Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социально-экономической системы

Поиск

В основу классификации систем может быть положена природа их элементов и характер связей между ними. Такой подход лежал в основе классификации составляющих окружающего мира, предложенной Фомой Аквинским еще в 13 столетии. Он выделял вещи:

· которые просто существуют (например, камни);

· которые существуют и живут (например, растения);

· которые существуют, живут и передвигаются (например, животные);

· которые существуют, живут, передвигаются и мыслят (например, люди).

В работе Питирима Сорокина "Человек. Цивилизация. Общество." [10] предлагаются все элементы окружающего нас мира и взаимодействия между ними разделить на три основных вида (см. рис. 1.2):

1) неорганические элементы, вступающие между собой в физико-химические взаимодействия и образующие класс неорганических систем;

2) живые, органические элементы, вступающие между собой в биологические взаимодействия и образующие класс биологических систем;

3) элементы, наделенные сознанием, вступающие между собой в психические взаимодействия и образующие класс социальных систем.

 
 

 

 


Под психическими взаимодействиями понимается обмен идеями, чувствами и волевыми устремлениями, а элементами, обладающими сознанием являются люди и высшие животные. Если в социальной системе возникают отношения по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных благ, то такие системы являются социально-экономическими.

Примером сложной социально-экономической системы является предприятие (организация), функционирующее во внешней среде.

Внешняя среда предприятия

Любое предприятие функционирует во внешней среде, которую можно разделить на [1,4]:

1) экономическую;

2) технологическую;

3) социальную;

4) политическую;

5) этическую.

Экономическая внешняя среда включает:

· наличие потенциальных покупателей и их потребностей;

· сложившийся уровень цен на продукцию предприятия;

· возможность получения инвестиций;

· наличие рабочей силы требуемой квалификации и производительности в том регионе, где находится предприятие;

· правительственная финансовая и налоговая политика;

· поведение конкурентов.

Технологическая внешняя среда представляет собой существующие в обществе знания в отношении изделий, их дизайна и технологии изготовления. При этом под изделиями понимаются также информация и услуги. Значение этой среды огромно не только при создании изделий, но и при управленческих инновациях.

Политическая внешняя среда включает в себя:

· существующую внешне и внутри политическую ситуацию в тех государствах, на территории которых находится предприятие и на территории которых оно реализует свою продукцию;

· существующее в этих странах законодательство, разрешающее или запрещающее определенные виды производств и реализацию определенных видов товаров.

Социальная внешняя среда включает:

· развитость социальной инфраструктуры в названных регионах;

· господствующие там обычаи и верования;

· уровень образования и преобладающие желания населения.

Этическая внешняя среда включает в себя нормы личностного и межличностного поведения людей в названных регионах.

Цели предприятия

Основным связующим звеном предприятия с внешней средой являются его цели, которые можно разделить (рис. 1.3):

1) по отношению к предприятию - на внешние и внутренние;

2) по глобальности и срокам действия - на стратегические, тактические и оперативные.

 
 

 

 


Внешние цели - это те, достижение которых позволяет организации изменить внешнюю среду, а внутренние цели - это те, достижение которых позволяет организации развиваться самой. Разумеется, достижение и тех и других целей взаимосвязано, т.е. невозможно пытаться достичь какой-либо внутренней цели без достижения внешней и наоборот.

Среди множества внешних целей можно выделить одну главную цель, которая остается неизменной в течении всего времени существования предприятия, и которая называется его миссией. Что касается внутренних целей, то они будут различными в зависимости от рода деятельности организации:

· для коммерческого предприятия, ориентированного на рынок основополагающей внутренней целью является получение прибыли за счет удовлетворения потребностей покупателей в условиях конкуренции;

· для некоммерческой организации - получение финансирования, достаточного для осуществления своей деятельности;

· для органа государственного управления - качественное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей.

Миссия - это констатация внутренней философии организации, определяющей духовные ценности и принципы, в соответствии с которыми она осуществляет свою деятельность. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, обязательно несет в себе нечто, что делает ее в своем роде уникальной, характеризующей именно ту организацию, для которой она была выработана.

Для самой организации наличие и грамотная формулировка миссии важны по следующим причинам.

