Глава III. Общая характеристика понятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III. Общая характеристика понятий.



 

§ 1. Общая характеристика определения понятия.

Как и в науке, так и в повседневной жизни на каждом шагу приходится отличать один предмет от других, смежных с ним предметов, выяснять какими признаками данный предмет отличается от прочих предметов (например, один химический элемент отличать от всех остальных, один прибор от других и т. д.).

Отличие одних предметов и явлений действительности от других является существенной задачей определения (речь идет о научных определениях). Однако задача выделения одного предмета из других не составляет еще операции научного определения. При определении одновременно преследуется другая задача, а именно: наиболее полно в пределах определения раскрыть содержание отличаемого предмета. Итак, при определении мы решаем две задачи:

· Отличаем определяемый предмет от всех других смежных с ним предметов.

· Раскрываем содержимое (существенные признаки) определяемого предмета.

Рассмотрим операцию определения на конкретном примере. Допустим, требуется дать определение квадрата. Квадрату присущи следующие признаки: «быть плоской геометрической фигурой», «быть четырехугольной фигурой», «иметь равные стороны и прямые углы», «иметь равные и взаимо перпендикулярные диагонали, делящиеся в точке их пересечения пополам», «иметь попарно параллельные стороны» и т.д. Некоторые из перечисленных признаков принадлежат не только квадратам, но и другим геометрическим фигурам, например признаки: «быть плоской геометрической фигурой», «быть четырехугольной фигурой», «быть четырехсторонней фигурой», «быть четырехсторонней фигурой» и др. Некоторые признаки присущи только квадратам и не присущи никаким другим плоским четырехугольникам. Таковы, например, признаки: «иметь равные стороны и прямые углы», «иметь равные и взаимно перпендикулярные диагонали, делящиеся в точке их пересечения пополам» и др. поэтому, зная, что квадрату присущ один из этих двух последних признаков, можно отличить его не только от всех других геометрических фигур, но и от всех предметов, существующих в действительности. Но нам не требуется отличать предмет или группу предметов от таких, с которыми не при каких обстоятельствах мы не можем их перепутать. В ходе познания перед нами не может возникать задачи отличать, например, квадраты от трамваев, от морей и т.п., поскольку мы их ни при каких обстоятельствах не можем перепутать. Но может возникнуть необходимость отличить одну геометрическую фигуру от другой, одно физическое явление от другого и т.д. поэтому при определении какого либо предмета необходимо указать не только тот признак, при помощи которого мы отличаем определяемый объект от всех других, но и круг тех смежных предметов, из числа которых выделяется данный определяемый предмет. Примером такого определения может быть следующее: «Квадрат есть параллелограмм, у которого все стороны равны и углы прямые». В этом определении мы отличаем квадрат от всех других видов параллелограммов (род) при помощи признака, принадлежащего только квадратам и не принадлежащего другим видам параллелограммов. Может возникнуть потребность отличить квадрат от всех других четырехугольников. Тогда родом в определении будет не «параллелограмм», а «четырехугольник». Определение квадрата может быть выражено следующим образом: «Квадрат есть четырехугольник, у которого диагонали равны, взаимо перпендикулярны и делятся в точке их пересечения пополам». Подобным же образом можно построить определения квадрата, отличия его от ромбов и т.д.

Рассмотрим следующий пример. Допустим, имеются два следующих определения:

· «Человек есть животное, способное производить орудия труда».

· «Человек есть животное, обладающее чувством комического».

С точки зрения выделения предмета из смежных предметов оба данных определения являются равноценными: при помощи этих определений одинаковым образом можно отличить человека от других животных. Однако с точки зрения максимального раскрытия содержания определяемого предмета, которого можно достигнуть в рамках определения, с точки зрения подчеркивания его наиболее существенного признака второе определение не является приемлемым. Отличительный признак человека «обладать чувством комического» не является существенным для человека. Таким видовым отличием человека как общественного животного, является признак «быть способным производить орудия труда». Именно труд сыграл решающую роль в том, что человек выделился из животного мира, именно трудовая деятельность человека обусловила наличие у него таких качеств, которые принадлежат только человеку. Поэтому полноценным является именно первое определение человека.

