Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность оператора в судовых счмСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для судовых условий характерна групповая операторская деятельность, при которой межличностные отношения внутри коллектива, моральные, эмоциональные и психофизиологические свойства и особенности каждого оператора оказывают существенное влияние на эффективность решения общей задачи. Степень централизации управления судном и судовой техникой, состав и число операторов, участвующих в управлении, определяют иерархическую структуру уровней управления на судне. Система управления первого уровня состоит из одного или нескольких операторов, выполняющих одну функцию и обслуживающих одно или несколько технических звеньев. Пример подобных судовых СЧМ - главная энергетическая установка с входящими в нее элементами или радиоприемопередающие средства, а также обслуживающие их судовые специалисты. В двухуровневую судовую систему управления могут входить локальные СЧМ с обслуживающими их операторами (первый уровень) и, например, вахтенный механик с пультом управления техническими средствами судна (второй уровень). Высшим, третьим уровнем управления, является система «капитан - средства управления судном». В зависимости от иерархических уровней управления на судне и содержания выполняемых задач операторы одного уровня управления могут работать параллельно (независимо друг от друга), последовательно или комбинированно, а операторы разных уровней управления, кроме того, работают под контролем и регулированием их деятельности старшим оператором. Судовые СЧМ, как правило, замкнутые, сложные, целенаправленные системы управления. В них оператор получает информацию об объекте опосредованно через систему технических устройств и, обычно, в закодированном виде, т.е. действует с информационными модег лями реальных объектов или оперативных задач. Информационную модель реализуют с помощью различных средств отображения информации (СОИ). Наиболее часто оператор получает информацию визуально (до 90% случаев), реже — в речевой или другой форме, в связи с тем, что пропускная способность зрительного канала самая высокая, а СОИ в этом случае наиболее легко технически реализуемы. Кроме того, из двух типов мышления (образного и словесно-логического) у большинства людей превалирует образное мышление. Основу деятельности оператора при решении оперативных задач составляет образно-концептуальная модель (ОКМ) - комплексный, соотнесенный с объектом и решаемой задачей динамический образ, складывающийся в результате отражения в представлении оператора динамики объекта управления. Составляющими ОКМ являются ее временная и семантическая структуры, причем первая имеет преобладающее значение. Оператор основное внимание сосредоточивает не на протекании процесса, а на его отклонениях от нормы с известным упреждением, предвидением дальнейшего хода решения оперативной задачи. На основании этого формируют ситуативные оперативные модели, гипотезы, план и программу действий, систему подзадач, т.е. подготавливают решения с учетом тех технических средств, при помощи которых его можно реализовать. В соответствии с критериями, определяющими характер переработки информации в процессе труда, трудовая деятельность может быть трех типов: энергетическая, для которой характерны непосредственные механические воздействия человека на предметы труда; управляющая, заключающаяся в преобразовании энергии внешних по отношению к человеку источников; эвристическая, которая дает увеличение количества информации путем творческого процесса. Управляющий труд охватывает операторный класс, заключающийся в управлении техникой, и оперативный, заключающийся в руководстве людьми. Деятельность судовых специалистов нельзя отнести к тому или иному типу в чистом виде. Как правило, она охватывает несколько типов и классов, один из которых является преобладающим, другие — второстепенными. В системе «судно — экипаж — водный путь» судоводитель выступает в роли оператора, хотя для его деятельности характерна широкая направленность, поскольку судовождение нельзя втиснуть в чисто технические рамки: в определенном смысле судовождение - это искусство. Деятельность судоводителя имеет иногда большую логическую сложность, он должен обладать интуицией и умением предвидеть развитие складывающейся обстановки. Судовождение относится к творческим видам труда, в нем большой удельный вес занимает процесс формирования новых и сложных программ действия на основе эвристических нестандартных стратегий. В то же время значительная часть его легко подвергается стереотипизации, когда простая программа действий создает более или менее законченный стереотип, что особенно характерно для работы судоводителей на уровне помощников капитана. При рассмотрении