XVII. Работа редактора над композицией авторского материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XVII. Работа редактора над композицией авторского материала



С чего начинать редактирование? По сравнению с композиционными просчетами стилистические ошибки не так страшны. Целостность тек­ста - одна из ведущих его характеристик - во многом зависит от работы редактора над композицией авторского произведения.

Совершенствование конструкции текста, написанного журналистом – первый этап редактирования. Убедившись в том, что произведение «построено», можно переходить к работе над частностями, к шлифовке языка и сти­ля.

Последо­вательность частей должна быть мотивированной, части - сораз­мерными, а приёмы композиции определяться содержанием и ха­рактером произведения.

Принято различать композицию художественного произведе­ния, в основе которого лежит сюжет, и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которого лежит план, т. е. поэтический образ в первом случае, логическое построение - во втором. Композиция информационных публика­ций преследует цель – сообщить информацию, точно передать фак­ты, используя для этого выработанные практикой стереотипы пост­роения.

Специфика материалов СМИ выдвигает серию специальных проблем при работе над композицией и делает более жёсткими требования, предъявляемые к построению этих материалов. «Вещь нужно кон­струировать прочно, - писал М. Кольцов, - чтобы, прочитав её, читатель разглядел бы вблизи и увидел, где начало, где конец, как именно этот абзац, который вовсе здесь как будто не нужен, пере­кликается с другим абзацем в конце. Особенно на той короткой площадке, которая даётся обыкновенно для очерка в газете и в журнале. Нужно рассчитать свои силы и сделать какую-то конст­рукцию, которая держалась бы, и прочно держалась».

Точное расположение частей помогает повысить информатив­ность материалов, увеличить их познавательную ценность, эмоци­ональное воздействие, исключает искусственные связки, упроща­ет работу над переходами.

Существуют два типа композиционных приемов — логические и образные.

Приемы, которыми пользуется автор информационных материалов, подчеркнуто нейтральны — факты должны говорить сами за себя. Проявле­ние авторской позиции всегда влечет усложнение композиции. В произведениях аналитических и художественно-публи­цистических жанров мы наблюдаем сложное переплетение логических и образных приемов композиции.

 

Типичные недостатки композиции:

• отход от темы;

• неудачно выбранный принцип расположения частей;

• неоправданное нарушение последовательности изложения;

• несоразмерность частей;

• неудачные композиционные приемы;

• непрочность связей между частями;

• нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, начало, концовка).

Задача редактора - направить мысль читателя по верному пути, прежде все­го средствами логики помочь ему воспринять новость, сообщае­мую в заметке, точно, адекватно извлечь содержащуюся в тексте информацию.

Схемы построения корот­ких информационных заметок, фиксирующие смысловые отноше­ния между их частями и последовательность этих частей:

1. Событие уже свершившееся, завершённое. Рассказ о том, как происходило событие. Указания на подробности. Зна­чение события (практический смысл, перспективы)

2. Событие, уже свершившееся, завершённое. Характерис­тика этого события (описание явления, служащего предме­том заметки). Значение события (практический смысл, перспективы).

3. Событие, происходящее в определённый момент. Конк­ретизация фактов, описание деталей. Значение события, пер­спективы, перечисление конкретных мер, принимаемых в данный момент.

Следование этим композиционным схемам способствует пе­редаче информации в её наиболее «чистом» виде.

XVIII. Анализ редактором плана авторского материала, критерии его оценки

Проверенный приём оцен­ки редактором композиции рукописи - анализ её плана. А если будет необходимость, придется составить план не только всей рукопи­си, но и специально какой-то одной из её частей.

В своей практике редактор встречается с планами трёх видов:

· авторским пла­ном будущего произведения

· планом уже написанного про­изведения

· планом редакторских изменений, включаю­щим рекомендации по уточнению и переработке рукописи.

Далеко не всегда, особенно когда материал неве­лик по объёму, план заносится на бумагу, но как продуманная последовательность суждений он обязательно существует для журналиста. Важно, чтобы, приступая к написанию текста, он пред­ставлял себе не только суть проблемы, но и основные элементы конструкции: заголовок, хотя бы в первой, рабочей формулиров­ке, начало, концовку, порядок изложения. План автора всегда под­вижен. Его можно и нужно менять в ходе работы.

Обсуждая с автором план будущего произведения, редак­тор получает возможность включиться в его творческий процесс на ранних этапах, иногда уже при заказе материала оказать по­мощь автору. Именно на этих начальных этапах закладываются основы целостной конструкции текста. Совместная работа над планом помогает редактору понять особенности мышления авто­ра, выработать тактику общения, найти форму для замечаний, оп­ределить направление рекомендаций.

Составляя план завершённого автором произведения, редактор как бы идёт за ним по тексту, следя за развитием авторской мысли. Текст делят на части и эти части озаг­лавливают либо в форме тезисов, либо в форме вопросов.

Готовя план переработки материала, редактор чётко мотиви­рует каждое предложенное им конструктивное изменение. Изме­нения необоснованные, не подкреплённые убедительными довода­ми, - типичное проявление вкусовщины и редакторского произво­ла.

