Пробельные материалы, линейки, украшения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробельные материалы, линейки, украшения.



Содержание и форма в газете.

 

Понятие «структура» наиболее тесно связанно с понятием «форма», обозначающим способ существования, способ выражения содержания и способ организации его элементов. Но все же нельзя отождествлять структуру с формой. Исходный признак первой – зависимость одних элементов от других, форма же много шире, ведь она помимо способа связи элементов целостной системы, включает в себя еще и пространственный, временный аспекты. Та же газета как бы развернута во времени и пространстве – и мы оцениваем не только отдельную полосу, отдельный номер, но и комплект номеров, из которых становится более ясной позиция издания, последовательность и непоследовательность в освещении отдельных тем и проблем, системность и бессистемность дизайна. Конечно, редкий читатель занимается этим специально, но интуитивно читательская аудитория ощущает, насколько профессиональна та или иная редакция (уважение со стороны публики завоевывается годами и даже десятилетиями кропотливым – системным – трудом, а растерять его можно в течение нескольких дней).

Содержание газеты – не просто сумма интервью и репортажей, статей и корреспонденций, очерков и фельетонов – все эти элементы постоянно взаимодействуют, переходя друг в друга, проявляют различные свойства. Причем взаимообусловленность сообщений здесь порой больше, чем в любом журнале, непериодическом издании, полосы формата А2 намного сложнее оформлять и верстать именно по тому, что внутренние связи между отдельными материалами, подборками, здесь намного сложнее, а ведь дизайнер держит в памяти еще и «идею» всей полосы, которую он стремиться выразить формально. Вовсе не случайно большинство еженедельников используют формат А3, позволяющий заверстывать гораздо меньше материалов, чем на полосах большеформатных газет. Они занимают как бы промежуточное положение между газетами и еженедельными журналами.

За каждой из страниц газеты, имеющей композиционно-графическую модель, закреплены определенные рубрики, разделы, жанры и т.д. Существуют и определенные правила размещения материалов на полосе в зависимости от их важности, оперативности, актуальности («на открытие», «на закрытие», «чердаком», «подвалом» и др.) То есть можно говорить о газете как о системе. «Подобно всякой системе, газета обладает устойчивыми элементами и устойчивыми, повторяющимися связями между ними. Познание этих связей, закономерностей, которые ими движут и факторов, влияющих на их устойчивость, позволяет эффективно управлять газетой, в том числе моделировать ее композицию и оформление, именно в этом – смысл и цель научного подхода к исследованию структурных особенностей содержания газеты».

 

 

Внешняя форма газеты.

 

Внешняя форма газеты, так же представляет собой систему. Различные виды соединений элементов оформления – ряды, комплексы, подсистемы, системы – образуют в оттисках единое целое. Самая простая система публикаций – подборка. Следующие уровни – полоса, номер, газета. Именно содержание диктует соединение элементов в ряды, создание систем низшего и высшего уровней.

Единство содержания и формы, как и всякое единство противоположностей, относительно. Форма развивается, и ее «движение» зависит от изменений в содержании. Хотя очевидно, что при этом форма все же более устойчива. Форма реагирует на существенные изменения. Ну а поскольку форма газеты, как и любая форма, – относительно устойчивая система и реагирует лишь на качественные изменения содержания, видимо, возможно закрепить на определенный период данную форму, точнее ее систематизированную, структурированную суть. Важно только верно определить момент, когда действительно настанет необходимость обновить устаревшую. Причем для содержания и формы характерно при этом следующее: приобретая новые элементы, они сохраняют некоторые старые, но в измененном виде – в этом проявляется действие прогрессивных традиций в оформлении газеты.

Закрепить внутреннюю и внешнюю форму газеты на определенный период времени призвана композиционно-графическая модель. Способствуя упорядочению «лица» газеты, КГМ в то же время оставляет не мало простора и для импровизационных творческих поисков оформителей (компоновка отдельного материала, разверстка элементов заголовочного комплекса, фотографий и фотоблоков и др.) К тому же она может изменяться по пути уточнения и совершенствования. То есть и сама модель представляет собой систему – некую организацию элементов содержания и формы, характеризующихся повторяемостью и устойчивостью.

