Существует несколько смыслов понятия «цивилизация». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует несколько смыслов понятия «цивилизация».



1. цивилизация – синоним культуры.

2. цивилизация – уровень, ступень развития культуры, материальной (орудие труда, желище) и духовной (наука, ис-во, религия).

3. цивилизация – ступень общественного развития, следующая за варварством (Энгельс противопоставлял Ц. эпохе варварства и дикости).

Сорокин - выделил 3 типа культуры: идеациональную (хар-ся рациональным мышлением), чувственную(в нем господствует восприятие действительности), идеалистическую. Тойндби - выделял 5 цивиллизаций. Западную, восточную, православную, исламскую, индуистскую и дальневосточную. Он рассматривал Ц. в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Шпенглер- 8 культур. Для него Ц. – это упадок и деградация культуры, когда художественное творчество оказывается ненужным и заменяется на механическую работу.

Ц. возникла на определенной исторической ступени культуры. Т.е. временного этапа развития национальной или мировой культуры (китайская цивилизация, цивилизация древности, русская цивилизация и т.п.)

Ц.включает в себя все многообразие культур. Изучая культуры прошлого, мы изучаем цивилизации того времени: государственное устройство, законы, архитектуру и пр.

В современной Ц. продолжают жить элементы, язык, выражения, мифы и предания наших предков. Ц. – временное понятие, культура – общечеловеческое понятие.

Ц. – это преобразованная человеком, окультуренная природа.

 

Культура и цивилизация.


Цивилизация – это тип общества в его историческом развитии и характеристика внутренней целостности и единства всех сфер и структур общественной жизни, с точки зрения особенностей, традиций и преемственности истории каждой группы наций и народов. В отличие от формации цивилизация характеризует коренное единство, близость народов и наций, относящихся к ней, подчеркивая специфические особенности их культур. цивилизацией называют:

Наличие и функционирование разумной жизни с ее технологией и культурой, что фиксирует взаимосвязь человека и космоса, биосферы и ноосферы;

Период жизни общества, пришедший на смену первобытным дикости и варварству, связанный, по мнению Ф.Энгельса, с появлением государств, центров производства и торговли, классового неравенства и появлением письменности.

Основные этапы всемирно-исторического развития, по которым можно определить степень развития того иного общества:1. доиндустриальный (традиционный);2.индустриальный(технотронный);3.постиндустриальный (антропогенный, информационный).Определенный культурно-исторический тип, характеризующий региональные особенности развития народов.

Без собственной уникальной культуры нет и цивилизации. Поэтому, как отождествление понятий “культура” и “цивилизация”, так и их противопоставление друг другу ошибочно. Благодаря различиям цивилизаций и присущих им культур становится возможен и необходим диалог культур.

Пессимистические представления об индустриальной цивилизации как враждебной человеку гигантской машине изложены О. Шпенглером в книге “Закат Европы”. Предвидя ее бурный рост уже после первой мировой войны, известный философ усматривал “фаустовски” разрушительную силу новой техники. Он выделил две особенности в развитии этой новой цивилизации:

1.Автоматизм – преклонение перед автоматической техникой может привести к подчинению всего естественного – “техника против человека”.

2.Отчуждение научных открытий от самой науки и полное ее безразличие к их последствиям.

“Цивилизация – это система социально-культурной общности с присущей ей совокупностью социально-экономических, культурных, духовных, психологических, организационных характеристик”. Цивилизация является одновременно и материальной основой культуры и ее модификацией в тех или иных конкретных обстояте главным критерием состояния культуры является культурный уровень самого народа, включающий целый комплекс показателей: культурную активность масс, положение интеллигенции, темпы развития различных видов культуры, а также – состояние традиционной народной культуры. Этот последний момент – народная культура, менее всего изучен в нашей литературе. Однако история свидетельствует о важности этого критерия в развитии культур. Так, в Киевской Руси при сплошной массе неграмотного населения уровень культуры был достаточно высок благодаря устному народному творчеству. Именно оно ярчайшим образом отражало национальное самосознание народа. Народная культура создавалась народом, чутко реагирующим на все коренные изменения в обществе. Так и сегодня общественные кризисы, тяжелое материальное положение, неуверенность в завтрашнем дне, потеря идеалов, разгул стихийного начала (“все дозволено”) – создает соответственное массовое настроение. В новой цивилизации остается ее основа – “золотой фонд” национальной “ученой” культуры и все незыблемое, вечное, ценное, непреходящее в народной: сказки, былины, ритуалы, народная медицина, формы народного спорта, обряды, игры, праздники и т.д. Этапы развития локальных цивилизаций различны. Например, Англия и Франция не пережили столь длительного и жесткого тоталитарного периода, как Германия и Россия. Истории также всегда была присуща неравномерность, несинхронность наступления даже сопоставимых исторических преобразований, различны и формы перехода от одного этапа локальной цивилизации к другому. Можно выделить три основные формы:

1. Постепенные, сравнительно незаметные эволюционные преобразования старого этапа, в ходе которых осуществляется переход к новому этапу цивилизации.

