Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация методов обоснования решений↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При обосновании управленческих решений могут использоваться различные рациональные методы, которые можно разделить на две группы (см. рис.11.2): 1) формализованные или алгоритмы; 2) неформализованные или эвристики, которые будут рассмотрены в следующем параграфе. Такое разделение является достаточно условным, поскольку при использовании формализованных методов всегда остается место для творчества, а в использовании эвристических методов всегда можно выделит формализованные процедуры. Формализованные методы обоснования решений. В зависимости от полноты имеющейся информации формализованные методы обоснования решений подразделяются на детерминантные и недетерминантные [3]. Детерминантные методы применяются в тех случаях, когда известны все условия проблемной ситуации, т.е. стоящая перед руководителем задача не имеет неопределенностей. Данные методы подразделяются на · прямые (или методы прямого счета), которые призваны ответить на вопрос “Что будет, если принять какую-либо альтернативу из всего множества альтернатив?”; · обратные, которые призваны ответить на вопрос “Какую альтернативу из всего множества альтернатив необходимо принять для того, чтобы критерий эффективности принял свое экстремальное (минимальное или максимальное значение)?”.
Используя математическую символику можно сказать, что прямые методы позволяют определить чему будет равен показатель эффективности W при принятии некоторого решения xÎX, где X - множество альтернатив, а обратные методы позволяют найти xÎX, при котором показатель эффективности W принимает экстремальное (минимальное или максимальное) значение. Среди обратных методов выделяют: · перебор, используемый в тех случаях, когда множество альтернатив невелико и для каждого xÎX сначала вычисляются значения W, а затем сравниваются полученные результаты, выбирая наилучший; · линейные методы, когда зависимость W=W(a,x) имеет вид линейной функции, при этом а - множество условий проблемной ситуации, известных руководителю; · нелинейные методы, когда зависимость W=W(a,x) имеет вид нелинейной функции; · динамические методы, применяемые для принятия решений в многоэтапных проблемных ситуациях. Однако, в большинстве задач, реально стоящих перед руководителями помимо известных условий а и элементов решения x еще присутствуют некоторые неизвестные ему факторы b. Именно для решения задач такого типа и предназначены недетерминантные методы обоснования решений, которые подразделяются на: · стохастические; · адаптивные; · компрамиссные; · методы экспертных оценок. При применении недетерминантных методов следует считать, что поскольку критерий эффективности зависит от неизвестных параметров, то он в принципе не может быть вычислен. Поэтому недетерминантные методы в принципе не позволяют находить оптимальные решения и речь может идти только о нахождении альтернатив, дающих решения в той или иной степени близкие к оптимальным. Иначе можно сказать, что эти методы способны давать плохие ответы на практические вопросы в тех ситуациях, когда другие методы дают еще худшие ответы [11]. Основным критерием выбора недетерминантных методов является природа неизвестных факторов b. Наиболее простой случай имеет место тогда, когда факторы b представляют собой случайные величины, вероятностные характеристики которых известны. При этом под вероятностными характеристиками понимаются математическое ожидание, дисперсия и закон распределения. В этом случае используются стохастические методы обоснования решений, которые подразделяются на стохастические методы без ограничений и на стохастические методы с ограничениями. Наиболее простыми являются стохастические методы без ограничений, которые применяются в тех случаях, когда ситуация позволяет заменить случайные величины их математическими ожиданиями. Например, если необходимо определить минимальное количество машин таксопарка, работающего по вызову, то в качестве критерия эффективности можно рассматривать математическое ожидание времени приезда по звонку клиента. Пусть оно равно 20 мин. В этом случае, с точки зрения таксопарка, ничего страшного не произойдет, если к одному из них машина приедет через 10 мин., а к другому - через полчаса. Совершенно иная ситуация возникает в том случае, если необходимо определить количество машин скорой помощи. Здесь уже недостаточно в качестве критерия эффективности рассматривать математическое ожидание, равного, например, 15 мин., поскольку ранний приезд к одному больному не может компенсировать 30-минутное опоздание к другому. И в этом случае еще вводится ограничение, т.