Творческое воображение ученых и изобретателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческое воображение ученых и изобретателей



Активное творческое воображение (у ученых, изобретателей), как правило, проходит четыре стадии (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Стадии творческого воображения

Наиболее длительной является вторая стадии, на которой происходят анализ и синтез исходной информации и возникновение новых ассоциаций, образов, представлений и суждений. Очень короткой, но важной является третья стадия, которую еще называют инсайтом — внезапным пониманием новой идеи или возникновением нового образа. Последний этап содержит минимум элементов воображения, тем не менее, он очень важен для воплощения новых идей в практику.

Известный советский изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, создатель теории изобретательства, выделял пять уровней творчества (рис, 10.3).

Рис. 10.3. Уровни творческого воображения

На первом уровне роль воображения минимальна и творчество носит в основном репродуктивный характер. Примером третьего уровня творчества может служить открытие животного электричества

Луиджи Гальвани, лежащее на стыке биологии и физики. Примерами пятого уровня творчества являются открытия гелиоцентрической системы Николаем Коперником, механизмов эволюции Чарльзом Дарвином и роли бессознательного в жизни человека Зигмундом Фрейдом.

ГЛАВА 11. РЕЧЬ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РЕЧИ И ЯЗЫКЕ

Речь есть процесс материализации мысли. Под этим термином в психологии понимают процесс общения людей посредством языка, а также используемую человеком для передачи информации систему звуковых сигналов и письменных знаков!

Речь - главное приобретение человечества, катализатор всех его достижений. Она делает доступными не только те объекты, с которыми непосредственно контактирует человек, но и отсутствующие в его индивидуальном жизненном опыте. Это позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал раньше, но перенесенными из опыта других людей. Основное предназначение языка - закрепление за каждым словом определенного значения, то есть обобщение ряда схожих предметов или явлений в одном символе.

Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.

Язык ~ это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. В этом смысле данное понятие более широкое, чем речь, так как включает в себя помимо слов еще жесты, мимику, символы, знаки и пр. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания (лингвистики), го речь является психологическим процессом формирования и передачи мыс ли средствами языка. Как психологический процесс речь является пред метом раздела психологии, называемого психолингвистикой.

Выделяют следующие признаки языка:

□ исторически сложившееся средство общения;

□ система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл;

□ развивается относительно независимо от человека, по законам лингвистики;

□ отражает менталитет конкретного народа, его социальные установки и мифологию.

Человеческий язык имеет сложную структуру, включающую в себя лексику, грамматику и синтаксис. Лексика — это слова с их значениями; грамматика — система различных форм слов; синтаксис — набор пра вил, по которым строятся предложения (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Структура языка

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ

Словами человек обозначает все то, что воспринимает при помощи органов чувств. Таким образом, слово становится своеобразным «условным раздражителем», которое может заменять реальные предметы и явления. И. II. Павлов назвал слова «сигналами сигналов», образующими вторую сигнальную систему (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Сигнальные системы человека

 

Сигнальные системы человека

       
   

 


Первая сигнальная система базируется на сигналах, непосредственно поступающих от органов чувств и вызывающих соответствующие ощущения(прикосновение к горячему предмету вызывает ощущение боли, что ведет к рефлекторному сокращению мышц руки и удалению от раздражителя)   Вторая сигнальная система основана на словах, заменяющих сигналы от рецепторов (крик «Осторожно, горячо!» вызывает отдергивание руки от предмета еще до его касания, как будто бы рецепторы кожи уже получили соответствующую информацию)

 

Различие сигнальных значений слов у человека и животных показаны на рис. 11.3.

 

Рис. 11.3. Сигнальные значения слов у человека и животных

Характерные черты механизма условного рефлекса второй сигнальной системы. 1. Отвлеченный сигнал — слово действует не звуком, а заключенным в нем понятием. 2. 2, Понятия, выраженные словами, подкрепляются тем, что человек видит, слышит, делает сам и обсуждает с другими людьми. 3. 3. Сознательная деятельность человека направлена на обеспечение жизненных потребностей каждого человека через пользу людям   Характерные черты механизма условного рефлекса первой сигнальной системы. 1. Конкретность сигнала. 2. Безусловная основа подкрепления (например, пищевой или половой рефлекс). 3. Биологическая природа достигаемого приспособления (например, к наилучшему питанию)

 

 

Сигнальное значение слова у человека связано с его смысловым значением (слова «дорожка» и «тропинка» вызывают одинаковые ответные реакции)   У животных сигнальное значение слова обусловлено его звуковым исполнением {слова «лечь» и «печь» запускают одинаковые условные рефлексы)

 

Они обусловлены тем, что для животных слово — лишь набор звуков, запускающих тот или иной условный рефлекс, в то время как для человека слово — есть обобщающий символ, обозначающий целый класс предметов или явлений.

Выделяют следующие свойства рефлексов второй сигнальной системы.

