Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Поиск

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

для направления подготовки ­­­­­­­­­­030301.65 Психология

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

Лист согласования

Автор(ы):

 

Макаров В.К.        

(Ф.И.О.) (подпись)

         
(Ф.И.О.)     (подпись)    
(Ф.И.О.)   (подпись)    
     

(Ф.И.О.) (подпись)

Рецензент от кафедры:

         

(Ф.И.О.) (подпись)

Заведующий кафедрой: Платонов Ю.П.        

(Ф.И.О.) (подпись)

 

Протокол заседания кафедры

протокол № от «2012 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

2. Язык обучения

3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины

4. Перечень и объем инновационных методов учебной работы по дисциплине

5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов

6. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и итогового контроля знаний по дисциплине

7. Учебно-тематический план дисциплины

8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий

9. Семинарские и практические занятия

10. Рекомендуемая литература

11. Глоссарий

раздел 2. методические указания для самостоятельной работы студентов

1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (занятию)

2. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы

3. Дополнительные материалы (по усмотрению преподавателя)

раздел 3. материалы для контроля качества знаний по дисциплине

1. Информация о порядке контроля качества знаний по дисциплине

2. Материалы по текущему контролю

3. Материалы по рубежному контролю

4. Материалы по промежуточной аттестации

5. Примерный вариант тестов для оценивания знаний студентов

раздел 4. электронное учебно-методическое пособие

Раздел 5. база контрольно-измерительных материалов (ким)

 


Раздел I. Рабочая программа учебной дисциплины

 

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Обучение по рабочей программе учебной дисциплины «Психология труда» является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 030301.65 – Психология с присвоением квалификации (степени) – специалист психологии (521000).

Цель изучения дисциплины -ознакомить студентов с основными понятиями и разделами психологии труда как одной из областей психологического знания. Изучение проблематики трудовой деятельности, характера состояния и поведения человека в ней позволит студентам в дальнейшем успешно применять полученный опыт на практике, в собственной трудовой деятельности.

Задачи курса:

· Повышение уровня теоретической и практической компетентности при овладении данной дисциплиной с целью применения полученных знаний в собственной профессиональной деятельности

· Познакомить студентов с современными направлениями и результатами развития психологии труда, показать пути использования полученных знаний в практической работе.

· Формирование у студентов направленности на решение практических задач психологии труда — гуманизации труда и повышения его эффективности.

· Стимулировать у студентов интерес к изучаемому материалу, научить самостоятельно анализировать жизненные ситуации, возникающие перед человеком в процессе жизнедеятельности.

· Научить студентов получаемые из лекций и специальной литературы знания проецировать на наблюдаемые психологические явления в рамках дисциплины «Психология труда» и стремиться, глубже понять их сущность.

· Выработать у студентов умение систематизировать результаты самостоятельной работы. Самостоятельная работа должна включать в себя: изучение дисциплины для овладевая фундаментальными знаниями; и одновременно решение частных учебных задач (комментирование научной и учебной литературы, обдумывание, планирование и выполнение контрольной работы).

 

 

Язык обучения

Русский

 

3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины.

 

Основной сферой данной дисциплины является парадигма отношений человек - труд, где человек является активным преобразователем действительности в процессе осуществления трудовой деятельности. «Психология труда» ориентирована на профессиональное и личностное становление специалистов психологии, формирование их компетентности, и относится к общепрофессиональным дисциплинам. «Психология труда» и тесно связана с такими дисциплинами, как «Инженерная психология и эргономика», «Организационная психология», «Психология менеджмента», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология здоровья», «Юридическая психология», создавая необходимую информационную базу для их изучения.

Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию. Одновременно с изучением дисциплины «Психология труда» студент должен иметь или получать знания, умения, навыки по дисциплинам: ОПД.Ф.02-Общая психология, ОПД.Ф.03-Экспериментальная психология; ОПД.Ф.01-Введение в профессию; ЕН.Ф.06-Физиология ЦНС; ОПД.Ф.18 Психофизиология, ОПД.Ф.09 -Психодиагностика, ОПД.Ф.11-Математические методы в психологии, существенно дополняющим теоретико-методологические и инструментально-прикладные параметры, заявленных в данной программе компетенций.

4. Перечень и объем инновационных методов учебной работы по дисциплине.

