Перспективы развития горнолыжного спорта в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития горнолыжного спорта в России



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

 

В.М. Алферов, А.А. Торопов

РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инвестиции»

 

Новосибирск 2008


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибАГС

ББК (определяется в библиографическом отделе НБ СибАГС)

Рецензенты:

В.И. Огородников — кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории СибАГС

В.В. Завадовский — кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного регулирования экономики СибАГС

Алферов В.М., Торопов А.А.

Разработка инвестиционного проекта. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инвестиции»/ В.М. Алферов, А.А. Торопов.— Новосибирск: СибАГС, 2008г.— объем 35с.

 

Методические рекомендации по разработке инвестиционного проекта предназначены для студентов дневной формы обучения специальностей 080105.65 «Финансы и кредит» и 080107.65 «Налоги и налогообложение», изучающих дисциплину Инвестиции, являющуюся специальной дисциплиной федерального компонента. Рекомендации построены в виде последовательности практических заданий проектным группам, разрабатывающим инвестиционный проект. Отражают практический опыт авторов курса и могут быть использованы руководителями предприятий в практике разработки инвестиционных проектов.

© СибАГС, 2008

Содержание

1. Введение  
2. Выбор стратегии 2.1. Реализуемость проекта 2.2. Привлекательность проекта  
3. Исследование рынка и построение прогноза продаж 3.1. Рынок свободной конкуренции 3.2. Олигополия 3.3. Инновации 3.4. Сезонность 3.5. Динамика выхода на рынок  
4. План капитальных вложений и диаграмма Ганта  
5. Прогноз затрат  
6. Налоги 6.1. Упрощенная система налогообложения 6.2. Единый налог на вмененный доход 6.3. Общая система налогообложения  
7. Анализ проекта без учета финансирования  
8. Финансирование проекта  
9. Анализ устойчивости проекта  
10. Итоговый отчет  
11. Презентация проекта.  
12. Список литературы  
13. Приложение №1. Техническое задание  

 

 


Введение

 

Это методическое пособие составлено для студентов IV курса специальностей «Финансы и кредит» и «Налоги и налогообложение» Сибирской академии государственной службы.

Вы будете изучать курс «Инвестиций» в течение целого семестра. За это время вам будет прочитано 16 – 18 теоретических лекций и проведено примерно столько же практических занятий.

Вам нужно будет разделиться на небольшие проектные группы от трех до пяти человек и разработать собственный бизнес-план инвестиционного проекта. Практические занятия будут организованы в форме консультаций по разработке проекта. Во время этих консультаций вы наглядно познакомитесь с работой инвестиционного консультанта. Их роль будут играть преподаватели, ведущие практические занятия.

Во время работы над проектом вы должны будете:

· проанализировать макроэкономическую ситуацию в нашей стране и подобрать перспективную инвестиционную бизнес-идею;

· провести самостоятельное маркетинговое исследование и построить прогноз продаж для вашего проекта;

· построить план капитальных вложений и представить его в виде диаграммы Ганта;

· Построить прогноз движения денежных средств вашего проекта в виде математической модели;

· Проанализировать эффективность проекта;

· Выбрать подходящую схему его финансирования;

· Исследовать устойчивость денежных потоков и оценить риски проекта;

· Подготовить итоговые документы в виде заявки на кредит в банк или же в виде заявки на государственную поддержку;

· Выступить с презентацией вашего проекта.

На последнем занятии будет организована инвестиционная сессия, на которой вы представите ваш проект. Лучшие проекты по оценке ваших коллег будут поощрены.

Для того чтобы успешно справиться с поставленными задачами, вам необходимо создать проектную группу. Лучше будет, если ваша проектная группа будет небольшой и хорошо организованной. Мы бы не советовали вам подбирать членов группы исходя из личных симпатий. Опыт показывает, что лучше ориентироваться на деловые качества. Было бы очень полезно, если бы в составе вашей группы оказались студенты способные справиться со следующими ролями:

· Финансист – аналитик;

· Маркетолог – исследователь рынка;

· Специалист по информационным технологиям, хорошо владеющий Интернетом и MS офисом.

