Композиционно-графическая модель (КГМ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиционно-графическая модель (КГМ).



 

Композиционно-графическая модель (КГМ) состоит, как правило, из четырех основных частей, первой из которых является сетевой график. В нем закреплена жанрово-тематическая структура издания, разработанная на основании анализа предварительного материала. Сетевой график включает в себя расписание основных тематических разделов и рубрик по номерам (дням недели, неделям – для еженедельника) и полосам, их ориентировочный объем в наборных строках основного формата. Тщательно продуманная, возможно, измененная после выхода первых номеров структура издания является основой построения следующих частей композиционно-графической модели – размерных стереотипов, стандартных операций набора, макетов-стандартов. Все они имеют непосредственное отношение к внешней форме издания и не могут быть разработаны без некоего опосредующего звена между содержанием и оформлением. Если оформлять непосредственно содержание, то мы вернемся к опыту выпуска изданий начала века. Структура фактически является моделью содержания, конкретизированным перспективным планом работы редакции.

Размерные стереотипы фиксируют формат и объем издания, основной и дополнительный форматы набора, количество колонок и пробелы между ними. Даже эта самая консервативная часть модели, долгие годы определяемая общими ГОСТом и ТУ, претерпевает значительные изменения.

Стандартные операции набора в определенной степени перекликаются с моделью подвальной ступени. Они закрепляют основной и дополнительный шрифты и кегли набора текст и заголовков, состав и принципы оформления постоянно встречающихся в номерах комплексов (заголовочный, титульный, служебный, иллюстративный и т. п.). При налаженной связи редакции и типографии сотруднику секретариату достаточно было указать над заголовком определенный код. Оператор сам находил его характеристики по утвержденному редакцией каталогу основных операций оформления. Особое значение эта часть КГМ приобрела с введением компьютерного набора и верстки изданий. Новая технология значительно облегчила работу верстальщика, все стандартные операции закрепляются в стилевых файлах, которые остается только присвоить определенному фрагменту или целому тексту, заголовку. В титульном служебном комплексах необходимо менять дату выпуска, время подписания в печать.

В последние годы данная часть КГМ приобретает особое значение в связи с коммерциализацией изданий и возрастающей конкуренцией на рынке прессы. Подчеркнутый интерес к индивидуализации композиционных решений, к поиску своего графического лица позволяет использовать в газетном дизайне типично рекламный термин «фирменный стиль».

Наконец, последняя часть КГМ - макеты-стандарты, представляющие собой принципиальные схемы верстки полос издания. Они как бы подводят итог предшествующим этапам построения модели. В противном случае оторванные от структурной основы макеты-стандарты вместо полезного инструмента становятся тормозом в работе секретариата. Нечто подобное произошло с «Собеседником» – первым в СССР иллюстрированным еженедельником газетного типа. В редакции был собран коллектив прекрасных художников, но они разработали макеты-стандарты абстрактного издания, что было обусловлено практически полным отсутствием других составляющих модели. Когда приступили к выпуску издания, красивые макеты скорее создавали дополнительные трудности, а не облегчали работу, так как под них приходилось подгонять содержание каждого номера. Макеты-стандарты меняли несколько раз, приглашая все новых и новых специалистов. После двух лет поисков внешней формы издания «Собеседник» в конце концов, обрел устойчивую композицию. Это произошло благодаря тому, что в еженедельнике сформировалась жанрово-тематическая структура, скрепленная сперва в сетевых графиках отделов, а позднее - в едином сетевом графике издания.

Таким образом, и в редакционной практике введение методов системного проектирования позволяет более эф­фективно организовывать процесс создания и последующего выпуска изданий, связав все его этапы в единую функциональную цепочку.

 

 

Шрифты и их классификация.

