Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этно и нац типы, они доминирующие

Поиск

Доминирующая – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Д.к. может быть этнической и национальной.
Э. к.- совокупность черт культуры, касающихся обыденной жизни, бытовой культуры. Э. к. включает в себя орудия труда, обычаи, нравы, одежду, пищу.

Н. к.- основана на территориальном, экономическом и лингвистическом объединении людей. Включает в себя специализированные области и этническую культуру.

Понятия этнич. и нац-й культуры иногда отождествляются. Но эти культуры различны. Этносом называют любое нац-е сообщество (нац-е меньшинство, племя, народность). Этносы существовали всегда, а нации возникли лишь в Новое время в ходе госуд-го структурирования жизни народов.

Этнич. культура всегда локализована в географич. пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре.

ЭК охватывает преимущ-но сферу обыденной жизнедеят-ти, бытовой культуры. Она включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы, постройки, одежду, пищу, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Различают в ЭК 2 слоя: ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого элементами, и поздний (верхний), сост. из новообразований, совр. культурных явлений. Нижний слой включ. в себя наиб. устойчивые элементы, закрепляемые многовековыми традициями, они сост. каркас этнич. культуры.

ЭК указывает прежде всего на социокультурные особ-ти людей.

Нац-я культура предполагает территориальное, экономич. и лингвистическое объединение людей, имеющее слож. социальную структуру и политич. организацию.

Структура НКсложнее этнической. НКвключ. в себя наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Поскольку нация охватывает общество, то понятие НКохватывает субкультуры всех больших групп, кот. может не быть у ЭК. Большинство соврем. НКполиэтничны. Но НКне сводится к сумме этнических культур. У нее есть собственные специфич. черты, возникшие тогда, когда предст-ли всех этносов осознали свою нац. идентичность. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенацион. литерат. языку, нац. традициям и символам (напр., гимну, флагу государства) составляет содержание нац. культуры.

В отличие от ЭК, которая связывает людей генетически, НК объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обяз-но связанных кровнородственными отношениями. НК складывается на фундаменте письменной культуры.

элит и масс типы

Элитарная и Массовая культура.
Массовая культура – это культура, основным носителем и средством трансляции которой являются СМИ.

МК – возникла во второй пол. 20 в., газета, телевидение стало общенародным достоянием. МК решает коммерческие, политические задачи. МК - это зрелищная, визуальная, экранная культура. МК: - создается массовыми тиражами
- потребляется всеми без исключения
Отношение к МК:
- Негативное (развлекательный хар-р, внедряется массовое оболванивание людей).

- Позитивное (повышение грамотрности населения, познавательные программы).
Элитарная культура – это течение в культуре, создающее искусство. Они не работают на массы. Она существовала как «чистое искусство», то есть искусство, решающее эстетические.
Воплощение: в литературе, музыке, изобраз. ис-вах.

Направления современной ЭК – абстракционизм, постмодернизм, модернизм
Основные черты ЭК:
- эстетическая свобода, коммерческая независимость
- многообразие форм, отражений действительности.
Существует определенная связь между ЭК и МК. Например, МК использует сюжеты ЭК. Произведения МК с течение времени попадают в разряд ЭК (джаз).

Китч одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Распространение получил бытовых украшениях.

 

 

25вост и зап типы культур

Восточный и Западный типы культур.
Восточный В.К.

В ключает 3 основные традиции: арабо-исламская, китайско-конфуцианская, индо-буддийская. Этот тип возник в глубокой древности, распространен и сейчас.

Основные черты восточных культур:
1) Отношение ко времени. Время делится на три ступени – прошлое, настоящее и будущее, но между ними нет особой разницы. Это обусловлено религиозными представлениями – поскольку душа человека бессмертна, то рядом с нами находятся души умерших и еще не родившихся людей.
2) Сосредоточенность на духовном. В.К. направлены на внутренний духовный мир человека.
3) Принцип коллективизма. Личные интересы подчинены общественным, государственным интересам. Главным элементом является община (умма), которая концентрировала жизнь человека и ограничивала его свободу.

Западный тип культуры.
ЗТК более молодой и распространенный (США, Канада, Австралия).

