Основные характеристики и принципы метода «Центр оценки» (ЦО) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики и принципы метода «Центр оценки» (ЦО)



каждый участник оценивается несколькими специалистами и специально подготовленными наблюдателями (сотрудниками той же организации);

каждый наблюдатель оценивает нескольких участников, что позволяет минимизировать возможную необъективность и использовать перекрестные оценки для повышения достоверности результатов;

фазы “наблюдения” и “оценки” разведены во времени для достижения большей объективности;

оценивается наблюдаемое поведение аттестуемых, а не гипотезы причин, стоящих за поведением;

система оценки, направлена в основном на выявление потенциала кадров;

процедуры ЦО предусматривают испытание различными взаимодополняющими техниками и упражнениями, в каждом из которых оценивается несколько критериев. При этом каждый критерий оценивается в нескольких упражнениях.

В процедуре оценки используются самые различные взаимодополняющие способы:

интервью;

тесты (стандартизированные психодиагностические методики);

короткая презентация каждого испытуемого перед видео-камерой;

“симуляции”, или моделирование ситуации коллективной деятельности и получение информации о типичных способах и средствах поведения испытуемых, особенностях взаимодействия в группе при решении общей для них задачи.

Помимо фасилитатора - ведущего групповой работы, с группой работают психодиагносты, эксперты-наблюдатели.

 

Технология Ассессмент-центра. Проведение Ассессмент-центра предполагает ряд обязательных этапов

1. Подготовка проекта.

2. Определение целей, сроков, объемов, возможных результатов оценки, нормативное оформление процесса оценки, издание внутренних распоряжений, приказов, регламентирующих данную работу в соответствии с ТК РФ, личное извещение оцениваемых сотрудников перед началом проведения оценки. Этап заканчивается заключением договоров на проведение работы.

3. Анализ деятельности персонала и формулирование критериев оценки.

4. Составление организационного плана проведения оценки, формулировка требований и ограничений. Изучение особенностей деятельности оцениваемых сотрудников, специфики корпоративной культуры и схем взаимодействия, используемых в организации. Результатом этапа является формирование списка критериев оценки.

5. Обучение представителей организации (наблюдателей-оценщиков) с целью выработки конкретных умений и навыков для работы в рамках ЦО и последующей кадровой работы.

6. Проведение центра оценки.

7. Обработка (анализ) результатов в формализованном виде. Подготовка программы может занимать от 1 до 4 недель, проведение программы от 1 до 5 дней (в зависимости от количества работающих экспертов и количества оцениваемых), обработка результатов и подготовка отчетов (для 30 чел) - примерно месяц.

Основными методами, применяемыми в центрах оценки, являются: “Симуляции” (ролевые игры) - моделирование типичных деловых ситуаций, характерных для оцениваемой деятельности, которые позволяют оценить уровень профессионализма участников Центра оценки, их мыслительные и корпоративные способности.

Интервью – его цель - получение информации о профессиональных целях и ценностях, организаторских способностях, коммуникативных и личностных особенностях.

Психологические тесты проводятся с целью получения информации о качествах, существенно влияющих на поведение человека в организации и обуславливающие его профессиональную эффективность. Применение тестов дает возможность уточнять или дополнять информацию, полученную в рамках других методик.

Организационно-управленческие игры. Моделирование управленческой ситуации с целью выработки решений по стратегии развития организации или отдельных ее частей. В отличие от “симуляций”, такая игра основывается на материале реальных проблем данной организации, обсуждение которых важно в данный момент. Помимо возможности оценить мыслительные и управленческие способности кандидатов, формирует стратегическую ментальность сотрудников.

Обработка информации осуществляется в несколько этапов. Данные об испытуемых, полученные в ходе проведения различных процедур, должны быть формализованы, сопоставлены и превращены в полноценную информацию.

В ходе обработки индивидуальной информации проводится как индивидуальная, так и групповая работа. Результаты тестов и упражнений оцениваются специалистами-психодиагностами, которые готовят свой проект заключения о степени выраженности оцениваемых личностно-деловых качеств. Для повышения объективности оценки психодиагностов и экспертов целесообразно привлекать к такой оценке параллельно несколько специалистов и затем сопоставлять полученные результаты.

Результаты групповых упражнений (“симуляций”) первоначально обобщаются в группах фасилитаторов и наблюдателей, которые сопоставляют результаты поведенческой диагностики, уточняют и сопоставляют между собой увиденные факты, формируют гипотезы о степени проявленности оцениваемых качеств.

В итоговом заключении обобщаются результаты оценки по различным процедурам. Обычно проводится в форме группового обмена мнениями. В ходе такого общего обсуждения появляется возможность сопоставить проявления одних и тех же качеств в различных процедурах, проверить гипотезы, сформулированные специалистами-экспертами, прийти к окончательному решению о том, как может быть оценен уровень развития качеств испытуемого, что может способствовать или препятствовать эффективной работе, сделать предположение о перспективах роста в предпочитаемых областях деятельности сотрудника.

Итоговое заключение, как правило, включает:

1) Общее заключение по конкретному участнику Центра оценки.

2) Описание слабых и сильных сторон участника.

3) Предложения по развитию качеств и отработки навыков, а также конкретные предложения в связи с продвижением (ротацией).

4) Рекомендации в отношении знакомства участника с результатами Центра оценки.

Возможность использования индивидуальных результатов ЦО в целях кадрового аудита организации.

Кадровый аудит предоставляет собой специальный анализ кадрового состояния организации и включает:

оценка уровня кадровой обеспеченности организации - количества и качества специалистов, работающих на различных уровнях и направлениях;

оценка степени готовности организации к изменениям путем выделения основных типов сотрудников, работающих в организации и типа их мотивации;

выявление существующих в организации корпоративной (корпоративной) культуры путем оценки склонности сотрудников придерживаться определенных норм поведения;

подготовка рекомендаций по конкретным кадровым программам (набору, развитию персонала, планированию карьеры, обучению, программ оценки эффективности (производительности) труда и стимулирования и т.д.).

В заключение необходимо отметить, что применение центра оценки персонала, целесообразно лишь на определенной фазе жизненного цикла организации, фазе стабильности.

В российской практике, оценку кандидатов или работающего персонала производит только лишь каждая десятая компания. Вместе, с тем Центр Оценки позволяет получить достоверные результаты, которые основаны не на предположениях, а на конкретных проявлениях в поведении человека, объективно оценить интеллектуальные способности и деловые качества специалиста, выявить индивидуальный стиль деятельности.

Область применения технологии Центра Оценки очень широкая. Данная технология может быть использована:

при отборе персонала;

при определении должностных требований;

для выявления сильных и слабых стороны сотрудника или кандидата;

при формировании команды;

для определения потребности в тренингах и обучении;

для разрешения конфликтных ситуаций;

при проведении аттестации и кадрового аудита.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В каких видах кадровой работы используется оценка персонала?

2. Каковы основные принципы Ассессмент-Центра?

3. В чем состоят преимущества использования центра оценки для организации и персонала?

4. Каковы основные этапы и методы, применяемые при проведении Ассессмент-Центра?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.36.141 (0.014 с.)