· Лидер, способный организовать и возглавить работу вашей проектной группы.

Итак, ваше первое задание, к первому практическому занятию:

· Определите состав вашей проектной группы.

· Составьте Техническое задание на проектирование. Пример такого задания приведен в Приложении №1.

 

Выбор стратегии

Выбирая идею вашего проекта, учтите несколько важных обстоятельств.

 

Реализуемость проекта

Помните, что вы разрабатываете учебный проект, поэтому не следует увлекаться очень большими и сложными идеями.

При работе над проектом вам понадобятся специальные знания из выбранной области. Выбирая в качестве темы проекта строительство мусороперерабатывающего завода, объективно оцените ваши знания в области современных технологий переработки мусора.

И в то же время проект должен быть достаточно сложным и интересным, для того чтобы во время работы над ним вы могли бы чему-то научиться. Помните, что вам придется провести небольшое самостоятельное маркетинговое исследование и построить достаточно убедительный прогноз объема продаж, а так же создать и проанализировать финансовую модель вашего нового предприятия.

 

 

Привлекательность проекта

Вам необходимо найти идею проекта, которая была бы способна принести прибыль инвесторам. При выборе такой идеи вы обязательно столкнетесь с постоянно встречающимся противоречием. С одной стороны, есть инвестиционные предложения, которые уже реализованы, для них вы сможете достаточно надежно собрать всю необходимую информацию о продажах, и расходах проекта. Ваши расчеты будут очень надежны. Но вероятнее всего вы докажете, что конкуренция в этой отрасли достаточно высока и подобные предприятия, может быть, когда-то в прошлом и приносили большую прибыль своим собственникам, но сегодня они окружены со всех сторон конкурентами. Примером таких проектов может оказаться сауна с бильярдом или салон красоты. С другой стороны, прибыльными могут оказаться инновационные проекты, реализуемые в новых отраслях, там, где рынок еще не сформировался. К сожалению, ключевая информация о проекте, в частности о возможных продажах, будет крайне ненадежна. Постарайтесь найти разумный компромисс между банальностью и неудержимой инновационностью вашего проекта.

 

Для выбора идеи проекта вам понадобится хороший макроэкономический обзор развития экономики России за последние несколько лет. Обратите внимание на важнейшие тенденции, действующие в таких сферах как Социология, Технология, Экономика и Политика. Проведите то, что в практике стратегического планирования называется STEP анализом. Пример такого анализа вы сможете найти в книгах Филиппа Котлера[1]. Конечно же, нас будут интересовать не столько общемировые тенденции, сколько то, что происходит на вашем потенциальном рынке – в Новосибирске или, что еще лучше в той области откуда вы приехали.

Один пример того, что мы хотим узнать. Темпы сокращения розничной торговли продуктами питания во время кризиса обычно меньше чем темпы падения ВВП, но и во время экономического роста эта отрасль растет медленнее экономики в целом. Иная картина складывается в строительстве и производстве строительных материалов. Темпы роста в этих отраслях, как правило, в три – четыре раза выше темпов роста экономики в целом. Но, небольшое замедление темпов роста ВВП может вызвать серьезный кризис в инвестиционном комплексе страны. Как долго будет продолжаться экономический рост в России?

Исследуя привлекательность отрасли, полезно проанализировать действие пяти сил Портера на ваше будущее предприятие. Прочитайте статью Майкла Портера «Как конкурентные силы формируют стратегию»[2]. Обратите внимание на то, а не находится ли ваше будущее предприятие в зависимости от одного поставщика или же от одного потребителя.

