Системы разделения движения судов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы разделения движения судов



Общие принципы установления путей движения судов (Routing) приняты Ассамблеями ИМО [Резолюции А.378(Х) от 14.11.1977г. и А.428(Х1) от 15; 1-1.1979] и изложены в руководствах ГУНиО № 9036 и № 9037.

Эффективным средством пассивного управления судопотоками является система разделения движения (СРД) — разделение встречных потоков судов посредством установления зон и/или линий разделения и полос движения. Наиболее часто используются СРД линейного типа (рис.5.1).

Установленная зона прибрежного плавания удерживает суда местного плавания на достаточном расстоянии от СРД, а транзитные суда от приближения к берегу и навигационным опасностям.

Секторное разделение движения используется там, где сходятся потоки судов, идущих с различных направлений (рис. 5.2).

В узловых точках схождения потоков вводятся районы кругового движения или районы повышенной осторожности плавания. Там, где соединяются или пересекаются пути, также вводятся районы пересечения, районы соединения, районы повышенной осторожности плавания. Полосы движения Должны прокладываться так, чтобы оптимально использовать имеющиеся глубины; максимальная ширина полос движения и зон разделения должна устанавливаться исходя из точностных возможностей способов определения места судна в соответствии с требованиями к техническим средствам судовождения.

 

Рис. 5.1. СРД линейного типа

 

Единственным международным органом, ответственным за установление СРД, является ИМО. Однако правительства прибрежных государств вправе самостоятельно вводить СРД в водах, находящихся под их юрисдикцией, информируя об этом ИМО и заблаговременно оповещая всех через систему «Извещений мореплавателям». Плавание по СРД, одобренным ИМО, регламентируется Правилом 10 МППСС-72. Правила плавания в национальных СРД устанавливает прибрежное государство и они могут существенно отличаться от Правила 10. Даже если объявленная СРД не одобрена ИМО и не является обязательной для исполнения, хорошая морская практика требует от судоводителя следовать в соответствии с этой системой до тех пор, пока другие более важные обстоятельства не заставят его изменить это решение.

 

Рис. 5.2. Секторное разделение движения

В соответствии с Правилом 10 судно должно в общем случае входить в полосу движения СРД или покидать ее на конечных участках, но если судно покидает полосу движения или входит в нее с любой стороны, оно должно делать это под возможно меньшим углом к общему направлению потока движения. При плавании вблизи конечных участков СРД необходимо соблюдать особую осторожность, так как движение судов здесь не упорядочено, выбор ими курсов может быть достаточно произвольным, а изменения курсов — неожиданными. Судно, не использующее СРД, должно держаться от нее на возможно большем расстоянии.

Судно, использующее СРД, должно следовать в соответствующей полосе движения в принятом на ней общем направлении потока движения и держаться, насколько это практически возможно, в стороне от линии (зоны) разделения движения. Учитывая это обстоятельство, при предварительной прокладке путь судна рекомендуется прокладывать посередине полосы движения, если справа по ходу за границей полосы движения находится зона прибрежного плавания или опасный район. Если же за правой границей полосы движения опасности нет, то путь судна лучше располагать в 2/3 ширины полосы движения от зо­ны разделения. При фактическом плавании путь судна может быть скорректирован в зависимости от обстановки.

Судно, если оно не пересекает СРД, не входит в полосу движения или не выходит из нее, не должно, в общем случае, входить в зону разделения или пересекать линию разделения движения, кроме ситуаций крайней необходимости:

— для избежания непосредственной опасности;

— при лове рыбы;

— при гидрографических работах в пределах зоны разделения.

 

Судно должно, насколько это практически возможно, избегать пересечения полос движения, но если оно вынуждено пересекать полосу движения, то должно делать это, насколько возможно, курсом под прямым углом к общему направлению потока движения.

Существует широко распространенное убеждение о привилегированном статусе судов, использующих СРД для транзитного прохода. Однако в соответствии с Правилом 10(а) плавание по СРД «не освобождает никакое другое судно от его обязанностей, вытекающих из любого другого Правила».

