Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности управления государственной собственностью в Российской Федерации↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.Г. Дмитриева, доктор экономических наук, профессор, первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной думы ФС РФ e-mail: Dmitrieva@duma.gov.ru
В последнее время при анализе экономики России и действий Правительства неизменно отмечают излишнее присутствие государства в экономике: административные барьеры, чиновничий произвол, невозможность делать бизнес и добиваться успеха без надежных связей и контактов в государственном аппарате всех уровней. Однако, эта зависимость бизнеса от чиновничьих решений отнюдь не является принципом государственного регулирования, а представляет собой способ перераспределения собственности и годового дохода страны в пользу правящей бюрократии с использованием государственного аппарата. Это можно назвать государственной мафией, организованной коррупционным механизмом, однако ничего общего с традиционным государственным регулированием это не имеет. Поэтому совершенно бесполезно к деятельности коррумпированного чиновничьего механизма относится как к форме государственного регулирования, и рассматривать увеличение размера коррупции и коррупционных схем как увеличение роли государства. Увеличение размера коррупции и доли коррупционной ренты в цене продукции отнюдь не тождественно усилению роли государства. Присутствие государства в экономике России следует анализировать с точки зрения исполнения традиционных функций государственного регулирования. Для начала условно разделим функции и инструменты государственного регулирования на прямые и косвенные. К прямым формам государственного регулирования можно отнести: · бюджет и бюджетное финансирование; · государственная собственность и управление государственной собственностью - бюджетные, казенные учреждения, государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, пакеты государства в акционерных обществах; · государственные закупки и закупки предприятий с государственной собственностью. К косвенным формам государственного регулирования следует отнести: · налоговые и таможенные инструменты; · предоставление инфраструктурных услуг; · финансовая политика, кредитование; · административное регулирование: лицензирование, сертификация, разрешения; · продажа (предоставление) факторов производства.
Акционерные общества - крупнейшие плательщики дивидендов в федеральный бюджет в 2011 году
Источник: [8]. При этом по ряду указанных акционерных обществ размер вознаграждений членам Совета директоров и топ-менеджмента превышает сумму перечисленных дивидендов. Так, в 2011 году ОАО "Внешторгбанк" перечислило дивидендов на сумму 4 млрд. 580,5 млн. рублей. По собственной оценке Председателя Правления, совокупные вознаграждения топ-менеджмента Группы ВТБ за этот же период составило 5,7 млрд. рублей [9]. ОАО "РусГидро" выплатило дивидендов в пользу государства в объеме 1 млрд. 447,3 млн. рублей, при этом по данным отчетности по МСФО и Годового отчета за 2011 год, выплата вознаграждений топ-менеджменту составила 1,7 млрд. рублей, опционная программа для менеджмента 0,763 млрд. рублей и пенсионная программа свыше 0,5 млрд. рублей государства [3]. Таким образом, в ОАО "РусГидро" совокупные выплаты топ-менеджменту в два раза превысили объем дивидендов в пользу государства (доля государства на конце 2011 года в ОАО "РусГидро" составила 57,97%). ОАО "Алроса" перечислило дивидендов на сумму 0,934 млрд. рублей, при этом совокупный объем вознаграждений Правлению и Совету директоров, по данным отчетности МСФО, составил 0,685 млрд. рублей [25]. Самым слабым элементом управления государственной собственностью является управление пакетами акций государства в акционерных обществах. В общественном сознании прочно укоренилось, что Газпром и Роснефть являются государственными кампаниями. На самом деле по статусу они являются акционерными обществами с контрольным пакетом государства. Однако, при этом отсутствуют регулятивные нормативные инструменты, как должны действовать эти компании, какие функции должны осуществлять представители государства. Вплоть до настоящего времени не принят закон об управлении пакетом акций государства в акционерных обществах. Более того, отказ от какого бы то ни было государственного регулирования дошло до абсурдной стадии, что проявилось в распоряжении Президента от 4 августа 2011 года. Смысл этого распоряжения заключается в том, что представлять государство в Совете директоров акционерного общества должны не чиновники, а независимые директора. Это значит, что