Предметом определения могут быть, как сами материальные предметы и явления окружающего нас мира, так и понятия или суждения как формы нашего мышления, а также слова, выражающие наши мысли и обозначающие предметы материального мира, фразы, буквы и пр. Так, в определении «Кислород есть элемент, атомный вес которого равен 16», определяется материальный предмет (газ), который среди существующих элементов только и имеет атомный вес, равный 16. В определении «Единственное понятие есть понятие, объем которого состоит из одного предмета» определяется не материальный предмет, а известный вид понятия, который требуется отличать от других видов понятий. В определении «Буква – это письменный знак, служащий для обозначения каждого отдельного звука речи», определяется знак, который обозначает такие материальные явления как звуки.

Рассмотренные определения носят в логике название определений через род и видовое отличие.

Отличая определяемые предметы от смежных с ними, раскрывая их существенные признаки, мы тем самым раскрываем содержание понятия об этих предметах,. это означает, что логическая операция, позволяющая нам отличать и раскрывать сущность определяемых предметов, является одновременно приемом, при помощи которого мы определяем, раскрываем содержание соответствующего понятия. Эта логическая операция носит название определения понятия.

Определение понятия- это такая логическая операция, посредством которой определяемый предмет выделяется из числа смежных с ним предметов таким образом, что при этом максимально (в пределах определения) раскрывается его содержание, его сущность.

 

§ 2. Виды определений.

Мы уже познакомились с одним из распространенных видов определения, которое в логике носит название определения через род и видовое отличие. В определениях оченть часто в качестве видового отличия (т. е. признака, при помощи которого мы отличаем определяемый предмет от смежных с ним предметов) выступает не один, а несколько признаков. Это вызывается тем, что часто невозможно бывает указать такой единственный признак, который бы отличал определяемый предмет от всех других предметов и раскрывал бы существенным образом его содержание. Поэтому приходится указывать несколько признаков, достаточных для отличения определяемого предмета и раскрытия его содержания. Примером такого определения может быть следующее: «Жидкости есть тела, характеризующиеся наличием определенного объема и отсутствием определенной формы». Здесь при помощи первого признака («наличие определенного объема») жидкости отличаются от газов, а при помощи второго («отсутствие определенной формы») – от твердых тел, тем самым мы их вообще отличаем от всех других тел.

Среди всех определений в логике принято выделять особый вид определений – так называемые генетические определения (от греч. «генезис», что означает «происхождение»). Генетические определения – это такие определения, в которых указывается способ образования, способ происхождения, принадлежащий только данному определяемому предмету и никакому другому. На этот способ образования указывает обычно признак, соответствующий в определениях через род и видовое отличие видовому отличию. Примером такого суждения могут быть следующее: «Окружность есть кривая замкнутая линия, образуемая движением точки В отрезка прямой АВ вокруг неподвижной точки А». В практике нашей повседневной жизни и в науке мы очень часто пользуемся так называемыми неявными определениями. Мы часто отличаем один предмет от другого не путем указания отличительных свойств, присущих этому предмету, а путем выявления тех существующих отношений, в которых находится определяемый предмет к другим предметам. Например, нуль можно определить как число, которое, будучи сложено с числом а, дает а (0 + а = а). здесь нуль определяется, отличается нами от всех других чисел посредством фиксирования определенного отношения нуля к числу а. В виде подобных неявных определений мы записываем в математике уравнения, неравенства и т.п. Так, в уравнении х = х ٰ - 2 мы определяем х как число, которое равно квадрату этого же числа минус число 2. решая это уравнение по правилам математики, нетрудно определить, каково это число х. В результате решения уравнения мы неявное определение превращаем в явное. Неявными определениями пользуются и тогда, когда, например, при чтении книги требуется определить значение встретившегося незнакомого термина путем анализа того контекста, в котором употребляется данный термин. При этом мы устанавливаем различные смысловые связи и отношения между термином, значение которого требуется определить, и другими словами, значение которых нам известно. Такие случаи часто встречаются при переводе с иностранного языка на родной язык, когда среди слов, значение которых нам хорошо известно, мы выявляем его значение, выявляем, к каким предметам он относится.