2. Более или менее быстрые реформы или серии реформ, утверждающих качественно новый этап цивилизации.

Революции, стремящиеся сменить эти этапы путем насилия.

Цивилизованность общества есть величайшая ценность культуры и также как и культура не допускает никакого насилия и террора. Там, где кончается свобода и начинается диктат, там кончаются как культура, так и цивилизованность

 

Сущность цивилизации

 

Термин цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) имеет очень широкий спектр смыслов. Обычно он употребляется как cиноним культуры.

 

Как состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека.

 

Как ступень общественного развития, следующая за варварством.

 

Как уровень развития материальной и степень деградации духовной культуры, как заключительная стадия культурной эволюции любого сообщества, ассоциируемая с упадком, закатом высокой культуры. Такая позиция отстаивалась немецким культурологом О. Шпенглером в работе «Закат Европы».

 

Как крупное межнациональное сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особые устойчивые черты в социально—политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу – определение А. Тойнби, данное им в работе «Постижение истории» и ставшее наиболее популярным в науке.

 

Все представленное разнообразие подходов можно свести к двум основным: отождествлению культуры и цивилизации и их противопоставлению.

 

Другой подход во взглядах на цивилизацию опирается на утверждение приоритета всеобщей связи индивидов и групп, посредством которой в пространстве и во времени создается крупномасштабное единство. Эти связи позволяют подразделять общества на доиндустриальные, традиционные; индустриальные и постиндустриальные общества.

 

Любая цивилизация характеризуется не только специфическими экономическими, социальными и политическими отношениями, но и своей системой духовных ценностей. Именно ценности объединяют людей в цивилизационное сообщество и обеспечивают его единство.

 

Это обстоятельство привело к тому, что ряд исследователей стали отождествлять культуру и цивилизацию. Культурность, «цивилизованность» в данном случае противопоставляется «дикости», «варварству». Есть и другая точка зрения. Согласно ей, культура – все лучшее в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизированным массовым производством.

 

Но большинство исследователей считают основой всякой цивилизации духовные ценности, поэтому не противопоставляют культуру цивилизации.

 

Привлечение цивилизационного компонента к анализу общества позволило сделать его видение панорамным, глубже понять социальные процессы и явления. Но лучшему осмыслению общественных процессов будет способствовать сближение цивилизационного подхода и оправдавших себя черт формационного анализа.

 

 

очновные черты

Характерные черты цивилизации. В развитии цивилизаций можно проследить некоторые общие функциональные черты:

 

Каждая цивилизация имеет свой логический центр, в котором популяционнные признаки выражены наиболее четко. Ослабление соционормативных признаков к периферии популяционного поля создает там условия для рождения новых соционормативных принципов. Их появление можно рассматривать как своего рода суциальные мутации, которые могут проявляться как на общественном, так и на политическом или идеологическом уровнях. Поэтому цивилизация стремится унифицировать популяционное поле, ликвидировав мутации. Кризисные явления в процессе роста цивилизации могут вызвать разрастание периферийных мутаций и использование их для корректировки или перестройки цивилизационной социанорматики.

 

Исходным центром распространения первичных цивилизаций является определенное этническое ядро. Поэтому культура первичных цивилизаций (и материнских, и дочерних) имеет определенный этнический окрас. Теоретически ориентация на культуру в качестве критерия общественного развития ставит в один ряд понятия этнос (народ) и цивилизация. Хотя процесс этнообразования не закончился после возникновения первых цивилизаций, древнейшие этносы и цивилизации не одно и то же, их взаимоотношения могут принимать самые разные формы. Хотя та или иная цивилизация в большей или меньшей степени несет в себе элементы этнической культуры, в современном мире этническая культура вторична по сравнению с культурой цивилизаций. В исторической ретроспективе цивилизации либо возникали на уже существовавшей этнической территории, либо определенная этническая территория была центром, из которого происходило расширение цивилизации, привитие иноэтничным соседям определенного типа общественного бытия (и тогда цивилизация объединяла несколько этносов), либо уже существовавшая цивилизация ассимилировала пришлые этносы, зачастую перенимая от них язык, некоторые черты духовной культуры, но подчиняя пришельцев уже сложившимся порядкам общественной и экономической жизни.

