Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб : Речь, 2002. – 298с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб : Речь, 2002. – 298с.



13. Практикум по инженерной психологии и эргономике [Текст]: учебное пособие / ред. Ю. К. Стрелков. - М.: Академия, 2003. - 400 с. –

14. Психология профессионального здоровья. /Под ред. Г.С. Никифорова – СПб.: Речь, 2006.

15. Пряжников, Н. С. Мотивация трудовой деятельности - М.: Академия, 2008. - 368 с.

Глоссарий

Активность — одна из общих способностей личности, про­являющаяся в высоком энергетическом обеспечении психи­ческой деятельности и обусловливающая ее эффективность.

Альтернативы принятия управленческих решений — лю­бые варианты выхода из проблемных ситуаций, субъективно различаемые индивидом и (или) задаваемые ему извне.

Анализ продуктов деятельности — метод исследования ма­териальных, документально фиксированных продуктов дея­тельности (продукты промышленного и строительного произ­водства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического тру­да, тексты и т. д.) и функциональных (процессуальных) про­дуктов деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем, вербальная про­дукция работников в виде выступлений, докладов, а также поведенческие проявления активности работников). Может служить дополнительным методом при проведении непосред­ственного наблюдения.

Анамнеза метод — метод сбора данных об истории раз­вития конкретной личности как субъекта трудовой дея­тельности, ее биографии, особенностях профессионально­го развития. Обычно используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивос­ти мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредствен­ному наблюдению, для построения прогноза профессио­нальной карьеры личности.

Аттестация — система оценивания или конкретная про­цедура оценки персонала в организации, рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудни­ком работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квали­фикации работника в целях определения степени его эффек­тивности.

Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого.

Аффект — максимально выраженное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с рез­кими изменениями важных для человека жизненных обсто­ятельств и сопровождающееся грубыми нарушениями пси­хической и моторной деятельности.

Аффилиация — стремление человека к взаимодействию с другими людьми и приобщению к какой-либо социальной группе.

Ведущие профессионально важные качества — качества, в наибольшей степени определяющие эффективность про­фессиональной деятельности.

Внешняя мотивация — совокупность побудительных при­чин деятельности, не связанных непосредственно с ее содер­жанием, лежащих вне ее.

Внутренняя мотивация — совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях ее выполнения (напри­мер, интерес к самому процессу деятельности).

Внутренняя регуляция — действия по отражению условий запоминания и воспроизведения; принятию решения (выбо­ра оперативной единицы запоминания и воспроизведения); антиципации процесса и результата запоминания и воспро­изведения; формированию представления о программе запо­минания и воспроизведения (план); контролю процесса запо­минания и воспроизведения через оценку параметров результата; коррекции процесса запоминания и воспроизве­дения.

Выбор профессии — часть жизненного пути человека, представляющая процесс принятия решений, которые опре­деляют дальнейшую профессиональную судьбу человека.

Группа — два или более лица, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (дру­гих) и испытывает на себе его влияние.

Групповая поляризация — феномен, наблюдаемый в си­туациях принятия решения группой, когда мнение (пози­ция) группы более радикально, чем индивидуальное мнение (позиция). Смещение мнения группы в сторону ранее суще­ствовавшей индивидуальной тенденции.

Деиндивидуализация — феномен группового поведения, возникающий при условии экономности членов группы, следствием чего является утрата личностью самосознания и ее полное слияние с группой.

Действие — 1) основной структурный компонент деятель­ности; представляет собой произвольную, преднамеренную, опосредованную активность, направленную на достижение осознаваемой цели; 2) относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

Деперсонализация — составляющая синдрома психичес­кого выгорания, предполагающая циничное отношение работ­ника к труду и его объектам. В социальной сфере проявляет­ся в бесчувственном, негуманном отношении к клиентам, приходящим для лечения, консультирования, получения об­разования и других социальных услуг.

Деятельность — форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознатель­но поставленных целей и связанная с созданием обществен­но значимых ценностей и освоением социального опыта.

Динамическая работа — мышечная нагрузка, связанная с развитием переменных мышечных усилий или перемеще­нием тела в пространстве, характеризуется произведением величины перемещаемого груза на расстояние.

