Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы решения мыслительных задачСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе мышления можно выделить ряд стадий, через которые про ходит мысль, начиная от возникновения проблемной ситуации до окончательного формирования идеи (рис. 9.5). Рис. 9.5. Этапы мыслительного процесса В обыденной жизни человек далеко не всегда может проследить все эти стадии, однако их осознание делает процесс мышления более четким и эффективным.
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ При помощи творческого мышления человек в процессе познавательной деятельности создает субъективно новый продукт. Можно выделить двенадцать параметров креативности (то есть выраженной способности к творческому мышлению). Чем больше этих факторов имеется у того или иного человека, тем выше уровень его креативности. 1. Чувствительность ко всему новому. 2. Способность к обнаружению и постановке проблем. 3. Способность к генерированию большого числа идей. 4. Гибкость ума — способность оперативно менять подходы к решению проблемы, что позволяет быстро перебирать различные варианты дей ствий. 5. Оригинальность — способность к нестандартным ответам. 6. Стремление совершенствовать объекты, добавляя к ним детали. 7. Способность к анализу и синтезу. 8. Способность к действиям в уме. 9. Смелость — способность идти на разумный риск. 10. Готовность преодолевать препятствия. 11. Готовность противостоять мнению окружающих. 12. Толерантность к ситуациям неопределенности. Для реализации творческого мышления необходимы определенные условия. С другой стороны, существует ряд иных условий (факторов), которые тормозят творческое мышление человека. Эти две группы условий показаны в табл. 9.5. Таблица 9.5. Факторы, влияющие на творческое мышление
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ Индивидуально-личностная детерминация мышления Мышление развивается в процессе индивидуального развития. При этом что-то определяется генотипом, а что-то — в процессе обучения и социализации. Понятно, что ученик, посещающий специализированную школу с математическим уклоном, имеет больше шансов развить свои мыслительные способности, чем ученик музыкальной школы. С другой стороны, имеется множество фактов, указывающих на наличие одаренности в области мышления, которая проявляется очень рано. Поэтому психологическая наука говорит об индивидуально-личностной детерминации мышления. Мышление как высшая психическая функция зависит от множества психологических и биологических причин. На нее влияют тип ВНД, уровень вегетативного и гормонального баланса, характер работы человека, его социальное окружение, уровень образования, мотивации, установки и характер.. Поэтому существует такое понятие, как индивидуальный стиль мышления, по которому люди отличаются друг от друга. Нарушения мышления Для простоты можно представить себе, что мышление состоит из двух блоков — мотивационного (<<Чего хочет человек?») и операционного («Как этого добиться?»). При различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития встречаются разнообразные нарушения мышления. При поражениях лобных долей мозга страдают механизмы программирования и контроля, а другие интеллектуальные операции остаются сохранными. Поражение ассоциативных зон затылочной доли, на оборот, приводит к нарушению наглядно-образных форм мышления. При поражении речевых зон левого полушария наблюдаются затруднения в формировании или восприятии речи. Варианты нарушений мышления показаны в табл. 9.6. Таблица 9.6. Нарушения мышления
К патологическим нарушениям мышления относится олигофрения — недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате патологической наследственности или органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде. При этом наблюдается нарушение равновесия между возбуждением и торможением в коре головного мозга, недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление. По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении. 1. Дебильность — человек владеет элементарными навыками письма, счета и может овладевать простыми профессиями. 2. Имбецильность — когда имеются элементы речи, но запас слов мал, произношение неправильно, познавательная деятельность крайне мала. 3. Идиотия — наиболее глубокое нарушение психического развития. ГЛАВА 10. ВООБРАЖЕНИЕ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.139 (0.006 с.) |