 

Вторичные цивилизации образуются на стадии зрелости социополитической системы. Этническая культура занимает в них уже таксономически низший уровень. Объединяющим началом выступает не только социально-политическое поле, которое подвергается перестройке при возникновении вторичной цивилизации, но и зрелая идеологическая система.

 

Характерным признаком цивилизации, как и всякой популяции, является тенденция к максимальному расширению, то есть распространению своих соционормативных принципов, основанного на них образа жизни и достижений культуры. Пределы расширению цивилизации ставят естественные препятствия: географические рубежи; ландшафтные зоны с иной экосистемой, заселенные приспособленными к ней этническими группами; сопротивление соседней цивилизации. Достигнув своих пределов, цивилизация обращается на путь внутренней унификации популяционного поля. Здесь прослеживается тенденция объединения цивилизации в единую политическую систему, складывания “мировой” державы. Иногда эта тенденция выражается в долгих внутренних войнах, укрепляющих не одно государство-победитель, а несколько, составляющих сбалансированную систему политических противовесов в рамках одной цивилизации. В социальном отношении политическое объединение ведет цивилизацию по пути превращения в единый социально-политический организм.

 

Ключевым звеном социального поля цивилизации, играющим связующую роль, является город. Его типология обусловлена системой социальных связей, определяющих социальное поле цивилизации. Соответственно, характер городской монументальной архитектуры зависит от господствующей соционормативной культуры.

 

Каждая цивилизация образует единое информационное поле, которое требует общего (международного) языка и письменности.

В культуре цивилизации может быть выделено два таксономических уровня. Цивилизация выступает в форме связей более высокого порядка, чем общинные, – в форме вождеств или государств. Господствующий класс в такой общественной системе является носителем цивилизационной соционорматики. Ориентация системы его ценностей и культуры определяет таксономический уровень цивилизации. В то же время подчиненные, ведомые классы (народ) более консервативны и поэтому в большей степени ориентированы на традиционные ценности и этнический уровень культуры.

 

Каждая цивилизация в процессе роста создает вокруг себя зону влияния в виде внешнего популяционного социокультурного поля. Это поле стимулирует общественные процессы у окружающих цивилизацию этносов, способствуя формированию у них племен как социально-потестарных организаций и их союзов.

 

Культивируемые цивилизацией потестарно-политические институты выполняют функцию орудий популяционного соционормативного регулирования. Во-первых, с их помощью осуществляется экстенсивный рост, то есть расширение цивилизации (завоевание и защита рубежей). Во-вторых, они облегчают унификацию соционормативных принципов внутри популяционного поля цивилизации, что проявляется в тенденции цивилизаций принимать форму “империй” или “мировых” держав, то есть объединяться в возможно более обширную политическую форму. В-третьих, в случае нужды они обеспечивают интенсивный рост цивилизации, то есть качественную трансформацию (перестройку) ее соционормативных признаков.

 

Каждая цивилизация формирует общую религиозно-этическую систему, в традициях и принципах которой закодированы ее соционормативные принципы. Такая идеологическая система играет роль еще одного инструмента популяционного функционирования наряду с политической системой и поэтому может объединяться с последней.

 

Каждая цивилизация развивается в уникальных условиях, определяющихся взаимодействием накопленного ею экономического, соционормативного и культурного потенциала с природным ландшафтом и историческим окружением в виде этнической среды и соседних цивилизаций. Изменение равновесия между цивилизацией и окружающей ее средой возможно как изнутри (например, в результате демографического роста), так и извне, вследствие качественных перемен в ландшафте, климате, сдвигах в историческом окружении. Возможны два варианта “ответа” цивилизации на “вызов” извне в виде такого изменения сложившегося баланса. Прежде всего, цивилизация приводит в движение политический и идеологический инструмент внешнего расширения с целью обороны и завоевания. В случае же неудачи на первом пути, она использует те же инструменты для реформирования соционормативных принципов, политической системы и религиозной идеологии.

 

Интенсификация внешней торговли служит добавочным, вспомогательным способом ослабления диссонанса между цивилизацией и внешней средой. Торговые (экономические) связи до эпохи Новой истории являются запасным инструментом внешней экспансии и внутрипопуляционного унифицирования.