Обязательно найдите два – три аналитических обзора положения дел в отрасли. Мы уверены, что много интересного можно найти в Интернете. Большую помощь окажут такие издания как Коммерсант, Эксперт. Почитайте региональные издания, например, Континент-Сибирь. Очень полезно будет понаблюдать за передачами канала Вести 24. Организуйте постоянное наблюдение за выбранной вами отраслью. Все время работы над проектом ведите архив, в который включайте копии статей, фотографии и файлы, полученные из Интернета.

Работа над стратегией проекта будет продолжаться постоянно. Не исключено, что за две недели до сдачи проекта вы решите полностью поменять свой проект. Так бывает и в жизни.

Но к тому сроку, который зафиксирован в Техническом задании, вы должны подготовить доклад и выступить с ним на одном из практических занятий в группе. Структура доклада может быть произвольной.

Вот один из возможных вариантов.

 

И Новосибирской области

 

1. Макроэкономические тенденции в перспективе до 2010 года.

a. Рост объемов производства и доходов населения.

b. Изменения в потребительском поведении.

2. Развитие физической культуры и массового спорта в Новосибирской области и соседних регионах.

a. Основные центры активного отдыха в Новосибирской и соседних областях.

b. Новые требования к комфорту и безопасности.

3. Образ горнолыжного комплекса ближайшего будущего.


Задание группам.

Подготовьте письменный доклад объемом не менее двух тысяч слов. Вы должны выступить с докладом в группе. Доклад должен сопровождаться презентацией, подготовленной в формате MS PowerPoint 2003.

 

Рынок свободной конкуренции

На этих рынках появление еще одного игрока практически не изменяет соотношение между спросом и предложением. Примером такого рынка может быть рынок фотоуслуг. Как-то раз нас попросили посчитать бизнес-план фотолаборатории, печатающей снимки с аналоговых и цифровых носителей. Мы попросили студентов отметить на карте города все фотолаборатории и приемные пункты фотопечати. Через три дня у нас была прекрасная карта города, на которой было отмечено более ста пятидесяти фотолабораторий и приемных пунктов. Очевидно, что появление еще одного такого пункта не изменит рынок существенным образом. Далее мы попросили студентов выбрать несколько фотолабораторий и понаблюдать за ними внимательнее. Студенты измерили трафик (число прохожих, проходящих мимо выбранной лаборатории в час). Так на пример, на углу Красного проспекта и улицы Орджоникидзе, возле входа в магазин Пятерочка осенью в рабочий день в хорошую погоду с 18 до 19 часов проходит от 2 000 до 2 200 человек в час. Затем студенты посчитали число клиентов фотолаборатории. Для разных лабораторий отношение числа клиентов к трафику колебалось от 6 до 18 на тысячу человек, проходящих мимо. Нетрудно было посчитать и средний чек. Он на момент обследования составлял от 75 до 110 рублей. Имея эту информацию, легко оценить торговый потенциал места, выбранного заказчиком для размещения своей фотолаборатории.

Если месторасположение вашего бизнеса – единственное конкурентное преимущество, то полезно оценить ареал вашего предприятия. На пример, вы решили открыть средний по набору услуг финесс-клуб. На карту нанесите ваших конкурентов. Отметьте место вашего предприятия. Выделите те дома, из которых ходить в ваш клуб будет удобнее, чем во все остальные. Подсчитайте численность населения, живущего в ареале вашего предприятия. Оцените долю населения, посещающего фитнес-клубы. Это будет целевая аудитория вашего предприятия. Подумайте о том, как привлечь их в ваш клуб.

 

Анализ недостатков ваших конкурентов. Обойдите все аналогичные предприятия. Если это пиццерии, то пообедайте в каждой из них, если это парикмахерские, то – подстригитесь. Если можно, то сфотографируйте их фасады и внутренние интерьеры. Составьте подробный список недостатков каждого из конкурентов. Постарайтесь в своем проекте их избежать.

