Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Санкт-Петербургский Государственный Институт↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА» для направления подготовки 030301.65 Психология
Санкт-Петербург 2012 г. Лист согласования Автор(ы):
(Ф.И.О.) (подпись)
(Ф.И.О.) (подпись) Рецензент от кафедры: (Ф.И.О.) (подпись)
(Ф.И.О.) (подпись)
Протокол заседания кафедры протокол № от «2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины 1. Цели и задачи изучения дисциплины 2. Язык обучения 3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины 4. Перечень и объем инновационных методов учебной работы по дисциплине 5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов 6. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и итогового контроля знаний по дисциплине 7. Учебно-тематический план дисциплины 8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий 9. Семинарские и практические занятия 10. Рекомендуемая литература 11. Глоссарий раздел 2. методические указания для самостоятельной работы студентов 1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (занятию) 2. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы 3. Дополнительные материалы (по усмотрению преподавателя) раздел 3. материалы для контроля качества знаний по дисциплине 1. Информация о порядке контроля качества знаний по дисциплине 2. Материалы по текущему контролю 3. Материалы по рубежному контролю 4. Материалы по промежуточной аттестации 5. Примерный вариант тестов для оценивания знаний студентов раздел 4. электронное учебно-методическое пособие Раздел 5. база контрольно-измерительных материалов (ким)
Раздел I. Рабочая программа учебной дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины Обучение по рабочей программе учебной дисциплины «Психология труда» является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 030301.65 – Психология с присвоением квалификации (степени) – специалист психологии (521000). Цель изучения дисциплины -ознакомить студентов с основными понятиями и разделами психологии труда как одной из областей психологического знания. Изучение проблематики трудовой деятельности, характера состояния и поведения человека в ней позволит студентам в дальнейшем успешно применять полученный опыт на практике, в собственной трудовой деятельности. Задачи курса: · Повышение уровня теоретической и практической компетентности при овладении данной дисциплиной с целью применения полученных знаний в собственной профессиональной деятельности · Познакомить студентов с современными направлениями и результатами развития психологии труда, показать пути использования полученных знаний в практической работе. · Формирование у студентов направленности на решение практических задач психологии труда — гуманизации труда и повышения его эффективности. · Стимулировать у студентов интерес к изучаемому материалу, научить самостоятельно анализировать жизненные ситуации, возникающие перед человеком в процессе жизнедеятельности. · Научить студентов получаемые из лекций и специальной литературы знания проецировать на наблюдаемые психологические явления в рамках дисциплины «Психология труда» и стремиться, глубже понять их сущность. · Выработать у студентов умение систематизировать результаты самостоятельной работы. Самостоятельная работа должна включать в себя: изучение дисциплины для овладевая фундаментальными знаниями; и одновременно решение частных учебных задач (комментирование научной и учебной литературы, обдумывание, планирование и выполнение контрольной работы).
Язык обучения Русский
3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины.
Основной сферой данной дисциплины является парадигма отношений человек - труд, где человек является активным преобразователем действительности в процессе осуществления трудовой деятельности. «Психология труда» ориентирована на профессиональное и личностное становление специалистов психологии, формирование их компетентности, и относится к общепрофессиональным дисциплинам. «Психология труда» и тесно связана с такими дисциплинами, как «Инженерная психология и эргономика», «Организационная психология», «Психология менеджмента», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология здоровья», «Юридическая психология», создавая необходимую информационную базу для их изучения. Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию. Одновременно с изучением дисциплины «Психология труда» студент должен иметь или получать знания, умения, навыки по дисциплинам: ОПД.Ф.02-Общая психология, ОПД.Ф.03-Экспериментальная психология; ОПД.Ф.01-Введение в профессию; ЕН.Ф.06-Физиология ЦНС; ОПД.Ф.18 Психофизиология, ОПД.Ф.09 -Психодиагностика, ОПД.Ф.11-Математические методы в психологии, существенно дополняющим теоретико-методологические и инструментально-прикладные параметры, заявленных в данной программе компетенций. 4. Перечень и объем инновационных методов учебной работы по дисциплине. Выбор организационной формы работы, соответствующей типу выполняемого задания, а также эффективное руководство и управление деятельностью учащихся, ее регулирование на занятии способствует интенсификации процесса обучения. В данном курсе используются классические и инновационные методы образования, а также самостоятельные практические работы по заданию преподавателя, направленные на развитие творческих качеств и интеллектуальных инициатив студентов. Используются также такие активные формы работы как групповая и индивидуальная. Групповая работа - форма работы, при которой три или более учащихся одновременно осуществляют совместную деятельность, направленную на решение поставленной задачи. Групповая работа используется при выполнении упражнений и заданий, направленных на совместный поиск информации и коллективное решение поставленной проблемы. Рекомендуется использовать такой вид групповой работы, как проектная работа (может проводиться как в качестве аудиторной, так и самостоятельной работы). Индивидуальная работа – форма работы, когда студенту во время занятия необходима консультация преподавателя, и он сам обращается к преподавателю со своими проблемами, т.е. выступает активной стороной взаимодействия. В рамках данного курса стимулируется творческая активность студентов посредством разработки проектов программ профилактической, коррекционной реабилитационной направленности по проблемам адаптации личности к профессионально-трудовой деятельности. 5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов. Всего 120 часов. Аудиторные занятия 60 часов. Самостоятельная работа 60 часов.