 

Этапы развития цивилизации внешне похожи на три фазы развития биологического организма: рост – расцвет – упадок. Поэтому современные теоретики вслед за античными распространили этапы жизни человека (детство – зрелость – старость или детство – юность – зрелость – старость) на общественные организмы. Однако механизм их развития иной, чем у биологических организмов.

Цивилизации не приходят в упадок в результате спонтанного внутреннего развития, ничего не оставляя после себя. Любые концепции замкнутых цивилизаций неисторичны. В столкновении с внешней средой цивилизации могут либо погибнуть, либо победить, либо деформироваться, сохранив свою основу, либо столь качественно изменить свои соционормативные принципы и производную от них систему ценностей, что превращаются в цивилизации второго порядка (вторичные). Поэтому полный цикл развития цивилизаций предполагает четыре фазы: возникновение – рост (расширение) – расцвет (совершенствование) – перестройка. Развитие цивилизаций может быть прервано или деформировано на каждом из ее этапов. Но особенно следует обратить внимание на последний из них. То, что современные исследователи зачастую воспринимают как кризис и упадок цивилизации, является по сути ее перестройской и рождением нового качества – вторичной цивилизации.

 

“Прогрессивность” одних цивилизаций по сравнению с другими определяется характером структурного соотношения коллективного и индивидуального начал в их соционормативной культуре. Общественная организация, создающая лучшие условия для развития индивидуальных способностей (часто это выражается в степени индивидуальной свободы), выступает в роли более “прогрессивной”, так как содержит в себе более высокий потенциал для развития (производительных сил, познания природы и закономерностей развития общества, искусства). Поэтому в процессе исторического развития человечества в роли ведущей, более прогрессивной на данный момент, цивилизации (определяющей “лицо” данного этапа-стадии общественного развития) выступает то одна, то другая локальная цивилизация

 

 

14 Морфологическая концепция истории О.Шпенглера

Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ культуролог. Известен как автор труда "Закат Европы". В этом труде он рассматривал проблему взаимоотношения цивилизации и культуры. Он писал о множестве равноценных, мощных, уникальных культур, которые существовали и существуют в человеке, у каждой из них своя идея, желания, смерть. У него культура предстает как ряд независимых, замкнутых культур, со своим темпом развития и временем жизни. Каждая культура проходит в своем развитии возрастные ступени: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. Он также выделял культурные типы (8 типов), к-ые достигли полноты своего развития: греко-римский, западноевропейский, арабский, египетский, вавилонский, индийский, китайский, майякский. Все эти культуры существовали в разные времена, в разных местах, но они обнаруживалит единство проявления культуры во всем ее многообразии. Наиболее подробно Шпенглер рассматривал западноевропейский, арабский типы. Критерием отличия является прасимвол. У античной - это Аполлон, у западноевропейской - фаустовская душа и т.д. По его мнению, в жизни каждой культуры две линии развития: органическая (восходящая), механическая (нисходящая), а цивилизация - смерть культуры.

 

Немецкий мыслитель О. Шпенглер – автор знаменитой книги «Закат Европы» (1918). Это книга-диагноз, книга-прогноз. Автор ставит вопрос о будущем европейской культуры и сам дает на него неутешительный ответ.

Идеи Шпенглера были развиты в циклическую (цивилизацион-ную) концепцию существования культуры. Это философская концепция, рассматривающая существование культуры как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций.

Шпенглер отрицает единую мировую культуру, признавая лишь различные культуры, каждая из которых имеет свою собственную уникальную судьбу. Первичной выступает душа культуры, внера-циональная и не сводимая ни к какой логике. Логика, искусство, политика, наука вторичны по отношению к этой душе. Сущность культуры невозможно свести к разуму. Согласно Шпенглеру существует несколько типов души («аполлонический», «магический», «фаустовский»). Они лежат, соответственно, в основе древнегреческой, средневековой арабской и европейской культуры. Каждая культура равноправна и уникальна. Культура по Шпенглеру – это живое органическое проявление жизненного естества, и, как все живое, она смертна.

Смерть культуры – это такое ее состояние, когда она перестает органично развиваться и ее духовные образы перестают вдохновлять людей.

В результате человеческая деятельность направляется на реализацию утилитарно-меркантильных задач. Наступает цивилизация, трактуемая Шпенглером как гибель культуры.

Если культура перестает притягивать и вдохновлять человеческие души, то она гибнет.

Шпенглер – один из первых, кто почувствовал трагедию культуры в чуждом ей мире цивилизации. Неудивительно, что книга «Закат Европы» стала событием в европейской культуре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.56.28 (0.034 с.)