 

Шрифт – основа дизайна. Главное требование к шрифтам – удобочитаемость, легкость восприятия набранного ими текста. В эпоху Ренессанса и позднее в печатном деле утвердились шрифты типа антиква (от лат. antiquus – древний), в графическую основу которых был положен рисунок древнеримских букв, отличающихся изяществом пропорций и линий. С появлением вариантов антиквы и новых стилей шрифтовой графики предпринимались попытки разделить шрифты на типы и группы, классифицировать их по формообразующим признакам – по контрасту основных и дополнительных линий и по конфигурации засечек. Существуют три классификации – историческая, типографская и компьютерная.

Историческая (антиква - засечки, египетские - брусковая, гротеск – причудливой формы).

Типографская (малоконтрастные, контрастные, неконтрастные – все отличаются соотношением основных и дополнительных шрифтов).

Гарнитуры – это подгруппы или подклассы шрифтов, одинаковых по рисунку, свойственному той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю.

По насыщенности шрифты разделяются на светлые, полужирные и жирные. Степень насыщенности определяет соотношение толщины штрихов и величины просвета между ними. Наклонные, курсивные, полужирные и жирные начертания шрифтов придают им выделительную функцию.

Особую разновидность представляют декоративные шрифты, в которых буквы обозначены контуром, заштрихованы, дополнены тенью или комбинируются из контура, штрихов и тени.

Шрифты различаются по высоте. С 6 до 13 пунктов – текстовые шрифты, с 14-16 начинаются титульные. Их высшая градация может достигать двух (96 п.), трех (144 п.) и более квадратов. На этом уровне они переходят в разряд афишно-плакатных. В размерной классификации шрифтов зафиксирован последний этап их художественно-технического формообразования.

Компьютерные шрифты(группа Roman - засечки, Swiss - рубленые, Modern – постоянная толщина штрихов, Script – рукописные, Decorative - декоративные)

 

Модель газеты.

 

Модель газеты – это совокупность образцов, по которым проще выполнять ежедневную, рутинную работу по созданию газетного номера. В моделирование входит также планирование вида и содержания газеты на более или менее длительный срок.

Вообще моделирование газеты можно подразделить на следующие процессы:

• Разработка сетевого графика,

• Стандартные операции оформления и набора элементов и их соединений,

• Оформление типовых композиционных схем (блочных стандартных макетов).

 

Размерные стереотипы газеты.

 

Размерные стереотипы газеты – ее унифицированные характеристики, стереотипы элементов оформления. В это понятие входит: объем и формат издания, кегли, ширина колонки, соотношение кеглей титульных шрифтов и размеров публикаций, оптимальные объемы материалов и основных разделов. Характеристики издания еще могут быть унифицированными и динамичными. К унифицированным относятся такие трудноизменяемые вещи как формат издания, его объем. Динамичные характеристики могут меняться: ширина колонки, шрифты, кегли титульных шрифтов и т. д.

Разновидности типовых схем верстки.

 

Разновидности схем верстки.

 

Макет газеты можно делать различными способами. Виды типовых схем верстки таковы:

1. Детализированные макеты-стандарты предусматривают предельную детализацию всего плана. Чтобы пользоваться такими макетами, их нужно иметь очень много, на все случаи жизни. Ста детализированных макетов может оказаться недостаточно.

2. Макет–эталон более обобщен. Десятка таких макетов вполне хватит для выпуска газеты.

3. Блочный стандартный макет. Он самый распространенный, потому что самый удобный. На листе расчерчивается 2 – 3 блока, как правило, в каждом должна помещаться рубрика. Выделяются рубрики рамочками.

4. Типовые блочные схемы верстки. Это примерно то же самое, что и блочный стандартный макет, но потребность в нем возникает в условиях централизованного выпуска городских и районных газет. Когда несколько газет печатаются в одной типографии, удобно, если макет у них делается по схожим схемам.

 

Сетевой график.

 

В сетевом графике создатели газеты планируют, какие рубрики когда выйдут в свет. График необходим, как каркас тематической структуры издания. С ним проще организовать журнал как стройную систему, сделать чтение удобным.