Содержание оформления всегда имеет определенную идею и определенную эмоциональную окраску. К примеру, графическую композицию характеризуют как «спокойную» или «беспокойную»; шрифтами порой дают абстрактные значения «легкости», «жестокости»; внешний вид газеты нередко оценивают как «праздничный», «будничный», «траурный» и т.д. Думается, что в этом смысле понятие «лицо газеты» в какой-то мере соотносится с понятиями «имидж», «образ газеты». Доводом в пользу эстетической содержательности газетной формы является и то, что важнейшая сторона этой формы – графическая композиция - соединяет элементы графики в единое целое при помощи таких художественных средств, как линейное и тоновое построение, контраст, ритм, пропорции, равновесие, симметрия и асимметрия. Да и «строительный материал» графической композиции составляют элементы, зачастую определяемые, как формы художественные: шрифты, рисунки, фотографии, линейки, украшения.

Таким образом, искусство оформления газеты необходимо предполагает: уяснение идеи полосы, номера; подбор определенных композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения.

Как говорил Аристотель «кормчий знает, какова должна быть форма руля, и предписывает ее, производящий же знает руль – из какого дерева и какими приемами его сделать». И чем теснее будет связь между этими ступенями, тем современнее будет форма.

Эта схема показывает, как газета, созданная в содружестве журналистов, оформителей и полиграфистов (Ж-журналисты, Д-дизайнеры, П-полиграфисты) и представляемая читателем в неком образе («лицо», «имидж», «образ газеты») воздействует на него. При этом коммуникативная способность газеты опирается на несколько качеств, соответствующих четырем уровням организации газетной формы.

 

 

Типографская система мер.

 

Типографская система мер – типометрия – сложилась раньше метрической системы мер и потому ориентирована на дюймовую систему. Ее родоначальником считается Пьер Фурнье Французский дюйм, составляющий 27,06 мм был поделен на 72 части, и эта мера 1/72 доля дюйма, и стала мельчайшей единицей типометрии – типографским пунктом, или Дидо-пунктом. В переводе на привычную нам систему 1 п = 0,3759 мм.

Англо-американский (англо-саксонский) вариант типографской системы отличается от описанной выше тем, что базируется на «королевском», а не на французском дюйме (inche), который чуть меньше и равен 25,4 мм. Потому и англо-американский пункт, также составляющий 1/72 часть от 25,4, поучился меньше – 0,3514 мм. 12 пунктов – это в данной системе не цицеро, а пика, составляют 4,217 мм. 1 мм = 2,845 англо-американских пункта, который называют пика-пойнт (pica).

Дидо-пункт равен 1,06 пика-пойнт; пика-пойнт равняется 0,94 Дидо-пункта (в некоторых редакциях думают, что используют в качестве основного текстового шрифта шрифт размером в петит – 8 Дидо-пунктов, на самом деле применяют шрифты меньшего размера, ухудшая тем самым восприятие текста).

 

 

Размерные элементы газеты.

 

К размерным элементам газеты относят формат, количество и формат текстовых колонок, объем газеты.

Формат печатного издания – это размеры (длина и ширина) страницы издания, или часть исходного размера бумаги, используемой для печати, в границах которой размещается газетный орнамент полосы. Формат издания зависит от формата бумаги, то есть размеров (длины и ширины) бумажного листа (флатовая бумага) или ширины рулонной (ролевой) бумаги, выраженной в сантиметрах.

Размеры листовой бумаги – 600х840, 600х900, 700х900 мм и др.; ролевой – 420, 600, 840, 1260 и 1680 мм (указывается только ширина роля, т.е. бумажной ленты). Чаще всего применяется роль в 840 мм, крупнотиражные издания предпочитают бумагу с удвоенной шириной ленты – 1680 мм.

От формата газеты (размеров ее страницы) зависит формат полосы. Газетная полоса – оттиск на бумаге сверстанных материалов газетной страницы – всегда меньше страницы и составляет, как правило, 4/5 ее площади.