8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий
Темы лекционного курса.
Модуль 1. Психология труда: основные составляющие научной дисциплины. Практическое занятие 1. 1. Составить таблицу «Основные разделы психологии труда»
2. Составить таблицу Методы исследования психологии труда
Литература: 1. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. унта. 2004. -336с 2. Психология труда: Учеб., для вузов. /Под ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005 3.Толочек В.А. Современная психология труда-Спб:Питер,2006-479с Практическое занятие 2. Практическое занятие 3 Концепции феномена здоровья. Понятие профессионального здоровья Особенности функционального состояния и работоспособность. Самодиагностика. Цель - Определение функционального состояния по методикам: - «Самочувствие, активность, настроение» (САН) - Шкала дифференциации эмоций (К.Изарда) -Опросник самооценки острого умственного утомления (А.Б.Леоновой) - Опросник самооценки острого физического утомления (Кинсмана в адаптации А.Леонова). Литература: 1.Практикум по инженерной психологии и эргономике [Текст]: учебное пособие / ред. Ю. К. Стрелков. - М.: Академия, 2003. - 400 с. -Стрелков, Ю. К. 2. Инженерная и профессиональная психология [Текст]: учебное пособие / Ю. К. Стрекалов. - М.: Академия: Высшая школа, 2001. - 360 с. - Б. ц. Тема 4.2. Психология безопасности профессиональной деятельности. Семинар 6. Психология дисциплины и безопасности труда Причины нарушения трудовой дисциплины. Задачи дисциплинарной беседы. Этапы проведения дисциплинарной беседы. Факторы взаимопонимания и взаимонепонимания между сотрудниками. Условия эффективности и успешности проведения дисциплинарной беседы. Психологические факторы ошибок и нарушения правил техники безопасности и охраны труда: факторы и предпосылки ошибок. Психологические предпосылки плохого усвоения правил техники безопасности труда. Требования к инструктажу, психологические условия безопасности труд. Вопросы для обсуждения: - цели, задачи и этапы дисциплинарной беседы - факторы, предпосылки и типы ошибок в трудовой деятельности Литература: 1.Барабаш, В. И. Психология безопасности труда - СПб.: Изд-во СПГАУ, 1996. - 298 с. 2.Лабораторный практикум по основам инженерной психологии /под ред. Б. А. Душков. - М.: Высшая школа, 1983. - 240 с 3.Стрелков, Ю. К. Инженерная и профессиональная психология: учебное пособие / под ред. Ю. К. Стрекалов. - М.: Академия: Высшая школа, 2001 4. Хрестоматия по инженерной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. Б. А. Душков. - М.: Высшая школа, 1991. - 287 с. 10. Рекомендуемая литература. Основная литература 4. Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с. 5. Пряжников, Н.С. Психология труда: учебное пособие / Н.С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2009. – 480 с. 6. Толочек В.А. Современная психология труда: учебное пособие / В.А. Толочек. - СПб.: Питер, 2008. – 432 с. Дополнительная литература 1. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности - СПб.: Речь, 2004. - 272 с 2. Барабаш, В. И. Психология безопасности труда - СПб.: Изд-во СПГАУ, 1996. - 298 с. 3. Батаршев, А. В. Диагностика профессионально важных качеств-СПб.: Питер, 2007. - 192 4. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с. 5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект: Мир, 2006. – 336 6. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 240 с. – 7. Инженерная и профессиональная психология: учебное пособие / Ю. К. Стрекалов. - М.: Академия: Высшая школа, 2001. 8. История советской психологии труда. Тексты (20-е -30-е годы XX века) [Текст] / ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипов, О. Г. Носкова. - М.: МГУ, 1983 9..Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. унта. 2004. -336с 10. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с. 11. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие; Рекомендовано Советом по психологии УМО / Н. С. Пряжников. - М.: Академия, 2008. - 368 с Глоссарий Активность — одна из общих способностей личности, проявляющаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельности и обусловливающая ее эффективность. Альтернативы принятия управленческих решений — любые варианты выхода из проблемных ситуаций, субъективно различаемые индивидом и (или) задаваемые ему извне. Анализ продуктов деятельности — метод исследования материальных, документально фиксированных продуктов деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.) и функциональных (процессуальных) продуктов деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем, вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов, а также поведенческие проявления активности работников). Может служить дополнительным методом при проведении непосредственного наблюдения. Анамнеза метод — метод сбора данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности, ее биографии, особенностях профессионального развития. Обычно используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогноза профессиональной карьеры личности. Аттестация — система оценивания или конкретная процедура оценки персонала в организации, рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудником работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квалификации работника в целях определения степени его эффективности. Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого. Аффект — максимально выраженное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резкими изменениями важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождающееся грубыми нарушениями психической и моторной деятельности. Аффилиация — стремление человека к взаимодействию с другими людьми и приобщению к какой-либо социальной группе. Ведущие профессионально важные качества — качества, в наибольшей степени определяющие эффективность профессиональной деятельности. Внешняя мотивация — совокупность побудительных причин деятельности, не связанных непосредственно с ее содержанием, лежащих вне ее. Внутренняя мотивация — совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях ее выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности). Внутренняя регуляция — действия по отражению условий запоминания и воспроизведения; принятию решения (выбора оперативной единицы запоминания и воспроизведения); антиципации процесса и результата запоминания и воспроизведения; формированию представления о программе запоминания и воспроизведения (план); контролю процесса запоминания и воспроизведения через оценку параметров результата; коррекции процесса запоминания и воспроизведения. Выбор профессии — часть жизненного пути человека, представляющая процесс принятия решений, которые определяют дальнейшую профессиональную судьбу человека. Группа — два или более лица, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние. Групповая поляризация — феномен, наблюдаемый в ситуациях принятия решения группой, когда мнение (позиция) группы более радикально, чем индивидуальное мнение (позиция). Смещение мнения группы в сторону ранее существовавшей индивидуальной тенденции. Деиндивидуализация — феномен группового поведения, возникающий при условии экономности членов группы, следствием чего является утрата личностью самосознания и ее полное слияние с группой. Действие — 1) основной структурный компонент деятельности; представляет собой произвольную, преднамеренную, опосредованную активность, направленную на достижение осознаваемой цели; 2) относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Деперсонализация — составляющая синдрома психического выгорания, предполагающая циничное отношение работника к труду и его объектам. В социальной сфере проявляется в бесчувственном, негуманном отношении к клиентам, приходящим для лечения, консультирования, получения образования и других социальных услуг. Деятельность — форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта. Динамическая работа — мышечная нагрузка, связанная с развитием переменных мышечных усилий или перемещением тела в пространстве, характеризуется произведением величины перемещаемого груза на расстояние. Дистресс — дисфункциональный стресс: фаза и тип стресса, характеризующиеся грубыми расстройствами деятельности и дезоптимизацией психических состояний. Идентификация — 1) когнитивно-эмоциональный процесс частично неосознаваемого отождествления субъектом себя с другими субъектами, группой, образцом; 2) отождествление с партнером по общению с целью его лучшего понимания. Иерархичность — свойство профессионального общения, выражающееся в тенденции устанавливать в ходе профессиональной деятельности объектные, манипулятивные отношения между людьми. Индивидуализированность — свойство мышления в практической деятельности, заключающееся во влиянии на процесс и результат решения мыслительной задачи индивидуальных свойств субъекта мышления. Индивидуальный стиль деятельности — способ деятельности, учитывающий индивидуальные качества (особенности) субъекта. Индивидуальная система деятельности — система деятельности, сформированная на основе индивидуальных особенностей личности. Инициатива — способность человека ставить новые проблемы и находить им оригинальное решение. Информационная основа деятельности (ИОД) — совокупность информационных признаков, характеризующих предметные и субъектные условия деятельности, позволяющие организовать деятельность в соответствии с вектором мотив—цель. Кадровая политика организации - Объективно обусловленная практика и теория социального управления, выражающая стратегию субъекта управления по отношению к персоналу Кадры - основной состав работников организации, ее постоянные сотрудники. Карьера - осознанная социальная позиция и поведение индивида, связанные с его профессиональной деятельность. Квалификационные требования - перечень, знаний, навыков, умений, которыми должен обладать работник для успешного выполнения работы. Коллективный субъект деят ельности — реально действующая группа, обязательными характеристиками которой являются: общие цели деятельности; совместные действия, без которых невозможен процесс достижения этих целей; полученный результат — база для оценки действий всей группы. Коммуникативная компетентность — обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах. Коммуникативный цикл — завершающий процесс ком Конвенциональность профессионального общения — обусловленность его нормами и правилами, установленными в данном виде деятельности для поддержания ее целостности. Консультирование