 

§ 3. Правила определения и ошибки, возможные при определении.

Понятие, соответствующее определяемому предмету, называется определяемым; понятие же, посредством которого раскрывается содержание определяемого предмета, называется определяющим. Если выполнены указанные выше задачи, относящиеся к определению, то определение будет правильным. Поэтому, задачи, стоящие перед определением понятия, обуславливают правила определения.

1. правило, вытекающее из первой задачи определения, будет следующее: Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего. Например, определение «Ромб есть параллелограмм, у которого все стороны равны» соразмерно, так как объем понятия «ромб» равен объему понятия «параллелограмм», у которого все стороны равны (объем того и другого понятия включает в свой состав одни и те же предметы). Нарушение этого правила ведет к ошибкам:

· Объем определяющего понятия шире объема определяемого понятия. В этом случае определяемое понятие относится к определяющему, как вид к роду. Например: «Диаметр есть прямая, соединяющая две точки окружности». В этом определении объем понятия «диаметр» составляет часть объема понятия «прямая, соединяющая две точки в окружности», и относится к последнему понятию, как вид к роду (в объем понятия входят не только все диаметры, но и любые хорды). Эта ошибка в определении произошла оттого, что признак видового отличия («соединять все точки окружности») принадлежит не только к диаметрам, но и всем хордам вообще, а потому при помощи него нельзя отличить диаметры от других прямых линий, соединяющих точки окружности. Такое определение в логике принято называть в логике слишком широким.

· Объем определяющего понятия уже объема определяемого понятия. Последнее относится к первому, как род к виду. Примером такого определения может быть следующее: «Линза есть оптический прибор, ограниченный двумя выпуклыми поверхностями». В этом определении объем понятия «линза» относится к объему понятия «оптический прибор, ограниченный двумя выпуклыми поверхностями» как род к виду. Чтобы быть отличительным, видовой признак должен принадлежать каждому предмету данного определяемого класса и не принадлежать никаким другим предметам, в нашем же примере этот признак принадлежит лишь части линз (поскольку существуют, например, двояковогнутые линзы), а потому мы не можем с помощью этого признака отличить всю совокупность линз от других предметов, а отличаем лишь часть линз (а именно двояковыпуклые линзы) от других предметов. Такое определение называют слишком узким.

2. Правило, вытекающее из второй задачи определения, будет следующим: определение не должно заключать в себе круга. Это означает, что нельзя определение строить таким образом, чтобы определяемое понятие определялось скрытыми или явными образом тем же самым определяемым понятием. Нарушение этого правила ведет к двоякого рода ошибкам:

· Определяемое понятие определяется посредством такого понятия, содержание которого становится ясным только при помощи определяемого понятия. Например, если «вращение» определить как «движение вокруг своей оси», то получим круг в определении, так как «ось» в свою очередь через «вращение» («ось – та прямая, вокруг которой происходит общение»). Определяющее понятие в таких случаях не может быть определенно независимо от определяемого. <..>

· Определяемое и определяющее понятия по содержанию тождественны, хотя могут быть выражены в различных словах. Такое определение носит название тавтологии. Примерами тавтологии могут быть следующие:«Материалист есть человек материалистических убеждений», «Комическое - это все то, что является смешным» (в словах космическое и смешное выражено одно и тоже понятие). Итак, если допускаем ошибку «круг в определении», мы не раскрываем сущности определяемого текста, повторяя в определяющем понятии то, что нам уже было известно об определяемом предмете.