Основные истоки:
- возникн. теоретической науки как рационального, аргументированного знания.
- возникн. первого опыта демократической регуляции общественной жизни.
- возникн. христианской традиции. Христ. положило начало гуманистической культуре.
Особенности:

1) Отношение ко времени. Представление о линейном, быстротекущем времени, представление о начале и конце истории. Время делится на три ступени: прошлое - уже свершилось, но из него можно извлекать уроки. Настоящее –где человек является главным действующим лицом. Будущее- неизвестно, но его можно подготовить.
2) Рационализм общественного сознания, свобода от религиозной догматики. З.К. настроена на преобразование внешнего мира.
3) Индивидуализм. Признание авторитета личности, ее свободы.
Главными проблемами западной культуры сегодня являются разрушение семьи, традиций, ценностей, норм, бездуховность, потребительство

Масс куульт

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство, кино и т. п.

 

Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения. Термин получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

 

Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.

 

В ХХ веке массовое общество и сопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших ученых в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), П. А. Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество.») и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к ее коммерциализации.

 

Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:

 

«Мильтон, написавший „Потерянный рай“ и получивший за него 5 ф. ст., был непроизводительным работником. Напротив, писатель, работающий для своего книгопродавца на фабричный манер, является производительным работником. Мильтон создавал „Потерянный рай“ с той же необходимостью, с какой шелковичный червь производит шелк. Это было действительное проявление его натуры. Потом он продал свое произведение за 5 ф. ст. А лейпцигский литератор-пролетарий, фабрикующий по указке своего издателя книги… является производительным работником, так как его производство с самого начала подчинено капиталу, и совершается только для увеличения стоимости этого капитала»[1].

 

Говоря об искусстве в целом, приблизительно аналогичную тенденцию отмечал П. А. Сорокин в середине XX века: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации»[2]. В начале XXI века современные исследователи констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области знания, так и в области техники, — а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию»[3].

 

Отношение науки к массовой культуре меняется. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства»[4], а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции»[5], то эти концепции были пересмотрены в 1960—1970 гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для многих исследователей противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла[6] Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусство) начала XX века, Ортега-и-Гассет говорит о его дегуманизации[7]. В таких условиях увеличение роли «сверх-гуманизированного» массового искусства — процесс закономерный.

 

 

28 субкульттуры и контр

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше".

Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются "тусовки", посещение видеосалонов, где подростки предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков.

Резко сменились ценностные ориентации подростков по сравнению даже с концом восьмидесятых: сегодня ведущими интересами у подростков стали спорт и мода. Достаточно велико число тех, кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как отмечают многие исследователи, речь в данном случае идет ни столько об искусстве, сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовой культуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Одновременно в качестве негативного факта следует отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой информации.

Особую тревогу вызывает втягивание в преступный мир молодежи. Ближайший резерв преступного мира - часть молодежи, которая выбывает из школы.

Рост правонарушений среди школьников связан с негативным сдвигом в нравственной ориентации. То, что ранее считалось зазорным, сегодня расценивается как допустимое.

 

Субкультура (от латинского-под) Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для неё.

В современном мире субкультурами выступают:

1) подрастково-молодёжные субкультуры(байкеры, хиппи)

2) криминальные субкультуры(хулиганы, мошенники, наркоманы)

3) религиозные, авторитарные секты(свидетели иеговы)

также выделяют Маргинальная (от лат. marginales – находящийся на краю) – понятие, определяемое положением человека между культурными типами. культура - это культура окраин. Маргинальный человек чувствует себя отчужденным. Под маргиналами также понимают индивидов, утративших социальные связи и не вписавшихся в определенную социокультурную ситуацию ("бомжи").

 

Контркультура – (от латинского-против) Она отличается от доминирующей(Доминирующая – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Д.к. может быть этнической и национальной.
) культуры и противостоит, ноходится в конфликте с господствующими ценностями. Специфический вид субкультуры. Контркультура — это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры. Особо ярко выражена контркльтура была в «молодежной революции» 1960-х годов, движении хиппи. В современном западном мире это движение хардкор-панк. Контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых форм. Контркультурные движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. Чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь.

 

 

32культура и природа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.008 с.)