Дистресс — дисфункциональный стресс: фаза и тип стрес­са, характеризующиеся грубыми расстройствами деятельно­сти и дезоптимизацией психических состояний.

Идентификация — 1) когнитивно-эмоциональный процесс частично неосознаваемого отождествления субъектом себя с другими субъектами, группой, образцом; 2) отождествление с партнером по общению с целью его лучшего понимания.

Иерархичность — свойство профессионального общения, выражающееся в тенденции устанавливать в ходе профес­сиональной деятельности объектные, манипулятивные от­ношения между людьми.

Индивидуализированность — свойство мышления в прак­тической деятельности, заключающееся во влиянии на про­цесс и результат решения мыслительной задачи индивиду­альных свойств субъекта мышления.

Индивидуальный стиль деятельности — способ деятель­ности, учитывающий индивидуальные качества (особенно­сти) субъекта.

Индивидуальная система деятельности — система дея­тельности, сформированная на основе индивидуальных осо­бенностей личности.

Инициатива — способность человека ставить новые про­блемы и находить им оригинальное решение.

Информационная основа деятельности (ИОД) — совокуп­ность информационных признаков, характеризующих предметные и субъектные условия деятельности, позволяющие организовать деятельность в соответствии с вектором мо­тив—цель.

Кадровая политика организации - Объективно обусловленная практика и теория социального управления, выражающая стратегию субъекта управления по отношению к персоналу

Кадры - основной состав работников организации, ее постоянные сотрудники.

Карьера - осознанная социальная позиция и поведение индивида, связанные с его профессиональной деятельность.

Квалификационные требования - перечень, знаний, навыков, умений, которыми должен обладать работник для успешного выполнения работы.

Коллективный субъект деят ельности — реально действу­ющая группа, обязательными характеристиками которой являются: общие цели деятельности; совместные действия, без которых невозможен процесс достижения этих целей; полученный результат — база для оценки действий всей группы.

Коммуникативная компетентность — обобщающее ком­муникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.

Коммуникативный цикл — завершающий процесс ком­

Конвенциональность профессионального общения — обусловленность его нормами и правилами, установленны­ми в данном виде деятельности для поддержания ее целост­ности.

Консультирование карьерное — профессиональное кон­сультирование взрослых людей при смене ими профессии или места работы, предполагающее оказание помощи в нахожде­нии форм полной или частичной реализации прошлого опы­та личности, снижения влияния прошлых профессиональных стереотипов при переходе к новой профессиональной деятель­ности.

Контроль — 1) процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей; 2) один из регулятивных (интегральных) процессов психики, обеспечивающий непре­рывный мониторинг за психической деятельностью и испол­нительской активностью.

Конфликт — столкновение противоположно направлен­ных, несовместимых друг с другом тенденций в межличност­ных взаимодействиях и отношениях индивидов или групп, а также в сознании отдельного индивида, связанное с ост­рым отрицательным переживанием.

Конформизм — изменение поведения или убеждений в ре­зультате реального или воображаемого давления группы.

Монотонность работы — объективные показатели труда, характеризующиеся высокой частотой повторения и непро­должительным временным циклом, структурным однообра­зием и простотой трудовых действий. Работа, где преобла­дает информационный фактор, считается монотонной, если она связана с длительным пассивным наблюдением, имеет недостаток притока сенсерной информации.

Мотив — побуждения к деятельности, связанные с удов­летворением потребностей субъекта.

Мотивационная система личности — целостная органи­зация всех побудительных сил активности, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Включает ряд ос­новных компонентов: потребности, собственно мотивы, ин­тересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.

Мотивационное обогащение труда — система методов и процедур, направленных на увеличение мотивационного потенциала деятельности исполнителей, насыщение ее мо­тивами различных типов и уровней.

Мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и максимальном удовлетво­рении всех иных потребностей. Рассматривается как мета-мотивация, регулирующая меру выраженности всех других мотивов.

Навык — автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполне­ния, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи.

Направленность на реализацию — мотивационное обра­зование субъекта практического мышления, стимулиру­ющее его на поиск решения, которое он может реализовать в данных условиях имеющимися в его распоряжении сред­ствами.

Напряженность труда — функциональное состояние орга­низма при работе с преобладанием нервной нагрузки, харак­теризует ту сторону трудовой деятельности, которая требу­ет мобилизации функций восприятия, внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности ЦНС.