3. Правило определения, вытекающее сразу из двух задач определения. будет следующим: определение по возможности не должно быть отрицательным. Это означает, что следует избегать таких определений, в которых видовое отличие выступает в качестве отрицательного понятия. Примером отрицательного понятия может стать следующее: «Лиана есть растение, не растущее в холодном поясе». Это определение неверно, потому что лианы нами не выделяются среди всех других растений, поскольку не указано признака, присущего всем лианам и только лианам, а указан лишь признак, представляющий собой отрицательное понятие, который присущ не только лианам (не только лианы не растут в холодном поясе). Не раскрываются существенным образом природа лиан, поскольку в видовом отличии указаны признаки, им не принадлежащие, но не указаны признаки им принадлежащие. Однако в отдельных случаях отрицательные определения допустимы, особенно в математике. Например, часто можно встретить такое определение: «Параллельные линии – это такие линии, лежащие в одной плоскости, которые не пересекаются при их неограниченном продолжении в обе стороны». Для того, чтобы определение было правильны, в нем должны соблюдаться все правила, вытекающие из обеих задач определения. нельзя рассматривать в качестве научных определений предложения следующего вида: «Скрипка – царица оркестра», «Дети – это цветы жизни», «Повторение – мать учения» и т.п. Эти предложения не выражают определений и не ставят себе задачей раскрыть содержимое предмета нашей жизни. Эти предложения в образной, метафорической форме выделяют и подчеркивают характерные, яркие черты и стороны тех или иных предметов.

 

§ 4. Деление понятий.

 

Посредством логической операции деления мы раскрываем объем того или иного понятия, выясняя, из каких подклассов состоит данный исходный класс (объем). С такой задачей мы встречаемся всякий раз, когда требуется выяснить, какие виды входят в объем того или иного родового понятия.

Допустим, требуется произвести деление объема понятия «дерево». В объем этого понятия войдет вся совокупность существующих в природе деревьев. Но мы знаем, что с точки зрения строения листьев, все существующие деревья можно подразделить на хвойные и лиственные. Этим самым объем понятия «дерево» мы разделим на два подкласса, которые будут исчерпывать класс всех деревьев. Несмотря на то что в процессе деления мы делим объем данного понятия, в логике эту операцию часто называют просто делением понятия. Существенным при делении понятия является выявление того признака, с точки зрения которого можно разделить объем делимого понятия на части, исчерпывающие делимый объем. Так, в приведенном выше примере объем понятия «дерево» мы делим по признаку строения листьев деревьев. Тот же самый объем понятия можно делить, например, по признаку длины ствола (деревья бывают низкорослые и высокие), по признаку произрастания их в том или ином географическом поясе, по признакам, характеризующим их принадлежность к различным биологическим видам, семейства, родам и т.д. Членов данного коллектива, (например, учащиеся данной школы или данного класса) можно делить по возрастному признаку, по национальному признаку (последний пример разделения омерзителен. – Mr Legmann) и т. д. Понятие, объем которого подлежит делению, называется делимым понятием. Те классы, которые получились в результате деления объема исходного понятия, называются членами деления. Тот признак, который лежит в основе деления объема понятия на соответствующие классы, называется основанием деления. Заметим, что получившиеся в результате деления классы могут в свою очередь делиться на подклассы. Например, числа можно сначала разделить на действительные и мнимые. В свою очередь действительные можно разделить на рациональные и иррациональные, рациональные можно разделить на целые и дробные и т.д. такой вид деления называется последовательным делением. Итак, деление есть такая логическая операция, посредством которой выявляются виды, входящие в объем делимого родового понятия. Операцию деления понятия нельзя смешивать с простой операцией расчленения целого на части. Примеры операции расчленения целого на части: «Год состоит из 12 месяцев», «В этой книге 10 глав» и т.д. простое расчленение целого на части можно отличить от операции деления понятия по следующему признаку: в правильном делении содержание делимого понятия всегда можно утверждать в качестве видового признака относительно каждого предмета, входящего в объем членов деления, при этом будут получаться истинные суждения. Поступая таким образом относительно членов следующего деления: «Все живые существа делятся на растения и на животные», мы сожжем получить следующие истинные утверждения: «Растения являются живыми существами»; «Животные являются живыми существами». Если же мы будем иметь дело, с простым расчленением предмета на составляющие его части, то таким образом поступать нельзя. Допустим, имеется расчленение: «Каждая неделя состоит из понедельника, вторника, среды и т.д.». Если мы будем относительно членов расчленения утверждать содержание исходного понятия, то получим бессмыслицы: «понедельник есть неделя», «Вторник есть неделя» и т.д., так как лишь все дни в совокупности представляют собой неделю, но не каждый день в отдельности.

