Внешняя и внутренняя среда организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя и внутренняя среда организации.



Одной из самых значительных характеристик организации является зависимость от внешней и внутренней среды.

Внешняя ср.орг. - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. К факторам прямого воздействия относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации. К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии. Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:

1) политические факторы - основные направления государственной политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли и т.д.;

2) экономические факторы - темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.;

3) социальные факторы внешней среды - отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.;

4) технологические факторы - возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Внутренняя ср.орг - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:

Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.

Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.

Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

Финансы - это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.

Культура и имидж предприятия: факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.

Каждый вовлеченный в производственный процесс имеет свои собственные интересы:

Т.о., внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

26.Сущность, содержание и задачи научной организации труда.

Непременным условием осуществления производственного процесса на предприятии является организация труда коллективов людей, вступающих в определенные отношения и во взаимодействие между собой в процессе создания материальных благ.

Организация труда – это организация труда людей в процессе производства, система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование кадров. Если рассматривать как систему, то включает следующие элементы: предмет труда, средства труда, технология, информация, сам труд.

Научной надо считать такую организацию труда, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство. Практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения.

НОТ позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, создает условия для творческой инициативы работников.

Принципы НОТ: научность, системность, плановость, оптимальность (оптимальное сочетание факторов, обеспечивающих достижение заданного результата), эффективность (обоснование мероприятий).

Основное содержание работ по НОТ строится по следующим функциональным направлениям:

1. совершенствование форм разделения и кооперации труда на предприятиях;

2. улучшение организации и обслуживания рабочих мест;

3. рационализация приемов и методов труда;

4. совершенствование нормирования труда;

5. подготовка и повышение квалификации рабочих кадров;

6. улучшение условий труда (обеспечение безопасных и благоприятных условий труда работающих);

7. рационализация режимов труда и отдыха;

8. укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работающих.

- внедрение передовых методов стимулирования труда;

- техника (инструменты) личной работы, к примеру, тайм-менеджмент;

НОТ на предприятиях решает три основные задачи:

• Экономическая – состоит в создании условий для производства конкурентоспособных товаров (целесообразное использование материалов, сырья, техники, улучшение использования рабочего времени, рост производительности труда); в увеличении объема производства и росте прибыли;

• Психофизиологическая – связана с созданием наиболее благоприятных условий труда, обеспечивающих сохранение физического здоровья и безопасности людей, поддержания высокого уровня их работоспособности;

• Социальная – направлена на повышение степени удовлетворенности трудом, развитие творческой инициативы работников, создание условий, обеспечивающих рост их профессиональных знаний.

Задачи НОТ должны решаться в комплексе с научно обоснованными мероприятиями по совершенствованию техники, технологии, организации производства и управления.

Организационные ресурсы.

Ресурсы организации – это наличные или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспечивающие стабильную работу организации для достижения ее основных целей.

Важнейшей характеристикой любого вида ресурса является его ограниченность, означающая, что в принципе ресурсная база любой конкретной организации ограничена, как правило, в денежном выражении.

Традиционно ресурсы разделяют на пять основных видов: человеческие, материальные, финансовые, информационные и временные ресурсы.

Главенствующее место среди всех ресурсов занимают человеческие ресурсы. Их можно определить как запасы творческой энергии личности, знание, интеллект. Люди, обладающие определенной информацией и наделенные определенными способностями по ее предобразованию, являются ключевым ресурсом, правильное использование которого позволяет в любой функциональной области получать высокие результаты в сочетании с существенной экономией других видов ресурсов.

Материальные ресурсы определяются многими авторами как предметы труда. Однако, к этой категории ресурсов следует относить все виды ресурсов, имеющих материальную природу: как предметы, так и средства труда. Роль этих ресурсов на предприятии, особенно в производстве, огромна. Качество и количество использования материальных ресурсов тесно связано с использованием других видов ресурсов, прежде всего финансовых и человеческих. В последнее время особое значение для предприятий приобрели энергетические и технологические ресурсы, составляющие отдельные виды материальных ресурсов.

Предприятия сегодня испытывают дефицит финансовых ресурсов. Движение финансов в целом, распределение их между подсистемами и функциональными областями, финансирование инвестиционных проектов, расчеты с поставщиками и потребителями, формирование денежных ресурсов и др. является ежедневной задачей менеджмента. Особенностью финансовых ресурсов является их абсолютная ликвидность (способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной). Именно поэтому они способны компенсировать нехватку других видов ресурсов, особенно материальных и человеческих.

Особо следует выделить информационные ресурсы как совокупность данных и знаний. Каждая функциональная область предполагает наличие определенных информационных ресурсов. Современная экономика и управление характеризуются резким ростом значения информации, которая становится ключевым фактором успеха не только маркетинга и производства, но и других функциональных областей.

Время – это ограниченный источник, как сырье, материалы, финансы. Оно необратимо, и его невозможно растянуть или восстановить. Для руководителя имеет фундаментальную важность управление как собственным временем, так и временем других людей.

В целом мировая экономика имеет ресурсные циклы, в которых особое внимание уделяется той или иной группе ресурсов. Задача руководителя в конкретной ситуации добиться такого соотношения и мобилизации ресурсов, которые привели бы к достижению цели с минимальными затратами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.156.200 (0.009 с.)