Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные подходы и концепции современного менеджмента.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функция мотивации: сущность и современные теории мотивации. Мотивация — это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Основные задачи мотивации: формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда; обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения; формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации. Выделяют следующие формы мотивации: внутреннюю мотивацию; внешнюю мотивацию. Мотивирование человека из вне есть прямое воздействие на человека с помощью каких-либо методов (сил), которые заставляют его совершать определенные действия. Мотивирование изнутри можно определить как косвенное воздействие на человека с целью формирования заданной мотивационной структуры. Суть мотивационного процесса состоит в реализации следующих этапов: определение потребностей (физиологических, психологических, социальных), поиск путей устранения потребностей, мотивирование, поведение, получение результата, сравнение с ожиданиями (полное удовлетворение потребностей, частичное, неудовлетворение). В теоретической литературе выделяют два подхода к мотивации: содержательный и процессуальный. Содержательные теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. Теория мотивации по А. Маслоу.Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп: физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.; потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем; социальные потребности — необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка; потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям; потребность самовыражения, т. е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей. Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации. Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Теория мотивации Фредерика Герцберга. Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает факторы, вызывающие удовлетворенность работой: еория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда.
Организационные структуры. Классификация и характеристика основных видов организационных структур. Структура управления – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Основные факторы, определяющие вид оргструктуры: масштаб производства, объем продаж, номенклатура продукции, уровень специализации, концентрации, степень развития инфраструктуры и др. Виды: выделяют линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную и матрично-штабную, проблемно-целевую структуры аппарата управления. Линейная структура. При линейной структуре управления руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня управления и связаны с вышестоящей системой только через него. Плюсы: руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений, простота и четкость подчинения. Минусы: каждый руководитель при линейной структуре обязан быть высококвалифицированным специалистом, обладающим разносторонними знаниями, необходимыми для выполнения комплекса работ по управлению производством. Функциональная структура. В основе формирования функциональной структуры управления лежит принцип полноправного распорядительства: каждый руководитель имеет право давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию. Линейно-функциональная структура. Структура управления линейно-функционального типа сохраняет принцип единоначалия. Деятельность функциональных руководителей при этом сводится к поискам рациональных вариантов решения задач, к умелому доведению своих рекомендаций до линейного руководителя, который на этой основе сможет обеспечить эффективное управление. Таким образом, появляется возможность привлечения к управлению производством высококвалифицированных специалистов и обеспечения наилучших условий руководителям для решения более важных, глобальных проблем. Все это позволило аппарату управления линейно-функционального типа оставаться до настоящего времени основной организационной формой управления. Проблемно-целевые структуры. Сущность проблемно-целевых структур заключается в том, что они базируются на комплексном управлении всей производственной системой в целом как единым объектом, ориентированным на отдельную цель. При этом выделяются коллективы работников, каждый из которых занимается решением определенного вида проблем (проектов), возникающих перед предприятием и имеющих различную целевую направленность. Матричная структура. Главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Преимущество матричной формы организации управления состоит в том, что она позволяет преодолеть внутриорганизационные барьеры. Матрично-штабная структура. При всей компетенции органов линейного руководства и руководителей проектов в матричной структуре необходимо все же их непосредственное сотрудничество с целью разработки требований к результатам выполнения программ, анализа альтернатив управленческих решений на основе высокой профессиональной ориентации и т.д. Это обстоятельство становится все более очевидным в условиях управления многофункциональными программами, требующего увеличения числа тематических и линейных руководителей.