 

Олигополия

Довольно часто появление еще одного игрока приводит к переделу рынка. Несколько лет назад компания «Красный Восток» решила построить в Новосибирске завод по производству пива. Конкуренция на пивном рынке, как известно, очень высока. Как же авторы проекта обосновали объем продаж? На новосибирском рынке рядовое пиво представлено двумя группами сортов. Есть местное винаповское пиво очень низкого качества по цене 13 рублей за полулитровую бутылку. Есть пиво среднего качества, привезенное из европейской части страны. Поскольку в себестоимости привозного пива затраты на транспорт могут достигать 20 – 25%, полулитровая бутылка среднего качества стоит уже 20 – 25 рублей. Маркетологи Красного Востока решили, что если на рынке появится пиво лучше местного, но дешевле привозного, то у него есть шанс найти свою нишу. Какая часть потребителей местного пива согласится доплатить дополнительно 2 – 3 рубля за бутылку пива чуть лучшего качества, а какая часть потребителей откажется от привычного сорта пива ради экономии двух – трех рублей. Входя на рынок, ответьте себе на вопрос о том кого вы собираетесь победить ценой, а кого – качеством своей продукции. Помните, что в условиях роста доходов потребители большее внимание обращают на качество, чем на цену.

 

Инновации

Наиболее сложная задача – прогноз продаж товара или услуги еще не появившейся на местном рынке. Например, вы решили организовать в Новосибирске керлинг-центр. Если попробовать провести социологический опрос населения и попытаться узнать, сколько человек и какую сумму готовы заплатить за один сеанс керлинга, то вероятнее всего вы узнаете, что большинство респондентов просто не знают что это такое. Как быть? Но ведь большинство хорошо знакомых сегодня товаров и услуг когда-то были инновациями. Боулинг, фотолаборатории, пицца, суши – это примеры вчерашних инноваций, оказавшихся успешными. В этом случае предлагается использовать опыт, накопленный в Москве, Петербурге и других городах более развитых, чем Новосибирск. Нужно собрать данные о продажах в этих городах и скорректировать их на численность и доходы населения. Не забывайте, что в Москве населения в десять раз больше чем в Новосибирске, а среднедушевой доход в три раза выше.

Итак, прогноз продаж, в конце концов, должен ответить на два простых вопроса:

· Сколько покупателей будет у вас?

· И сколько каждый из них вам заплатит?

Это и будет тем максимумом, к которому ваше предприятие должно будет стремиться.

Теперь нужно подумать о колебаниях продаж. Они возникают, как минимум, по двум причинам:

· Сезонность;

· Динамика выхода на рынок.

Сезонность

Если вы решили организовать пейнтбольный клуб, подумайте о том, как будут различаться ваши продажи летом и зимой. Если вы решили организовать ресторан, то на ваш бизнес будет влиять число праздников и выходных дней в месяце. Если вы организуете свадебный салон, то для вас будут важны народные традиции.

Динамика выхода на рынок

Если вы откроете обувной магазин или же компьютерный клуб, то в день презентации у вас будет масса посетителей, но почти все они будут вашими друзьями или родственниками. Сколько человек придет к вам на следующий день? И как число посетителей будет достигать своего максимума? Опыт показывает, что магазину или салону красоты необходим год, для того чтобы достичь своего максимума. А вот ночной клуб может достичь своего пика продаж в первый же месяц и оказаться полупустым уже во второй. Как вы думаете, сколько времени нужно агентству недвижимости, стоматологической клинике, частному детскому саду, фитнес-клубу, для того чтобы достичь своего максимума продаж.

Постройте таблицу в MS-Excel, в которой можно было бы задать цену (или средний чек), динамику сезонности и выхода на рынок. В результате таблица должна показать вам рост продаж за два – три года. Таблица должна дать возможность экспериментально исследовать и наглядно иллюстрировать зависимость объемов продаж от выбранных параметров.

 

 

Рис. 1. Прогноз объема продаж.

 

С разработкой прогноза продаж непосредственно связана разработка плана рекламной кампании. Подумайте о том, через какие каналы вы проинформируете потенциальных клиентов о вашем предложении. Соберите данные о стоимости и эффективности различных рекламных каналов. Составьте бюджет рекламной кампании.