1) миссия дает субъектам внешней среды общее представление об организации, формирует и закрепляет у них ее имидж;

2) любой человек, в том числе и руководитель, при принятии решений исходит из собственной системы жизненных ценностей, поэтому миссия выполняет роль единения ценностей руководителя и организации, т.е. является отправной точкой и критерием оценки альтернатив ее развития;

3) через миссию до персонала доводятся ценности и принципы, лежащие в основе построения и функционирования организации, что способствует установлению определенного внутреннего климата.

Если миссия задает общие ориентиры деятельности организации, то конкретные состояния, к которым она стремится, фиксируются в виде ее целей, которые как было отмечено ранее, можно разделить на стратегические, тактические и оперативные. При этом следует иметь ввиду динамичный характер целей, т.е. по мере появления новых стратегических целей старая стратегическая цель постепенно превращается в тактическую, а затем - в оперативную.

Основными требованиями, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели, являются:

1) цели должны быть реально достижимыми;

2) цели должны быть гибкими, т.е. должна существовать возможность их корректировки при изменении внешнего окружения;

3) цели должны быть измеримыми;

4) цели должны быть совместимыми, т.е. стратегические цели должны соответствовать миссии и стремлению получать прибыль, тактические цели должны соответствовать стратегическим, а оперативные - тактическим.

5) цели должны быть приемлемыми для основных субъектов, определяющих деятельность организации, и, в первую очередь, для тех, кому придется их достигать.

В любой достаточно крупной организации складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня (стратегических и тактических) в цели более низкого уровня (тактические и оперативные). Такая иерархия играет очень важную роль, так как, во многом, она определяет структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений и конкретных людей на достижение стратегических целей, для достижения которых вырабатываются стратегии, т.е. способы достижения целей. Определение общей стратегии организации во многом определяется той ситуацией, в которой она находится. Вместе с тем, существуют общие, (эталонные) стратегии, которые можно разделить на четыре группы (см. рис. 1.4.)

Первую группу эталонных стратегий составляют стратегии концентрированного роста, которые связаны с развитием продукта и (или) рынка. Конкретными стратегиями этой группы являются:

· стратегия усиления позиции на рынке, при которой предприятие делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции; для этого требуются большие маркетинговые усилия и возможна "горизонтальная интеграция", когда предприятие пытается установить контроль над своими конкурентами;

· стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;

· стратегия развития продукта, предполагающая выход на уже освоенный рынок с новым продуктом.


 

 

 


Вторую группу эталонных стратегий составляют стратегии, предполагающие расширение предприятия путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Выделяются два основных типа этой группы стратегий:

· стратегия обратной вертикальной интеграции, когда рост предприятия осуществляется за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками, либо путем создания дочерних структур, осуществляющих снабжение; такая стратегия может дать предприятию благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков, при этом поставки как центр расходов для предприятия могут превратиться в центр доходов;

· стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте предприятия за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи; данный тип интеграции выгоден, если посреднические услуги очень дороги или предприятие не может найти посредников с качественным уровнем работы.

Стратегии как концентрированного, так и интегрированного роста могут осуществляться в интенсивной и ограниченной формах.

Интенсивный рост представляет собой стремление к постоянному значительному увеличению значений показателей, отражающих уровень развития предприятия. Применяться такая стратегия может в том случае, если предприятие работает в быстро развивающейся отрасли, может предложить потребителям принципиально новое изделие, способное изменить сущность продукции отрасли; наиболее наглядным примером здесь может являться выпуск персональных компьютеров. При выборе данной стратегии следует иметь в виду, что быстрый краткосрочный рост требует затем постоянных усилий и вложения средств для поддержания завоеванных позиций. И если у предприятия нет таких средств, то "краткосрочный рост может смениться долгосрочным разорением" [5, стр. 286].

Стратегия ограниченного роста представляет собой постоянное, незначительное увеличение показателей деятельности предприятия, позволяющее ему сохранить свои позиции на имеющихся рынках. Этой стратегии придерживается большинство предприятий, удовлетворенных своим положением и работающих в зрелых отраслях. Такая стратегия представляет собой наиболее легкий и удобный способ достижения целей и наименее рискованный вид деятельности.