Страниц, состоящих из текстовых колонок, в номере может быть 2, 4, 6, 8, 12, 16, 24, 32, 64, 128. Большинство газет формата А2 верстается на 8 колонок со стандартной текстовой колонкой размером 2,5 квадрата (в связи с введением нового стандарта отрасли отменены соотношения 9 – 2 кв. 12 п.; 10 – 2 кв.). Газеты формата А3 предпочитают верстку на 5 колонок Последняя имеет преимущества: экономия газетной площади (по сравнению с набором 2,5 кв.) и большее количество вариантов композиционного размещения материалов.

Оптимальная ширина текстовой колонки, наиболее удобочитаемая длина строки – 2,5 – 4 квадрата (45 и 72 мм). Для крупного шрифта нужна более длинная строка, а для мелкого – наоборот (например, при наборе текста 10 кегля наиболее удобочитаемая строка – 4-6,5 квадратов; при 8-пунктовом наборе – 3-4 квадрата). Возродился прием оформления текста в оборку (обтекание текста), ширина которой должны быть не менее 1 ¾ квадрата.

Колонки используются для организации текста и иллюстраций на странице и представляют собой важнейший элемент модульной структуры. Число и формат текстовых колонок: для формата А2 - 7 колонок х 2 кв. 36 п., 8 х 2 кв. 24 п., 8 х 2 кв. 18 п.; для формата А3 – 4 х 3 кв. 6 п., 5 х 2 кв. 36 п., 6 х 2 кв. 12 п.; для А4 – 3 х 3 кв., 4 х 2 кв. 12 п. При размещении текста по колонкам необходимо выбрать выключку строк: по формату, вправо, влево, по центру (компьютерные программы верстки предлагают еще один вид выключки – полную, которая применяется главным образом в однострочных заголовках). Свободная выключка строк – «рваная строка» – это отказ от их одинаковой длины, с тем, чтобы получить одинаковые пробелы между словами и совершенно избавиться от переносов.

Объем измеряется в строках и знаках: А2 – 1440 строк, или 40 320 знаков; А3 – 756 строк, или 18900 петитных знаков. Поскольку традиционно объем газеты считался в страницах, в полиграфическом производстве объем газеты указывают в печатных листах, приведенных к формату двух полос формата А2. Так 4 страницы газеты формата А3 – это 2 печатных листа, 4 страницы газеты формата А3 – 1 печатный лист.

 

Композиция газеты.

 

Композиция газеты может быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое. Главное – соблюсти при этом соразмерность и сообразность, определяющие истинный вкус. Асимметричная композиция может включать в себя элементы симметрии. Асимметрия позволяет эффективно выявлять смысловую связь между разделами газеты, отдельными сообщениями в подборках. Но построение асимметричной композиции требует от дизайнера, стремящегося обеспечить оптимальность восприятия, особого мастерства. Конструируя газетные полосы, ответственные секретари выбирают определенную композиционную систему. Подавляющее большинство газет придерживается прямой, смешанной (сочетание вертикальных и горизонтальных построений), асимметричной верстки. Большинство местных газет формата А3 выбирает сегодня шестиколонную верстку.

Оптимальное количество колонок на полосе газеты формата А2 – восемь. Редко дизайнеры выбирают девятиколонную, еще реже – десятиколонную верстку (в свое время так оформлялась «Вечерняя Москва»). При этом нельзя слишком уменьшать межколонные пробелы (не менее 8 пунктов), очень осторожно пользоваться рамками.

Эффективным средством динамичного архитектурного решения полосы, способов группировки материалов с целью подчеркнуть их связи и оптимизировать смысловое восприятие визуальной информации является и пропорция. Приятные глазу пропорции в газете приближаются к «золотому сечению» и составляют 21:34 (0,61803). Еще художники Возрождения использовали золотое сечение в композициях своих картин, считая его идеальным выражением пропорциональности.

И симметрия (асимметрия), и пропорция создают в композиции газеты определенный ритм, который служит организации движения и остановок глаз читателя. Ритм и метр, наряду с объемно-пространственной структурой, масштабом, пропорцией, контрастом и нюансом, симметрией и асимметрией, колоритом, – важнейшие формообразующие категории (средства композиции). Метрическое строение формы предполагает равномерное движение, чередование одинаковых элементов; ритмическое – является результатом равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов. Метрической основой в газете выступают колонки текста, а горизонтальное движение глаз пересекается вертикальным. Распределение внимания на мозаичной газетной полосе, в общем-то, хаотично – организации внимания и служит дизайн (дизайн – всегда порядок).