Таблица №1. Бюджет рекламной кампании.

 

Рекламные каналы июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Итого
Дорогое удовольствие                
Навигатор                
Европа +                
Ролик на НТВ                
Постер                
Презентация                
Промоутеры в вузах                
Итого                

 

Вполне возможно, что ваш проект будет предусматривать продажи в кредит. Например, вы решили организовать производство слингов – матерчатых поясов, перекидываемых через плечо, в которых матери носят младенцев. Наиболее перспективными для вас будут продажи через крупные торговые сети. Постарайтесь выяснить, какую часть продукции удастся продать за наличные, а какую – с отсрочкой платежа, на сколько дней оптовик задержит платеж по сравнению со сроками, оговоренными в договоре.

 

Задание группам.

1. Оцените объем продаж столовой СибАГСа. Подготовьте отчет о проведенном вами исследовании.

2. Подготовьте доклад об исследовании выбранного вами рынка.

  • Охарактеризуйте тип вашего рынка.
  • Подробно опишите способ, каким вы оценили объем продаж.
  • Собранную информацию представьте в виде таблиц и диаграмм.
  • Постройте модель прогноза продаж в виде таблицы в MS Excel.

3. Приготовьте презентацию вашего выступления с помощью MS PowerPoint.

 

План капитальных вложений и диаграмма Ганта

Настало время поработать над планом освоения капитальных вложений. Вам необходимо создать документ, который отражал важнейшие характеристики инвестиционного этапа проекта:

· Набор работ;

· Продолжительность;

· Логическую последовательность;

· Стоимость;

· Ограниченность трудовых и материальных ресурсов.

В практике работы над большими проектами могут быть использованы сложные методы сетевого планирования и дорогостоящие программные продукты их реализующие. Для наших целей будет достаточно диаграммы Ганта, реализованной в MS Excel.

Создайте прямоугольную таблицу, в которой строки будут работами, а столбцы – неделями. Каждую работу отразите закрашенной полосой. Работы выстройте в их логической последовательности. Не начинайте монтаж оборудования до тех пор, пока не закончен ремонт помещения.


Табл. №2 Пример диаграммы Ганта.

 

1 Работы апрель май июнь июль август Итого
Регистрация предприятия            
Ремонт помещения            
Закупка оборудования            
Найм персонала            
Пополнение оборотных средств              
Рекламная кампания            
Итого           1 080

 

Итоговый столбец – это смета затрат инвестиционного проекта. Итоговая строка – это график его финансирования. Эта строка будет использоваться в Таблице движения денежных средств.

Уделите особое внимание информации о стоимости оборудования, его условиях поставки, требованиях к помещению. Всю эту информацию можно найти в Интернете. Постарайтесь развить в себе этот очень полезный навык – поиск информации в сети.

Задание группам.

1. Подготовьте несколько предложений по выбору оборудования. Каждое из предложений должно содержать технические характеристики оборудования и его стоимость.

2. Сформулируйте технические требования к помещению. Составьте примерный список строительных работ и их ориентировочную стоимость.

Информацию об оборудовании можно найти в Интернете. Объемы и стоимость строительных работ обсудите с одной из строительных компаний.


Прогноз затрат

Начните с прогноза переменных затрат. Это затраты, которые зависят от объема производства. К ним можно отнести сырье, расходные материалы, малоценный инвентарь и мелко-срочный ремонт оборудования. Установите удельные нормы расхода на единицу продукции. Например, в стоматологии расходные материалы составляют 10%, мелко-срочный ремонт оборудования – 1% от объема продаж.

 

Табл. 3. Пример фрагмента таблицы удельных переменных затрат.

 

Статья Удельные затраты
Расходные материалы 10%
Ремонт оборудования 1%

 

Составьте бюджет постоянных затрат. Он может выглядеть примерно так.

