Субъекты и объект кредитной сделки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты и объект кредитной сделки.



кредит можно характеризовать как отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости.

Кредитор- это субъект кредитного отношения который предоставляет стоимость во временное пользование, источником средств для выдачи ссуды могут быть, как собственные средства, так и заемные. Развитие отношений, отношений обмена и соответственно кредитных отношений привело на определенном этапе к сосредоточению кредитных функций в деятельности специальных финансовых институтов.

Заемщик - субъект кредитного отношения который получает ссуду. Любые лица испытывающие недостаток собственных средств. Ссуда получатель должен предоставить экономические и юридические гарантии возврата кредитных средств по истечению срока кредита. Такими гарантиями выступает залог и обязательства гаранта в случае неплатежеспособности заемщика погасить ссуду. Заемщик обязан вернуть средства и заплатить за их использование ссудный процент.

Объект кредитной сделки - ссуженая стоимость. Обеспечение возврата ссужаемых средств достигается в процессе использования ссужаемой стоимости в хозяйствовании заемщика. Возвратных характер ссужаемой стоимости предполагает ее сохранение на всех этапах этого движения. Движение происходит от кредитора к заемщику и от заемщика к кредитору. Воспроизводственный процесс - использование кредита позволяетсохранить потребность в накопленных ресурсах для развития производства и способствует возобнавлению и продолжению воспроизводственного цикла и непрерыва оборотных средств.

2 направления развития кредита.

1. Натуралистическая. Кредит - способ перепаспределение существующих ценностей. Кредит не может создавать капитал он только переносит его от кредитора к заемщику. Стадия аккумуляции временно свободного капитала - необходимый атрибут кредитных отношений.

 

2. Капиталотворчесская. Кредит не только переносит стоимость но и создает капитал и играет решающую роль в развитии экономики. Банки как коллективные кредиторы оказывают воздействие на воспроизводственный процесс. Банки создают капитал, потому как активные операции первичны по отношению к пассивным. Ередт же способен к расширению и выступает в качестве движущей силы расширения производства.

 

Сущность и развитие финансов

Термин finansia возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений.

Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение, Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов..

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

 

Финансы как экономическая категория

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств -бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Вывод: Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение -формирование и использование денежных фондов государства.

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено.

Второй По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

 

 

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании функций ~ спорный. Некоторые известные финансисты, как, обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительную. Другие ученые считают, что финансы выражаются:

Формированием денежных фондов

Использование денежных фондов

Контроль

Другой считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение

Однако никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств.

Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, как, например, финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов.

В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости.

Контрольная функция финансов - это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих, денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости.

Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный бюджет

Звенья входящие в финансовую систему:

- Государственный бюджет

- Внебюджетные фонды

- Государственный кредит

- Фонды страхования

- Финансы предприятия различных форм собственности

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Это форма образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации денежной политики государства. Таким образом терриротиальные органы власти получают в свое распоряжение часть перераспределенного национального дохода для строго определенных целей. В зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система России

3 звена бюджетной системы РФ

1. Федеральный бюджет РФ

2. Бюджет национально-государственного и административно-территориального образований. (краевые, республиканские бюджеты, бюджеты автономных образований).

3. Местные

Перераспределение финансовых ресурсов происходит через финансовый рынок исходя из спроса и предложения, поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна учитываться через налоговую систему и сичтему санкций.

До 1991 года основным финансовым планом образования и использования общегосударственных фондов денежных ресурсов был бюджет СССР составной частью которого являлся бюджет РСФСР. Так государство значительную долю национального богатства распределяло для целей планомерного развития народного хозяйства, решения социальных проблем, содержание органов государственной власти, а так же управление и укрепление обороны страны. Бюдже использовался для развития отрослей, для производственной и непроизводственной сферы, здравоохранение, образование и прочее. В последующие годы при развитии рыночных отношений при многообразии форм собственности при уселении самостоятельности регионов бюджеты вышестоящих уровней перестали в себя включать доходы и расходы бюджетов нижестоящего уровня. Для обеспечения автономного функционирования устанавливались собственные источники доходов и предоставлялось право определять напровления их использования. Одновременно совершенствовался механизм бюджетных взаимоотношений между уровнями власти.