Научение - устойчивое целесообразное изменение пове­дения, которое возникает благодаря предшествующей дея­тельности, при повторении ситуации и под влиянием про­шлого опыта на основе образования связей.

Неформальная структура группы — реально складываю­щая в организации структура межличностных связей, коммуникации и влияния, детерминированная потребностями членов группы в общении, эмоциональной привлекательно­стью, психологической совместимостью и т. д.

Нормативно-одобренный способ деятельности (НОСД) — обобщенный и закрепленный должностными инструкция­ми, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия, регламентированный способ выполнения деятель­ности.

Обобщения независимых характеристик метод — разно­видность групповой экспертной оценки. Используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Суть метода — в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть ру­ководители организации или подразделения, коллеги, под­чиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо зна­ющие данного специалиста.

Обратная связь — 1) реакция на сообщение, которая по­могает отправителю, источнику информации определить, понята ли переданная им информация; 2) средство обеспе­чения сличения реально достигнутого результата с идеаль­но сформулированной целью.

Обучаемость — одна из общих способностей личности: 1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой си­туации; 2) способность к быстрому и качественному усвое­нию знаний, умений и навыков.

Обучение — управление процессом приобретения новых знаний, формирование способностей и в целом когнитив­ных структур, организация познавательной активности ученика.

Общение — вид коммуникации, осуществляющийся в форме непосредственного контакта между людьми.

Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высокой эффективности во многих видах деятельности, включают интеллект, Обучаемость, креативность, рефлек­сивность, активность, саморегуляцию.

Огруппление мышления — симптомокомплекс свойств мышления, возникающий в группе в том случае, когда по­иски устраивающей всех точки зрения становятся на­столько доминирующими, что группа склонна отбрасы­вать реалистические оценки альтернативного способа действия.

Ожидание — субъективная вероятность успеха перспек­тив достижения личностью поставленной цели.

Оптант — человек, выбирающий профессию.

Охрана труда — комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение производственного травматизма и контроль за вредными факторами.

Оценивание — операция, свойственная мышлению в практической деятельности и заключающаяся в приблизительном измерении различных параметров ситуации с це­лью определения возможностей воздействия на нее.

Ошибка работника — любое конкретное действие в про­цессе трудовой деятельности, которое выходит за допусти­мые границы и становится неадекватным.

Параметры эффективности деятельности — количествен­ные и качественные показатели, по которым оценивается эффективность деятельности.

Профессионально важные качества (ПВК) — свойства субъекта деятельности, необходимые для ее нормативно за­данного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром.

Персонал -личный состав или часть сотрудников организации, представляющая собой по профессиональным и другим признакам единое целое.

Планирование — 1) процесс разработки стратегии и так­тики достижения целей, а также программы их реализации; 2) одна из основных функций управления, связанная с разра­боткой и реализацией планов организации; 3) интегральный процесс психической регуляции деятельности, направленный на разработку программ индивидуальной деятельности.

Потребность — один из основных компонентов мотивационной системы личности; состояние индивида, которое создается испытываемой им нуждой в объектах, необходи­мых для его существования и развития, и выступает источ­ником его активности.

Принятие управленческого решения — любой процесс выбора, связанный с реализацией управленческих функций и реализующийся либо в индивидуальной деятельности ру­ководителя, либо в различных формах коллегиальных ре­шений.

Проблемная ситуация — момент в профессиональной дея­тельности, прерывающий течение этой деятельности и требу­ющий от субъекта поиска новых способов ее осуществления.

Прогнозирование — 1) одна из управленческих функ­ций, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при уп­равлении ей; 2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме ан­тиципации; 3) метод планирования, в котором предсказа­ние будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Программа — результат планирования, представляющий целостную и согласованную последовательность действий и процедур достижения целей, их распределение по подразде­лениям и отдельным исполнителям.

Проективные тесты — группа тестов, предполагающих проведение диагностики, основанной на анализе особеннос­тей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безлич­ным материалом, на который субъект проецирует свои уста­новки, желания и личностные качества. В психологии труда используются для диагностики некоторых профессиональ­ных феноменов, а также как вспомогательные методы при профессиональном консультировании.