 

Табл. 4. Пример бюджета постоянных затрат.

 

Статья Сумма
Аренда помещения 25 000 р.
Телефон, Интернет 6 000 р.
Канцелярские расходы 2 100 р.
Содержание оргтехники 1 700 р.
Хозрасходы и текущий ремонт 3 000 р.
Коммунальные платежи 8 800 р.
Транспорт 9 000 р.
Охрана 4 200 р.
Представительские расходы 3 000 р.
Итого 53 800 р.

Для того чтобы спланировать заработную плату составьте штатное расписание. Для каждой категории занятых укажите численность, оклады и премии в процентах от объема продаж.

 

Табл. 5. Пример штатного расписания.

 

Должность Численность Оклад Премия
Директор   40 000 р. 0.5%
Бухгалтер   20 000 р.  
Повар   25 000 р. 0.1%
Кухонный рабочий   15 000 р.  
Официант   10 000 р. 0.5%
Охранник   10 000 р.  
DJ   10 000 р. 0.5%
Итого   230 000 р. 1.6%

 

Задание группам.

1. Составьте помесячную таблицу движения денежных средств. В ней отразите зависимость:

· переменных затрат от объемов производства;

· постоянных затрат от времени года;

· опережение закупок сырья и расходных материалов по сравнению с продажами;

· отставание выплаты премий от продаж.

2. Всю эту информацию соберите в одну таблицу MS-Excel. Заведите два листа. Один можно назвать Data, другой – Cash-Flow. На первом листе разместите таблицу удельных затрат и бюджет постоянных затрат. На втором соберите таблицу движения денежных средств.


Налоги

Безусловно, прогноз движения денежных средств не может быть построен без учета налогов. Но, нет смысла рассчитывать налоги с большей точностью, чем рассчитан прогноз продаж.

Выберите одну из трех возможных систем налогообложения.

 

Задание группам.

Выберите систему налогообложения.

Рассчитайте ежемесячные и ежеквартальные налоги.

Докажите, что выбранная система налогообложения оптимальна.

 

Задание группам.

Постройте таблицу движения денежных средств, включающую в себя:

· Продажи;

· Инвестиции;

· Операционные расходы;

· Налоги;

· Итоговый прогноз движения денежных средств.

· Рассчитайте три критерия эффективности вашего проекта.

 

Финансирование проекта

 

Чистый и накопленный денежные потоки, построенные на предыдущем этапе, будут содержать отрицательные значения. На инвестиционной стадии проекта это произойдет из-за самих инвестиций. После запуска проекта, вероятнее всего продажи будут меньше постоянных издержек. И чистый денежный поток станет положительным только после того как, объем продаж превысит точку безубыточности. Но и после этого возможно сезонное падение спроса и ежеквартальная выплата больших налогов. Это приведет к появлению отрицательного денежного потока. В некоторых проектах дооборудование будет продолжаться и после запуска проекта. Иногда возникнет необходимость во второй очереди проекта.

Чистый денежный поток показывает величину кассовых остатков. Очевидно, что она не может быть отрицательна. Значит необходимо разработать какую-то схему финансирования. Обычно рассматривают два источника – собственные средства инвесторов и заемные средства банка. Большинство инвесторов считает, что лучше работать полностью на заемных средствах. Банки считают, что кредит может превышать половину стоимости проекта в исключительных случаях. Поэтому вам придется построить модель, которая позволяла бы исследовать разное соотношение собственных и заемных средств.

Рекомендуем поступить следующим образом.

Заведите группу строк «Финансирование проекта».

Первую строку назовите «Кредит».

Диаграмма Ганта позволяет определить общий объем инвестиций. Заведите ячейку, в которой укажите долю заемных средств. Общий объем капитальных вложений умножьте на это значение. Это сумма кредита. Полезно округлить ее до целого значения тысяч рублей. Это и будет ваша заявка на кредитование. Вероятнее всего банк согласится выдать эту сумму одним траншем. Напомним, что кредит – это входящий денежный поток и он будет отражаться положительными числами.