Работа над планом — одна из точных методик редактирова­ния. Она делает для редактора очевидными достоинства и недос­татки построения авторского текста.

Заголовок, начальные фразы и концовка публикации требуют особого внимания редактора. Основное требование к заголовку — соответствие содержанию публикации. Его контактная функция, рассчитанная на привлечение внимания читателя, не должна входить в противоречие с функцией информационной. Нарочитая красивость, надуманность первых фраз свидетельствуют о непродуманности позиции. Концовка информационных материалов предопределена логическими схемами, определяющими их построение. Заголовок, начальные фразы и концовка публикации создают "рамку" журналистского произведения, которая должна быть прочной.

XIX. Основные требования, предъявляемые к заголовку журналистского материала.

Заголовок есть выдвинутый элемент текстовой конструкции, выделенный шрифтом и подчеркнутый средствами верстки. Белинский писал, что есть пословица: видна птица по полету, и добавлял «а книга по заглавию». Лит.форма заг.-двойственна.1) заголовок самостоятелен (может быть прочитан вне текста как элемент полосы, подборки). Но все же 2) это элемент текста и между ними всегда есть лог.отношения, в общем виде они могут быть представлены как отнош. логич.субъекта и предиката. Отсюда правило – заголовок должен нести содержательную инфу. Для этого нужно из текста выбрать ключевые слова. Если заг подкрепляется текстовым повтором – это есть хорошо. Риторический прием такой, однако. * Предикат - понятие, определяющее предмет суждения - субъект - и раскрывающее его содержание (в логике). Кроме того, заг. выполняет контактную функцию с читателем, поэтому должен быть ярким, оригинальным, возбуждающим, но в погоне за удовлетворением читателя, заголовок не должен вступать в противоречие с инфой, которая в тексте. Заг может выполнять и конструктивные функции, то есть, предваряя чтение указанием на конструкцию материала и тем облегчая его восприятие. Случается, что заг. начинает сам текст, то есть 1-ое его предложение. Главное в загах журналистских текстов - информативность. Она достигается их предметностью и однозначностью. В Америке сложилась четкая схема заг. Комплекса. Хедлайн (заглавная строка) – привлекает яркой деталью, лид (сжатое изложение новости) – сообщает суть, точен и конкретен. Вместе х. и л. содержат до 70% инфы. И все-таки заг не должен выдавать всей инфы, а то зачем тогда статья. Для аналит. и худматериалов характерны ассоциативные заголовки. Коммерсант изобилует хорошими двухчастными загами: «Добровольский сбил итальянского судью. С толку» или через двоеточие «Контрабандные картины: Эрмитажу чужого не надо».Часто употребляется игра слов, трансформация цитат: «Кричали бабушки Ура и в воздух челюсти бросали». Редактор должен учитывать и заголовки соседних статей – А то могут возникнуть каламбуры! Заг сборника должен учитывать особенности всех включенных туда материалов.

Бойтесь штампов, трафаретов, будьте выше этого!

XX. Общее понятие об основных видах текста и способах изложения <ЗДЕСЬ И ДАЛЕЕ ПО ВОПРОСАМ О ВИДАХ ТЕКСТА КОНСПЕКТ НАКОРЯКОВОЙ. САМОЕ ВАЖНОЕ В ЭТИХ КОНСПЕКТАХ – ТО, ЧТО ПОДЧЕРКНУТО>

Способ изложения формируется как последовательность элементов смысловой структуры в процессе порождения речи. Этот процесс закреплен в тексте. Выбор способа изложения диктуется целью, поставленной автором, и характером действительности, служащей предметом речи.

Традиционная классификация. Три способа изложения и три вида текста: повествование, описание, рассуждение. Цель повествования – передать движение событий во времени. Цель описания – создать картину действительности: перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в один момент. Цель рассуждения – исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определенных положений.

Старинные риторики учили: повествование занимается действием, описание – предметом, рассуждение – отношением предметов и действий. Повествование обязано своим порождением памяти, описание – внешним чувствам, рассуждение – уму и чувствам.

Современные исследования в области стилистики и теории текста заставляют уточнить эти представления. Академик В.В. Виноградов выделял как перспективное учение о типах композиционно-словесного оформления замкнутых в себе произведений как особого рода целостных структур.___ Сегодня мы рассматриваем способы изложения как функционально-смысловые типы речи, воплощающиеся в структурные единицы текста, к-е характеризуются смысловой целостностью, структурной завершенностью, организацией по определенной схеме, графической оформленностью. Функционально-смысловой подход к тексту литературного произведения позволяет редактору объединить в ходе анализа лингвистическую и литературоведческую методики.

Речевые конструктивные формы чрезвычайно разнообразны. Большинство редакторов имеет дело с материалами информационными, справочными, с литературой научной, научно-популярной – работают в разветвленной системе СМИ. Применительно к этой практике схема нуждается в дополнении и уточнении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.008 с.)