Производственная операция — наименьшая, относитель­но законченная часть технологического процесса, осуществля­емая с единой производственной целью, на одном рабочем мес­те, одним рабочим или группой, при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов.

Профессиограмма — документ, представляющий собой описание социально-экономических, производственно-тех­нических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

Профессиография — комплексный метод изучения и опи­сания содержательных и структурных характеристик профес­сий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержани­ем, средствами, условиями, организацией) и ее функциональ­ного обеспечения.

Профессионализация — процесс формирования личнос­ти профессионала, начинающийся с момента выбора профес­сии и длящийся в течением всей профессиональной жизни человека.

Профессиональная деформация — всякое кризисное, деструктивное изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приоб­ретающее стойкий характер. Деформации могут подвергать­ся мотивационные, познавательные компоненты структуры субъекта деятельности и сфера его индивидуально-личност­ных особенностей.

Профессиональная информация — форма профессио­нального просвещения. Представляет собой ознакомление молодежи с основными профессиями и специальностями. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, системе ма­териального стимулирования, режиме труда и отдыха, пер­спективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификацион­ного роста.

Профессиональная консультация — форма профессиональ­ной ориентации, представляющая собой систему мероприятий по психологическому освидетельствованию личности с целью оказания ей помощи в выборе сферы профессиональной дея­тельности.

Профессиональная ориентация — научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к об­щественно полезному труду, оказать ей помощь в выборе про­фессии в соответствии с интересами, склонностями и способ­ностями личности и с учетом потребностей рынка труда.

Профессиональная пропаганда — это форма профессио­нального просвещения. Предполагает агитацию профессий, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объема или реконструкцией производства.

Профессиональное обучение — искусственно созданная социальная система обучения конкретной профессии.

Профессионально важные качества (ПВК) - те качества, признаки, которые важны для успешного вы­полнения работником профессиональных задач в данном виде труда.

Профессиональное просвещение — форма профессиональ­ной ориентации, заключающаяся в выработке у учащихся знаний о мире профессий, способах и условиях осуществле­ния профессионального выбора.

Профессиональное развитие — неотъемлемая часть про­фессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся как в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека, так и в формиро­вании отрицательных феноменов (деформаций, специфичес­ких состояний), снижающих профессиональную эффектив­ность и нарушающих «непрофессиональную» жизнь.

Профессиональный потенциал- Система всех проявляющихся в профессиональной деятельности способностей, как актуализированных, так и резервных.

Профессиональный стереотип — определенный уровень достигнутого профессионального мастерства, проявляющий­ся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, под­сознательных установках, не загружающих сознания. Отри­цательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знании и представлении может обеспечить успешность деятельности.

Профессия — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков,приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

Психические состояния — понятие, использующееся для условного выделения в психике ее относительно ста­тического момента, в отличие от понятия «психические процессы», подчеркивающего динамические моменты пси­хики, и понятия «психические свойства», указывающего на закрепленность проявлений психики в структуре лич­ности.

Психический, или психоэмоциональный, стресс — вов­лечение в реакцию эмоциональной сферы. Существенной его чертой является наличие в стрессовой реакции эмоции или включение в нее мотивации, вызывающей эмоцию. Главное, что обусловливает стресс психического порядка, — эмоцио­нальный настрой личности по отношению к стрессору.

Психическое выгорание — профессиональный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Психическое состояние — целостная характеристика пси­хической деятельности, показывающая своеобразие проте­кания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности.

Психограмма — составная часть профессиограммы, пред­ставляющая собой характеристику требований, предъявля­емых профессией к психике человека.

Психологическая структура деятельности — целостное единство основных инвариантных компонентов деятельно­сти, а также реализующих их психических механизмов.

Психологические свойства деятельности — совокупность основных характеристик деятельности, включающая свой­ства целенаправленности, мотивированности, осознаваемости, произвольности, предметности, активности, адаптивно­сти, системности.

Работоспособность -максимальные возможности системы в выполнении деятельности (работы).

Редукция профессиональных достижений — составля­ющая феномена психического выгорания, проявляющая­ся в возникновении у работника чувства некомпетентнос­ти в своей профессиональной сфере, осознании неуспеха в ней.