Вторую строку назовите «Погашение кредита».

В нее вставьте регулярные выплаты в счет погашения кредита. Например, вы рассчитываете погасить кредит за три года, тогда разделите сумму кредита на 36 и вставьте полученные числа в эту строку. Не забудьте только, что погашение – это исходящий денежный поток и он в таблице движения денежных средств отражается отрицательными числами. Можно предусмотреть отсрочку погашения кредита. Это выглядит особенно разумным, если ваш проект предусматривает длительное строительство.

Третью строку назовите «Остаток долга».

Это будет разница между остатком долга на начало месяца и погашением кредита в текущем месяце. Строка носит служебный характер и в денежном потоке не суммируется.

Четвертую строку назовите «Выплата процентов».

Уточните в банке ставку кредитования для таких заемщиков как вы. Разделите ее на 12 и каждый месяц начисляйте проценты на остаток долга. Эту сумму придется выплачивать ежемесячно. Она будет исходящим потоком, и отражаться отрицательными числами. Банк различает капитал и доход. Поэтому иногда его удается убедить в том, что вам необходима отсрочка в погашении основного тела кредита. В конце концов, какая разница у кого из заемщиков сейчас находятся деньги банка, главное чтобы он своевременно получал по ним доход. Но проценты должны выплачиваться ежемесячно, начиная с первого месяца кредита.

Пятую строку назовите «Расчеты с учредителями».

На начальных этапах проекта учредители должны регулярно вносить собственные средства для финансирования проекта. Эти средства для проекта входящий денежный поток и они также отражаются положительными числами. Подберите их вручную так чтобы, накопленный денежный поток всегда оставался положительным, и его величина не была бы меньше 10% от затрат месяца.

Начиная с того момента, когда чистый денежный поток станет устойчиво положительным, вручную подберите круглую сумму, которую можно будет учредителям изымать из оборота предприятия без ущерба для финансово-хозяйственной деятельности. Чаще всего этот поток резко возрастает после выплаты кредита. В первый месяц квартала он бывает заметно меньше чем во втором и третьем месяцах из-за выплаты налогов.

После проведенных расчетов может возникнуть необходимость вернуться в самое начало и откорректировать их еще не один раз. Вполне возможно, что на начальных этапах проект не генерирует денежного потока, достаточного для выплаты процентов и погашения кредита. И у учредителей не достаточно собственных средств для этих целей. Придется увеличивать сумму кредита и на первых порах выплачивать проценты и погашать кредит кредитными деньгами. Если такая ситуация возникнет, лучше сказать банку об этом заранее.

Приготовьтесь к тому, что у банка подобные расчеты вызовут иронию и он потребует все пересчитать. Если понадобится, то пересчитаем. Но вы сами уже оценили, способен ли проект выдержать банковское кредитование. А так же, что не маловажно, вы пришли в банк с уверенным пониманием того какую сумму, и на каких условиях вы готовы занять.

Рассчитайте NPV и IRR денежного потока учредителей. В качестве ставки дисконтирования возьмите депозитную ставку банка.

Задание группам.

Дополните таблицу движения денежных средств разделом финансирование проекта, включающим в себя следующие строки:

· Кредит;

· Погашение кредита;

· Остаток долга;

· Выплата процентов;

· Расчеты с учредителями.

Рассчитайте критерии эффективности для потока денежных средств учредителей.

Анализ устойчивости проекта

Собранные вами данные носят приблизительный характер. Все они основаны на сомнительных предположениях и часто содержат просто досадные ошибки. Добиться безусловной точности в прогнозе движения денежных средств просто невозможно. Оказывается, что этого и не нужно делать. Исходные данные следует собирать с разумной точностью. Прежде чем затевать дорогостоящее исследование, определите то, на сколько собираемые данные влияют на конечный результат.

Исследуйте вашу модель на устойчивость.