Третья группа эталонных стратегий - это стратегии диверсифицированного роста, которые выбираются в том случае, если предприятие дальше не может развиваться либо на данном рынке, либо с данным продуктом, либо в рамках данной отрасли. Стратегиями данного типа являются:

· стратегия центрированной диверсификации, заключающаяся в поиске и использовании возможностей для производства новых продуктов в рамках существующего производства, которое остается в центре бизнеса, а новые возникают, исходя из возможностей, заключенных в освоенном рынке, используемой технологии либо в других сильных сторонах предприятия;

· стратегия горизонтальной диверсификации, заключающаяся в поиске возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии;

· стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в расширении предприятия за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми и реализуемых на новых рынках.

Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения, которые реализуются в том случае, если предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности при спадах и кардинальных изменениях в экономике. Выделяются четыре типа данных стратегий:

· стратегия ликвидации, представляющая собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляющаяся тогда, когда предприятие не может вести дальнейший бизнес;

· стратегия "сбора урожая", предполагающая отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе; эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести временные доходы, рассчитана эта стратегия на получение максимального совокупного дохода при постепенном сокращении бизнеса до нуля;

· стратегия структурного сокращения, заключающаяся в закрытии или продаже одно или нескольких подразделений предприятия или сфер деятельности для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса; реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития или начала новых более перспективных бизнесов;

· стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий.

На практике предприятие может реализовывать несколько стратегий одновременно или последовательно, что особенно распространено у многоотраслевых компаний. В таких случаях говорят об осуществлении комбинированной стратегии.

Предприятие как система

Само предприятие представляет собой сложную систему, в составе которой можно выделить управляемую и управляющую подсистемы, взаимодействие которых представлено на рис. 1.5. Важным моментом является то, что управляющая подсистема (система управления) является частью предприятия, осуществляющей воздействие на все предприятие в целом.

Основным содержанием системы управления предприятием (см. рис. 1.6.) является механизм управления, состоящий из:

· принципов управления;

· функций управления;

· методов управления;

· стиля управления.

Механизм управления облекается в форму организации управления, которая состоит из:

· организационной структуры управления;

· управленческого персонала;

· обеспечивающих подсистем (информационного, технического, математического).


 

 


 

 

 


Поскольку система управления - это сложная система, то необходимо говорить о её динамике, которая выражается в:

· процессе управления;

· процессе принятия управленческих решений;

· управленческих инновациях.

Управление предприятием должно строится на основе совокупности научно обоснованных и проверенных практикой принципов управления, под которыми понимаются [1] фундаментальные истины (или то, что считается истинами в настоящее время), объясняющие связь между двумя или более комплексами переменных величин.

Первичной, определяющей частью системы управления организацией являются функции управления, которые в совокупности с методами управления определяют хозяйственный механизм системы управления. Под функцией управления понимается вид деятельности, выделяемый на основе разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления [6]. Именно в функциях раскрывается содержание управления как процесса.

Важное место в системе управления занимают методы управления, которые классифицируются как организационно-распорядительные или административные, экономические и социально-психологические. Те методы, которые наиболее часто применяются руководителем определяют его стиль управления.

Системный подход

Использование системного подхода при анализе социально-экономических явлений и объектов может быть представлен в виде алгоритма, представленного на рис. 1.7.

 
 

 

 


Иначе можно сказать [7], что системный подход состоит в том, что при исследовании экономического объекта определяются и учитываются как внешние (макроподход) так и внутренние (микроподход) связи данного объекта.

Хотя необходимость использования системного подхода при анализе деятельности предприятий была принята теоретиками и практиками управления в 50-60 годах, следует отметить, что он обсуждался еще в 1911 году [11]: "Всякий производственный или торговый бизнес, состоящий из различных более или менее взаимосвязанных процессов, для обеспечения наилучших результатов должен быть организован так, чтобы отдельные процессы и принимающие в них участие сотрудники подразделения были приведены в систематическое соединение и работали бы как эффективные части единого целого".

Контрольные вопросы к теме №1:

1. Управление это...

2. Менеджмент это...

3. Наука менеджмента изучает...

4. К методам науки менеджмента относятся...

5. Обязательным условием существования системы являются...

6. Обязательными элементами социальной системы являются...

7. Примерами социально-экономической системы являются...

8. Технологическая внешняя среда предприятия это...

9. Элементами экономической внешней среды предприятия являются...




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.01 с.)