Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XVII. Работа редактора над композицией авторского материалаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С чего начинать редактирование? По сравнению с композиционными просчетами стилистические ошибки не так страшны. Целостность текста - одна из ведущих его характеристик - во многом зависит от работы редактора над композицией авторского произведения. Совершенствование конструкции текста, написанного журналистом – первый этап редактирования. Убедившись в том, что произведение «построено», можно переходить к работе над частностями, к шлифовке языка и стиля. Последовательность частей должна быть мотивированной, части - соразмерными, а приёмы композиции определяться содержанием и характером произведения. Принято различать композицию художественного произведения, в основе которого лежит сюжет, и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которого лежит план, т. е. поэтический образ в первом случае, логическое построение - во втором. Композиция информационных публикаций преследует цель – сообщить информацию, точно передать факты, используя для этого выработанные практикой стереотипы построения. Специфика материалов СМИ выдвигает серию специальных проблем при работе над композицией и делает более жёсткими требования, предъявляемые к построению этих материалов. «Вещь нужно конструировать прочно, - писал М. Кольцов, - чтобы, прочитав её, читатель разглядел бы вблизи и увидел, где начало, где конец, как именно этот абзац, который вовсе здесь как будто не нужен, перекликается с другим абзацем в конце. Особенно на той короткой площадке, которая даётся обыкновенно для очерка в газете и в журнале. Нужно рассчитать свои силы и сделать какую-то конструкцию, которая держалась бы, и прочно держалась». Точное расположение частей помогает повысить информативность материалов, увеличить их познавательную ценность, эмоциональное воздействие, исключает искусственные связки, упрощает работу над переходами. Существуют два типа композиционных приемов — логические и образные. Приемы, которыми пользуется автор информационных материалов, подчеркнуто нейтральны — факты должны говорить сами за себя. Проявление авторской позиции всегда влечет усложнение композиции. В произведениях аналитических и художественно-публицистических жанров мы наблюдаем сложное переплетение логических и образных приемов композиции.
Типичные недостатки композиции: • отход от темы; • неудачно выбранный принцип расположения частей; • неоправданное нарушение последовательности изложения; • несоразмерность частей; • неудачные композиционные приемы; • непрочность связей между частями; • нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, начало, концовка). Задача редактора - направить мысль читателя по верному пути, прежде всего средствами логики помочь ему воспринять новость, сообщаемую в заметке, точно, адекватно извлечь содержащуюся в тексте информацию. Схемы построения коротких информационных заметок, фиксирующие смысловые отношения между их частями и последовательность этих частей: 1. Событие уже свершившееся, завершённое. Рассказ о том, как происходило событие. Указания на подробности. Значение события (практический смысл, перспективы) 2. Событие, уже свершившееся, завершённое. Характеристика этого события (описание явления, служащего предметом заметки). Значение события (практический смысл, перспективы). 3. Событие, происходящее в определённый момент. Конкретизация фактов, описание деталей. Значение события, перспективы, перечисление конкретных мер, принимаемых в данный момент. Следование этим композиционным схемам способствует передаче информации в её наиболее «чистом» виде. XVIII. Анализ редактором плана авторского материала, критерии его оценки Проверенный приём оценки редактором композиции рукописи - анализ её плана. А если будет необходимость, придется составить план не только всей рукописи, но и специально какой-то одной из её частей. В своей практике редактор встречается с планами трёх видов: · авторским планом будущего произведения · планом уже написанного произведения · планом редакторских изменений, включающим рекомендации по уточнению и переработке рукописи. Далеко не всегда, особенно когда материал невелик по объёму, план заносится на бумагу, но как продуманная последовательность суждений он обязательно существует для журналиста. Важно, чтобы, приступая к написанию текста, он представлял себе не только суть проблемы, но и основные элементы конструкции: заголовок, хотя бы в первой, рабочей формулировке, начало, концовку, порядок изложения. План автора всегда подвижен. Его можно и нужно менять в ходе работы. Обсуждая с автором план будущего произведения, редактор получает возможность включиться в его творческий процесс на ранних этапах, иногда уже при заказе материала оказать помощь автору. Именно на этих начальных этапах закладываются основы целостной конструкции текста. Совместная работа над планом помогает редактору понять особенности мышления автора, выработать тактику общения, найти форму для замечаний, определить направление рекомендаций. Составляя план завершённого автором произведения, редактор как бы идёт за ним по тексту, следя за развитием авторской мысли. Текст делят на части и эти части озаглавливают либо в форме тезисов, либо в форме вопросов. Готовя план переработки