ограничивающие права профсоюзов.

В первое послевоенное десятилетие усилилась законодательная деятельность и в другой области. В 1950 г. был принят Закон Маккарэна - Вуда, по которому создавалось Управление по контролю за подрывной деятельностью. Ему предоставлялось право определять, является ли та или иная организация коммунистиче­ски действующей организацией или организацией коммунистиче­ского фронта. Такие организации подлежали обязательной регист­рации в министерстве юстиции, а их члены фактически ограничи­вались в гражданских правах. Отказ от регистрации предусматривал достаточно жесткие санкции. В случае объявления «чрезвычайного положения» президент получал право с согласия министра юстиции отдавать распоряжение о задержании и об ин­тернировании любого лица, если имелось разумное основание по­лагать, что это лицо может потенциально представлять угрозу для национальной безопасности США. Вскоре были приняты и другие аналогичные законы. На их основе, а также на основе исполни­тельных приказов № 9835 и 10450 была развернута кампания по «проверке лояльности», в ходе которой преследованию под­верглись не только коммунисты, но и просто прогрессивно мысля­щие интеллигенты. Впоследствии эта кампания была в основном прекращена. И тем не менее в стране сложилась, функционирует и трансформируется особая система правовых отношений, которые не всегда совпадают с Конституцией.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.249.63 (0.008 с.)