 

§ 5. Правила деления.

 

В процессе может встретиться ряд ошибок. Чтобы их избежать, необходимо следить за тем, чтобы были соблюдены следующие правила:

1. Деление должно быть соразмерным. Это значит, что объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. В следующих примерах будет нарушено это правило:

· «Треугольники бывают остроугольные и тупоугольные».

· «Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и минералы».

В первом примере объем делимого понятия больше суммы объемов членов деления (пропущен один член деления – «прямоугольный треугольник»). Такое ошибочное деление называется неполным. Во втором примере среди членов деления встречается такой член (минерал), который не входит в объем делимого понятия (сумма объемов членов деления «металл» и «неметалл» полностью исчерпывают объем понятия химический элемент). Такое ошибочное деление называется «делением с излишними членами».

2. Деление должно производиться по одному основанию. Примерами деления, произведенного не по одному основанию, могут быть следующие:

· «Международные договоры бывают равноправные и неравноправные, устные и письменные».

· «Контрольные работы бывают устные, письменные и проверочные».

В первом примере «международные договоры» сначала делятся по признаку их справедливости или несправедливости, а затем по форме заключения договоров («устные и письменные»). Во втором примере «контрольные работы» сначала делятся по форме их исполнения, а затем из их числа выделяются проверочные работы уже по признаку их назначения. Иногда указанная ошибка возникает из-за того, что само понятие основания не уточнено. Не определено. Необходимо поэтому при всяком делении уточнять основание деления.

3. Члены деления должны исключать друг друга это означает, что объемы членов деления не могут быть понятиями перекрещивающимися или относиться к друг к другу, как род к виду. Примером деления, где члены деления не исключают друг друга, может быть следующий:

· «Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные».

Освободительные войны входят в объем справедливых войн (понятия «освободительные войны» и «справедливые войны» относятся друг к другу, как вид к роду). Это означает, что в данный момент его члены не исключают друг друга.

4.Деление должно быть непрерывным. При делении необходимо переходить к ближайшему низшему роду. В случае несоблюдения этого правила возникает ошибка, называемая скачком в делении. Примером такого рода ошибочного деления может быть следующее:

· «Грамматические предложения бывают простыми, сложносочиненными и сложноподочинеными».

При этом делении имеется скачок. Чтобы его избежать, «грамматические предложения» следует сначала разделить на простые и сложные; лишь затем сложные предложения разделить на сложноподчиненные и сложносочиненные.

 

 

§ 6. Дихотомическое деление.

 