Выбор организационной формы работы, соответствующей типу выполняемого задания, а также эффективное руководство и управление деятельностью учащихся, ее регулирование на занятии способствует интенсификации процесса обучения.

В данном курсе используются классические и инновационные методы образования, а также самостоятельные практические работы по заданию преподавателя, направленные на развитие творческих качеств и интеллектуальных инициатив студентов.

Используются также такие активные формы работы как групповая и индивидуальная. Групповая работа - форма работы, при которой три или более учащихся одновременно осуществляют совместную деятельность, направленную на решение поставленной задачи. Групповая работа используется при выполнении упражнений и заданий, направленных на совместный поиск информации и коллективное решение поставленной проблемы. Рекомендуется использовать такой вид групповой работы, как проектная работа (может проводиться как в качестве аудиторной, так и самостоятельной работы).

Индивидуальная работа – форма работы, когда студенту во время занятия необходима консультация преподавателя, и он сам обращается к преподавателю со своими проблемами, т.е. выступает активной стороной взаимодействия.

В рамках данного курса стимулируется творческая активность студентов посредством разработки проектов программ профилактической, коррекционной реабилитационной направленности по проблемам адаптации личности к профессионально-трудовой деятельности.

5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов.

Всего 120 часов. Аудиторные занятия 60 часов. Самостоятельная работа 60 часов.

№темы Наименование разделов тем Всего часов общая трудоемкость лекция семинары Самостоятельная работа студентов
Модуль 1.Психология труда: основные составляющие научной дисциплины.
1.1. Психология труда как область знания        
1.2. Психология профессиональной деятельности        
Модуль 2. Человек как субъект трудовой деятельности.  
Тема 2.1 Развитие человека как субъекта труда        
Тема 2.2. Психологическое изучение профессии          
Модуль 3. Психология профессиональной деятельности
Тема 3.1 Профессиональная психология личности        
Тема 3.2 Психология профессионального самоопределения        
Тема 3.3 Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров        
Тема 3.4 Психология профессиональной подготовки        
Модуль 4. Психические состояния и работоспособность человека в трудовой деятельности
Тема 4.1. Психология профессиональной работоспособности        
Тема 4.2. Психология безопасности профессиональной деятельности        
Промежуточная аттестация
  Тестирование        
  реферат        
ИТОГО        

 

 

8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий

 

Темы лекционного курса.

 

Модуль 1. Психология труда: основные составляющие научной дисциплины.

Практическое занятие 1.

1. Составить таблицу «Основные разделы психологии труда»

Название раздела (области) Направление деятельности данного раздела психологии труда
   
2....и.тп.  

 

2. Составить таблицу Методы исследования психологии труда

Метод исследования Возможности метода
   
2....  

 

Литература:

1. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. унта. 2004. -336с

2. Психология труда: Учеб., для вузов. /Под ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005

3.Толочек В.А. Современная психология труда-Спб:Питер,2006-479с

Практическое занятие 2.

Практическое занятие 3

Концепции феномена здоровья. Понятие профессионального здоровья Особенности функционального состояния и работоспособность.

Самодиагностика. Цель - Определение функционального состояния по методикам:

- «Самочувствие, активность, настроение» (САН)

- Шкала дифференциации эмоций (К.Изарда)

-Опросник самооценки острого умственного утомления (А.Б.Леоновой)

- Опросник самооценки острого физического утомления (Кинсмана в адаптации А.Леонова).

Литература:

1.Практикум по инженерной психологии и эргономике [Текст]: учебное пособие / ред. Ю. К. Стрелков. - М.: Академия, 2003. - 400 с. -Стрелков, Ю. К.

2. Инженерная и профессиональная психология [Текст]: учебное пособие / Ю. К. Стрекалов. - М.: Академия: Высшая школа, 2001. - 360 с. - Б. ц.

Тема 4.2. Психология безопасности профессиональной деятельности.

Семинар 6. Психология дисциплины и безопасности труда

Причины нарушения трудовой дисциплины. Задачи дисциплинарной беседы. Этапы проведения дисциплинарной беседы. Факторы взаимопонимания и взаимонепонимания между сотрудниками. Условия эффективности и успешности проведения дисциплинарной беседы.

