Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существуют и такие виды текста как

Поиск

· Сообщени е. Его структура предопределена журналистской формулой: что? Где? Когда?

· Информационное описание. Отражает не только внешние признаки предметов и явлений, но и знание существенных, часто недоступных внешнему, чуственному восприятию свойств.

· Умозаключение – выведение нового суждения из суждений известных, не осложненное агитационными задачами..

· Определение и объяснение. В этих текстах рассматриваются понятия, дается их определение и объяснение.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТЕКСТА ЛОГИЗИРОВАННЫЕ ВИДЫ ТЕКСТА  
повествование описание рассуждение объяснение
сообщение Информационное описание умозаключение определение
           

 

К ТАБЛИЦЕ. Определения «изобразительные» и «логизированные» говорят сами за себя. ___ Структура текстов первого ряда (повествование, описание, рассуждение, объяснение) типична для материалов убеждающих, агитационных, рассчитанных на эмоциональное воздействие. Здесь прослеживается риторическая традиция. ___ Во втором ряду (сообщение, информационное описание, умозаключение, определение) – тексты информационных материалов СМИ, официальных документов, научных публикаций. Для информационных материалов характерны стереотипы композиции, отсутствие дополнительных композиционных включений.

О РАЗЛИЧАЯХ МЕЖДУ ВИДАМИ ТЕКСТА ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДОВ (ПОПАРНО). Повествование и сообщение. Предмет общий – событие. Но, в отличие от повествования, сообщение не прослеживает движение событий во времени и их развитие. ___ Описание и информационное описание. Общее – фиксируют признаки предметов и явлений. В отличие от свободных в выборе приемов их построения традиционных описаний, информационные описания строятся по определенной схеме. ___ Рассуждение и умозаключение. В отличие от богатого по своим изобразительным и конструктивным возможностям рассуждения, умозаключение имеет в своей основе строгую логическую формулу. ___ Объяснение и определение. Определение раскрывает содержание понятий в обобщенной форме, а объяснение понятий служит цели выявить более ясное и отчетливое представление о предмете или явлении. В отличие от определения, форма объяснения свободна.

Всё сказанное выше относится к монологической форме, преобладающей в журналистике. Диалог и полилог (смена высказываний нескольких персонажей) в чистом виде встречаются редко, не считая интервью и бесед.

ЛОГИЧЕСКАЯ И СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕКСТА. ИХ ПОСТРОЕНИЕ <ЗДЕСЬ ЛУЧШЕ ПРОЧЕСТЬ ВСЁ>

Повествование и описание. Смешанный текст. Логические структуры повествования и описания однотипны: их составляющие (узлы повествования и элементы описания) равноправны; связь между ними сочинительная. ___ Для синтаксической структуры повествования характерна опора на глагольные формы – прежде всего прошедшего времени совершенного вида, обладающие наиболее отчетливо проявленной способностью «двигать действие», обозначая достигаемый им предел. Исчерпав себя, действие прекращается и уступает место другому. Таков механизм сочетания глаголов совершенного вида, передающих в повествовании последовательность событий. Виноградов: «Прошедшее время совершенного вида, свойственное быстрому рассказу, повествованию, отличается динамизмом». ___ Для описания характерны глаголы несовершенного вида (в прошедшем и настоящем времени), фиксирующие статику фактов и позволяющие достичь эффект «остановленного времени». Одна из функций настоящего времени глагола в грамматике называется «настоящее изобразительное». Когда в описательных текстах употребляются другие формы сказуемых – ими могут быть различные глагольные формы, - они семантически близки к настоящему изобразительному времени и только называют действия, не определяя ни последовательности, ни длительности их. Иногда в описаниях вообще не встречаем глагольных форм. ___ В «чистом» виде описания и описания в газетных материалах встречаются редко. Чаще перед нами «смешанный» текст. В речи повествование и описание взаимодействуют, отражая разнообразные формы пространственно-временных отношений. Ломоносов считал повествование разновидностью описания, представляющей «деяние». В определенных условиях линейная последовательность в перечислении событий может быть нарушена, могут возникнуть добавочные линии повествования, появиться их обрывы, включаться фрагменты, в которых описываются результаты действия. ___ Повествование намного легче описания. Прочитав описание, в результате поэлементного знакомства с предметом описания мы должны представить себе его как представление. А строя повествование, каждый его узел мы представляем отдельно и, выявляя характер связи между ними, подчеркиваем лишь смену этих узлов.