карьерное — профессиональное консультирование взрослых людей при смене ими профессии или места работы, предполагающее оказание помощи в нахождении форм полной или частичной реализации прошлого опыта личности, снижения влияния прошлых профессиональных стереотипов при переходе к новой профессиональной деятельности. Контроль — 1) процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей; 2) один из регулятивных (интегральных) процессов психики, обеспечивающий непрерывный мониторинг за психической деятельностью и исполнительской активностью. Конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях и отношениях индивидов или групп, а также в сознании отдельного индивида, связанное с острым отрицательным переживанием. Конформизм — изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Монотонность работы — объективные показатели труда, характеризующиеся высокой частотой повторения и непродолжительным временным циклом, структурным однообразием и простотой трудовых действий. Работа, где преобладает информационный фактор, считается монотонной, если она связана с длительным пассивным наблюдением, имеет недостаток притока сенсерной информации. Мотив — побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивационная система личности — целостная организация всех побудительных сил активности, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Включает ряд основных компонентов: потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др. Мотивационное обогащение труда — система методов и процедур, направленных на увеличение мотивационного потенциала деятельности исполнителей, насыщение ее мотивами различных типов и уровней. Мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и максимальном удовлетворении всех иных потребностей. Рассматривается как мета-мотивация, регулирующая меру выраженности всех других мотивов. Навык — автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполнения, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи. Направленность на реализацию — мотивационное образование субъекта практического мышления, стимулирующее его на поиск решения, которое он может реализовать в данных условиях имеющимися в его распоряжении средствами. Напряженность труда — функциональное состояние организма при работе с преобладанием нервной нагрузки, характеризует ту сторону трудовой деятельности, которая требует мобилизации функций восприятия, внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности ЦНС. Научение - устойчивое целесообразное изменение поведения, которое возникает благодаря предшествующей деятельности, при повторении ситуации и под влиянием прошлого опыта на основе образования связей. Неформальная структура группы — реально складывающая в организации структура межличностных связей, коммуникации и влияния, детерминированная потребностями членов группы в общении, эмоциональной привлекательностью, психологической совместимостью и т. д. Нормативно-одобренный способ деятельности (НОСД) — обобщенный и закрепленный должностными инструкциями, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия, регламентированный способ выполнения деятельности. Обобщения независимых характеристик метод — разновидность групповой экспертной оценки. Используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Суть метода — в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, подчиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие данного специалиста. Обратная связь — 1) реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, понята ли переданная им информация; 2) средство обеспечения сличения реально достигнутого результата с идеально сформулированной целью. Обучаемость — одна из общих способностей личности: 1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации; 2) способность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений и навыков. Обучение — управление процессом приобретения новых знаний, формирование способностей и в целом когнитивных структур, организация познавательной активности ученика. Общение — вид коммуникации, осуществляющийся в форме непосредственного контакта между людьми. Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высокой эффективности во многих видах деятельности, включают интеллект, Обучаемость, креативность, рефлексивность, активность, саморегуляцию. Огруппление мышления — симптомокомплекс свойств мышления, возникающий в группе в том случае, когда поиски устраивающей всех точки зрения становятся настолько доминирующими, что группа склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действия. Ожидание — субъективная вероятность успеха перспектив достижения личностью поставленной цели. Оптант — человек, выбирающий профессию. Охрана труда — комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение производственного травматизма и контроль за вредными факторами. Оценивание — операция, свойственная мышлению в практической деятельности и заключающаяся в приблизительном измерении различных параметров ситуации с целью определения возможностей воздействия на нее. Ошибка работника — любое конкретное действие в процессе трудовой деятельности, которое выходит за допустимые границы и становится неадекватным. Параметры эффективности деятельности — количественные и