Психологические факторы ошибок и нарушения правил техники безопасности и охраны труда: факторы и предпосылки ошибок. Психологические предпосылки плохого усвоения правил техники безопасности труда. Требования к инструктажу, психологические условия безопасности труд.

Вопросы для обсуждения:

- цели, задачи и этапы дисциплинарной беседы

- факторы, предпосылки и типы ошибок в трудовой деятельности

Литература:

1.Барабаш, В. И. Психология безопасности труда - СПб.: Изд-во СПГАУ, 1996. - 298 с.

2.Лабораторный практикум по основам инженерной психологии /под ред. Б. А. Душков. - М.: Высшая школа, 1983. - 240 с

3.Стрелков, Ю. К. Инженерная и профессиональная психология: учебное пособие / под ред. Ю. К. Стрекалов. - М.: Академия: Высшая школа, 2001

4. Хрестоматия по инженерной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. Б. А. Душков. - М.: Высшая школа, 1991. - 287 с.

10. Рекомендуемая литература.

Основная литература

4. Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с.

5. Пряжников, Н.С. Психология труда: учебное пособие / Н.С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2009. – 480 с.

6. Толочек В.А. Современная психология труда: учебное пособие / В.А. Толочек. - СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

Дополнительная литература

1. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности - СПб.: Речь, 2004. - 272 с

2. Барабаш, В. И. Психология безопасности труда - СПб.: Изд-во СПГАУ, 1996. - 298 с.

3. Батаршев, А. В. Диагностика профессионально важных качеств-СПб.: Питер, 2007. - 192

4. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект: Мир, 2006. – 336

6. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 240 с. –

7. Инженерная и профессиональная психология: учебное пособие / Ю. К. Стрекалов. - М.: Академия: Высшая школа, 2001.

8. История советской психологии труда. Тексты (20-е -30-е годы XX века) [Текст] / ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипов, О. Г. Носкова. - М.: МГУ, 1983

9..Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. унта. 2004. -336с

10. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.

11. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие; Рекомендовано Советом по психологии УМО / Н. С. Пряжников. - М.: Академия, 2008. - 368 с

Глоссарий

Активность — одна из общих способностей личности, про­являющаяся в высоком энергетическом обеспечении психи­ческой деятельности и обусловливающая ее эффективность.

Альтернативы принятия управленческих решений — лю­бые варианты выхода из проблемных ситуаций, субъективно различаемые индивидом и (или) задаваемые ему извне.

Анализ продуктов деятельности — метод исследования ма­териальных, документально фиксированных продуктов дея­тельности (продукты промышленного и строительного произ­водства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического тру­да, тексты и т. д.) и функциональных (процессуальных) про­дуктов деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем, вербальная про­дукция работников в виде выступлений, докладов, а также поведенческие проявления активности работников). Может служить дополнительным методом при проведении непосред­ственного наблюдения.

Анамнеза метод — метод сбора данных об истории раз­вития конкретной личности как субъекта трудовой дея­тельности, ее биографии, особенностях профессионально­го развития. Обычно используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивос­ти мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредствен­ному наблюдению, для построения прогноза профессио­нальной карьеры личности.

Аттестация — система оценивания или конкретная про­цедура оценки персонала в организации, рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудни­ком работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квали­фикации работника в целях определения степени его эффек­тивности.

Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого.

Аффект — максимально выраженное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с рез­кими изменениями важных для человека жизненных обсто­ятельств и сопровождающееся грубыми нарушениями пси­хической и моторной деятельности.

Аффилиация — стремление человека к взаимодействию с другими людьми и приобщению к какой-либо социальной группе.

Ведущие профессионально важные качества — качества, в наибольшей степени определяющие эффективность про­фессиональной деятельности.

Внешняя мотивация — совокупность побудительных при­чин деятельности, не связанных непосредственно с ее содер­жанием, лежащих вне ее.

Внутренняя мотивация — совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях ее выполнения (напри­мер, интерес к самому процессу деятельности).

Внутренняя регуляция — действия по отражению условий запоминания и воспроизведения; принятию решения (выбо­ра оперативной единицы запоминания и воспроизведения); антиципации процесса и результата запоминания и воспро­изведения; формированию представления о программе запо­минания и воспроизведения (план); контролю процесса запо­минания и воспроизведения через оценку параметров результата; коррекции процесса запоминания и воспроизве­дения.

