Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По специфическому содержанию (модальности).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Радост ь — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. В ее основе лежит переживание чувственного удовольствия. У человека радость — социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психического и соматического здоровья человека. Удивление — не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением обстановки и может вызывать последующие позитивные эмоции — если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Печаль — негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разлука, разочарование). Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами иустановками субъекта. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или вообра жаемой опасности. Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представ лениям о подобающем поведении и внешнем облике. Интерес — позитивная эмоция, без которой невозможно освоение нового. Интерес подавляет боль и усиливает радость. ДЕТАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ОТДЕЛЬНОЙ ЭМОЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СТРАХА) Внутри каждой модальности существует своя классификация разновидностей той или иной эмоции. Разберем возможные подходы к классификации эмоций на примере страха. Разобьем все страхи на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные (рис. 13.7).
Рис. 13.7. Классификация страхов
К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человека, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей1. Исходя из этого принципа страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти — к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) — на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т. д. Для практического психолога наибольший интерес представляют социальные страхи личности, которые наиболее часто встречаются в психологической практике. Среди множества социальных страхов можно выделить восемь главнейших разновидностей, образующих четыре пары страхов. Эти четыре пары страхов изображены на рис. 13.8, а описание отдельных видов страхов по каждой паре дано в табл. 13.3. Рис. 13,8. Разновидности социальных страхов Подробнее данная классификация раскрыта в книге: Щербатых Ю. Избавиться от страха? Это просто. — М.: Эксмо, 2006.
Таблица 13.3. Социальные страхи личности
Экзистенциальные страхи личности также можно разделить на четыре группы, каждая из которых состоит из нескольких видов сходных эмоциональных переживаний (рис. 13.9). Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты. В крайнем случае, эти страхи могут принимать характер навязчивости и превращаться в фобии (клаустрофобию или агорафобию). Рис. 13.9. Разновидности экзистенциальных страхов Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью. Страх перед жизнью может принимать форму страха перед непонятностью и огромностью окружающего мира, в котором приходится жить, страха перед таинственными и загадочными явлениями, а также страха перед бессмысленностью жизни. Страх перед собой может принимать различные формы: непонимания себя, своих подсознательных мыслей, страха перед своими возможными поступками или страха потерять контроль над собой, сойти с ума. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ Первыми теориями эмоций были субъективные теории. Согласно им органические проявления эмоций являются следствием психических явлений. Так, Иоганн Гербард считал, что эмоции - есть отражение взаимодействия различных представлений, а Вильгельм Вундт полагал, что эмоции отражают влияние психологических чувств и переживаний на течение представлений. Первой попыткой объективного подхода к изучению эмоций была эволюционная теория эмоций Чарльза Дарвина, которую он изложил в книге «Выражение эмоций у человека и животных». В ней представлен эволюционный принцип рассмотрения развития психики и показана связь эмоциональных реакций антропоидов и слепорожденных детей. Согласно мнению этого ученого телесные проявления эмоций — суть рудименты прежних эволюционно оправданных приспособительных реакций (страх приводил к увеличению мощности мышечных реакций за счет выделения адреналина). Кроме того, в процессе эволюции, эмоции развивались как механизмы адаптации к общественной жизни — улучшая коммуникацию. Периферическая теория эмоций была разработана (независимо друг от друга) двумя учеными — Уильямом Джеймсом и Георгом Ланге, Первый в работе «Что такое эмоция?» утверждал, что телесные изменения — первопричина психических переживаний. Согласно положению периферической теории эмоций процесс развивается по цепочке: □ сначала организм воспринимает какой-то угрожающий сигнал из внешней среды; □ затем реагирует на него специфическим образом (напряжение мышц, потоотделение, учащенный пульс); □ потом мозг оценивает эти телесные изменения как проявления страха — и человек пугается по-настоящему (рис. 13.10). Рис. 13.10. Модель возникновения эмоций Джеймса —Ланге Джеймс утверждал: «Нам плохо потому, что мы плачем, нам хорошо потому, что мы улыбаемся», и эта парадоксальная формула абсурдна только на первый взгляд. На этой, казалось бы, «ошибочной» теории построены многие методы психотерапии. Знаменитая формула американцев кеер smiling (держи улыбку) также основывается на том факте, что улыбающийся человек не способен испытывать отрицательные эмоции. Центральные теории эмоций утверждают, что первопричиной эмоций являются не телесные изменения, а активность определенных отделов головного мозга. С точки зрения этих теорий процесс развивается по цепочке. По поводу расположения эмоциональных центров мозга у различных ученых были свои предположения. Уильям. Кеннон считал, что эмоциональные центры находятся в таламусе, Питер Бард полагал, что эмоциональный центр находится в гипоталамусе и лимбической системе, а Гарднер Линдсей и Дональд Хебб считали, что главную роль в возникновении эмоций играет ретикулярная формация ствола мозга (рис 13.11).
Рис. 13.11. Модель центрального возникновения эмоций Кеннона — Барда Центральная теория эмоций была подтверждена в экспериментах Джеймса Олдса и Хозе Дельгадо. Сначала Олдс в опытах на крысах показал, что электрическое стимулирование гипоталамуса приводит к возникновению у них выраженных эмоций (центры «ада» и «рая»), а Хозе Дельгадо доказал, что подобные механизмы эмоциональных переживании имеются не только у крыс, но у высших приматов и человека. Когнитивные теории эмоций связывают эмоции с сознанием и мышлением. Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера утверждает, что эмоции являются следствием диссонанса — противоречия между ожидаемой и получаемой информацией об объекте. Положительные эмоции возникают, если ожидания оправдываются (имеет место консонанс), а негативные — если возникает диссонанс (расхождение между ожиданиями и реальностью). Для уменьшения отрицательных эмоций применимы два вида стратегий: внести коррекцию в свои представления о мире (изменить свои ожидания) или попытаться получить новые сведения, которые бы больше соответствовали старым представлениям. Когнитивно-физиологическая теория Стенли Шехтера утверждает, что эмоции формируются под действием трех групп факторов: 1) объективных воздействий на организм; 2) физиологических реакций; 3) когнитивных факторов. Эта теория базируется на опытах с введением фармакологических веществ, которые сопровождались соответствующими инструкциями (испытуемым говорили, что они будут испытывать гнев или эйфорию). Схематически ее основные положения изображены на рис. 13.12, В отечественной психологии информационную теорию эмоций разрабатывал известный психофизиолог П. В. Симонов, который считал, что эмоция определяется двумя факторами: 1) интенсивностью актуальной потребности; 2) субъективной оценкой вероятности ее удовлетворения. Рис. 13.12. Сущность когнитивно-физиологической теории С. Шехтера Он вывел, формулу эмоций, согласно которой сила эмоций прямо пропорциональна силе актуальной потребности и разнице между величиной информации, необходимой для удовлетворения потребности, и имеющейся в распоряжении человека информации. Э = f П(Ин-Ис), где Ин — информация, необходимая для удовлетворения потребности; Ис — существующая информация. Чем сильнее уровень актуальной потребности и чем больше рассогласование между имеющейся и необходимой информацией, тем сильнее эмоция. Там, где потребность низкая или результат заранее известен, эмоции не возникают. Если вероятность удовлетворения потребности высокая — эмоция положительна, если же вероятность удовлетворения низка, то эмоция отрицательна.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.67 (0.009 с.) |