Безналичный денежный оборот. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безналичный денежный оборот.



Большую часть денежного оборота составляют платежи предприятий за реализуемые товары и услуги, которые производятся безналичным путем. Безналичные платежи опосредствуют также часть денежных доходов и расходов населения.

Совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег, составляет безналичный денежный оборот. Наличные деньги применяются в основном при образовании доходов населения (получение зарплаты, пенсий, стипендий и т.п.) и их расходования (покупка продуктов, оплата услуг, если они совершаются в мелких суммах).

Безналичный и налично-денежный обороты тесно связаны между собой, образуя единый денежный оборот. Исходным пунктом кругооборота наличных денег и безналичных платежей является банк. В процессе кругооборота происходит их взаимное проникновение, переплетение, чередование. В частности, денежные средства, хранящиеся на расчетном и других счетах в банке, есть ничто иное, как отражение записей (остатка счета, оборотов и т.д.) по лицевым счетам и выступают в форме безналичных расчетов. При их использовании на выплату зарплаты, отпускных, командировочных расходов они из безналичной формы превращаются в наличные деньги. И наоборот, наличные деньги, сдаваемые предприятиями в банк, зачисляются на расчетные, текущие и другие счета и становятся средствами безналичных расчетов.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, т.е. без использования наличных денег.

24. Безналичные расчеты – это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, т.е. без использования наличных денег.

Безналичные расчеты между предприятиями, организациями, учреждениями могут классифицироваться по ряду признаков:

- по объекту расчетов или в зависимости от назначения платежа – за товары и услуги и по нетоварным операциям;

- по месту проведения расчетов (или от характера экономических связей) – внутриреспубликанские (одногородние – в пределах одного населенного пункта и иногородние – за его пределами) и межреспубликанские или межгосударственные (когда расчеты осуществляются с контрагентами, находящимися на территории других республик или государств);

- по способу платежа:

а) гарантированные (обеспечивающие гарантию платежа за счет депонирования средств) и негарантированные (не имеющие гарантии платежа);

б) путем списания средств со счета или путем зачета взаимных требований;

в) с отсрочкой;

- по способу реализации продукции – прямые расчеты (непосредственно между поставщиком и покупателями) и транзитные (с участием промежуточных звеньев).

В основе организации безналичных расчетов лежат следующие принципы:

1. Денежные средства хозяйствующих субъектов подлежат обязательному хранению на расчетных, текущих и других счетах в учреждениях банков;

2. Денежные расчеты и платежи предприятия совершают главным образом через учреждения банков или другие кредитные учреждения в безналичном порядке по документам, предусмотренным правилами расчетов. Расчеты с населением осуществляются предприятиями также в основном в безналичном порядке или же наличными деньгами.

3. Платежи с покупателями за товарно-материальные ценности и услуги производятся после отгрузки товаров или оказания услуг, одновременно с ними или же в порядке предварительной оплаты; при приобретении товаров через фондовые товарные биржи или на аукционах платежи осуществляются в порядке, предусмотренном условиями реализации таких товаров;

4. Расчеты за товары и услуги производятся, как правило, с согласия плательщика после проверки выполнения поставщиком договорных условий. При нарушении условий договора плательщик может отказаться от оплаты расчетных документов, с чем уведомляет непосредственно поставщика в порядке и сроки, предусмотренные договором;

5. Платежи осуществляются лишь при наличии досрочных средств на счете плательщика. В необходимых случаях банк может предоставить кредит на оплату счетов поставщиков, либо взять на себя функцию плательщика-гаранта (поручителя) на коммерческой основе (по просьбе кредитоспособного хозоргана);

6. Зачисление средств на счет получателя производится, как правило, после списания соответствующих сумм со счета плательщика.

Для хранения денежных средств и осуществления безналичных расчетов предприятие открывает в банке (по своему выбору) расчетный или текущий счет.