График может быть «с уклоном» на общее планирование выхода статей или планирование каждого конкретного номера. Сетевой график отражает ритм появления в газете какого-либо отдела редакции, рубрик, тематических полос. Срок действия графика может быть от нескольких дней до нескольких лет.

Недельный график – всего лишь примерное планирование рубрик на каждый день недели.

Месячный – просто четыре недельных, сведенных вместе. Таким образом, месячный график более детализирован, чем недельный.

Смоделировать наилучший график можно после тщательной описи рубрик. Нужно просто педантично расписать, какая рубрика на какой полосе выходила в газете за последнее время, как часто. Таким образом выявляются постоянные разделы, или ежедневные, регулярные (появляющиеся в газете два – три раза в месяц), периодические (выходящие еще реже).

Выявляется потребность в новых рубриках, какую-то тематику можно освещать реже, чем раньше, что-то можно скомпоновать вместе. Таким образом, опись рубрик дает хороший анализ содержимого газеты. Жизнь не стоит на месте, и без небольших, но регулярных модификаций не обойтись.

• Перспективный план дает возможность редактору уточнить задачи коллектива на данный момент, расставить тематические акценты с учетом требований момента, оживить схему графика. Исходя из направленности газеты, можно выделить несколько основных тематических линий, которые газета освещает. Далее внутри направления выявляется несколько тематических разделов; в разделах – рубрики.

• Оперативное планирование призвано ответить на неожиданно возникшую проблему, внести нужные коррективы. Оперативный план, как правило, создается на планерке перед номером. В нем даже могут быть указаны сроки сдачи каждого материала.

• План номера. В ежедневных газетах он тоже создается на планерке, в тех, что выходят 3-4 раза в неделю, их составляет ответственный секретарь. Может быть две схемы планирования: системно-плановая (модельная) и с ударным материалом (гвоздевая).

Модельная схема распределяет материалы равномерно по номерам в неделе, гвоздевая схема подразумевает наличие одного материала, который становится «темой дня» (или номера), в соответствии с которым подбираются другие материалы.

 

 

Создание газетного номера.

 

В процессе создания газетного номера коллектив редакции работает как над совершенствованием внутренней (литературной) формы материалов, так и над совершенствованием внешней формы газеты. Тот факт, что меня интересует оформительская деятельность, вовсе не исключает освещения вопросов, связанных с первой – основной – формой работы журналистов. Следует сразу сказать о необходимости различать объективные и субъективные формообразующие факторы. К первым отнесу действительность, понимая ее широко: как культуру, духовную, идейную жизнь эпохи, ее идеологические тенденции, формы и стили исканий истины, мышление и самосознание человека нашего времени, традиции публицистики. Субъективные формообразующие факторы – это творческая индивидуальность журналиста, его восприятие мира, метод. При оформлении газеты действуют те же факторы: время, определенный стиль оформления, опирающийся на богатые традиции национальной школы дизайна; творческая индивидуальность конкретного дизайнера конкретной газеты.

Процесс создания газетного номера. На уровне подготовки публикации журналист наблюдает и анализирует действительность. Результат этого процесса должен быть представлен в содержании будущей публикации, выраженной в некой форме. Пока это еще абстрактная схема, которая будет еще стремиться к более полному слиянию с содержанием. Процесс этот сложен: какую позицию занять, какая из проблем является самой важной, какие слова найти, чтобы не погрешить против правды, в каком жанре наблюдения, впечатления раскроются богаче, ярче, какую композицию предпочесть... – примерно так рассуждают корреспонденты, и все потому, что единство содержания и формы всегда относительно. Они отбрасывают многие, казалось бы, аналогичные варианты слов, предложений, переставляют эпизоды, отказываются от каких-то деталей...-поиск формы необыкновенно труден.