Существует такой вид деления, когда объем делимого понятия делится нам два взаимоисключающих класса. При этом каждому предмету одного класса присущ определенный признак А, а у каждого предмета другого класса этот признак А отсутствует. Такое деление называется дихотомическим, что в переводе на русский язы означает деление на части. Так, класс позвоночных животных мы сожжем дихотомически разделить на млекопитающих и немлекопитающих (при этом каждому млекопитающему присуще «иметь молочные железы», а не одному немлекопитающему этот признак не присущ). В свою очередь класс немлекопитающих мы можем разделить уже по другому признаку (например, «дышать жабрами») на следующие взаимоисключающие классы: рыбы и не рыбы (интересно, куда можно отнести Ихтиандра J - Mr. Legmann). Продолжая таким путем деление, в результате мы разделим всех позвоночных на классы млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб. Этим делением мы пользуемся тогда, когда дан класс неизвестных еще предметов и требуется выяснить, принадлежат ли выявленные нами свойства всем предметам данного класса или только части. Например, учитель, желая, познакомится с классом и зная, что некоторые учащиеся комсомольцы, производит операцию разделения, требуя, чтобы все комсомольцы подняли руки. Если в классе некоторые учащиеся оказались не комсомольцами, учитель может попросить из их числа поднять руки тех, кто является пионером. При этом может оказаться, что все не комсомольцы являются пионерами (пионер-мишка, комсомолец-нашист, почувствуйте разницу – Mr. Legmann).

 

 

§ 7. Классификация.

 

Классификацией называется распределение предметам по классам согласно сходству между ними, произведенное с таким расчетом, чтобы каждый класс относительно других классов занимал прочное положение. Классификация используется очень часто в самых различных науках и в повседневной жизни. При классификации соблюдается не только правила деления, но и еще ряд других правил. Например, распределение предметов по классам должно совершаться таким образом, чтобы признаки, по которым мы производим это распределение, были бы наиболее эффективными или для отыскания вещей, или для определения других свойств распределяемых по классам предметов. Это и является задачей каждой классификации. Поэтому необходимо исследовать особенности того признака, по которому производится предметов по группам. Устал эту хрень перебиватьL напишу дальше кратко.

Вообщем, эта классификация бывает двух типов:

· Вспомогательная. Она креативится чтобы было легко найти того или иного предмета в ряду других классифицированных. И типа, если ты знаешь, где те надыбать эту хрень, то это те не говорит о свойствах этой хрени. Пример: если в журнале фамилия Пиписькин написана в конце, то это никак не характеризует его как Председателя Правительства. (кому интерсно, зайдите на http://pipiskin.com/ и на http://www.compromat.ru/main/lenta_ru/ppskn.htm)

· Естественная. Эта комбинация сгенерирована на вашем компе методом случайных чисел (шуткаJ) на основе значительных признаков предметов. Тут избушка повернута к Иванушке передом, за к леса задом: типа если ты знаешь к какой группе принадлежит искомая тобой хрень, то ты можешь разболтать по самое не балуй кому хошь о свойствах этой хрени. Пример: если мы знаем, что животина относится к семейству кошачьих, можно базарить о том, что животина хищная, млекопитающая и bla-bla-bla.

Фишка: самой крутой естественной классификация считается та, которая дает челу сделать максимальное число утверждений о свойствах искомой хрени. Пример: таблица Менделеева.

 

Еще есть искусственная классификация, но хрен его знает, почему автар не выделил это курсивом. Типа это когда классификация идет по внешнему признаку, а не по внутреннему. Пример: реальный ботаник Линней решил закопать в основу своей сцуко гениальной классификации число тычинок в цветке и способу их прикрепления. Но Линней отжжог еще в 18 веке, когда не знал, что цветки бывают разные и он отнес дуб и фиалку в одну группу. Еще надо добавить, что иногда хрень имеет разные признаки и типа надо реально ботать, чтобы выделить наиболее существенную группу признаков. Пример: от пера получаются колотые, резаные и колото-резаные раны. Типа здесь колото-резаные анны составляют самостоятельный член деления.

 


32. Виды фактического материала, его функции в тексте.

Термин фактический материал, принятый в редактировании, охватыва­ет все опорные для текста элементы — понятия и предметные отношения. В отличие от термина факт, трактуемого как результат осмысления и перера­ботки информации и имеющего форму суждения, фактический материал реализуется в текстовых конструкциях, обозначающих не только события, но и вещные элементы предметного ряда, свойства, качества, состояния, обозначение лиц, отношений, количества.