Логическая и синтаксическая структуры информационных публикаций направлены на то, чтобы выявить для читателя смысл и новизну события или факта, извлечь из текста точное и адекватное действительности знание. Этому способствуют СТЕРЕОТИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. Привычность, закрепленность формы и конструктивных приемов помогают сконцентрировать внимание на фактическом наполнении материала.

Сообщение. Как композиционно-речевая форма сообщение констатирует факт или представляет его как то, что должно обязательно свершиться. В отличие от повествования, сообщение не должно отражать временные и пространственные отношения, в отличие от рассуждения, сообщение не должно передавать динамику смыслового развития. Самый краткий вариант сообщения – одно распространенное предложение, содержащее много сведений, поэтому с усложненной синтаксической структурой. Первая фраза в сообщении – ведущая, это смысловой центр, от нее все зависит.

Информационное описание. В научной, справочной, учебной литературе информационное описание выявляет признаки, присущие его объекту как признаки родовые. Так, в описание реки будут включены сведения об ее длине и ширине, акватории, местах, где она протекает, экономическом значении и др. Последовательность этих элементов предопределена и логически обоснована, нарушать ее не положено. Эти композиционные схемы облегчают читателю извлечением информации из текста, позволяют сопоставить данные в однотипных описаниях, легко их запомнить. Цель информационных описаний – сообщить новое знание читателю.

Рассуждение <если Вы скажите в 40-м билете, что вывод – рассуждение, то получите неуд>. Рассуждение – это самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Иногда недостаточно рассказать о событии и описать его, надо установить связь между явлениями, обобщить их сделать вывод. ___ Логические и синтаксические особенности рассуждения предопределены ходом зачастую весьма непростых мыслительных операций, предпринятых автором. РАССУЖДЕНИЕ – ЭТО ПРОЦЕСС ВЫВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ. Этим обосновано требование логически строгой последовательности суждений и точности логических связей между ними, к-е имеют подчинительный характер. Логическая структура рассуждений – цепь суждений, к-е все относятся к одному предмету или вопросу и к-е идут одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений вытекают другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос. Особенности логических, смысловых связей отражается на синтаксической структуре рассуждения. Если для описания и повествования характерен параллелизм, то основная единица рассуждающей речи – прозаическая строфа с цепной связью. Главное в смысловом отношении слово предложения, заключающее в себе новое знание о предмете мысли и являющееся предикатом суждения, в следующем предложении повторяется. Т.о. синтаксическая структура рассуждения отражает движение, развитие, сцепление мыслей. ___ В рассуждении главное – субъект и объект мысли; временной план и соотнесенность сказуемых играют в рассуждении второстепенную роль. В рассуждениях в газетах преобладают существительные, т.к. задача такой статьи – раскрыть содержание понятий, объяснить суть явлений, а не рассказать о событиях или описать их. ___ Рассуждение редко существует в «чистом» виде. Часто оно осложнено включением других видов текста. <Пример делает все наглядным – см. стр. 106-107>.

Информационные публикации прессы не предназначены для представления сложных мыслительных операций. Они фиксируют их результат – новое знание о действительности.

Умозаключение. В полной мере умозаключение встречается крайне редко, в отличие от публикации научной информации. Чаще мыслительные операции развиваются по сокращенной схеме умозаключения, в к-й отсутствует одна из посылок, так как подразумевается, что она известна читателю. Знание этой посылки может быть обусловлено «вертикальным контекстом», т.е. существованием общеизвестных истин.