На сегодняшний день бюджетная система РФ включает

- Федеральный бюджет

- 21 республиканский бюджет

- 56 краевых и областных бюджетов

- 10 окружных бюджетов

- 2900 местных бюджетов.

Единство бюджета в современных условиях это единая социально-экономическая политика и прававая база использования единого бюджета.

Федерал бюдж РФ явл основ фин планом гос-ва утвержд Федерал сорбранием(принем гос думойи одобр советом федер) и имеющ стат Федер закона.Ч\з федер бюдж мобилизутся фин рес-сы необх для последнИх перераспр-и использ для целей гос регулир-я эк-го развит страны и реализ соц политики на террит всей России,кроме того за счет Федер бюджета покрыв такие затраты как содерж органов гос управл-я,обеспеч потребн обороны страны,фин помощь субъектами федерац,обслуж гос долга пополн гос запасов.

Функции бюджета

Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законом деятельность органов власти по составлению рассмотрению утверждению и использованию бюджетов. Составная часть - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. Консолидированный бюджет - свод бюджетов по РФ или соответствующей территории. Используется для аналитических и статистических целей. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. Важно что бы при этом доходная и расходная части бюджета по своему составу находились в полном соответствии с разграничениями функций органов государственной власти по уровням управления. А проблем взаимоотношений бюджета центра и регионов успешно решалась.

Федеральный бюджет РФ утверждается федеральным собранием, принимается государственной думой, одобряется советом федерации и имеет статус федерального закона.

В зависимости от влияние на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные (инвестиции, прирост запасов).

Адресное выделение финансов решает следующие проблемы: кому сколько и на какие нужды выделяются ресурсы из федерального бюджета. Налоговые доходы это обязательные безвозмездные платежи в пользу государства (закрепленные доходы). Субвенции - передаваемы средства вышестоящему бюджету используемые для финансирования целевого мероприятия. В управлении бюджетным процессом центральное место занимает система органов государственного управления финансами: министерство финансов России, республик, финансы управления и органы федерального казначейства.

 

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды являясь частью финансовой системы РФ обладают рядом особенностей:

Запланированные органами власти и управления имеют строгую целевую направленность

Денежные средства фондов используются для финансирования гос расходов, которые не вкл в бюджет

Формируются в основном за счет обязательных отчислений юр и физ лиц

Страховые взносы фонды и взаимоотношение возникающее при их уплате имеют налоговые переводы, как и налоги, тарифы взносов устанавливаются гос-ом и являются обязательными

На отчисления связанные с исчислением, уплатой, взысканием взносов в фонды распространению большенство норм и положений закон РФ об основах налоговой системы РФ

Денежные ресурсы фондов находятся в гос собственности, они не входят в состав бюджета, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие либо цели прямо не предусмотренные законом

Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению правительства

Из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и програии

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соот с целевыми назначениями фондов.

В зависимости от источников формирования назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются: централизованные и децентрализованные

Централизованные государственные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. К ним относятся: Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС.

Децентрализованные – формируются для решения территориальных, отраслевых и межотраслевых задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые для решения региональных, местных и отраслевых задач.

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) был создан для государственного управления (финансового), пенсионного обеспечения граждан.

Средства фонда формируются за счет:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

добровольных взносов физических и юридических лиц.

Средства пенсионного фонда направляются на:

выплату в соответствии с действующим на территории РФ законом государственных пенсий;

выплату пособий по уходу за ребенком старше 1,5 года;

оказание органами социальной защиты материальной помощи пострадавшим и нетрудоспособным гражданам.

Фонд социального страхования

Обязательное социальное страхование – это создаваемая государством система правовых и экономических мер, направленных на компенсацию и минимизацию последствий изменяемого материального положения граждан.Основными задачами фонда являются:обеспечение граждан государственными пособиями по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 года, на погребение и т. д.;

участие в разработке государственных программ охраны здоровья работников.