материала, редактор чётко мотивирует каждое предложенное им конструктивное изменение. Изменения необоснованные, не подкреплённые убедительными доводами, - типичное проявление вкусовщины и редакторского произвола. Работа над планом — одна из точных методик редактирования. Она делает для редактора очевидными достоинства и недостатки построения авторского текста. Заголовок, начальные фразы и концовка публикации требуют особого внимания редактора. Основное требование к заголовку — соответствие содержанию публикации. Его контактная функция, рассчитанная на привлечение внимания читателя, не должна входить в противоречие с функцией информационной. Нарочитая красивость, надуманность первых фраз свидетельствуют о непродуманности позиции. Концовка информационных материалов предопределена логическими схемами, определяющими их построение. Заголовок, начальные фразы и концовка публикации создают "рамку" журналистского произведения, которая должна быть прочной. XIX. Основные требования, предъявляемые к заголовку журналистского материала. Заголовок есть выдвинутый элемент текстовой конструкции, выделенный шрифтом и подчеркнутый средствами верстки. Белинский писал, что есть пословица: видна птица по полету, и добавлял «а книга по заглавию». Лит.форма заг.-двойственна.1) заголовок самостоятелен (может быть прочитан вне текста как элемент полосы, подборки). Но все же 2) это элемент текста и между ними всегда есть лог.отношения, в общем виде они могут быть представлены как отнош. логич.субъекта и предиката. Отсюда правило – заголовок должен нести содержательную инфу. Для этого нужно из текста выбрать ключевые слова. Если заг подкрепляется текстовым повтором – это есть хорошо. Риторический прием такой, однако. * Предикат - понятие, определяющее предмет суждения - субъект - и раскрывающее его содержание (в логике). Кроме того, заг. выполняет контактную функцию с читателем, поэтому должен быть ярким, оригинальным, возбуждающим, но в погоне за удовлетворением читателя, заголовок не должен вступать в противоречие с инфой, которая в тексте. Заг может выполнять и конструктивные функции, то есть, предваряя чтение указанием на конструкцию материала и тем облегчая его восприятие. Случается, что заг. начинает сам текст, то есть 1-ое его предложение. Главное в загах журналистских текстов - информативность. Она достигается их предметностью и однозначностью. В Америке сложилась четкая схема заг. Комплекса. Хедлайн (заглавная строка) – привлекает яркой деталью, лид (сжатое изложение новости) – сообщает суть, точен и конкретен. Вместе х. и л. содержат до 70% инфы. И все-таки заг не должен выдавать всей инфы, а то зачем тогда статья. Для аналит. и худматериалов характерны ассоциативные заголовки. Коммерсант изобилует хорошими двухчастными загами: «Добровольский сбил итальянского судью. С толку» или через двоеточие «Контрабандные картины: Эрмитажу чужого не надо».Часто употребляется игра слов, трансформация цитат: «Кричали бабушки Ура и в воздух челюсти бросали». Редактор должен учитывать и заголовки соседних статей – А то могут возникнуть каламбуры! Заг сборника должен учитывать особенности всех включенных туда материалов. Бойтесь штампов, трафаретов, будьте выше этого! XX. Общее понятие об основных видах текста и способах изложения <ЗДЕСЬ И ДАЛЕЕ ПО ВОПРОСАМ О ВИДАХ ТЕКСТА КОНСПЕКТ НАКОРЯКОВОЙ. САМОЕ ВАЖНОЕ В ЭТИХ КОНСПЕКТАХ – ТО, ЧТО ПОДЧЕРКНУТО> Способ изложения формируется как последовательность элементов смысловой структуры в процессе порождения речи. Этот процесс закреплен в тексте. Выбор способа изложения диктуется целью, поставленной автором, и характером действительности, служащей предметом речи. Традиционная классификация. Три способа изложения и три вида текста: повествование, описание, рассуждение. Цель повествования – передать движение событий во времени. Цель описания – создать картину действительности: перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в один момент. Цель рассуждения – исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определенных положений. Старинные риторики учили: повествование занимается действием, описание – предметом, рассуждение – отношением предметов и действий. Повествование обязано своим порождением памяти, описание – внешним чувствам, рассуждение – уму и чувствам. Современные исследования в области стилистики и теории текста заставляют уточнить эти представления. Академик В.В. Виноградов выделял как перспективное учение о типах композиционно-словесного оформления замкнутых в себе произведений как особого рода целостных структур.___ Сегодня мы рассматриваем способы изложения как функционально-смысловые типы речи, воплощающиеся в структурные единицы текста, к-е характеризуются смысловой целостностью, структурной завершенностью, организацией по определенной схеме, графической оформленностью. Функционально-смысловой подход к тексту литературного произведения позволяет редактору объединить в ходе анализа лингвистическую и литературоведческую методики. Речевые конструктивные формы чрезвычайно разнообразны. Большинство редакторов имеет дело с материалами информационными, справочными, с литературой научной, научно-популярной – работают в разветвленной системе СМИ. Применительно к этой практике схема нуждается в дополнении и уточнении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.012 с.) |