е. при математическом ожидании в 15 мин. наиболее позднее время приезда должно составлять, например, 20 мин. И методы, решающие такие задачи являются стохастическими методами с ограничениями. При использовании стохастических методов необходимо иметь в виду, что они могут быть применимы только в условиях повторяющихся ситуаций. Но их нельзя применять, если случай в каком-то смысле является уникальным. Не имеет смысла говорить о средней прибыльности какой-либо коммерческой операции, если в данном конкретном случае она может разорить вполне определенного человека. Если у предпринимателя есть, например $100, то он может позволить себе вложить $10, если он знает, что в среднем операция прибыльна, т.е. неудача в одной сделке компенсируется доходами от других. Но информации о средней прибыльности будет явно недостаточно, если ему предложат вложить $90. В этом случае неопределенность уже не носит случайного характера. При неслучайной неопределенности некоторую помощь могут оказать адаптивные и компромиссные алгоритмы. Суть адаптивных методов [13] заключается в возможности определить те элементы рассматриваемых альтернатив, которые в течении некоторого времени могут оставаться неизменными или общими для всех альтернатив. Это делается для того, чтобы в последующем, при реализации решения целенаправленно придавать свободным элементам определенные значения, которые позволяют увеличивать эффективность решения. Компромиссные методы обоснования решений заключаются в нахождении альтернатив не столько приводящих к оптимальному решению, сколько позволяющих удовлетворить все имеющиеся ограничения. Метод экспертных оценок применяется в том случае, когда суждениям отдельных людей (экспертов) необходимо придать цифровое выражение. Эвристические методы в принятии решений. В настоящее время большинство решений по управлению субъектами экономических отношений принимается в условиях неопределенности. По этой причине единственной базой обоснования подавляющего большинства организационно-экономических решений остается интуиция руководителя и его умение обрабатывать неструктурированную информацию, т.е. принятие таких решений все в большей степени становится искусством. Как и в любом виде искусства, здесь можно выделить две составляющих: ремесло и вдохновение. Если ремеслу, при желании, можно научиться, то вдохновение при принятии управленческих решений может прийти только путем: · во-первых, осознания руководителем необходимости совместной коллективной деятельности для достижения цели, · во-вторых, принятия им на себя ответственности за результаты этой деятельности; возможно именно этим искусство управления отличается от других видов искусств. Синтез ремесла и вдохновения при принятии управленческих решений находит свое выражение в эвристических методах или эвристиках. Под эвристическим методом понимается последовательность предписаний и процедур обработки и выработки новой информации, целенаправленно выполняемых для поиска новых, более рациональных альтернатив и выбора наилучших из них. При этом применение одного и того же эвристического метода разными людьми при наличии одной и той же информации может привести к обоснованию и принятию разных решений. Т.е. данные методы не позволяют вырабатывать оптимальных решений. Но это нельзя отнести к их недостаткам, поскольку в условиях неопределенности доказать или опровергнуть оптимальность принятого решения просто невозможно. Можно отметить, что в каждой, требующей творческого начала, области человеческой деятельности, например конструирование [1] и математика [10], существует свой набор успешно применяемых эвристических методов. Свой набор эвристических методов (эвристик) для обоснования решений имеет каждый, творчески подходящий к делу, руководитель. Хотя далеко не каждый из них использует такие методы осознано. Пополнение собственного набора эвристик происходит в случае столкновения с проблемой, которую руководитель не в состоянии решить известными ему методами. Сами проблемы при этом можно разделить на три основных типа [12]: 1) аналитические или причинные (почему автомобиль не заводится?); 2) синтетические или проблемы мер (как я попаду на работу, если автомобиль не заводится?); 3) проблемы выбора (каков наиболее быстрый способ добраться до работы?). Действия руководителя при этом могут быть представлены в виде алгоритма (см. рис.11.3), анализируя который нужно отметить, что наиболее сложными и требующими максимальной творческой активности являются непосредственно взаимосвязанные этапы изобретения нового эвристического метода и разрешения с его помощью проблемы.