Но вот сообщение, обладающее конкретным содержанием, подготовлено к печати. Как и любое сообщение, передаваемое через средство массовой коммуникации, оно будет сообщение комментированным - сам подбор фактов, их последовательность создают некий смысловой контекст. А в аналитических жанрах - корреспонденции, статье, рецензии – комментарий, мнения выражены еще более явно (комментирование в чистом виде наблюдаем в сообщениях «Факт и комментарий», письмо и комментарий редакции) Современный читатель лучше воспринимает многозначные сообщения, авторы которых не навязывают свою точку зрения, преимущественно лишь излагая факты, но редакция, тем не менее, заинтересована в самом быстром и определенном воздействии передаваемой информации. Нередко решить эту задачу помогает дизайн – тонкий инструмент комментария: ведь оформление не просто опредмечивает содержание, но и способствует возникновению и выявлению определенного подтекста.

Постановка сообщения на какую-либо страницу, в какое-то место на полосе уже говорит читателю, как расценивает редакция значение того или иного материала. На первой странице располагается наиболее важная и оперативная информация. (Поскольку первая страница своеобразное лицо номера, дизайнеры особое внимание уделяют оформлению логотипа) В идеале логотип может оказывать заметное влияние на всю графическую модель, на выбор текстовых и заголовочных шрифтов. Сегодняшняя первая полоса «Ставропольской правды соединяет в себе анонсы телепрограмм и еженедельного приложения «Деловой вторник», а значит и оформлены комплексно).

Способ чтения слева на право определил расположение, хотя и условное, сообщений по важности с первой на четвертую страницы. Например, в арабских языках строка читается справа на лево, логотип расположен на последней для нас странице, и сообщения по степени важности идут с последней и далее до первой страницы. Но все мы по разному читаем газеты: кто-то сначала просматривает номер, замечает анонсы, пробегает взглядом заголовки, рубрики, иллюстрации, а кто-то сразу же обращается к любимому разделу... Это объясняется интересами индивидов, темпераментом каждого, ситуациями, при которых обращаются к газете – даже состоянием здоровья. Ориентироваться на восприятие отдельного читателя невозможно и бессмысленно. Поэтому в газете выработана определенная система подачи газетных сообщений, исходящая из соображений разумности, свойств восприятия реципиентом печатного текста и т.д. Трудно расставить разнообразные сообщения строго по ранжиру, установить насколько первое важнее второго, второе – третьего, то есть при верстке мы сталкиваемся с относительным характером соответствия формы содержанию.

Когда же сообщения, расположенные рядом, различаются по общественной значимости, актуальности, то наиболее важное для редакции оформляют особо – замыкают в рамку, увеличивают кегль заголовочного шрифта, используют различные элементы заголовочного комплекса – рубрику, подзаголовок, врезку, вынос, графические средства и т. д. При композиционно-графическом моделировании основная часть аналитической работы дизайнера проводится заранее. Чем продуманнее КГМ, тем легче работать дизайнеру в условиях спешной верстки и переверстки, тем точнее он выражает устоявшийся стиль своей газеты, тем больше времени высвобождается у него для импровизаций, совершенствования модели.

Все, что помещается на страницах издания, имеет право на интересную подачу, интересное оформление. Но, выделив все, мы не выделим ничего: произойдет нивелировка сообщений, поэтому средства графического выражения всегда соотносятся с содержанием газетной информации. При этом надо помнить, что, чем более незаметна форма, тем менее она отвлекает внимание зрителя, тем больше оснований считать ее выразительной, поскольку она выполняет свою главную задачу - раскрывать содержание, опираясь на модель, нетрудно сделать в целом правильный макет, но он может быть «бездушным» именно потому, что внутренняя форма выявлена неадекватно. Дизайнер в газете, помимо того, что обладает эстетическим чувством, композиционным и графическим мышлением, должен понимать природу журналистики, газеты, как особого вида периодического издания, знать интересы и запросы своего читателя, а в идеале быть профессиональным журналистом, литературным редактором. Только тогда можно трезво и безошибочно оценить идею определенной совокупности материалов и выявить ее в контексте оформления. Работа над формой – это всегда работа над формированием содержания.

 

Оформление колонок.