качественные показатели, по которым оценивается эффективность деятельности. Профессионально важные качества (ПВК) — свойства субъекта деятельности, необходимые для ее нормативно заданного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром. Персонал -личный состав или часть сотрудников организации, представляющая собой по профессиональным и другим признакам единое целое. Планирование — 1) процесс разработки стратегии и тактики достижения целей, а также программы их реализации; 2) одна из основных функций управления, связанная с разработкой и реализацией планов организации; 3) интегральный процесс психической регуляции деятельности, направленный на разработку программ индивидуальной деятельности. Потребность — один из основных компонентов мотивационной системы личности; состояние индивида, которое создается испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступает источником его активности. Принятие управленческого решения — любой процесс выбора, связанный с реализацией управленческих функций и реализующийся либо в индивидуальной деятельности руководителя, либо в различных формах коллегиальных решений. Проблемная ситуация — момент в профессиональной деятельности, прерывающий течение этой деятельности и требующий от субъекта поиска новых способов ее осуществления. Прогнозирование — 1) одна из управленческих функций, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ей; 2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципации; 3) метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. Программа — результат планирования, представляющий целостную и согласованную последовательность действий и процедур достижения целей, их распределение по подразделениям и отдельным исполнителям. Проективные тесты — группа тестов, предполагающих проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества. В психологии труда используются для диагностики некоторых профессиональных феноменов, а также как вспомогательные методы при профессиональном консультировании. Производственная операция — наименьшая, относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой производственной целью, на одном рабочем месте, одним рабочим или группой, при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов. Профессиограмма — документ, представляющий собой описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Профессиография — комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения. Профессионализация — процесс формирования личности профессионала, начинающийся с момента выбора профессии и длящийся в течением всей профессиональной жизни человека. Профессиональная деформация — всякое кризисное, деструктивное изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Деформации могут подвергаться мотивационные, познавательные компоненты структуры субъекта деятельности и сфера его индивидуально-личностных особенностей. Профессиональная информация — форма профессионального просвещения. Представляет собой ознакомление молодежи с основными профессиями и специальностями. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, системе материального стимулирования, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста. Профессиональная консультация — форма профессиональной ориентации, представляющая собой систему мероприятий по психологическому освидетельствованию личности с целью оказания ей помощи в выборе сферы профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация — научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к общественно полезному труду, оказать ей помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и способностями личности и с учетом потребностей рынка труда. Профессиональная пропаганда — это форма профессионального просвещения. Предполагает агитацию профессий, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объема или реконструкцией производства. Профессиональное обучение — искусственно созданная социальная система обучения конкретной профессии. Профессионально важные качества (ПВК) - те качества, признаки, которые важны для успешного выполнения работником профессиональных задач в данном виде труда. Профессиональное просвещение — форма профессиональной ориентации, заключающаяся в выработке у учащихся знаний о мире профессий, способах и условиях осуществления профессионального выбора. Профессиональное развитие — неотъемлемая часть профессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся как в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека, так и в формировании отрицательных феноменов (деформаций, специфических состояний), снижающих профессиональную эффективность и нарушающих «непрофессиональную» жизнь. Профессиональный потенциал- Система всех проявляющихся в профессиональной деятельности способностей, как актуализированных, так и резервных. Профессиональный стереотип — определенный уровень достигнутого профессионального мастерства, проявляющийся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знании и представлении может обеспечить успешность деятельности. Профессия — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков,приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Психические состояния — поняти
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.77 (0.012 с.) |