Контрольные вопросы к теме №11:
1. Решение это... 2. Проблема это... 3. Альтернатива это... 4. Управленческое решение руководитель может принимать в рамках своих полномочий, т.к.... 5. Запрограммированные решения отличаются... 6. Стохастические решения предполагают... 7. Уникальное решение принимается руководителем... 8. Своевременность принятия решения означает, что... 9. Критерии принятия решения должны быть сформулированы.... 10. Релевантная информация это... 11. Увеличение числа альтернатив ведет к... 12. Какова связь между сроком действия решения и необходимым количеством альтернатив? 13. Экспериментальная проверка альтернатив... 14. Попарное ранжирование предполагает... 15. К организации исполнения решения могут предъявляться следующие требования... 16. Необходимость контроля за исполнением решения обусловлена... 17. К позитивным последствиям корректировки решения относятся... 18. Детерминантные методы обоснования решений применяются в ситуациях, когда... 19. Методы экспертных оценок применяются, когда... 20. Мозговой штурм предполагает...
Экзаменационные вопросы Понятие управления. Управление и менеджмент - сходства и различия. Предмет науки менеджмента. Системный подход в менеджменте. Ситуационный подход в менеджменте. Система, её величина и сложность. Социально-экономическая система: основные понятия. Внешняя среда предприятия ее компоненты. Цели предприятия, их классификация. Стратегия предприятия, виды эталонных стратегий. Кибернетическая модель предприятия. Система управления предприятием, её структура. Понятие принципов менеджмента. Принципы менеджмента Д. Эмерсона. Принципы менеджмента А. Файоля. Процесс управления, его этапы. Общие функции управления. Конкретные функции управления. Специальные функции управления. Прогнозирование как функция менеджмента. Метод Дельфи. Метод мнений жюри управляющих. Метод совокупных мнений работников сбыта. Метод ожидаемых запросов потребителей. Математические методы прогнозирования сбыта. Планирование как функция управления. Виды планов. Среда планирования. Метод ключевых событий. Метод поэтапного планирования. Диаграммы Гантта. Метод отдельных приращений. Планирование непредвиденных обстоятельств. Сущность мотивации как функции менеджмента. Теория потребностей А. Маслоу. Методика определения потребностей. Теория потребностей Д. МакКлелланда. Теория мотивации Ф. Герцберга. Теории X и Y Д. МакГрегора. Концепции Э.Шейна. Теория Z У. Оучи. Теория ожиданий В Врума. Теория справедливости. Организационная деятельность и организационная роль. Принципы организационной деятельности. Взаимоотношение полномочий, власти и ответственности. Нормы управляемости. Теория Грайкунаса. Характеристики организационной роли. Мотивационный балл организационной роли. Направления и методы развития организационной роли. Организационная культура, ее вид и сила. Организационная культура и организационные процессы. Факторы, влияющие на организационную культуру. Дифференциация организационной культуры. Понятие организационной структуры менеджмента. Линейные структуры управления. Штабные структуры управления. Функциональные структуры управления. Региональные структуры управления. Продуктовые структуры управления. Потребительские структуры управления. Проектные структуры управления. Матричные структуры управления. Этапы формирования ОСУ. Место контроля в системе управления. Виды управленческого контроля Нормативы, используемые в управленческом контроле. Контроль либерального и авторитарного руководителя. Место анализа в управленческом цикле. Понятие финансового анализа. Коэффициент риска деятельности предприятия. Направления изучения руководителя и его деятельности. Роли руководителя (по Г.Минцбергу). Время как ресурс руководителя. Личностные качества руководителя. Понятие управленческого решения, их классификация. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Понятие процесса принятия решений. Методы обоснования управленческих решений. Метод ранжирования при принятии решений. ЛИТЕРАТУРА
