Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции, компоненты и свойства речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций (рис. 11.6).
В каждой конкретной ситуации они представлены вразной степени. Например, в деловом общении больше представлена информационная функция («сообщение»), в конфликтах — «выражение», во время церковной проповеди - «воздействие» и т. д. Но бывают ситуации, где может реализоваться каждая функция речи. Например, предприниматель нанял нового работника, знакомит его с оборудованием своей мастерской и говорит ему: «В этой мастерской вы будете работать с 9 до 18 часов с перерывом на обед (сообщение). Надеюсь, что вы будете трудиться хорошо, так как я очень не люблю недисциплинированных работников (выражение). Вот чертежи, согласно которым вы будете вытачивать детали мебельной фурнитуры (обозначение). Ну а теперь, если все понятно, — за работу! (воздействие)>>. Выделяют следующие компоненты (стороны) речи: □ содержательная - передача определенной информации посредством словесных значений; □ эмоциональная - отношение к передаваемой информации в виде вербальных и невербальных символов; □ контекстная - наличие в речи явного или скрытого смыслового контекста, которое зависит от конкретной ситуации и часто отражает интересы или потребности собеседников. Свойства речи - близкое, но несколько другое понятие (рис. 11,7), К ним относятся: □ содержательность речи - определяется удельной насыщенностью ее мыслями, понятиями и суждениями или чувствами; □ понятность речи— выражается в использовании небольших, син таксически простых предложений и терминов, понятных слушателям; □ выразительность речи — определяется ее эмоциональной окра ской и ее невербальным сопровождением. Рис. 11.7. Основные свойства речи
В результате различных деструктивных воздействий на мозг человека (травм, инфекционных заболеваний и т. п.) речевые функции могут быть нарушены (рис. 11.8).
Рис. 11.8. Нарушения речи
Характер этих нарушений и их тяжесть зависит как от силы повреждающего агента, так и от локализации повреждения. Это обусловлено тем, что за различные компоненты речи отвечают разные участки коры больших полушарий.
ПСИХОСЕМАНТИКА Психосемантика (от греч. semantikos — обозначающий) — раздел психологии, изучающий развитие и функционирование системы значений индивида. Это направление психологии исходит из современных представлений о тесной взаимосвязи сознания человека и языка, на котором он говорит. Трудно представить себе жизнь человека вне языка и той системы понятий, которой он пользуется в повседневной жизни. Одна ко при этом люди, как правило, не отдают себе отчета о том, какие признаки понятий являются наиболее существенными. Обычно таких при знаков немного меньше, чем нам кажется, и именно они являются измерениями, задающими в нашем сознании семантическое пространство. Основные проблемы, которые ставит психосемантика, — это исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов, символических действий, влияния на них эмоциональных и мотивационных факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических пространств. Следует отметить, что этот подход направлен на изучение личности, а не индивида. При этом речь идет о личности, обладающей развитой, семантически организованной картиной мира, способностью к рефлексии и регулирующей свое поведение на основе речевых процессов. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя, а также изучение ее генезиса, строения и функционирования. Примером успешного применения этого принципа может служить метод репертуарных решеток Джорджа Келли, позволяющий определить, по каким скрытым критериям человек оценивает других людей: испытуемый выделяет несколько десятков признаков, по которым люди, по его мнению, отличаются друг от друга, и оценивает набор знакомых ему людей по каждому из этих признаков. ГЛАВА 12. ВНИМАНИЕ
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.239 (0.007 с.) |