Для открытия счета в банке предоставляют следующие документы:

А - заявление на открытие счета

Б - документ о создании предприятия (приказ, решение, постановление) предоставляеться в форме копии или выписки

В - копия утвержденного устава, положения с отметкой в ней о регистрации в местных органах власти.

Г - орегинал устава (положение для отметки в нем о открытия счета в банке)

Д - документ регистрации в государственной налоговой инспекции в качестве плательщика налогов.

Е - карточка с образцами подписей должностных лиц имеющих право распоряжаться счетом и оттиска печатей владельцев счета.

 

Заявление.

Заявление на открытие счета подписывается руководителем и главным бухгалтером, документ о создании предприятия завершается вышестоящим органом. Завершение производится подписью должностного лица. С указанием его должности и скрепляется оттиском присвоенным печатью, копию устава или завершается наториально.

25. Расчетные (текущие) счета – основные счета хозяйствующих субъектов. По ним проходят безналичные расчеты, связанные с основной деятельностью, финансированием инвестиций, капремонтом. С них производится выдача наличных денег или зачисление наличных денег на счет. Основной объем операций составляют безналичные расчеты (более 90%). Оплату расчетно-денежных документов банк осуществляет по мере их поступления и только в пределах остатка средств на счете. При осуществлении капитальных вложений за счет собственных средств предприятия могут не открывать отдельные счета по финансированию, а производить затраты с единого расчетного счета.

В целях повышения ответственности предприятий за состояние и проведение расчетов и платежей с июля 1992 г. отменены контроль банка за календарной очередностью платежей и обязательное ведение банком картотек неоплаченных документов обслуживаемых хозорганов. Перемещение центра тяжести от банка хоз субъектам в связи с изменением в порядке расчетов и плтежей вызванно теми процессами котороые происходят в обществе. Как показывает мировой опыт роль банка в осуществлении безналичных расчетов как их центров сводится не к тому что бы следить за своевременностью поступления денег на счета получателей или вести учет неплатежей периодически расчищать счета путем защетов взаимных требований, а к тому что бы более рациональноорганизовать системы расчетов с этой целью практику работы банков стали вводиться кореспондентские счета, по ним проводяться расчеты между разными банками, расчеты между предприятиями, имеющими счета в одном учереждении банка проводяться этим банком. Минуя кореспондентские счета путем списания и зачисления сумм по расчетным текущим счетам предприятия.

Основные принципы совершения расчетов по корреспондентским счетам:

- внутриреспубликанские расчеты отделены от межреспубликанских (межгосударственных);

- оплата расчетных документов с корреспондентских счетов производится в пределах кредитового сальдо;

- при образовании дебетового сальдо (когда сумма платежей превышает сумму поступлений) по внутриреспубликанским расчетам с коммерческого банка взимается штраф, а по истечении установленного срока возможного превышения платежи прекращаются; по межреспубликанским - оформляется технический кредит (на сумму превышения) или также прекращаются платежи;

- операции по корреспондентским счетам выверяются ежемесячно и в целом за год.

Формы безналичных расчетов.

Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота. Безналичные расчеты между предприятиями производятся: платежными требованиями-поручениями, платежными поручениями, чеками, аккредитивами, платежными картами и т.д.

Порядок и форма расчетов определяется в договоре между поставщиком и покупателем. При выборе той или иной формы расчетов предприятие должно учитывать множество факторов: характер хозяйственных взаимоотношений между участниками расчетов, место расположения поставщика и покупателя; трудоемкость операций, издержки обращения; источники средств для платежа, гарантия оплаты; скорость оборота денежных средств, документов и товаропродвижения; возможность взаимного контроля и т. д.

Платежное требование - поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему минуя банк расчетных и отгрузочных документов. Платежные требования поручения выписываются поставщиком на

бланке и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными

договором документами направляются непосредственно покупателю. Покупатель определив возможности оплаты полученного платежного требования-поручения и сдает его в обслуживающий банк с тем что бы акцептованная по платежному требованию сумма была перечисленна со счета плательщика на счет поставщика

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.0.155 (0.013 с.)