1. Автоматизация поискового конструирования (искус-ственный интеллект в машинном проектировании)./ Под ред. А.И. Половинкика. - М.: Радио и связь, 1981. 2. Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. 3. Бигель Дж. Управление производством. Количественный подход.- М.:Мир, 1973. 4. Брасс А.А. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - Мн.: ИП “Экоперспектива”, 1999. 5. Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: Пособие. - Мн.: ООО “Мисанта”, 2002. 6. Вентцель Е. С. Исследование операций. - М: Наука, 1980. 7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998. 8. Генкин Б.М., Кононова Г.А., Кочетков В.И. и др. Основы управления персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Генкина Б.М.-Мн.,Высш.шк.,1996. 9. Голубков Е.П. Какое принять решение? (Практикум хозяйственника). - М.: Экономика, 1990. 10. Десслер Г. Управление персоналом/ Пер. с англ.М: "Издат-во БИНОМ", 1997. 11. Киллен К. Основы управления.- М.:Экономика,1981. 12. Кови С.Р. Семь навыков эффективных людей. Возврат к Этике Характера / Пер. с англ. - М.: Вече, Персей, АСТ, 1998. 13. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. 14. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, т.1,2, 1981. 15. Ладанов И. Д. Практический менеджмент (психотехника управления и самотренировки). - М.: Элник, 1995. 16. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь - М.: Наука, 1987 17. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова.-М.:ИНФА-М., МГАЭиУ, Новосибирск, 1998. 18. Менеджмент и рынок: германская модель. Учебное пособие/ Под ред. проф. У.Рора и проф. С. Долгова - М.: Издательство БЕК, 1995. 19. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1992 20. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд., М.: ИНФРА-М, 2001. 21. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов/ Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под ред. проф. Б.В. Прыкина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 22. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов.-М.:Финстатинформ,1997. 23. Основы теории вычислительных систем. Под ред. С.А.Майорова - М.: Высшая школа, 1978. 24. Планкетт Г. и др. Выработка и принятие управленческих решений. - М.: Экономика, 1984. 25. Пуанкаре А. О науке - М: Наука, 1983. 26. Растригин Л.А. Современные принципы управления сложными объектами. - М.: Советское радио. - 1980. 27. Роджерс Ф. Дж. IBM. Взгляд изнутри: человек - фирма - маркетинг: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. 28. Саати Т.Л. Математические методы исследования операций. - М.: Воениздат, 1963. 29. Санталайнен Т. и др.Управление по результатам. - М:Прогресс, 1988. 30. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 31. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. 32. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. 33. Теория системного менеджмента: Учебник / Под общ. ред. В.Г. Янчевского, Р.С. Седегова, В.Н. Кривцова, - Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001 34. Управление персоналом предприятия: Учебник/ Под ред. Кибанова А.Я.-М.:1997 35. Управление персоналом: от фактов настоящего к возможностям будущего: Учебное пособие. А. Брасс, В. Глушаков, В. Кривцов, Р Седегов - Мн., Уп “Технопринт”, 2002 36. Юдин Д.Б. Математические методы управления в условиях неполной информации. - М.: Советское радио,1974. 37. Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. Р.И.Столпер. - Мн.: “Парадокс”, 1996
Учебное издание
Брасс Александр Анатольевич
Основы менеджмента Курс лекций
2-е издание
Художник О.А.Стасевич Под авторской редакцией. Компьютерная верстка Л.Н.Савич
Подписано в печать 10.02.2004. Бумага офсетная. Формат 1/16. Печать трафаретная. Усл.п.л. 13,02. Уч.-изд.л. 14,0. Тираж 100 экз. Заказ
Редакционно-издательский центр Академии управления
Отпечатано в редакционно-издательском центре Академии управления 220007, г. Минск, ул. Московская, 17.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.009 с.) |