Фактический материал может выполнять функцию информации, входить в логическое построение, быть иллюстрацией, дополняющей то или иное наблюдение. Фактический материал реализуется в текстовых конструкциях, обозначающих не только события, но и вещные элементы предметного ряда, свойства, качества, состояния, обозначение лиц, отношений, количества.

Фактический материал может быть привлечен редактором как собственно информация, как аргумент в процессе доказательства и основания для общих утверждений и как иллюстрация, дополняющая то или иное наблюдение.

Редактор ответственен за правильность и достоверность фактического материала.

Про виды фактического материала у 4 авторов очень немного. Они пишут. Что он делится на реалии действительности, факты истории, географические наименования, имена и фамилии, цифры, даты, цитаты.


33. Основные принципы оценки фактического материала.
Пособия по методике редактирования рекомендуют три вида проверки фактического материала. Про них уже рассказано в предыдущем билете.

Причиной фактических ошибок и неточностей может быть недостаточная осведомленность автора, неадекватность действительности его представлений, бедность языка, техническая небрежность при воспроизведении текста.

Требование точности номинаций (названий, если вдруг билеты к идиотам попадут) в первую очередь определяет работу редактора над именами собственными и терминами и в широком смысле охватывает оценку правильности словоупотребления и написания наименований. Соблюдение принципа их унификации.

Редакторский анализ фактического материала всегда идет в двух направлениях: определяя, насколько точен автор, строя фактическую основу публикации, редактор своим опытом, профессиональными знаниями, своим восприятием первого читателя проверяет автора. Рассматривая роль фактического материала в общей структуре журналистского произведения, он судит о способах его разработки и подачи, оценивает логические связи в тексте, приемы и литературное мастерство автора. Редактор разделяет с автором ответственность за выводы, которые предлагаются читателю, за соответствие фактического материала современному уровню знаний о предмете, за этический смысл публикации.

Основные позиции, по которым ведется оценка редактором фактического материала:

5) Взвешенность отбора

6) Точность передачи

7) Обоснованность последовательности предъявления

8) Строгость логических построений

Лаконизм информационных публикаций служит основанием для повы­шенных требований к точности фактического материала. Работая над публи­цистическим текстом, редактор должен представлять сложность диалектичес­ких отношений между мыслью и фактом в журналистском творчестве, когда контакт с действительностью стимулирует развитие мысли, а сформировав­шееся суждение предопределяет отбор фактического материала.

Редактор ответствен за правильность и достоверность публикуемого фактического материала. Существуют три основных вида его проверки: внутренняя (соотнесение фрагментов текста в пределах редактируемой публи­кации), проверка факта по авторитетному источнику и официальное под­тверждение. Редактор должен уметь быстро найти нужную справку, проверить правильность данных, ориентироваться в справочных пособиях, владеть приемами анализа текста.

В своих рекомендациях методика редактирования опирается на традици­онные филологические методики, основанные на сравнительном анализе и приеме конкретизации, и не безразлична к тому, что представляет собой фактический материал: реалии действительности, факты истории, географи­ческие наименования, имена и фамилии, цифры, даты, цитаты.

Причиной фактических ошибок и неточностей может быть недостаточная осведомленность автора, неадекватность действительности его представлений, бедность языка, техническая небрежность при воспроизведении текста.

Требование точности номинаций в первую очередь определяет работу редактора над именами собственными и терминами и в широком смысле охватывает оценку правильности словоупотребления и написания наименова­ний, соблюдение принципа их унификации.

Редакторский анализ фактического материала всегда идет в двух направ­лениях: определяя, насколько точен был автор, строя фактическую основу публикации, редактор своим опытом, профессиональными знаниями, своим восприятием первого читателя проверяет автора. Рассматривая роль фактичес­кого материала в общей структуре журналистского произведения, он судит о способах его разработки и подачи, оценивает логические связи в тексте, приемы и литературное мастерство автора. Редактор разделяет с автором ответственность за выводы, которые предлагаются читателю, за соответствие фактического материала современному уровню знаний о предмете, за этичес­кий смысл публикации.