Газетная полоса строится на контрастах: текстовые материалы соседствуют с иллюстрационными, которые, в свою очередь, распадаются на штриховые и тоновые; информационная заметка также обязательна в газете, как корреспонденция и статья (контраст большого и малого); публицистические материалы перемежаются статистическими, литературно-художественными, справочными и другими; положительные – критическими; редакционные – официальными, рекламными и т.д. В газете «темные» части это крупные заголовки, набранные жирным (рубленым) шрифтом, темные снимки, плотные текстовые блоки; «серые» части – отдельные тексты, подложки; «светлые» – части полосы, содержание малое количество текста (белое пространство называют «воздухом»). Одни газеты предпочитают контрастное оформление, другие – слабый контрастный вариант оформления.

 

Шрифты и их классификация.

 

Шрифт – основа дизайна. Главное требование к шрифтам – удобочитаемость, легкость восприятия набранного ими текста. В эпоху Ренессанса и позднее в печатном деле утвердились шрифты типа антиква (от лат. antiquus – древний), в графическую основу которых был положен рисунок древнеримских букв, отличающихся изяществом пропорций и линий. С появлением вариантов антиквы и новых стилей шрифтовой графики предпринимались попытки разделить шрифты на типы и группы, классифицировать их по формообразующим признакам – по контрасту основных и дополнительных линий и по конфигурации засечек. Существуют три классификации – историческая, типографская и компьютерная.

Историческая (антиква - засечки, египетские - брусковая, гротеск – причудливой формы).

Типографская (малоконтрастные, контрастные, неконтрастные – все отличаются соотношением основных и дополнительных шрифтов).

Гарнитуры – это подгруппы или подклассы шрифтов, одинаковых по рисунку, свойственному той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю.

По насыщенности шрифты разделяются на светлые, полужирные и жирные. Степень насыщенности определяет соотношение толщины штрихов и величины просвета между ними. Наклонные, курсивные, полужирные и жирные начертания шрифтов придают им выделительную функцию.

Особую разновидность представляют декоративные шрифты, в которых буквы обозначены контуром, заштрихованы, дополнены тенью или комбинируются из контура, штрихов и тени.

Шрифты различаются по высоте. С 6 до 13 пунктов – текстовые шрифты, с 14-16 начинаются титульные. Их высшая градация может достигать двух (96 п.), трех (144 п.) и более квадратов. На этом уровне они переходят в разряд афишно-плакатных. В размерной классификации шрифтов зафиксирован последний этап их художественно-технического формообразования.

Компьютерные шрифты(группа Roman - засечки, Swiss - рубленые, Modern – постоянная толщина штрихов, Script – рукописные, Decorative - декоративные)

 

Модель газеты.

 

Модель газеты – это совокупность образцов, по которым проще выполнять ежедневную, рутинную работу по созданию газетного номера. В моделирование входит также планирование вида и содержания газеты на более или менее длительный срок.

Вообще моделирование газеты можно подразделить на следующие процессы:

• Разработка сетевого графика,

• Стандартные операции оформления и набора элементов и их соединений,

• Оформление типовых композиционных схем (блочных стандартных макетов).

 

Разновидности схем верстки.

 

Макет газеты можно делать различными способами. Виды типовых схем верстки таковы:

1. Детализированные макеты-стандарты предусматривают предельную детализацию всего плана. Чтобы пользоваться такими макетами, их нужно иметь очень много, на все случаи жизни. Ста детализированных макетов может оказаться недостаточно.

2. Макет–эталон более обобщен. Десятка таких макетов вполне хватит для выпуска газеты.

3. Блочный стандартный макет. Он самый распространенный, потому что самый удобный. На листе расчерчивается 2 – 3 блока, как правило, в каждом должна помещаться рубрика. Выделяются рубрики рамочками.