Выбор профессии — часть жизненного пути человека, представляющая процесс принятия решений, которые опре­деляют дальнейшую профессиональную судьбу человека.

Группа — два или более лица, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (дру­гих) и испытывает на себе его влияние.

Групповая поляризация — феномен, наблюдаемый в си­туациях принятия решения группой, когда мнение (пози­ция) группы более радикально, чем индивидуальное мнение (позиция). Смещение мнения группы в сторону ранее суще­ствовавшей индивидуальной тенденции.

Деиндивидуализация — феномен группового поведения, возникающий при условии экономности членов группы, следствием чего является утрата личностью самосознания и ее полное слияние с группой.

Действие — 1) основной структурный компонент деятель­ности; представляет собой произвольную, преднамеренную, опосредованную активность, направленную на достижение осознаваемой цели; 2) относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

Деперсонализация — составляющая синдрома психичес­кого выгорания, предполагающая циничное отношение работ­ника к труду и его объектам. В социальной сфере проявляет­ся в бесчувственном, негуманном отношении к клиентам, приходящим для лечения, консультирования, получения об­разования и других социальных услуг.

Деятельность — форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознатель­но поставленных целей и связанная с созданием обществен­но значимых ценностей и освоением социального опыта.

Динамическая работа — мышечная нагрузка, связанная с развитием переменных мышечных усилий или перемеще­нием тела в пространстве, характеризуется произведением величины перемещаемого груза на расстояние.

Дистресс — дисфункциональный стресс: фаза и тип стрес­са, характеризующиеся грубыми расстройствами деятельно­сти и дезоптимизацией психических состояний.

Идентификация — 1) когнитивно-эмоциональный процесс частично неосознаваемого отождествления субъектом себя с другими субъектами, группой, образцом; 2) отождествление с партнером по общению с целью его лучшего понимания.

Иерархичность — свойство профессионального общения, выражающееся в тенденции устанавливать в ходе профес­сиональной деятельности объектные, манипулятивные от­ношения между людьми.

Индивидуализированность — свойство мышления в прак­тической деятельности, заключающееся во влиянии на про­цесс и результат решения мыслительной задачи индивиду­альных свойств субъекта мышления.

Индивидуальный стиль деятельности — способ деятель­ности, учитывающий индивидуальные качества (особенно­сти) субъекта.

Индивидуальная система деятельности — система дея­тельности, сформированная на основе индивидуальных осо­бенностей личности.

Инициатива — способность человека ставить новые про­блемы и находить им оригинальное решение.

Информационная основа деятельности (ИОД) — совокуп­ность информационных признаков, характеризующих предметные и субъектные условия деятельности, позволяющие организовать деятельность в соответствии с вектором мо­тив—цель.

Кадровая политика организации - Объективно обусловленная практика и теория социального управления, выражающая стратегию субъекта управления по отношению к персоналу

Кадры - основной состав работников организации, ее постоянные сотрудники.

Карьера - осознанная социальная позиция и поведение индивида, связанные с его профессиональной деятельность.

Квалификационные требования - перечень, знаний, навыков, умений, которыми должен обладать работник для успешного выполнения работы.

Коллективный субъект деят ельности — реально действу­ющая группа, обязательными характеристиками которой являются: общие цели деятельности; совместные действия, без которых невозможен процесс достижения этих целей; полученный результат — база для оценки действий всей группы.

Коммуникативная компетентность — обобщающее ком­муникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.

Коммуникативный цикл — завершающий процесс ком­

Конвенциональность профессионального общения — обусловленность его нормами и правилами, установленны­ми в данном виде деятельности для поддержания ее целост­ности.

Консультирование карьерное — профессиональное кон­сультирование взрослых людей при смене ими профессии или места работы, предполагающее оказание помощи в нахожде­нии форм полной или частичной реализации прошлого опы­та личности, снижения влияния прошлых профессиональных стереотипов при переходе к новой профессиональной деятель­ности.

Контроль — 1) процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей; 2) один из регулятивных (интегральных) процессов психики, обеспечивающий непре­рывный мониторинг за психической деятельностью и испол­нительской активностью.