Режим труда и отдыха — чередование периодов отдыха и работы, при котором достигается оптимальный уровень ра­ботоспособности и производительности труда и хорошее со­стояние здоровья работающих.

Рефлексия — процесс отражения субъектом содержания собственной психики, самовосприятия, содержания психичес­ких процессов, свойств, состояний, а также их регуляции.

Риск — сочетание уровня неопределенности в предсказа­нии результата со значимостью его последствий для личнос­ти (или организации).

Ротация управляющих — составляющая подготовки ме­неджеров высшего звена, предполагающая освоение ими различных сфер функциональной деятельности, специфи­ки различных видов продукции, рынков, технологии.

Самоконтроль — один из регулятивных процессов, содержанием которого является мониторинг за ходом и про­межуточными результатами индивидуальной деятельности.

Самораскрытие — свойство субъект-субъектного обще­ния, состоящее в праве партнеров выражать в процессе

общения любые свои чувства и отношения, включая нега­тивные.

Самосознание — осознанное отношение человека к сво­им потребностям, мотивам, влечениям, способностям, пере­живаниям.

Системный, или физический, стресс — адаптивное напря­жение биологических систем. При физическом стрессе раз­дражитель вызывает стереотипную реакцию, развитие которой не определяется какими-либо защитными интеллек­туальными механизмами.

Совместная деятельность — деятельность двух или более людей, имеющих общую цель.

Специальность — необходимая для общества, ограничен­ная (вследствие разделения труда) область приложения фи­зических и духовных сил человека, позволяющая ему полу­чать взамен затраченного труда средства для существования и развития.

Специальные способности — 1) индивидуально-психоло­гические свойства личности, являющиеся условиями дости­жения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности; 2) высокая мера развития отдель­ных психических функций и процессов.

Способ деятельности — конкретный путь достижения цели.

Способность — 1) индивидуально-психологические осо­бенности личности, являющиеся условием успешного вы­полнения той или иной продуктивной деятельности; 2) свойства функциональных систем, реализующих отдель­ные психические функции, которые имеют индивидуаль­ную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации дея­тельности.

Стресс, или общий адаптационный синдром, — комплекс физиологических реакций, который представляет собой ре­акцию адаптации, состоящую из трех фаз: тревоги, повы­шенной резистентности и истощения. Стресс — неспецифи­ческий ответ организма на любое воздействие-стрессор.

Структура способности — система генотипически, врож­денно обусловленных (функциональных) и приобретаемых в процессах созревания мозга и обучения личности (опера­ционных и регулирующих) механизмов.

Толерантность к неопределенности — устойчивость субъекта к действию фактора неопределенности внешней и внутренней среды, являющаяся одним из его основных профессионально важных качеств. Определяется сочетани­ем когнитивных способностей к снятию неопределенности и эмоциональной тенденцией к восприятию неопределенных ситуаций как трудных, но не психотравмирующих.

Трудовая деятельность — физическая и умственная дея­тельность, т. е. специфическая форма человеческого отно­шения к окружающему миру, содержание которой состав­ляет целесообразное изменение и преобразование этого мира.

Трудовой метод — конкретное воплощение метода са­монаблюдения в психологии труда, который заключается в овладении психологом-исследователем профессиональ­ной деятельностью с целью познания закономерностей ее формирования и трудностей, встречающихся в данном процессе. Или Т.П.- должность в организации.

Трудовая мотивация-– это процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение определенных результатов.

Трудовой пост -- исторически сложившаяся и объектив­но существующая система технического оборудования, прав, обязанностей, норм поведения работника, требований, предъявляемых к его знанием, умениям, навыкам, особен­ностям личности.

Трудоголизм — проявление профессиональной деформа­ции мотивационной сферы личности, заключающееся в чрез­мерной увлеченности человека своей работой как попытке уйти от трудностей и проблем реальной жизни.

Тяжесть труда — функциональное напряжение орга­низма при работе с преобладанием мышечной нагрузки, связана с вовлечением в трудовой процесс опорно-двига­тельного аппарата и функций энергетического обеспече­ния.

Умение — знание, которое понято учащимся и воспроиз­водится, выступая в форме правильно выполняемого дей­ствия, и приобретшее некоторые черты оперативности.

Управление — постоянное балансирование на грани между множеством противоречий, ни одну сторону которых нельзя игнорировать.