4. Типовые блочные схемы верстки. Это примерно то же самое, что и блочный стандартный макет, но потребность в нем возникает в условиях централизованного выпуска городских и районных газет. Когда несколько газет печатаются в одной типографии, удобно, если макет у них делается по схожим схемам.

 

Сетевой график.

 

В сетевом графике создатели газеты планируют, какие рубрики когда выйдут в свет. График необходим, как каркас тематической структуры издания. С ним проще организовать журнал как стройную систему, сделать чтение удобным.

График может быть «с уклоном» на общее планирование выхода статей или планирование каждого конкретного номера. Сетевой график отражает ритм появления в газете какого-либо отдела редакции, рубрик, тематических полос. Срок действия графика может быть от нескольких дней до нескольких лет.

Недельный график – всего лишь примерное планирование рубрик на каждый день недели.

Месячный – просто четыре недельных, сведенных вместе. Таким образом, месячный график более детализирован, чем недельный.

Смоделировать наилучший график можно после тщательной описи рубрик. Нужно просто педантично расписать, какая рубрика на какой полосе выходила в газете за последнее время, как часто. Таким образом выявляются постоянные разделы, или ежедневные, регулярные (появляющиеся в газете два – три раза в месяц), периодические (выходящие еще реже).

Выявляется потребность в новых рубриках, какую-то тематику можно освещать реже, чем раньше, что-то можно скомпоновать вместе. Таким образом, опись рубрик дает хороший анализ содержимого газеты. Жизнь не стоит на месте, и без небольших, но регулярных модификаций не обойтись.

• Перспективный план дает возможность редактору уточнить задачи коллектива на данный момент, расставить тематические акценты с учетом требований момента, оживить схему графика. Исходя из направленности газеты, можно выделить несколько основных тематических линий, которые газета освещает. Далее внутри направления выявляется несколько тематических разделов; в разделах – рубрики.

• Оперативное планирование призвано ответить на неожиданно возникшую проблему, внести нужные коррективы. Оперативный план, как правило, создается на планерке перед номером. В нем даже могут быть указаны сроки сдачи каждого материала.

• План номера. В ежедневных газетах он тоже создается на планерке, в тех, что выходят 3-4 раза в неделю, их составляет ответственный секретарь. Может быть две схемы планирования: системно-плановая (модельная) и с ударным материалом (гвоздевая).

Модельная схема распределяет материалы равномерно по номерам в неделе, гвоздевая схема подразумевает наличие одного материала, который становится «темой дня» (или номера), в соответствии с которым подбираются другие материалы.

 

 

Создание газетного номера.

 

В процессе создания газетного номера коллектив редакции работает как над совершенствованием внутренней (литературной) формы материалов, так и над совершенствованием внешней формы газеты. Тот факт, что меня интересует оформительская деятельность, вовсе не исключает освещения вопросов, связанных с первой – основной – формой работы журналистов. Следует сразу сказать о необходимости различать объективные и субъективные формообразующие факторы. К первым отнесу действительность, понимая ее широко: как культуру, духовную, идейную жизнь эпохи, ее идеологические тенденции, формы и стили исканий истины, мышление и самосознание человека нашего времени, традиции публицистики. Субъективные формообразующие факторы – это творческая индивидуальность журналиста, его восприятие мира, метод. При оформлении газеты действуют те же факторы: время, определенный стиль оформления, опирающийся на богатые традиции национальной школы дизайна; творческая индивидуальность конкретного дизайнера конкретной газеты.

Процесс создания газетного номера. На уровне подготовки публикации журналист наблюдает и анализирует действительность. Результат этого процесса должен быть представлен в содержании будущей публикации, выраженной в некой форме. Пока это еще абстрактная схема, которая будет еще стремиться к более полному слиянию с содержанием. Процесс этот сложен: какую позицию занять, какая из проблем является самой важной, какие слова найти, чтобы не погрешить против правды, в каком жанре наблюдения, впечатления раскроются богаче, ярче, какую композицию предпочесть... – примерно так рассуждают корреспонденты, и все потому, что единство содержания и формы всегда относительно. Они отбрасывают многие, казалось бы, аналогичные варианты слов, предложений, переставляют эпизоды, отказываются от каких-то деталей...-поиск формы необыкновенно труден.