При плавании в судопотоке оптимальна (с точки зрения минимума обгонов) скорость судна, равная средней скорости ближайших судов,

следующих в той же полосе движения. Скорость судна, несколько пре­вышающая это значение, более предпочтительна, чем несколько меньшая, так как отводит своему судну активную роль при обгонах, однако в любом случае скорость должна быть безопасной. При ограни­чении или запрещении обгона скорость судна подбирается такой, чтобы не допустить чрезмерного сближения с судном, идущим впереди.

Безопасной дистанцией до впереди идущего судна считают такую дистанцию, которая позволяет избежать столкновения при экстрен­ном его торможении.

Важнейшим фактором является своевременное обнаружение торможения впереди идущего судна. Порог замечаемого изменения ско­рости цели может быть принят равным 20...30% от исходной. Более на­дежные результаты дает контроль дистанций по РЛС. В большинстве случаев безопасной считается дистанция до попутного судна по носу не менее десяти корпусов судна.

Достаточным считается расстояние до судна-попутчика около 4—8 кбт справа, 3—6 кбт слева, 3—4 кбт по корме. Следует, однако, иметь в виду, что в теневом секторе близко идущего попутчика может скрываться опасная цель. Особого внимания требуют суда-попутчики, дис­танция до которых монотонно уменьшается, а также приближение к повороту СРД.

Учитывая, что точность плавания по СРД зависит от точности применяемых методов контроля за местом и движением судна, возможны случаи выхода судна на полосу встречного движения. Судно-нарушитель должно быть проинформировано о нарушении правил плавания любым другим судном как по радиотелефону, так и по МСС. Предусмотрен сигнал «YG» — «Вы, кажется, не соблюдаете правила плавания в системе разделения движения».

Существенным элементом разделения движения судов является жесткий контроль за соблюдением правил со стороны прибрежного государства — с помощью береговых РЛС, патрульных кораблей, авиации. Предусматриваются информация о судах-нарушителях и опреде­ленные санкции по отношению к ним. Если обстоятельства вынуждают судно нарушить правила плавания (например, для избежания не­посредственной опасности), необходимо немедленно сообщить об этом по радиотелефону на береговую станцию контроля.

Если в СРД предусматривается периодическая подача радиоинформации на береговой центр о местоположении и движении судна, то пометки об этом должны быть заранее нанесены на путевую карту в соответствующих точках, а тексты сообщений подготовлены заранее.

Суда по возможности не должны становиться на якорь в районах СРД или вблизи конечных участков СРД, чтобы не мешать движению судов и не подвергаться опасности столкновения.

 

5.6. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ
СУДОВ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ

Транспортный поток судов на внутренних водных путях (ВВП) характеризуете» значительной неоднородностью судовых транспортных средств. Он состоит из различных видов судов; толкачей, буксировщиков, плотоводов, танкеров, грузовых, пассажирских, технических, вспомогательных судов и судов на подводных крыльях, которые отличаются друг от друга не только габаритами, водоизмещением, скоростью, но и психофизиологическими качествами судоводителей.

Основным документом, обеспечивающим безопасность судовождения на ВВП, являются Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации.

Правила плавания имеют силу закона, поэтому лица, нарушившие их, в зависимости от тяжести последствий, вызванных нарушениями, несут административную, материальную или уголовную ответственность в соответствии с законом.

Действие Правил плавания распространяется на экипажи судов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях, связанное с эксплуатацией и использованием плавучих объектов, содержанием судоходных водных путей и гидротехнических сооружений, при плавании по внутренним водным путям Российской Федерации.

На ВВП Правилами плавания устанавливается следующий порядок движения по судовому ходу.

Судно на участке с двухсторонним движением должно следовать по правой походу полосой движения, а там, где это затруднено (по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям), — придерживаясь оси судового хода и обеспечивая готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами. При этом каждое судно своевременно уклоняется вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следует так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади.

Исключение из настоящего правила допускается в отношении судов, буксирующих плоты, и скоростных судов.

