Роль «Я-концепции» в жизни личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль «Я-концепции» в жизни личности



«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

Рис. 23.4. Роль «Я-концепции» в жизни личности

1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воз действия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охра няют целостность и постоянство «Я-концепции».

2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».

3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»), При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

Рис. 23.5. Я-концепция как источник установок и ожиданий личности

Реальность <<Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

□ ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;

□ чувством личной адекватности индивида;

□ отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ

После своего формирования «Я-копцепция» имеет статический и динамический компоненты. Последний может меняться в зависимости от отдельных успехов и неудач личности, результатов его взаимодействия с другими людьми, конкретных ситуаций.

Несмотря на наличие индивидуальных различий в процессе формирования «Я-концепции», это образование закономерно проходит три стадии (табл. 23.2).

Таблица 23.2. Этапы самосознания (формирования «Я~концепции»)

Этапы развития Содержание
До 3 лет Осознание границ своего тела. Способность к самостоятельным действиям с предметами. Восприятие себя как активного субъекта. Формирование место имения «Я"
Дошкольный возраст Период развития самооценки, которая в основном основывается на чужих мнениях (родителей и воспитателей). Представления о себе неустойчивы и эмоционально окрашены
Школьный возраст Складывается логическое мышление. На основе сопоставления мнений разных людей о себе формируется собственное мнение. Самооценка становится более стабильной, важную роль занимают моральные нормы

 

"ГЛАВА 24. ОБЩЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, СРЕДСТВА И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

Общение — это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения могут являться не только люди, но и другие живые организмы, но лишь на уровне человека процесс общения опосредован речью и становится осознанным.

Содержанием общения может быть:

передача информации (например, учитель математики объясняет ученикам теорему Пифагора);

передача умений и навыков (учитель физкультуры обучает спортсменов технике прыжка в высоту);

групповая деятельность (бригада каменщиков строит дом).

Цель общения определяется целью той деятельности, в рамках которой оно осуществляется (передать или получить информацию, понять другого человека, воздействовать на него).

Средства общения могут быть вербальными (когда в основном используется смысловое содержание слов) и невербальными (с применением жестов, мимики и интонации).

Функции общения. Общение выполняет разнообразные функции, наиболее важными из которых являются;

1) бмен информацией (пример: покупатель узнает у продавца цену товара и интересуется возможностью скидок);

2) воздействие на других людей (пример; налоговый инспектор призывает предпринимателя вовремя сдавать налоговую декларацию);

3) соблюдение социальных условностей (пример: заходя в комнату, мы говорим «Здравствуйте»);

4) выражение своих чувств (пример: школьный учитель выражает недовольство опозданием ученика);

5) получение обратной связи о себе (пример: студент спрашивает у своего товарища, насколько убедительно он выглядел во время выступления на студенческой конференции).

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Всего можно выделить пять основных классификаций общения. Они представлены на рис. 24.1.

Тип классификации зависит от того, какой принцип разделения видов общения заложен в его основу:"число участников, основное содержание, степень опосредованности и пр.

По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно передается по невербальным каналам, поэтому этот вид общения используется чаще в деловых ситуациях.

По соотношению «цель — средство» общение можно разделить на деловое (общение как средство достижения бизнес - целей) и личностное (само общение выступает как цель).

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Деловое общение формирует и развивает деловые способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества. К деловому общению относятся деловые встречи, деловые переговоры и деловая переписка, Этот вид сохраняет основные функции обычного общения, но имеет некоторые специфические черты:

□ определенная формализованность;

□ нацеленность на результат;

□ преобладание информационной составляющей над эмоциональной.

По главной цели можно выделить три формы общения: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

По количеству участников можно выделить четыре варианта общения. Классификация по этому критерию представлена на рис. 24.2.

Рис. 24.2. Классификация общения по количеству участников

Для конкретизации их содержания приведем примеры.

Межличностное: два бизнесмена во время деловых переговоров, две подруги встречаются после долгой разлуки, общение психолога и его клиента на консультации.

Лично-групповое: руководитель предприятия и коллектив фирмы на трудовом собрании, преподаватель и студенты на занятиях.

Межгрупповое: две спортивные команды во время состязания.

Одностороннее: молитва, письмо, не дошедшее до адресата, обращение к потомкам и т.д.

По своему основному содержанию общение может носить биологический характер, иметь когнитивный, эмоциональный или материальный характер или же относиться к конвенциональному типу (рис. 24.3).

Рис. 24.3. Классификация общения по его основному содержанию

Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной или духовной культуры. Примером его является прямая продажа товаров или услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.022 с.)