Но вот сообщение, обладающее конкретным содержанием, подготовлено к печати. Как и любое сообщение, передаваемое через средство массовой коммуникации, оно будет сообщение комментированным - сам подбор фактов, их последовательность создают некий смысловой контекст. А в аналитических жанрах - корреспонденции, статье, рецензии – комментарий, мнения выражены еще более явно (комментирование в чистом виде наблюдаем в сообщениях «Факт и комментарий», письмо и комментарий редакции) Современный читатель лучше воспринимает многозначные сообщения, авторы которых не навязывают свою точку зрения, преимущественно лишь излагая факты, но редакция, тем не менее, заинтересована в самом быстром и определенном воздействии передаваемой информации. Нередко решить эту задачу помогает дизайн – тонкий инструмент комментария: ведь оформление не просто опредмечивает содержание, но и способствует возникновению и выявлению определенного подтекста.

Постановка сообщения на какую-либо страницу, в какое-то место на полосе уже говорит читателю, как расценивает редакция значение того или иного материала. На первой странице располагается наиболее важная и оперативная информация. (Поскольку первая страница своеобразное лицо номера, дизайнеры особое внимание уделяют оформлению логотипа) В идеале логотип может оказывать заметное влияние на всю графическую модель, на выбор текстовых и заголовочных шрифтов. Сегодняшняя первая полоса «Ставропольской правды соединяет в себе анонсы телепрограмм и еженедельного приложения «Деловой вторник», а значит и оформлены комплексно).

Способ чтения слева на право определил расположение, хотя и условное, сообщений по важности с первой на четвертую страницы. Например, в арабских языках строка читается справа на лево, логотип расположен на последней для нас странице, и сообщения по степени важности идут с последней и далее до первой страницы. Но все мы по разному читаем газеты: кто-то сначала просматривает номер, замечает анонсы, пробегает взглядом заголовки, рубрики, иллюстрации, а кто-то сразу же обращается к любимому разделу... Это объясняется интересами индивидов, темпераментом каждого, ситуациями, при которых обращаются к газете – даже состоянием здоровья. Ориентироваться на восприятие отдельного читателя невозможно и бессмысленно. Поэтому в газете выработана определенная система подачи газетных сообщений, исходящая из соображений разумности, свойств восприятия реципиентом печатного текста и т.д. Трудно расставить разнообразные сообщения строго по ранжиру, установить насколько первое важнее второго, второе – третьего, то есть при верстке мы сталкиваемся с относительным характером соответствия формы содержанию.

Когда же сообщения, расположенные рядом, различаются по общественной значимости, актуальности, то наиболее важное для редакции оформляют особо – замыкают в рамку, увеличивают кегль заголовочного шрифта, используют различные элементы заголовочного комплекса – рубрику, подзаголовок, врезку, вынос, графические средства и т. д. При композиционно-графическом моделировании основная часть аналитической работы дизайнера проводится заранее. Чем продуманнее КГМ, тем легче работать дизайнеру в условиях спешной верстки и переверстки, тем точнее он выражает устоявшийся стиль своей газеты, тем больше времени высвобождается у него для импровизаций, совершенствования модели.

Все, что помещается на страницах издания, имеет право на интересную подачу, интересное оформление. Но, выделив все, мы не выделим ничего: произойдет нивелировка сообщений, поэтому средства графического выражения всегда соотносятся с содержанием газетной информации. При этом надо помнить, что, чем более незаметна форма, тем менее она отвлекает внимание зрителя, тем больше оснований считать ее выразительной, поскольку она выполняет свою главную задачу - раскрывать содержание, опираясь на модель, нетрудно сделать в целом правильный макет, но он может быть «бездушным» именно потому, что внутренняя форма выявлена неадекватно. Дизайнер в газете, помимо того, что обладает эстетическим чувством, композиционным и графическим мышлением, должен понимать природу журналистики, газеты, как особого вида периодического издания, знать интересы и запросы своего читателя, а в идеале быть профессиональным журналистом, литературным редактором. Только тогда можно трезво и безошибочно оценить идею определенной совокупности материалов и выявить ее в контексте оформления. Работа над формой – это всегда работа над формированием содержания.

