Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 18. Источники феодального права Западной Европы. Обычное право. Частные кодификации. Городское право. Каноническое право. Рецепции римского права.

Поиск
Развитие феодальных отношений постепенно привело к тому, что источники права, действовавшие в VI-IX вв., в частности "варварские правды", потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву и притом местному. Во Франции эти обычаи носили название кутюмов. Кутюмы, действовавшие в различных местностях, имели общую основу, обусловленную сходством феодальных отношений и влиянием прежде действовавших источников права. Но они очень различались в отдельных положениях и деталях, и правоФранции в эпоху средневековья характеризуется необычайной пестротой. Количестве кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, применявшимися на территории провинций, существовали местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых городов. В отношении выражения и изложения юридических норм Франция делилась на две части. Юг назывался страной писаного права, север Франции - страной обычного права.Это деление четко сложилось к ХШ в. Так как южные провинции входили прежде в состав Римской империи, на юге ранции продолжало действовать римское право, за которым признавалось значение общего обычая. Сохранение писаного права на юге Франции объяснялось также существованием там более развитых экономических отношений.Римское право выступало в качестве объединяющего фактора. Наряду с ним в качестве дополнительного источника действовало множество местных кутюмов. Аналогичное положение существовало и в Германии. Грманское право характеризуется образованием многочисленных и разнородных правовых укладов, относившихся то к определенной территории, то к определенному кругу лиц. Отсутствие единой судебной системы вело к тому, что в разных судах применялись различные правовые нормы. Споры по поводу отношений между сюзереном и его вассалами н споры вассалов между собой решались в ленном суде феодала по нормам обычного "ленного права". Крепостные судились при дворе господина по местному "дворовому" праву (слуги - по "служилому"). В тех германских землях, где сложилась центральная власть, указы и распоряжения правителей дополняли старое обычное право германских племен, когда-то живших в пределах области, и образовывали так называемое земское право - ландрехт. В ландрехт входили как постановления о земском мире и привилегиях, так и общие для всего населения данной земли нормы, по которым оно судилось в судах графств и сотен. Таким образом, в средневековой Германии не существовало общей правовой системы, население жило по "партикулярным" правам. Именно эта юридическая раздробленность, этот партикуляризм облегчили впоследствии рецепцию римского права. Судебный процесс средних веков, и без того громоздкий и медленный, осложнялся отсутствием писаных источников права. Начиная с XIII в. делаются попытки изложения обычаев в виде сборников, составлявшихся юристами-практиками. Во Франции наиболее известными частными кодификациями были: "Большой сбор-ник обычаев Нормандии" 1255г.; "Большой сборник обычаев Франции" 1389г.; наиболее известна книга "Кутюмы Бовези" 1282 г., составитель которой Бомануар считается первым по времени теоретиком французского права. В XIV-XV вв. частные сборники обычаев появляются почти во всех провинциях. В Германии также производилась запись партикулярного права. Это так называемые Правовые книги. Наибольшей известностью пользовалось "Саксонское зерцало", составленное в начале XI11 в. и состоящее издвух книг, первая из которых посвящена саксонскому общему земскому праву и отражает главным образом практику судов, а вторая - саксонскому ленному праву. Содержание "Саксонского зерцала", охватывает гражданское, уголовное, процессуальное и частично государственное право. В результате переработок и распространении "Саксонского зерцала" во второй половине XIII в. появилось "Зерцало немецких людей", претендовавшее на изложение всего немецкого права, но фактически лишь немного вышедшее за рамки саксонского права. В XVII в. ЭТОМУ сборнику было присвоено название "Швабское зерцало". В XIV в. в ряде земель появились переработки "Саксонского зерцала", отражающие местные обычаи и потребности. Все указанные сборники не имели официального характера, т.е. не были обязательны для применения. С началом политического объединения Франции и с укреплением королевской власти все больше ощущается неудовлетворительность правовых источников и делается попытка их упорядочения и официальной редакции. Во второй половине XV и в XVI в. появилось большое количество таких официальных сборников кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобязательная сила. Сборники имели ограниченное местное применение. С усилением королевской власти начали приобретать возрастающее значение ордонансы - указы королей, действовавшие на всей территории королевства. Наряду с ними существовали распоряжения крупных сеньоров - ассизы. В Германии законодательная власть императоров проявлялась очень слабо. Основанное на ней "имперское" право затрагивало только отдельные вопросы: земский мир, т.е. постановления, направленные на борьбу с распрями феодалов, устройство королевской власти, предоставление мандатов и привилегий отдельным лицам и т.п.Практика городских судов выработала особое городское право, существовавшее уже в XII в. и в рассматриваемый период получившее особое развитие и значение. С ростом и развитием городов появились собственно городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и соответственно вытеснившие применение ленного и дворового права в городах. Особой известностью пользовалось право Любека, Магдебурга и ряда других городов. Право города Магдебурга (Магдебургское право) оказало влияние на соседние государства - Польшу, Литву. В X1II-X1V вв. городское право чаще всего излагалось в письменном виде, главным образом в связи с его заимствованием каким-либо другим городом. Такие изложения Магдебургского права были сделаны для городов Галле, Бреславля и др. В некоторых городах совет постановлял записать действующее право для сведения собственных граждан. В других городах записывалась судебная практика. Большое значение имели частные сборники и обработки городского права. Городское право являлось наиболее документированной и разработанной отраслью германского средневекового права. Помимо перечисленных систем права следует указать еще на каноническое право. В первую очередь оно регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви, но вместе с тем содержало ряд положений, оказавших большое влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейного права. Каноническое право было одним из факторов внесения единства в разнообразные обычаи отдельных местностей. Несмотря на усилия королевской власти во Франции в период абсолютизма преодолеть множественность источников права, каждая область сохраняла собственные кутюмы. Для единого государства, каковым стала Франция, это было большим недостатком. В то же время некоторые обстоятельства способствовали установлению общности права. В числе этих обстоятельств следует назвать прежде всего усиление влияния римского права. Распад феодальных отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особое значение регулированию обязательственных, договорных отношений. Закрепленное в сборниках кутюмов феодальное право, основанное прежде всего на земельных отношениях, не содержало предпосылок для регулирования все усложнявшейся области договорного права. В то же время эти предпосылки заключало в себе римское право. Оно давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства. В этом заключалась первая причина рецепции римского права, т.