Уровень притязаний — субъективные качественные и количественные характеристики, которым должен, по мне­нию работника, удовлетворять будущий результат его дея­тельности.

Утомление — функциональное состояние организма, про­являющееся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций, в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или дли­тельной работы.

Факторы-мотиваторы — факторы, непосредственно вы­зывающие удовлетворенность трудом.

Факторы гигиены — факторы, наличие которых снимает чувство неудовлетворенности работой, но само по себе не по­вышает удовлетворенности от нее.

Факторы напряженности труда — показатели, характе­ризующие деятельность: степень напряжения внимания,

темп и плотность работы, загруженность анализаторных функций, эмоциональное напряжение, монотонность рабо­ты, нагрузка на память.

Факторы тяжести труда — показатели, характеризующие динамическую и статическую работу: вес перемещаемого груза, мощность работы, величина статической нагрузки, характер рабочей позы.

Функциональное состояние — интегральный комплекс наличных характеристик, функций и качеств человека, ко­торые прямо или косвенно обусловливают выполнение дея­тельности.

Функциональные механизмы мнемических способнос­тей — генотипически и врожденно обусловленные свой­ства функциональных систем мозга кодировать и декори­ровать информацию, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в неразрывном единстве с разноуровневыми процессами анализа воспринимаемой информации.

Хронометража метод — способ повышения объективнос­ти и точности наблюдения за профессиональной деятельно­стью, предполагающий измерение времени трудовых опера­ций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интен­сивность трудового процесса.

Целеполагание — 1) одна из функций управления, со­стоящая в выработке конкретных конечных состояний организационной деятельности; 2) вид регулятивных пси­хических процессов, содержанием которого является гене­рация и формулировка целей индивидуальной деятельнос­ти, а также их конкретизации на подцели различных уровней соподчиненности.

Экспертных оценок метод — опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности про­фессионала с целью построения ответственного заключе­ния. Может встречаться в форме индивидуальной и груп­повой оценки.

Эмоциональная резистентность — устойчивость личнос­ти к эмоциональным факторам.

Эмоциональное истощение — составляющая синдрома выгорания, проявляющаяся в эмоциональной опустошенно­сти, усталости от работы.

Эмпатия — понимание состояний другого человека (пре­имущественно эмоциональных) в форме сопереживания, вчувствование в его внутренний мир.

Этапы карьеры — основные и закономерно сменяющие друг друга макростадии профессионального пути личности.

 

Раздел 2.

методические указания для самостоятельной работы студентов.

1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (занятию)

Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения культурных, личностных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины.

Настоящей программой предусмотрены виды деятельности студента, которые направляются и корректируются преподавателем, а также виды учебной деятельности, которые осуществляются студентом самостоятельно в рамках плана изучения данной учебной дисциплины.

К группе видов и форм самостоятельной работы студентов с участием преподавателя относятся:

-доклады;

- подготовка выступлений на семинарах, составление плана выступления и методические приемы фокусирования внимания на определенных аспектах излагаемого материала, темы, проблемы;

- организация и проведение публичной дискуссии в рамках подготовки курсовой работы.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя составляет 20 часов.

Самостоятельная работа студента без участия преподавателя:

- составление библиографии по темам курса;

- знакомство с сайтами специализированных учреждений и организаций, получение сведений, необходимых для углубленного изучения отдельных аспектов тем рабочей программы учебной дисциплины;

- чтение специальной научной литературы – монографий, журнальных статей, иных публикаций, в том числе размещенных на Интернет-сайтах;

- самостоятельный анализ содержания текста или его фрагмента, рекомендованного преподавателем;

- самостоятельное написание научного, публицистического текстов, текстов кратких презентаций научной проблемы или проблемной ситуации;

- подготовка проблемно-ориентированных стратегий исследовательской деятельности для обсуждения с преподавателем или в рабочей группе;

- чтение научной, публицистической и художественной литературы, имеющей отношение к изучаемой теме с целью последующего обсуждения с преподавателем, в рамках семинарских занятий или в рабочей группе.

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя составляет 40 часов.

2. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы.

Методические рекомендации для написания реферата.

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц. Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях). Однако в реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Структура реферата:

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.101 с.)