Судам запрещается пересекать судовой ход или полосу движения для подхода к причалам, рейдам и другим местам стоянки на расстояниях менее 1 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий; при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому. Аналогичные требования относятся и к судам, выходящим на судовой ход от берега или мест стоянки.

Судно, идущее вверх, первым заблаговременно, а в случае ограниченного по путевым условиям обзора — при визуальном обнаружении встречного судна, должно согласовать свои действия по радиотелефонной связи и подать отмашку с левого борта.

Судно, идущее вниз, должно принять и незамедлительно подтвердить указанную сторону расхождения (пропуска) подачей отмашки.

В случае невозможности пропуска встречного судна по левому борту судно, идущее вверх, должно заблаговременно перейти на левую по ходу сторону в наиболее удобное место, уклониться влево, насколько это необходимо и безопасно, убавить ход или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по правому борту, при этом предварительно согласовать свои действия по радиотелефонной связи и отмашками по правому борту.

Скоростные суда при встречном плавании должны расходиться между собой только левыми бортами; при этом отмашку первым подает судно, идущее вверх.

Обгон одного скоростного судна другим должен осуществляться только по левому борту обгоняемого судна; при этом обгоняемое судно, получив запрос и разрешив обгон, должно незамедлительно уменьшить скорость и следовать с минимальной скоростью до оконча­ния обгона.

Во избежание встречи на участках и местах, где расхождение судов затруднено, применяются следующие правила:

 

• судно при подходе к непросматриваемому и затруднительному участку, где встречное судно визуально заблаговременно обнаружить невозможно, должно сообщить о подходе по радиотелефонной связи, уменьшить ход и подать «один продолжительный звук». Ночью этот сигнал должен дублироваться лучом прожектора, направленного вверх;

• судно при движении по указанному участку большой протяженности должно через каждые 2-3 минуты подавать «два продолжительных звука»;

• суда, убедившись в занятости участка, должны принимать меры для обеспечения безопасного расхождения (пропуска), а если участок с односторонним движением - остановиться и ожидать в безопасном для пропуска встречного судна месте;

• при одновременном подходе судов сверху и снизу к участку с односторонним движением судно, идущее вверх, должно остановиться в безопасном месте и пропустить судно, идущее вниз.

 

Обгон может производиться лишь тогда, когда обгоняющее и обгоняемое суда удостоверились в том, что обгон не представляет опасности, и подтвердили согласие на обгон по радиотелефонной связи и световыми сигналами.

Обгоняемое судно должно по требованию обгоняющего судна
уменьшить скорость и предпринять другие действия для обеспечения
безопасности обгона.

Обгоняющее судно должно обходить обгоняемое судно по левому
борту. Обгон по правому борту допускается как исключение, когда обгон по левому борту затруднен из-за путевых, метеорологический или других условий.

Судно на участках с ограниченными габаритами судового хода, в затонах, при приближении к откосу канала, берегу, при проходе вблизи земснарядов, стоящих судов, пляжей и мест отдыха, а также на участках пути, где скорость движения ограничена документами, определяющими особенности движения судов в бассейне, предписывающими знака ми или обозначениями на карте, должно осуществлять движение на пониженной скорости (вплоть до минимальной), чтобы не создавать опасного волнения.

В условиях ограниченной (менее 1 км) видимости плавание судов в зависимости от габаритов судового хода разрешается:

• при ширине судового хода менее 100 м: движение одиночным судам, толкаемым составам с одним несамоходным судном только вверх;

• при ширине судового хода 100 ми более, но менее 200 м: одиночным судам — двухстороннее движение, а толкаемым составам — только вверх;

• при ширине судового хода 200 м и более: судам и составам - двухстороннее движение (плотовым составам в этих условиях движение разрешается только по озерам и водохранилищам);

• на каналах: независимо от ширины судового хода - двухстороннее движение одиночным судам и толкаемым составам только при визуальной видимости берегов по траверзу и не менее двух длин судна (состава) по курсу.

При ограниченной видимости запрещается расхождение и обгон судов (составов) на участках, где судовой ход имеет ширину менее 200 м, если визуальная видимость составляет менее трех длин судна (состава).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.023 с.)