Содержание управления производственной деятельностью предприятия. Сущность управления производственной деятельностью предприятия составляет определение и разрешение проблем обеспечения результативности и эффективности этой деятельности в длительном периоде. В том числе: определение потребности и платежеспособного спроса в конкретных товарах и услугах, на удовлетворение которого может быть ориентировано производство; создание и/или адаптация производственной системы для удовлетворения этого спроса и эффективное управление производственной системой для достижения желаемого (планируемого) результата. Содержание управления производственной деятельностью предприятия включает три блока работ: 1. Разработку и реализацию общей стратегии и направлений производственной деятельности предприятия. 2. Разработку и внедрение производственной системы, включая проектирование изделий и производственных процессов, подготовку и принятие решения о производственных мощностях и их размещении (местоположении), проектирование производства (предприятия), организацию работ и нормирование труда. 3. Планирование и контроль функционирования производственной системы. Общей, интегральной характеристикой любого производства является его эффективность. В качестве показателя относительной эффективности деятельности предприятия в менеджменте используется понятие производительности. Ранее мы определили производительность (гл. 5) как количество выпущенной системой продукции (услуг), отнесенное к количеству потребленных на входе системы ресурсов. Эффективность производства при таком подходе определяется как результаты производственной деятельности (оцениваемые рыночной стоимостью произведенных выходов), отнесенные к общей величине затрат предприятия для достижения этих результатов на его соизмеримых входах, выраженные в экономических категориях. Рыночная стоимость выходов определяется как количеством единиц произведенных товаров (услуг), так и другими факторами (пользующийся спросом ассортимент, удовлетворяющее покупателя качество, своевременность выпуска конкретной продукции и т.д.). Затраты по приобретаемым материалам и сырью, по оплате труда, по другим расходам, связанным с производством и продажей товаров и услуг, определяются по фактическим расходам на проданную продукцию в соответствии с калькуляцией ее себестоимости с учетом общих расходов предприятия на производственно-сбытовую деятельность и ее обеспечение. Производственные системы имеют большое разнообразие применительно к конкретным условиям рынка и производимым товарам (услугам), к конкретным предприятиям и регионам, а также с учетом возможных технологий и организации производства. Применительно к собственным особенностям производства (то есть к организации системы, непосредственно перерабатывающей поступающие на ее вход ресурсы в процессе производственной деятельности) это разнообразие определяется: - видом технологии переработки, в том числе единичное и мелкосерийное производство, серийное и массовое производство, непрерывное производство; - спецификой конкретной технологии переработки потребляемых ресурсов, определяемой видом продукции и ее характеристиками (телевизионное производство, автомобилестроение, производство продуктов питания и т.д.); - масштабами продаж и соответственно – объемом производства; - уровнем кооперации и соответствием его бизнеса собственной производственной деятельности предприятия. Производственная деятельность предприятия требует большого комплекса обеспечивающих работ. Поэтому функции непосредственного управления производственной деятельностью, то есть процессом переработки сырья в продукцию и услуги, тесно увязаны с другими видами управленческой работы на предприятии. Между функциональными подразделениями и отделениями промышленного предприятия (корпорации) существуют весьма сложные и взаимоувязанные отношения.
Основные подходы и концепции современного менеджмента. Процессный подход отражает представление управления организацией как единого процесса, включающего непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций. Системный подход в менеджменте исходит из того, что предприятие (организация) представляет открытую систему, действующую во взаимодействии с внешней средой. Системный подход ориентирует руководителей на рассмотрение организации в процессе управления как совокупности ее взаимосвязанных элементов (внутренних переменных), таких как люди, структура, задачи и технология, управленческие воздействия на которые определяется необходимостью достижения целей организации в условиях изменения факторов внешней среды. Системный подход в менеджменте позволяет увидеть предприятие в единстве составляющих его частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. При этом необходимо иметь в виду, что системный подход следует рассматривать как способ мышления по отношению к предприятию и управлению, помогающий руководителю лучше понять деятельность предприятия и более эффективно достичь его целей. В основе системного подхода лежит идея декомпозиции и интеграции системы (в качестве которой рассматривается предприятие), ее подсистем и элементов при анализе их взаимосвязей с внешней средой и принятии управленческих решений, обеспечивающих получение желаемого результата с учетом совокупного воздействия внешних и внутренних факторов. Ситуационный подход концентрирует внимание на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Сам процесс управления необходимо рассматривать как систему взаимосвязанных внутренних переменных организации, факторов внешней среды и конкретных методов управления. Так как существует множество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то не существует единого «лучшего» способа управления предприятием. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Центральным моментом в нем является ситуация, включающая конкретный набор внутренних и внешних по отношению к предприятию ситуационных факторов, которые существенно влияют на результативность его деятельности в рассматриваемый момент времени. Ситуационный подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией. Это способ мышления о проблемах предприятия и их решениях. Суть ситуационного подхода заключается в том, что в каждом случае принятия решения управление должно концентрироваться на ситуационных различиях между предприятием и внутри его, определяя и выделяя значимые для данной ситуации конкретные ситуационные факторы (внутренние и внешние), определяющие эффективность деятельности предприятия. Современные концепции менеджмента. Развитие современного менеджмента принято подразделять на два этапа: менеджмент 1960-1980 гг. и менеджмент с 1980-х гг. по настоящее время. Для первого периода (1960-1980 гг.) было характерно дальнейшее одновременное развитие различных подходов к управлению: процессный подход, системный и ситуационный подходы, а также использование количественных методов в управлении (количественный подход). Менеджмент 1980-1990-х гг. и начала 21-го в. характеризуется развитием различных концепций, направленных на решение проблем адаптации и повышения эффективности управления предприятием в высоко динамичных условиях развития современного общества, в том числе стратегический и маркетинговый подходы. Важнейшее значение в обеспечении эффективного управления предприятием приобретают проблемы его взаимодействия с внешней средой, учета изменений внешней среды и деятельности отдельных компаний, ориентации конкретного предприятия в сложившихся условиях на максимальное использование возможностей внешней среды и самого предприятия. Поиск решения указанных проблем привел к формированию ряда современных концепций менеджмента, направленных на обеспечение эффективной деятельности организаций в сложившихся условиях развития общественного производства и мирового рынка. В качестве примера современных концепций менеджмента рассматриваются: концепция адаптации, концепция глобальной стратегии и концепция целевой ориентации, как наиболее известные и признанные в практике. Далее произошло развитие в современном менеджменте новых подходов и концепций управления, объединенных общим понятием маркетингового подхода. Реализация маркетингового подхода ориентированна на развитие и использование маркетинга в системе управления для решения проблем развития крупных промышленных организаций, в том числе транснациональных корпораций, на основе наиболее полного удовлетворения общественных потребностей и платежеспособного спроса. Реализация маркетингового подхода в практической деятельности организаций выступает как система управления, являющаяся ключевой составляющей современного менеджмента.
2. Планирование как функция управления. Цели, задачи и содержание функции. Основные этапы и модель процесса планирования. Планирование персонала (эквиваленты, встречающиеся в литературе - кадровое планирование, планирование рабочего состава предприятия) определяется как "процесс обеспечение организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на правильные должности в правильное время"1. По другому определению, планирование персонала - это "система подбора квалифицированных кадров, при использовании двух видов источников - внутренних (имеющиеся в организации служащие) и внешних (найденные или привлеченные из внешней среды), имеющего своей целью обеспечить потребности организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки"2. Эти определения взяты из американских источников. А вот следующее – результат разработки наших, отечественных специалистов. “Кадровое планирование - это направленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально - квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием”3. Как видно, зарубежные источники концентрируют внимание главным образом на планировании потребности организации в кадрах, тогда как отечественные принимают это лишь в качестве одного из видов кадрового планирования, выделяя кроме того еще ряд понятий (планирование использования персонала, планирование его обучения и так далее). Наипервейшая задача планирование персонала - это "перевести" имеющиеся цели и планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, т.е. вывести неизвестную величину необходимых работников из наличного уравнения планов организации; и определить время, в которое они будут затребованы. И как только эти неизвестные величины будут найдены, в рамках кадрового планирования необходимо вывести, составить планы достижения выполнения этих потребностей. По-существу, каждая организация использует кадровое планирование, явно или неявно. Некоторые организации проделывают в этом плане серьезные исследования, другие ограничиваются поверхностным вниманием в отношении планирования персонала. Как бы там нибыло, но долговременный успех любой организации несомненно зависит от наличия необходимых служащих в необходимое время на правильно выбранных должностях. Организационные цели и стратегии достижения этих целей имеют значение лишь тогда, когда люди, обладающие требуемыми талантами и умением, занимаются достижением этих целей. Недобросовесно выполненное, и тем более – вовсе проигнорированое, кадровое планирование способно спровоцировать серьезные проблемы уже в самое короткое время. Основные задачи кадрового планирования разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его видами, увязка кадрового планирования с планированием организации вцелом, организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации, проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации, содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании, улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации. Кадровое планирование включает в себя: прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям) изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программы мероприятий по его «освоению» анализ системы рабочих мест организации разработка программ и мероприятий по развитию персонала.