 

Оформление колонок.

 

Лучше всего, когда текст газетных страниц разбит на колонки. Для текста колонок определена оптимальная длина строки. Вариации основного формата газеты часто выглядят привлекательно, но все-таки лучше исходить из традиционного деления страницы на стандартные колонки.

От ширины колонки зависит основной формат газеты, сама же ширина колонки устанавливается в зависимости от шрифта текста.

Первое решение, принимаемое дизайнером газеты, - это выбор шрифта для основного текста. Прежде всего шрифт должен быть разборчивым, позволяющим читателю осваивать большие объемы напечатанного текста. Наилучшую читаемость обеспечивает прямой светлый шрифт с засечками. Во многих газетах используется 8-пунк-товый шрифт, хотя некоторые газеты предпочитают больший - до 10 пунктов. Измерение высоты букв в пунктах может ввести в заблуждение, так как при этом не учитывается величина нижних и верхних выносных элементов. Длина строчного алфавита (ДСА) учитывает округлость букв и равна длине 26 букв алфавита в пунктах. Для 8-пунктовой высоты наиболее подходит (в смысле читаемости) ДСА, равная 118 пунктам. Пробелы между буквами называются междубуквенным пространством.

Самый важный элемент, обеспечивающий удобочитаемость текста, - длина строки. Исследования показывают, что верна следующая формула:

 

О = ДСА х 1,5

где О - оптимальная длина строки. Теперь можно определить минимальную и максимальную длины строки:

Минимум = О - 25%.

Максимум = О + 50%.

Эта формула годится для обычного материала на английском языке, в алфавите которого присутствуют как широкие, так и узкие буквы. Длина строчного алфавита приводится во всех типографских справочниках. Оптимальная длина строки дает 6 колонок в полноформатной газете и 4 колонки в газете половинного формата - таблоиде.

 

Заголовочный комплекс.

 

Заголовки выполняют 4 функции: дают краткую информацию, распределяют материалы по степени важности, украшают страницу и привлекают внимание читателя.

Сжатая информация и расположение материалов по степени значимости необходимы для тех читателей, которые читают “на бегу”. Важен и дизайн газеты, разнообразие “строительных блоков” страниц. Так как внимание спешащего читателя можно остановить только чем-то не очень сложным, заголовки следует делать большими по размеру и простыми по содержанию.

В прошлом часто использовались второй и третий подзаголовки, отличавшиеся от основного размерами или шрифтом. Сегодня они вышли из употребления, так как не выполняли необходимых функций. Если основной заголовок не привлек внимания читателя, вряд ли это смогут сделать подзаголовки.

Заголовки, выровненные по левой кромке текста. Основная концепция функционального дизайна гласит, что читающий глаз не утомляется, если имеется постоянная ось ориентации. Поэтому заголовок следует начинать вровень с левой кромкой текста. Расстояние между словами в заголовке должно равняться половине ширины (в пунктах) прописной буквы Н шрифта заголовка.

Нисходящий заголовок. В таком заголовке первое слово и имена собственные печатаются прописными буквами (как это делается и в начале текста), а все остальное - строчными буквами. Это целесообразно делать потому, что мы сразу узнаем слово по его силуэту, и то, которое выделено, моментально привлечет внимание читателя. Заголовок, состоящий только из прописных букв, проигрывает в плане удобочитаемости.

Максимальная длина заголовка. Заголовок должен быть компактным и почти всегда даваться в настоящем времени - для создания ощущения сиюминутности. Полезный совет: удачный заголовок должен состоять не более чем из 45 знаков, причем в каждой строке заголовка должно быть не более 32 знаков. Заголовок из 2 строк может содержать 22 знака в каждой строке, из 3 строк - 15 знаков. Но однострочный заголовок не должен содержать более 32 знаков. Эти числа, разумеется, не высечены золотом на мраморе, но, если сильно завысить максимальную длину заголовка, он может “обвиснуть”. Иногда редакторы намеренно пренебрегают требованиями компактности заголовков, забивая в них как можно больше информации.

Газета половинного формата.