е. заимствования его положений во многих европейских странах. Вторая причина усилившегося влияния римского права связана с тем, что короли, находя в нем государственно-правовые положения, обосновывавшие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в своей борьбе с церковью и феодальными сеньорами. В качестве третьей причины следует указать повышение теоретического интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к наследству Античного мира, вызванного критическим отношением буржуазии к феодализму и переоценкой ценностей. Изучение римского права начинается уже с XI в. Здесь большую роль сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов – комментаторов римского права. Во Франции уже в XII-XI1I вв. римское право преподавали в университетах. Влияние его было настолько велико, что по настоянию церковников его преподавание в Парижском университете в 1219 г. было запрещено папской буллой. Теперь оно возрождалось вновь. Расцвет в изучении римского права во Франции приходитсяна XVI в., когда появилась так называемая историческая школа, пытавшаяся с исторических позиций объяснять отдельные институты римского права на основе тех общих данных истории, которыми она располагала. Возросший авторитет римского права не устранил, однако, деления Франции на области обычного и писаного права. На юге Франции Кодекс Юстиниана продолжал рассматриваться как письменное изложение общего обычая. На севере Франции римское право считалось не заменяющим, а только дополняющим кутюмы в качестве "писаного разума". Таким образом, нельзя говорить о полной рецепции римского права во Франции. В Германии с усилением княжеской власти путем рецепции римского права осуществлялся процесс создания общего права. Старое обычное право германских племен отражало очень низкую ступень развития производительных сил и общей культуры, и построить на его основе общее право было невозможно. Единственной известной немецким юристам законченной правовой системой было римское право. В германских университетах появились кафедры римского права. В XV-XV1 вв. издавались учебники, справочники, юридические словари, способствовавшие распространению римского права. Германские императоры покровительствовали римскому праву, так как они настаивали на своей преемственности с римскими императорами и охотно применяли к себе все положения о власти последних. Итак, в XV в. римское право широко проникло в Германию и пустило там достаточно глубокие корни. В XVI в. римское право стало основным источником норм права, особенно гражданского, во всех германских судах. Положения римского права играли роль общего права для всех земель, однако в отдельных землях в это же время шел процесс кодификации земского права. Наиболее известной кодификацией является Прусское земское уложение 1794 г. Единой и последовательной системы гражданского права в Германии в период средневековья не существовало. Английское общее право. Специфическая правовая система, получившая название "общего права", сложилась в период средневековья в Англии. Единое английское "общее право" стало образовываться начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды не имели в своем распоряжении каких-нибудь писаных общих источников и решали дела, руководствуясь "правом страны", т.е. обычным правом. Считалось что это право хорошо знакомо королевским судьям и что оно находит свое отражение в решениях судов. Однако королевские судьи черпали правила для своих решений не только в собственном знании правовых обычаев. В своей деятельности они руководствовались и предыдущими решениями судов и указаниями, которые содержались в королевских указах, выдававшихся за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. Хотя каждый указ выдавался по отдельному конкретному делу, он составлялся по определенному образцу в выражениях, однообразно формулировавших правоотношения того или иного типа. В начале XIII в. "указы" были настолько многочисленны, что появился сборник "Реестр указов", представлявший собой как бы неофициальный справочник по общему праву и постоянно пополнявшийся новыми указами.Королевские указы по судебным делам в XIIXIII вв. сыграли очень большую роль в образовании английского "общего права", но основным его источником были решения королевских судов "Общее право" - это практика королевских судов, закрепленная в судебных протоколах. С самого начала деятельности королевских судов в них велись записи дела. Протоколы суда назывались "свитки тяжб", и ссылка на содержавшиеся в них дела подтверждала наличие того или иного правила или принципа в английском праве. Наряду с "общим правом", имевшим своим основным источником судебную практику, все большее значение начали приобретать законы. Активную законодательную деятельность, существенно изменившую судебный процесс, осуществляли Генрих II и Эдуард I. Большую роль в развитии права играло парламентское законодательство. Статуты имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли "общее право" по очень многим вопросам, но они не могли преодолеть присущий ему формализм, не могли приспособить его к новым общественным отношениям. Суд канцлера и "право справедливости". Начиная с XIV в. возникает иная система права- система "справедливости", существовавшая параллельно с системой "общего права". Суд "справедливости" возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах по каким-либо формальным причинам. Король оказывал помощь просителю в порядке "милости". Все увеличивавшееся количество подобных прошений привело к тому, что король вместо рассмотрения их в совете стал передавать их для разбора своему канцлеру, который разбирал дела не по праву страны, а по справедливости, т.е. не был связан практикой общих судов. Канцлер для решения дела обращался к естественному и частично римскому праву. Суд канцлера придал правовое оформление ряду новых отношений, возникновение которых было обусловлено ростом торговли, и защищал городское население и нарождающуюся буржуазию от крупнейших землевладельцев - феодалов. Рецепция римского права в какой-то мере коснулась и Англии. В качестве составного элемента римское право не вошло в английское "общее право", но оказало большое влияние па развитие юридических доктрин в XII и XIII вв., когда закладывалось основание "общего права". Римское право сказалось на правовом положении вилланов, на различии между личным и вещным правом, на правовом режиме движимых вещей и некоторых других институтах. Однако настоящего практического значения римское право в Англии не имело.