 

Лучше всего, когда текст газетных страниц разбит на колонки. Для текста колонок определена оптимальная длина строки. Вариации основного формата газеты часто выглядят привлекательно, но все-таки лучше исходить из традиционного деления страницы на стандартные колонки.

От ширины колонки зависит основной формат газеты, сама же ширина колонки устанавливается в зависимости от шрифта текста.

Первое решение, принимаемое дизайнером газеты, - это выбор шрифта для основного текста. Прежде всего шрифт должен быть разборчивым, позволяющим читателю осваивать большие объемы напечатанного текста. Наилучшую читаемость обеспечивает прямой светлый шрифт с засечками. Во многих газетах используется 8-пунк-товый шрифт, хотя некоторые газеты предпочитают больший - до 10 пунктов. Измерение высоты букв в пунктах может ввести в заблуждение, так как при этом не учитывается величина нижних и верхних выносных элементов. Длина строчного алфавита (ДСА) учитывает округлость букв и равна длине 26 букв алфавита в пунктах. Для 8-пунктовой высоты наиболее подходит (в смысле читаемости) ДСА, равная 118 пунктам. Пробелы между буквами называются междубуквенным пространством.

Самый важный элемент, обеспечивающий удобочитаемость текста, - длина строки. Исследования показывают, что верна следующая формула:

 

О = ДСА х 1,5

где О - оптимальная длина строки. Теперь можно определить минимальную и максимальную длины строки:

Минимум = О - 25%.

Максимум = О + 50%.

Эта формула годится для обычного материала на английском языке, в алфавите которого присутствуют как широкие, так и узкие буквы. Длина строчного алфавита приводится во всех типографских справочниках. Оптимальная длина строки дает 6 колонок в полноформатной газете и 4 колонки в газете половинного формата - таблоиде.

 

Заголовочный комплекс.

 

Заголовки выполняют 4 функции: дают краткую информацию, распределяют материалы по степени важности, украшают страницу и привлекают внимание читателя.

Сжатая информация и расположение материалов по степени значимости необходимы для тех читателей, которые читают “на бегу”. Важен и дизайн газеты, разнообразие “строительных блоков” страниц. Так как внимание спешащего читателя можно остановить только чем-то не очень сложным, заголовки следует делать большими по размеру и простыми по содержанию.

В прошлом часто использовались второй и третий подзаголовки, отличавшиеся от основного размерами или шрифтом. Сегодня они вышли из употребления, так как не выполняли необходимых функций. Если основной заголовок не привлек внимания читателя, вряд ли это смогут сделать подзаголовки.

Заголовки, выровненные по левой кромке текста. Основная концепция функционального дизайна гласит, что читающий глаз не утомляется, если имеется постоянная ось ориентации. Поэтому заголовок следует начинать вровень с левой кромкой текста. Расстояние между словами в заголовке должно равняться половине ширины (в пунктах) прописной буквы Н шрифта заголовка.

Нисходящий заголовок. В таком заголовке первое слово и имена собственные печатаются прописными буквами (как это делается и в начале текста), а все остальное - строчными буквами. Это целесообразно делать потому, что мы сразу узнаем слово по его силуэту, и то, которое выделено, моментально привлечет внимание читателя. Заголовок, состоящий только из прописных букв, проигрывает в плане удобочитаемости.

Максимальная длина заголовка. Заголовок должен быть компактным и почти всегда даваться в настоящем времени - для создания ощущения сиюминутности. Полезный совет: удачный заголовок должен состоять не более чем из 45 знаков, причем в каждой строке заголовка должно быть не более 32 знаков. Заголовок из 2 строк может содержать 22 знака в каждой строке, из 3 строк - 15 знаков. Но однострочный заголовок не должен содержать более 32 знаков. Эти числа, разумеется, не высечены золотом на мраморе, но, если сильно завысить максимальную длину заголовка, он может “обвиснуть”. Иногда редакторы намеренно пренебрегают требованиями компактности заголовков, забивая в них как можно больше информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.209.162 (0.033 с.)