Конфликт — столкновение противоположно направлен­ных, несовместимых друг с другом тенденций в межличност­ных взаимодействиях и отношениях индивидов или групп, а также в сознании отдельного индивида, связанное с ост­рым отрицательным переживанием.

Конформизм — изменение поведения или убеждений в ре­зультате реального или воображаемого давления группы.

Монотонность работы — объективные показатели труда, характеризующиеся высокой частотой повторения и непро­должительным временным циклом, структурным однообра­зием и простотой трудовых действий. Работа, где преобла­дает информационный фактор, считается монотонной, если она связана с длительным пассивным наблюдением, имеет недостаток притока сенсерной информации.

Мотив — побуждения к деятельности, связанные с удов­летворением потребностей субъекта.

Мотивационная система личности — целостная органи­зация всех побудительных сил активности, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Включает ряд ос­новных компонентов: потребности, собственно мотивы, ин­тересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.

Мотивационное обогащение труда — система методов и процедур, направленных на увеличение мотивационного потенциала деятельности исполнителей, насыщение ее мо­тивами различных типов и уровней.

Мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и максимальном удовлетво­рении всех иных потребностей. Рассматривается как мета-мотивация, регулирующая меру выраженности всех других мотивов.

Навык — автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполне­ния, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи.

Направленность на реализацию — мотивационное обра­зование субъекта практического мышления, стимулиру­ющее его на поиск решения, которое он может реализовать в данных условиях имеющимися в его распоряжении сред­ствами.

Напряженность труда — функциональное состояние орга­низма при работе с преобладанием нервной нагрузки, харак­теризует ту сторону трудовой деятельности, которая требу­ет мобилизации функций восприятия, внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности ЦНС.

Научение - устойчивое целесообразное изменение пове­дения, которое возникает благодаря предшествующей дея­тельности, при повторении ситуации и под влиянием про­шлого опыта на основе образования связей.

Неформальная структура группы — реально складываю­щая в организации структура межличностных связей, коммуникации и влияния, детерминированная потребностями членов группы в общении, эмоциональной привлекательно­стью, психологической совместимостью и т. д.

Нормативно-одобренный способ деятельности (НОСД) — обобщенный и закрепленный должностными инструкция­ми, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия, регламентированный способ выполнения деятель­ности.

Обобщения независимых характеристик метод — разно­видность групповой экспертной оценки. Используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Суть метода — в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть ру­ководители организации или подразделения, коллеги, под­чиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо зна­ющие данного специалиста.

Обратная связь — 1) реакция на сообщение, которая по­могает отправителю, источнику информации определить, понята ли переданная им информация; 2) средство обеспе­чения сличения реально достигнутого результата с идеаль­но сформулированной целью.

Обучаемость — одна из общих способностей личности: 1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой си­туации; 2) способность к быстрому и качественному усвое­нию знаний, умений и навыков.

Обучение — управление процессом приобретения новых знаний, формирование способностей и в целом когнитив­ных структур, организация познавательной активности ученика.

Общение — вид коммуникации, осуществляющийся в форме непосредственного контакта между людьми.

Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высокой эффективности во многих видах деятельности, включают интеллект, Обучаемость, креативность, рефлек­сивность, активность, саморегуляцию.

Огруппление мышления — симптомокомплекс свойств мышления, возникающий в группе в том случае, когда по­иски устраивающей всех точки зрения становятся на­столько доминирующими, что группа склонна отбрасы­вать реалистические оценки альтернативного способа действия.

Ожидание — субъективная вероятность успеха перспек­тив достижения личностью поставленной цели.

Оптант — человек, выбирающий профессию.

Охрана труда — комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение производственного травматизма и контроль за вредными факторами.

Оценивание — операция, свойственная мышлению в практической деятельности и заключающаяся в приблизительном измерении различных параметров ситуации с це­лью определения возможностей воздействия на нее.

Ошибка работника — любое конкретное действие в про­цессе трудовой деятельности, которое выходит за допусти­мые границы и становится неадекватным.

Параметры эффективности деятельности — количествен­ные и качественные показатели, по которым оценивается эффективность деятельности.

Профессионально важные качества (ПВК) — свойства субъекта деятельности, необходимые для ее нормативно за­данного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром.

Персонал -личный состав или часть сотрудников организации, представляющая собой по профессиональным и другим признакам единое целое.