государство свою собственность отдает в управление за высокое вознаграждение абсолютно независимому от государства субъекту. Далее, предложено в случае неэффективного менеджмента независимых директоров с ними судиться. Однако, далее выясняется, что если ущерб будет значительным, и суд иск удовлетворит, то у независимого директора не будет доходов и собственности, чтобы компенсировать ущерб. Поэтому выдвигается идея о страховании гражданской ответственности независимых директоров. В результате страховые платежи будут относиться на расходы компании и либо приведут к переносу издержек на потребителя (росту цены или тарифа), либо уменьшат прибыль, причитающуюся государству. Таким образом, менеджмент будет управлять государственной собственностью как частной, и при этом не будет иметь предпринимательских рисков. Взаимодействие собственника и менеджмента осуществляется не через прямое подчинение (указания и команды), а менеджменту предоставлена полная самостоятельность, любые риски страхуются, а действия оспариваются через суд. В условиях отсутствия закона об управлении акций государства в акционерных обществах, деятельность представителей государства в советах директоров никак не регулируется. Поэтому не случайно такая форма управления демонстрирует падение производительности труда в соответствующих отраслях: электроэнергетика, газовая промышленность и нефтяная промышленность. В этих отраслях производительность труда легко измеряема, поскольку производится однородный продукт. Во всех трех отраслях наблюдается падение производительности труда в 1,7-3 раза по сравнению с концом советского периода (см. табл. 3). Таблица 3 Динамика производительности труда в нефтяной, газовой промышленности и электроэнергетике
Рассчитано по: [21]. Как видно из данных таблиц 3 и 4, при возросшей численности во всех анализируемых отраслях производится примерно такой же объем натурального продукта, что на конец советского периода. Таблица 4 Динамика объемов производства нефтяной, газовой промышленности, электроэнергетике и черной металлургии
Рассчитано по: [21]. Одновременно, в этих отраслях наблюдается неоправданный рост издержек производства. Наиболее ярким показателем является рост заработной платы относительно средней (см. табл. 5). Таблица 5 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.Г. Дмитриева, доктор экономических наук, профессор, первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной думы ФС РФ e-mail: Dmitrieva@duma.gov.ru
В последнее время при анализе экономики России и действий Правительства неизменно отмечают излишнее присутствие государства в экономике: административные барьеры, чиновничий произвол, невозможность делать бизнес и добиваться успеха без надежных связей и контактов в государственном аппарате всех уровней. Однако, эта зависимость бизнеса от чиновничьих решений отнюдь не является принципом государственного регулирования, а представляет собой способ перераспределения собственности и годового дохода страны в пользу правящей бюрократии с использованием государственного аппарата. Это можно назвать государственной мафией, организованной коррупционным механизмом, однако ничего общего с традиционным государственным регулированием это не имеет. Поэтому совершенно бесполезно к деятельности коррумпированного чиновничьего механизма относится как к форме государственного регулирования, и рассматривать увеличение размера коррупции и коррупционных схем как увеличение роли государства. Увеличение размера коррупции и доли коррупционной ренты в цене продукции отнюдь не тождественно усилению роли государства. Присутствие государства в экономике России следует анализировать с точки зрения исполнения традиционных функций государственного регулирования. Для начала условно разделим функции и инструменты государственного регулирования на прямые и косвенные. К прямым формам государственного регулирования можно отнести: · бюджет и бюджетное финансирование; · государственная собственность и управление государственной собственностью - бюджетные, казенные учреждения, государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, пакеты государства в акционерных обществах; · государственные закупки и закупки предприятий с государственной собственностью. К косвенным формам государственного регулирования следует отнести: · налоговые и таможенные инструменты; · предоставление инфраструктурных услуг; · финансовая политика, кредитование; · административное регулирование: лицензирование, сертификация, разрешения; · продажа (предоставление) факторов производства.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.012 с.) |