 

34. Принцип единообразия в оформлении фактического материала.

К шлифовочному чтению редактор прибегает на заверша­ющем этапе своей работы над текстом. Это чтение контрольное, по преимуществу чтение-«скольжение» по всему тексту или чте­ние избирательное, подчинённое определённой задаче, когда, напри­мер, возникает необходимость проверить единообразие написа­ния имен, фамилий, географических наименований или выверить цифровые данные, даты.

Вычитчик кон­тролирует соблюдение принципа унификации (единообразия в написании номинаций), устраняя различия, например:

с. 2 —докт. истор. наук В.Н. Петров; с. 3 —доктор ист. наук Вл.Ник. Петров; с. 4 — д-р ист. наук Влад.Никол. Петров; с. 5 —док. историч. наук Петров В.Н. (Правильный вариант — д-р ист. наук В.Н. Петров.)

При вычитке необходимо следить, чтобы статистические данные приво­дились в одинаковых единицах измерения, проверять соответствие подписей под иллюстрациями изображению.

Цифра и слово принадлежат к разным знаковым системам. Как матема­тическому знаку цифре изначально присуща точность, обобщение, концент-рированность информации. В языке для обозначения количества служат имена числительные. Издательская практика выработала специальные реко­мендации для обозначения чисел в тексте: словом рекомендуется обозначать однозначные числа, стоящие в начале предложения и в случае стечения нескольких чисел (пять 18-летних студентов), а также однозначные числа в косвенных падежах, приводимые без указания единиц измерения.

Цифрой принято обозначать однозначные числа при указании единиц измерения, а также однозначные числа, стоящие в одном ряду с многознач­ными (группы, в которые входят 3, 5, 12 человек).

Многозначные числа обозначают обычно цифрами (238).

Для крупных круглых чисел рекомендуется сокращенная буквенно-циф-ровая форма (12 млн воспринимается при чтении легче, чем 12 000 000).

Однако в ряде случаев выбор между цифрой и ее словесным эквивален­том редактор делает исходя из содержания и стилистических особенностей материала.

Включение цифр в текст — одно из наиболее рациональных средств сообщения информации и действенное средство убеждения. Независимо от того, какую функцию в тексте цифра выполняет, она должна быть точной, критерии выбора цифр — обоснованными. Редактору необходимо знать способы аналитической обработки статистического материала, правила ок­ругления цифр, владеть методикой построения системных рядов, уметь проверить вычисления.

Обилие цифр, неумелое включение их в текст, общие указания на количество создают лишь иллюзию точной информации. Следует обратить внимание на выбор единиц измерения и сопоставимость числовых значений. Перевод количественных показателей в разряд конкретных представлений должен быть по силам читателю.

35. Статистический материал в публицистике (функции, приемы, введения в текст)

Напомню сразу, что таблицы и выводы также относятся к статистическому материалу, особенно справочные. Помните всю статистику в любом виде надо проверять!!!

Собственно, все завязано на цифрах и таблицах. Итак, цифра – символ иной, чем слово, знаковой системы. Как обозначению числа ей изначально присуща точность, обобщение, концентрированность информации. Этот сложный для редактирования материал требует особого внимания. Заголовок 1 100 000 000-й человек будет невероятно сложен для прочтения. С числительными существует проблема словообразования. Числа 1-9 принято обозначать словом, когда они не имеют при себе единиц измерения и стоят в косвенном падеже (это чтобы читатель не путал с именительным падежом и не останавливался при чтении: с 4 книгами – с четырьмя книгами). Словом обозначаются цифры при стечении нескольких не связанных цифровых обозначений (семнадцать 19-летних ребят), но лучше вообще изменять фразы, чтобы избежать подобных стыков. Также, если им начато предложение, числительное обозначается словом. Цифрой, если при нём есть единица измерения (5 см), однозначные числа, когда они находятся в одном ряду с многозначными и многозначные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.09 с.)