Кодификация императора Юстиниана (Корпус юрис цивилис); ее источники и составные части.

Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528—534 гг., т.е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осуществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права, подвергшегося, однако, некоторым интерполяциям — включениям норм более позднего, в частности греческого и восточного права. На более позднем этапе истории права (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis).

Обширные кодификационные работы, которые велись под непосредственным руководством самого императора, снискавшего себе славу самого великого законодателя всех времен и народов, начались с составления Кодекса Юстиниана, Подготовка Кодекса была поручена созданной в феврале 528 года комиссии, состоявшей из десяти высших должностных лиц и юристов, среди которых особенно выделялись Трибониан и Феофил. Комиссия была уполномочена, использовав ранее изданные частные и официальные сборники, а именно: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия, собрать воедино императорские конституции, устранить имеющиеся в них противоречия, исключить устаревшие законодательные положения. Кодекс Юстиниана, первая редакция которого не сохранилась, был составлен с поразительной быстротой и издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в него законодательные акты отныне подлежали отмене.

Состав. Изначально С.Ю. включал три части: официальный учебник римского частного права (Институции); сборник извлечений из сочинений римских юристов (лат. - дигесты, и гр. - пандекты); сборник распоряжений (конституций) римских императоров от Андриана (II в. н.э.) до самого Юстиниана, касающихся административного, уголовного, финансового, церковного и частного права (Кодекс Юстиниана). Последняя, четвертая часть С.Ю. - новеллы - представляет собой сборник законов, изданных в Византийской империи в 534-556 гг. в дополнение к основному тексту кодификации. Создание С.Ю. завершило развитие римского права.

1 часть) Институция – это элементарный курс римского права, предназначенный для учебных целей и получивший юридическую силу наравне с другими частями свода. Институции были разделены на 4 книги, которые в свою очередь делились на титулы и главы. Главным источником институций послужили сочинения римских юристов Гая, Ульпиана, Павла. Институции были систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широкому кругу вопросов, что было их достоинство.

2 часть) Дигесты или пандекты (533 год н. э) – собрание выдержек из произведений римских юристов, подверженное редакционной обработке с целью устранения устаревших понятий и противоречий. Структурно Дигесты делятся на семь частей и на 50 книг, которые в свою очередь расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь юриста. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин.

Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию, брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего (например деления вещей на манципируемые и неманципируемые), смягчение отцовской власти. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т.д. Сравнительно немного, места отведено публичному праву, говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, городском управлении. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев.

3 часть).Кодекс Юстиниана (524 год н.э.) – собрание императорских конституций, которые содержали в себе общие правила. Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права, источникам права и обязанностям чиновников, книги 2 — 8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9 — 12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние — на фрагменты.

4 часть) Новеллы- конституции самого Юстиниана, изданные во время создания других трех частей свода. В них содержались весьма важные правовые нормы, в частности в области наследственного права. Они были изданы на греческом языке и не были включены в основной сборник.

Все указанные части юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один "Corpus" права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. Лишь в средние века, когда возродилось изучение римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем "Corpus Juris Civilis", под каковым названием он известен и теперь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.011 с.)