1. Непрерывное синтезирование, расширяющее содержание словесных сигналов (возбуждение анализаторного комплекса, выражающего определенное понятие, непрерывно иррадиирует на смежные слова).

2. Возможность одномоментного формирования и перестройки сигналов второй сигнальной системы. Например, человек, прочитав на дверях кафе «закрыто на ремонт», перестанет туда ходить, чтобы не терять времени понапрасну, в то время как животному требуется большое количество сочетаний для угасания условных рефлексов.

3. Отображение во второй сигнальной системе временных связей, образованных в первой, и наоборот. Например, у человека выработали условный двигательный рефлекс на звук звонка. После этого вместо того, чтобы включить звонок, экспериментатор произнес слово «звонок». Испытуемый ответил той же двигательной реакцией.

4. Отвлеченность понятия, выраженного словом, находится в обратном отношении к прочности его связи с конкретными раздражителями действительности. Трудно закрепляются значения таких отвлеченных понятий, как «политология» или «сенсибилизация», и гораздо легче и прочнее вырабатываются реакции на слова «огонь» или «яблоко».

5. Более высокая утомляемость и подверженность внешним влияниям второй сигнальной системы. При утомлении; заболевании или снижении мотивации в первую очередь ослабляются реакции на словесные сигналы, в то время как реакции на раздражители первой сигнальной системы еще сохраняются в полной мере.

Кроме конкретного слово может. иметь и абстрактное, обобщающее значение. На этой основе формируется мышление, которое тесно связано с речью, так как слова уже содержат элементы обобщения и абстрагирования. Так, понятие «стул» включает в себя существенные свойства— наличие горизонтальной поверхности для сидения и спинки, и абстрагируется от цвета, формы и материала, из которого этот стул сделан.

Устная и письменная речь позволяет человеку обучаться на чужом опыте, что позволяет людям быстро приспосабливаться к окружающей среде. Формирование устной речи связано с лобной долей левого полушария, а письменной — с височной и теменной долями.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЕЕ ВИДЫ

Этапы развития форм речи показаны на рис. 11.4.

Существуют различные виды речи, которые последовательно развивались в процессе филогенеза (рис 11.5). В настоящее время все эти виды присутствуют в общении в той или иной форме.

Самой древней формой является устный диалог. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких людей, обмен репликами. В ходе совместного труда и жизни люди испытывают потребность со­гласовать свои действия, обменяться информацией. Психологически диалог является наиболее простой формой речи.

Первоначальной формой диалога первобытных людей являлась комплексная кинетическая речь, которая включала в себя как звуки, так и движения всего тела и возникла примерно 500-600 тыс. лет назад (стадия питекантропов и синантропов)

Ручная кинетическая речь с преимущественным использованием жестов — 200-300 тыс. лет назад

Звуковая речь в виде лепета возникла 100-150 тыс. лет назад (стадия неандертальцев)

Настоящая членораздельная речь стала главным средством общения примерно 40-50 тыс. лет назад (стадия кроманьонцев)

Письменная речь появилась 5-6 тыс. лет назад. Сначала в виде иероглифов и пиктограмм, и лишь потом в виде букв, обозначающих отдельные звуки

 

 

Рис. 11.4. Развитие форм речи

 

Особенности диалога проявляются в следующем: Q автономности (состоит из вопросов, ответов и реплик, которые сами поддерживают разговор);

эмоциональном контакте (без него диалог быстро заканчивается или превращается в свою крайнюю форму — допрос);

ситуативности (диалог всегда привязан к чему-то конкретному, имеющему значение для обоих участников).

В процессе исторического развития из диалога возник монолог, а затем — внутренняя речь. Письменная речь сформировалась позже

всего.

Монолог - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли. Примерами монолога являются лекция, доклад, устный рассказ, выступление. Отличительными особенностями монологической речи является ее непрерывность, низ кий уровень невербальных компонентов, связанность, наличие развернутых фраз и повторений, что вызвано необходимостью донести своп мысли до слушающих.

Полилог — одновременная речь нескольких человек (примером является митинг).

Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. В отличие от внешней, внутренняя речь имеет свой особый синтаксис. Для нее характерны отрывочность, фрагментарность и сокращенность.

Письменная речь — это речь посредством письменных знаков. Первоначально она представляла собой иероглифы и пиктограммы (Древний Египет), ее символы отражали целые слова и даже выражения, и лишь со временем письменная речь стала состоять из букв, обозначающих отдельные звуки. Но и сейчас в некоторых языках отдельные символы обозначают целые слова (китайский, корейский).

Помимо вышеназванной, существуют и иные подходы к классификации вербальных коммуникаций, в частности, разделение их на от дельные виды исходя из предмета обсуждения или форм речевой активности. Основные виды вербальных коммуникаций, используемых в человеческом обществе, показаны в табл. 11.1.

Таблица 11.1. Виды вербальных коммуникаций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.018 с.)