3 Функция организации: определение и содержание функции. Принципы департаментации и делегирования полномочий. В современном менеджменте можно выделить два подхода к классификации функций управления. Первый подход предусматривает выделение общих, универсальных функций управления. Он отражает содержание процесса Управления в любой организации и не зависит от специфики объекта управления. Функции могут быть классифицированы следующим образом: планирование, организация, мотивация, контроль. Отдельные авторы дополнительно выделяют как самостоятельнее универсальные функции управления координацию и регулирование. Функция организациипредставляет вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она обеспечивает координацию деятельности всех подразделений и сотрудников организации для достижения поставленных целей. функции управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации. Второй подход базируется на первенстве критериев, определяющих особенности объекта управления. В рамках этого подхода выделяется система частных функций управления конкретным объектом (производство, наука, другие специфические объекты управления), реализующих приведенные выше универсальные функции управления (в полном объеме или частично) с учетом специфики рассматриваемого объекта и содержания процесса управления им. Осуществляют такие функции соответствующие специализированные подразделения организации (предприятия).
4 Функция контроля: содержание и основные задачи контроля, этапы и модель процесса контроля. Контроль как функция менеджмента представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания организации на выбранном (запланированном) пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности организации с установленными планами (стандартами) и принятия необходимых корректирующих действий. Для обеспечения этой функции на всех предприятиях создаются соответствующие системы контроля с целью организации оперативной обратной связи между реальными показателями деятельности предприятия и его планами. Чем точнее и оперативнее такие системы, тем большая вероятность достижения желаемого результата за счет своевременной корректировки как предпринимаемых усилий для достижения целей, так и самих целей с учетом изменения реальной ситуации во внешней и внутренней среде организации. Критерием эффективности любой системы контроля служит ее способность обеспечивать возможность (организационные и информационные условия) для принятия своевременных управленческих воздействий по достижению целей организации. Все системы контроля, несмотря на их огромное разнообразие, базируются на единой идее обратной связи и на единых элементах функции контроля. К основным элементам функции контроля обычно относят этапы процесса контроля. Необходимыми элементами организации контроля также являются типовые технологии реализации функции контроля и основные задачи, решаемые контролем для достижения целей организации. Этапы процесса контроля (как основные элементы контроля) включают: Установление показателей деятельности предприятия, которые должны оцениваться в процессе контроля. Измерение фактически достигнутых результатов и определение отклонений от установленных величин (стандартов). Проведение корректировок в случае, когда достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Значение контроля проявляется в том, что контроль является неотъемлемым элементом эффективной деятельности организации. Необходимость функции контроля вытекает из самой сути деятельности организации, так как планы и обеспечивающие их структуры всегда содержат неполноту и неопределенность представления руководством организации ее деятельности- в будущем. Множество разнообразных факторов внешней среды и обстоятельств внутри самой организации также могут помешать в достижении желаемого результата. Кроме того, изменения внешней среды и самой организации, также могут создать новые возможности для достижения ею более весомого результата (дополнительной экономической или социальной выгоды). Эти и другие проблемы должны быть учтены при организации системы контроля на конкретном предприятии. С учетом этого основные задачи реализации функции контроля должны включать: обнаружение и устранение неопределенности; предупреждение возникновения кризисных ситуаций; поддержание успеха и широту контроля. Выделяют различные виды контроля деятельности организации для достижения ее целей: предварительный, текущий и заключительный.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.021 с.) |