их профессиональных особенностей целесообразно выделить две группы: руководители (капитаны и старшие помощники при выполнении обязанностей капитана) и операторы (вахтенные помощники капитана). Для первой группы (уровень управления) характерны переработка большого количества одновременно и последовательно поступающей информации, обработка ее при дефиците времени, умение брать ответственность на себя, принимать вовремя необходимые решения и отдавать своевременные и четкие распоряжения, умение контролировать как себя, так и подчиненных, сосредоточивать свое внимание на фактах действительности, а не на собственных переживаниях. Для второй группы (уровень эксплуатации) также характерны поступление значительного количества информации, умение ее обработать, выполнение командных функций, однако в сложных экстремальных ситуациях, как правило, вся ответственность обычно переходит на лиц первой группы, что и определено нормативными документами, а для вахтенных помощников остаются в основном подчиненные функции. От них требуется, в первую очередь, большая надежность как исполнителей, хорошая реакция, умение быстро соображать и понимать капитана, большая выносливость к нагрузкам. Их можно рассматривать как специалистов сенсомоторного профиля, так как именно они работают у пультов управления, воспринимая, перерабатывая и добиваясь исполнения команд, полученных от капитана. Безошибочность, четкость работы, правильные своевременные доклады помощников освобождают капитана от второстепенных вопросов, необходимости постоянного контроля за их работой, появляется время для обдумывания обстановки и логических действий, для мышления в условиях более интенсивной работы. Нужно сказать, что судоводителей обеих групп следует рассматривать как специалистов самой высокой категории нервно-эмоционального труда. В деятельности судовых механиков возрастает доля работ энергетического типа, заключающихся в выполнении ремонтно-наладочных работ. Труд радиооператоров в основном определяется функциями, относящимися к операторному классу управляющего типа; функции, относящиеся к оперативному классу, практически отсутствуют. Наиболее сложные вопросы управления судном возникают у судоводителя при наступлении плохой видимости и использовании РЛС. Деятельность судоводителя как оператора РЛС постоянно связана с необходимостью принимать решения в условиях непрерывно меняющейся обстановки. Во время наблюдений число возможных изображений может быть очень велико, поэтому судоводитель-оператор, видя отметку эхо-сигнала, может принять только одно из двух решений: отметка принадлежит действительно объекту или отметка ложная. При принятии решений судоводитель-оператор использует свои знания и опыт.
ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРОВ СУДОВЫХ СЧМ
Эффективность судовой СЧМ - ее способность достигать поставленной цели в заданных условиях — определяется как качеством функционирования машинного звена системы, так и качеством деятельности человека-оператора. Профессиональная подготовка операторов состоит из профессионального отбора, обучения и дальнейшего совершенствования их мастерства, а также формирования коллектива операторов для их совместной деятельности. Профессиональный отбор обеспечивает обоснованный допуск людей к определенному обучению и деятельности. Его производят на основании требований профессиограммы и ее составной части — психограммы, описывающих профессию с точки зрения предъявляемых к человеку требований. Профессиограмма, используемая для профессионального отбора, ориентируется на изучение относительно устойчивых, не компенсируемых психофизиологических качеств оператора (например, для судоводителей к ним относятся сенсомоторные качества, динамический глазомер, пространственность представления, быстрое переключение внимания, а для вахтенного помощника капитана, кроме того, оперативность мышления, эмоциональная устойчивость и др.). Профессиограмма, используемая в целях обучения, должна помочь выявить психофизиологические качества, которые развиваются в процессе профессионального обучения и учитываются путем оценки индивидуальных различий операторов до и после тренировок. Судоводитель Должен обладать целым рядом необходимых психофизиологических качеств: устойчивостью внимания при умении распределять его одновременно на несколько объектов; умением быстро переключать внимание с одного объекта на другой и концентрировать внимание на основном из них; хорошо развитым пространственным мышлением; устойчивостью психики и умением сохранять приобретенные ранее навыки в экстремальных условиях; способностью осмысливать и оценивать варианты при недостатке времени и в сложных условиях работы; самокритичностью и умением анализировать свои действия и поступки; пониманием своих возможностей и