Средства фонда образуются за счет:

страховых взносов работодателей;

взносов граждан, занимающихся трудовой деятельностью;

доходов от инвестирования временно свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги;

добровольных взносов граждан и юридических лиц;

ассигнований из федерального бюджета.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которое гарантирует объем и условия оказания медицинской лекарственной помощи гражданам РФ.

Фонд медицинского страхования формируется за счет средств, полученных от страховых взносов.

Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет:

страховых взносов предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности;

ассигнований из федеральных и региональных бюджетов;

добровольных взносов юридических и физических лиц;

доходов от использования временно свободных финансовых ресурсов фонда.

Источники формирования денежных накоплений предприятий

денежных накоплений предприятия – это разница между суммой денежных средств затраченных на изготовление и реализацию продукции (работ, услуг) и полученных от реализации произведенной продукции (работ,Услуг)

Финансовые ресурсы предприятия- это совокупность приобретенных им предприят. На различных основаниях денежных средств используемых в процессе осуществления финансовой деятельности (собст. И заемные)

11Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия могут быть:

А) источники собственных средств и приравненным к ним- это средства полученные по результатам собственной хоз-ой деятельности предприятия направляемые на возмещение затрат и инвестирование в собственное развитие

- это средства переданные предприятию учреждениями в момент его формирования как субъекта хозяйствования.

- это средства полученные по результатам первой и последующей эмиссией акций и других долевых ценных бумаг предприятия.

-это средства полученные от гос-ва в форме прямых бюджетных дотаций и субвенций

-это средства полученные от сторонних юридических лиц в безвозвратное пользование на любых основаниях не запрещенных законодательством

Б) источники заемных средств:

-банковские ссуды на любые цели

-средства полученные от эмиссии долговых ценных бумаг

-средства полученные от собствен. Предприятия на возвратной основе

Денежные фонды предприятия

При формировании предприятия он должен иметь уставной фонд за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства. Организация установленного капитала, его эффективное использование, управление им – это одна из важнейших задач финансовой службы предприятия.

Уставной капитал – это основной источник формирования собственных средств предприятия. Он изменяется, как правило по результатам работы за год после внесения изменений в учредительный документ(увел, умен.) уставной капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительных акций или изъятие из обращения какого-то их кол-ва, а также путем увел (умен) номинала старых акций.

К денежному фонды предприятия относятся:

-результаты переоценки основных средств, т.е. их дооценка

- эмиссионный доход акционерного общества (доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости)

- безвозмездное получение денежных и материальных ценностей на производственные цели

На предприятиях формируются след. Денежные фонды:

Фонд накопления- это средства отчисляемые из чистой прибыли предприятия и направляемые на развитие производства

Фонд потребления- создается за счет отчислений от чистой прибыли и направляется на выплату дивидендов в акционерных обществах, единовременных поощрениях, материальной помощи, питание, транспорт…

Резервный фонд- это денежный фонд предприятия образуемый за счет отчислений от прибыли и предназначен для покрытия убытков: акционерных обществ, для погашения облигаций общества и выпуска его акций.

Инвестиционный – концентрирует все средства направляемые на развитие про-ва в том числе чистую прибыль и фонд амортизации предназначенный для простого воспроизводства основных фондов, а также привлеченные и заемные источники.

Дважды или один раз в месяц на предприятии формируется фонд заработной платы. Для обеспечения своевременной выплаты ЗП предприятие решает ряд задач в этих целях на счете накапливаются необход. Денежные ср-ва, а при их отсутствии предприятие обращается в банк за кредитом на выплату зп. Переодически предприятие организует фонд для платежей в бюджет различных налогов, на своевременные платежи в бюджет влекут за собой штраф или санкции кроме выше указанных на предприятии создаются ряд других фондов денежных средств: для погашения кредитов в банках, освоение новой техники, научно-исследоват. Работ, отчислений вышестоящий организаций.

Затраты на производство и реализацию продукции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.05 с.)