Планирование — 1) процесс разработки стратегии и так­тики достижения целей, а также программы их реализации; 2) одна из основных функций управления, связанная с разра­боткой и реализацией планов организации; 3) интегральный процесс психической регуляции деятельности, направленный на разработку программ индивидуальной деятельности.

Потребность — один из основных компонентов мотивационной системы личности; состояние индивида, которое создается испытываемой им нуждой в объектах, необходи­мых для его существования и развития, и выступает источ­ником его активности.

Принятие управленческого решения — любой процесс выбора, связанный с реализацией управленческих функций и реализующийся либо в индивидуальной деятельности ру­ководителя, либо в различных формах коллегиальных ре­шений.

Проблемная ситуация — момент в профессиональной дея­тельности, прерывающий течение этой деятельности и требу­ющий от субъекта поиска новых способов ее осуществления.

Прогнозирование — 1) одна из управленческих функ­ций, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при уп­равлении ей; 2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме ан­тиципации; 3) метод планирования, в котором предсказа­ние будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Программа — результат планирования, представляющий целостную и согласованную последовательность действий и процедур достижения целей, их распределение по подразде­лениям и отдельным исполнителям.

Проективные тесты — группа тестов, предполагающих проведение диагностики, основанной на анализе особеннос­тей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безлич­ным материалом, на который субъект проецирует свои уста­новки, желания и личностные качества. В психологии труда используются для диагностики некоторых профессиональ­ных феноменов, а также как вспомогательные методы при профессиональном консультировании.

Производственная операция — наименьшая, относитель­но законченная часть технологического процесса, осуществля­емая с единой производственной целью, на одном рабочем мес­те, одним рабочим или группой, при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов.

Профессиограмма — документ, представляющий собой описание социально-экономических, производственно-тех­нических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

Профессиография — комплексный метод изучения и опи­сания содержательных и структурных характеристик профес­сий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержани­ем, средствами, условиями, организацией) и ее функциональ­ного обеспечения.

Профессионализация — процесс формирования личнос­ти профессионала, начинающийся с момента выбора профес­сии и длящийся в течением всей профессиональной жизни человека.

Профессиональная деформация — всякое кризисное, деструктивное изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приоб­ретающее стойкий характер. Деформации могут подвергать­ся мотивационные, познавательные компоненты структуры субъекта деятельности и сфера его индивидуально-личност­ных особенностей.

Профессиональная информация — форма профессио­нального просвещения. Представляет собой ознакомление молодежи с основными профессиями и специальностями. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, системе ма­териального стимулирования, режиме труда и отдыха, пер­спективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификацион­ного роста.

Профессиональная консультация — форма профессиональ­ной ориентации, представляющая собой систему мероприятий по психологическому освидетельствованию личности с целью оказания ей помощи в выборе сферы профессиональной дея­тельности.

Профессиональная ориентация — научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к об­щественно полезному труду, оказать ей помощь в выборе про­фессии в соответствии с интересами, склонностями и способ­ностями личности и с учетом потребностей рынка труда.

Профессиональная пропаганда — это форма профессио­нального просвещения. Предполагает агитацию профессий, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объема или реконструкцией производства.

Профессиональное обучение — искусственно созданная социальная система обучения конкретной профессии.

Профессионально важные качества (ПВК) - те качества, признаки, которые важны для успешного вы­полнения работником профессиональных задач в данном виде труда.

Профессиональное просвещение — форма профессиональ­ной ориентации, заключающаяся в выработке у учащихся знаний о мире профессий, способах и условиях осуществле­ния профессионального выбора.

Профессиональное развитие — неотъемлемая часть про­фессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся как в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека, так и в формиро­вании отрицательных феноменов (деформаций, специфичес­ких состояний), снижающих профессиональную эффектив­ность и нарушающих «непрофессиональную» жизнь.

Профессиональный потенциал- Система всех проявляющихся в профессиональной деятельности способностей, как актуализированных, так и резервных.

Профессиональный стереотип — определенный уровень достигнутого профессионального мастерства, проявляющий­ся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, под­сознательных установках, не загружающих сознания. Отри­цательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знании и представлении может обеспечить успешность деятельности.

Профессия — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков,приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

Психические состояния — поняти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.19 (0.012 с.)