полномочий; эмоциональной уравновешенностью и отсутствием невротических черт. Причем, если навыки и умение работать приобретаются с годами, то отсутствие необходимых психических свойств порой невозможно компенсировать ни образованием, ни опытом судовождения. Обучение занимает центральное место в системе профессиональной подготовки. Это закономерный, целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс передачи накопленного социально-общественного опыта, его усвоения и превращения в достояние обучаемого. Профессиональное обучение оператора - составная часть общей системы обучения. Оно призвано дать оператору определенную систему знаний и сформировать у него профессиональные умения и навыки в соответствии со спецификой практической деятельности. Поиск оптимальных средств и методов профессиональной подготовки операторов привел к разработке и внедрению тренажеров - технических средств, предназначенных для формирования у человека-оператора профессиональных навыков и умений, необходимых ему для управления СЧМ. Тренажер представляет собой модель управляемой системы, с помощью которой воспроизводится процесс ее функционирования, взаимодействия с внешней средой и предметом труда. Применение тренажеров для подготовки судовых специалистов обусловлено прежде всего общими требованиями педагогического и экономического характера. Очевидно, например, что для овладения искусством управления судном при швартовке к причалу или к другому судну нужно приобрести в процессе учебы не только знания закономерностей движения судна, но и специальные психофизиологические навыки. Обучение швартовке, основанное на наблюдении за действиями более опытных специалистов, может растянуться на долгое время, причем этот пассивный метод, конечно, не гарантирует успешности результата. Тренировки же по выполнению швартовок на реальном судне затруднены по организационным и экономическим соображениям. Аналогичное положение наблюдается при подготовке судоводителей по вопросам обработки и использования радиолокационной информации для безопасного расхождения судов. В то же время на тренажере можно: многократно воспроизвести ту или иную ситуацию; для выработки необходимых навыков и анализа действий обучаемого изменять масштаб времени, представляя события в ускоренном или замедленном темпе; наконец, моделируемый процесс можно остановить («заморозить») в любой выбранный момент времени с тем, чтобы произвести инструктаж обучаемого или зафиксировать его внимание на ошибочных действиях. Тренажеры незаменимы для отработки действий в экстремальных условиях, когда в реальной обстановке учить опасно. Тренажер позволяет искусственно воспроизвести аварийную ситуацию, проверить и подправить действия человека в ней; может использоваться для отработки взаимодействия групп судовых операторов (например, в составе вахтенного помощника капитана, вахтенного механика, рулевого). Большой интерес при подготовке судовых специалистов представляют адаптивные тренажеры, которые обеспечивают автоматическое управление учебным процессом на основании анализа информации о качестве выполнения оператором учебных задач и его функционального состояния. С помощью адаптивных тренажеров осуществляется индивидуализация обучающих воздействий по последовательности предъявления задач, скорости выдачи информации и другим показателям в зависимости от способности обучаемого и достигнутого им уровня обученности. При обучении на тренажерах предлагается моделировать ситуации пяти уровней, последовательно повышающих обученность человека-оператора. Ситуации первого уровня предусматривают обучение и тренировки при штатном режиме работы моделируемой СЧМ. Ситуации второго уровня связаны с введением отказов техники. Оценка обученности в этих ситуациях определяется достижением поставленной перед оператором цели. В ситуациях третьего уровня обучаемый действует в составе группы соревнующихся испытуемых, которые решают одну и ту же задачу. Оценка базируется на сравнении результатов, достигнутых различными операторами. Ситуации четвертого уровня аналогичны предыдущим, но в ходе их реализации производится окончательная отработка всей последовательности действий оператора в соответствии с оптимальным алгоритмом решения данной задачи. Ситуации пятого уровня создаются при обучении деятельности с противоположными интересами взаимодействующих систем. В условиях дефицита времени и высокой эмоциональной напряженности, обусловленной взаимным противодействием обучаемых, вырабатываются волевые качества, проявляются глубинные свойства личности. Соревновательный режим в ситуациях этого уровня обеспечивает возможность ранжирования операторов по уровню их профессиональной подготовленности.
ГЛАВА 8 ПОИСК И СПАСЕНИЕ НА МОРЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.30.192 (0.007 с.) |