 

Типографский дизайн газеты полного формата без особых изменений применяется и в малоформатной газете. В большинстве малоформатных газет полосы делятся на 5 или 4 колонки. Заголовки несколько больше, чем в полноформатной газете, но их количество на полосе - меньшее, во избежание их конкуренции между собой. То же относится и к иллюстрациям. Чаще встречаются переносы материалов, даже если длинные статьи и разделены на основные и сопутствующие материалы.

Расположение материалов и иллюстраций производится по описанным ранее принципам.

 

29. Основные требования к шрифту (Г.Козубов, А.Капр, П.Реннер).

 

Какие требования мы предъявляем к утилитарным и художественным качествам печатного шрифта?

Известный специалист в области разработки шрифтов Г.Козубов пишет: «Эстетика наборного шрифта определяется как выразительными характеристиками отдельно взятого значка, так и критериями целого ансамбля, а также мерой соответствия формы ее функции... — оптимальной фиксации, передаче и хранению больших объемов текстовой информации, в комфортной для читателя и экономичной для производства форме». В этом определении на первый план выходит утилитарная обусловленность всех форм.

А.Капр дополняет подобный взгляд. По его мысли в «прекрасном и конгениальном шрифте», то есть в шрифте, который «превращает достойно оформленное произведение печати в произведение искусства», должно произойти слияние «в превосходной форме» трех качеств: красоты, удобочитаемости и выразительности.

Конечно, замечает А.Капр, это не разные свойства, а скорее разные стороны, если можно так сказать, одной медали. Каждое из этих качеств важно для шрифта, но эстетически оценивать шрифт нужно именно с этих трех точек зрения.

Примерно о том же писал немецкий дизайнер П.Реннер: «Совершенное типографское произведение соответствует трем основным взглядам:

1) оно есть продукт графической техники, мастерства исполнения и материалов;

2) оно выполняет задачу, которую ставит перед ним издатель (в ином же случае все эстетические достижения являются нулями без палочки);

3) оно есть открытое выражение личного вкуса (это соревнование, которое никто не может закончить)».

Эстетические качества гарнитуры, в конце концов, выявляются именно в конкретном оформлении. Оформитель, обычно никогда не видевший автора шрифта и даже не задумывавшийся о его существовании, своим отношением к расположению знаков на плоскости подчеркивает либо затемняет какие-либо пластические качества гарнитуры. С другой стороны все свойства шрифта уже заложены в него при проектировании, и их можно заранее, хотя и субъективно оценить.

 

Содержание и форма в газете.

 

Понятие «структура» наиболее тесно связанно с понятием «форма», обозначающим способ существования, способ выражения содержания и способ организации его элементов. Но все же нельзя отождествлять структуру с формой. Исходный признак первой – зависимость одних элементов от других, форма же много шире, ведь она помимо способа связи элементов целостной системы, включает в себя еще и пространственный, временный аспекты. Та же газета как бы развернута во времени и пространстве – и мы оцениваем не только отдельную полосу, отдельный номер, но и комплект номеров, из которых становится более ясной позиция издания, последовательность и непоследовательность в освещении отдельных тем и проблем, системность и бессистемность дизайна. Конечно, редкий читатель занимается этим специально, но интуитивно читательская аудитория ощущает, насколько профессиональна та или иная редакция (уважение со стороны публики завоевывается годами и даже десятилетиями кропотливым – системным – трудом, а растерять его можно в течение нескольких дней).

Содержание газеты – не просто сумма интервью и репортажей, статей и корреспонденций, очерков и фельетонов – все эти элементы постоянно взаимодействуют, переходя друг в друга, проявляют различные свойства. Причем взаимообусловленность сообщений здесь порой больше, чем в любом журнале, непериодическом издании, полосы формата А2 намного сложнее оформлять и верстать именно по тому, что внутренние связи между отдельными материалами, подборками, здесь намного сложнее, а ведь дизайнер держит в памяти еще и «идею» всей полосы, которую он стремиться выразить формально. Вовсе не случайно большинство еженедельников используют формат А3, позволяющий заверстывать гораздо меньше материалов, чем на полосах большеформатных газет. Они занимают как бы промежуточное положение между газетами и еженедельными журналами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.39.110 (0.199 с.)