Выберите несколько показателей, которые кажутся вам наиболее значимыми. Чаще всего ими будут цены, объемы продаж в натуральном выражении, проценты по кредиту, цены на ключевые компоненты. Определите, как зависит величина чистого денежного потока от изменения этих величин. Вы уже построили график накопленного денежного потока. По этому графику вы определяли срок окупаемости проекта.

 

Рис. 2. График накопленного денежного потока.

 

Выберите какой-то момент времени после срока окупаемости и запомните значение накопленного чистого денежного потока. Один из выбранных параметров изменяйте с шагом в 10%. Увеличивайте его и уменьшайте по сравнению с базовым значением. Фиксируйте полученные значения накопленного денежного потока и занесите полученные значения в таблицу. Постройте график отражающий зависимости накопленного чистого денежного потока от изменения выбранных параметров.

 

 

Рис. 3. Зависимость финансового результата от изменения важнейших параметров.

 

Рассчитайте точку безубыточности и запас финансовой прочности вашего проекта. Не забудьте в состав затрат включить налоги.

Составьте прогнозный аналитический баланс предприятия. Определите состав собственных и заемных средств. Используя данные о стоимости заемных средств и доходности проекта, рассчитайте финансовый рычаг и минимальную долю собственных средств необходимую для устойчивого погашения кредита.

 

Итоговый отчет

Вам необходимо написать бизнес-план. За образец возьмите формат бизнес-плана, предлагаемый для предоставления инвестиционного кредита коммерческими банками или же Администрацией субъекта Федерации для предоставления государственной поддержки.

Вы получите в электронной форме набор документов:

· образец бизнес-плана, в формате УРСА банка, содержащий текст и таблицы приложений,

· Таблицы Прогноза доходов и расходов и Прогноза движения денежных средств, в формате Транскредитбанка,

· Постановление Главы Администрации Новосибирской области № 6 от 17 января 2005 года, содержащее текст бизнес-плана и таблицы приложений.

Вы должны будете подготовить текст вашего проекта и рассчитать все необходимые таблицы. Поскольку вы учитесь в Сибирской академии государственной службы, будут приветствоваться документы, подготовленные в форме заявки на получение государственной поддержки от Администрации субъекта Федерации. Если вы приехали из других регионов, то мы бы настоятельно рекомендовали вам найти аналогичные документы, подготовленные Администрацией вашей области. Можно использовать форматы бизнес-планов, подготовленные другими банками. Но для этого необходимо объяснить, почему вы считаете условия предоставления кредита в этих банках лучше, чем в УРСА или же в Транскредитбанке.

При подготовке бизнес-плана и таблиц приложений вы обязательно столкнетесь с тем, что в них требуется излишне подробная информация, явно не имеющая отношения к вашему проекту. Например, вас могут попросить рассчитать объем продукции, производимой на экспорт, а в вашем проекте экспорт не предусмотрен. Пропустите эти таблицы.

Но помните, что упрощение предложенных форм должно быть разумным. Не выплесните с водой и ребенка.

 

Презентация проекта

На последней неделе занятий состоится инвестиционная сессия, на которой вы будете представлять ваш проект. Лучшие проекты будут поощрены. Система оценки проектов и их поощрения будет уточнена позже.

Подготовьте презентацию вашего проекта на этой инвестиционной сессии. Для этого вам необходимо подготовить:

· Итоговый отчет

· Доклад

· Презентацию проекта.

Как подготовить итоговый отчет, рассказано в предыдущем разделе. Теперь пора заняться докладом.

Начните с плана. Вот возможный вариант плана:

 

1. Название проекта.

2. Состав проектной группы.

3. Основная идея проекта.

4. Краткий обзор макроэкономических тенденций и обоснование стратегии.

5. Описание товара или услуги.

6. Сегментация рынка.

7. Анализ конкурентов.

8. Прогноз продаж.

9. Выбор организационно-правовой формы и системы налогообложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.154 с.)