Определения и объяснения. В отличие от рассуждений, в к-х всегда закреплен процесс выведения нового знания, определения и объяснения лишь фиксируют суждения о существенных признаках предмета или класса предметов. Некоторые считают определение самым простым (с т. зр. структурной организации), наиболее устойчивым и логически строгим видом речи, к-е является процессом развертывания понятий. Объяснение рассматривается как разновидность определения с усложненной для достижения коммуникативных целей структурой. ___ Структура всякого определения двухчастна, она включает в себе определяемое и определяющее: стилистика (определяемое) – раздел языкознания, в к-м исследуются функционирование языковых единиц в рамках литературного языка (определяющее). ___ Синтаксическое оформление определения позволяет передать наиболее постоянный характер связи между его частями: именительный падеж предиката без связки или с незнаменательной связкой «есть» указывает на завершенность процесса раскрытия содержания понятия. ___ Операция логического определения основана на перечислении признаков предметов или явлений, и в этом может быть усмотрено его сходство с описанием. Но цель определения, характер перечисляемых признаков, тип связи между ними отличаются от того, что мы наблюдаем в описаниях. Выбор перечисляемых признаков в этом случае диктуется представлением об общем, а не о частном, неповторимом. Такие признаки могут быть найдены и сформулированы не в результате непосредственного наблюдения, а лишь в ходе исследования и обобщения. И хотя синтаксическая связь между перечисляемыми определением признаками по типу своему является сочинительной, это не свободное перечисление, а удовлетворяющее строгой логической схеме, и работа редактора над ним опирается на знание логики. Определение в своей строгой форме – дефинитивной синтаксической конструкции – необходимый элемент информационного и справочного текста. В текст журналистского произведения определения обычно включаются в форме объяснений. Логика трактует в этом случае объяснение как совокупность приемов, имеющих целью выявить более ясное и отчетливое представление об явление. Сравнение, описание, различие, указание на причины, составление простейших моделей усложняют синтаксическую структуру текста. Определение понятия формируется в нем сочетанием различных типов высказываний. ___ До недавнего времени определение и объяснение понятий в теории редактирования рассматривались как разновидность рассуждений. Однако определенность цели, структурная и смысловая целостность, специфичность формы дают основание рассматривать определения и объяснения как самостоятельные способы изложения. Это существенно для работы над структурой текста. ___ В информационных материалах определения и объяснения могут быть представлены как целостным конструкциями, так и их фрагментами, когда читатель встречается с новым для него термином или возникает ситуация т.н. «непонятного слова».

Повествование

Повествование представляет собой рассказ о событиях, который ве­дется в определенной временной последовательности. Последовательность эта может быть прямой, когда о событиях рассказывается в том порядке, в каком они происходили, может быть нарушена добавочными линиями пове­ствования, возвратами в прошлое, экскурсами в будущее.

События, о которых ведется рассказ в повествовании, называются его узлами, с точки зрения логики они равноправны, связь между ними сочини­тельная.

Для синтаксической структуры повествования характерна опора на глагольные формы, главным образом на формы прошедшего времени совершенного вида, способные передать законченные действия, их смену, движение событий во времени.

Существуют два основных способа повествования — эпический и сцени­ческий. В первом случае дается общее представление о свершившихся событиях, результатах каких-то действий, во втором — события осмыслива­ются образно, внимание читателя обращается на подробности.

При редактировании повествовательных текстов необходимо установить, удачно ли выбраны узлы повествования, ясна ли суть происходившего, его связь с предыдущими и последующими событиями, устранить неясности, возникающие из-за пропуска узлов, исключить упоминание о событиях несущественных. Специального внимания требует оценка авторской манеры изложения, умения вести рассказ. Последовательность узлов повествования и их разработка должны передать смену событий, изменение объекта наблюдений. Читатель должен получить представление о том, как происходи­ли события — быстро или медленно.

Логическая и синтаксическая структуры информационных материалов, сообщающих о событиях, опираются на стереотипы, выработанные практикой. Привычность, закрепленность формы и конструктивных приемов способ­ствуют концентрации внимания читателя на фактах — выявляют для него смысл и новизну события или явления, помогают извлечь из текста точное, адекватное действительности знание. При литературной правке следует иметь в виду, что отход от закрепленных практикой композиционных схем вносит в текст дополнительные смысловые акценты, которые должны быть мотивированы. Ни один из элементов структуры не может быть освобожден от информационной нагрузки.

Хроникальное сообщение, один из видов информационных материа­лов, предельно кратко соотносит событие со временем его совершения, констатируя факт или представляя его как-то, что обязательно должно совершиться (ответы на вопросы, что, где и когда произошло или обязательно произойдет).

Сообщение с коротким комментарием, другой вид информационных материалов, может содержать несколько узлов повествования. В основе их последовательности лежит хронологический принцип или принцип смыслово­го развертывания.

Самый краткий вариант сообщения — одно распространенное предложе­ние с усложненной синтаксической структурой. Если же в сообщение входит несколько предложений, первая фраза — всегда ведущая, остальные зависи­мы от нее и равноправны между собой. Связь между ними осуществляется через ключевые слова, часто их повтором.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.011 с.)