Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнография как наука. Предмет, объект, задачи исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Слово «этнография» происходит от «этнос» - племя, народ и «граф» - описание. Этнография - это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. Этнография связана с другими науками, как с гуманитарными, так и с естественными. Объекты исследования: - народы, этносы; - историко-культурные общества в прошлом и настоящем. В этнографии предмет исследования - это комплексное изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира в прошлом и настоящем. В этнографии существуют различные направления исследований: - палеоэтнография - реконструкция культурно бытовых особенностей по археологическим материалам; - этногенез - изучение процесса формирования народов; - этническая история, демография; - картография - методика фиксации этнических и этнографических процессов в картах; - этническая экология – изучение процессов взаимодействия этноса с природной средой; - этносоциология; этнопсихология; физическая антропология...
Методы и источники исследования в этнологии Классификация источников: 1. По типам: - вещественные – любые реально существующие предметы (одежда, пища, утварь); - письменные – любые материалы, письменно зафиксированные (исследования и описания ученых, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты…); - изобразительные (картины, фотографии, наскальная живопись); - устные или мемораты (рассказы о жизни). 2. По видам: - фольклорные; - статистические; - материалы делопроизводства; - этнографические описания; - материалы исследования других наук (археологические, этнолингвистические…). 3. По методам: Метод – способ получения материала и его последующей обработки. Основным является метод полевых экспедиционных исследований. Метод сбора материала: - опрос, интервьюирования; - непосредственное наблюдение; - аудиофиксация и видеофиксация; - выборка и анализ статистических и архивных источников. Методы обработки: - описание; - историко-сравнительный; - историко-генетический; - историко-типологический; - структурно-типологический; - структурно-функциональный; - семиотический; - системный подход; - математико-статистический; - социологический (анкетирование); - картографирование.
Развитие этнографии как науки 1. Зачатки этнографических знаний формируются уже в античный период (9 век до н.э. – 2 век н. э.). Ученые: Геродот (5 в. до н.э.), Аристотель (4 в. до н.э.) – ввел термин «этнос». 2. 13-сер. 15 вв. – оживление интереса к культуре других народов из-за нашествия монгольских племен. Плано Карпени: путешествие в Среднюю и Центральную Азию для заключения дипломатических договоров. Марко Поло: путешествия в Центральную, Восточную и Южную Азию. 1. сер. 15 - сер. 17 вв. - Эпоха Великих Географических открытий. Плавание Христофора Колумба, Васко да Гама, колонизаторские походы Англии, Голландии и других стран; появляются сведения о Московском государстве; расширяются знания европейцев об окружающих народах. 4. конец 17-18 вв. - «Век Просвещения». В это время организовывалось много экспедиций; появляются сведения об индейцах, народах Австралии и Океании, народах Сибири и Дальнего Востока, появляется интерес к культуре европейского крестьянства. Начинает применяться историко-сравнительный метод исследования (сравнение народов), а также начинает разрабатываться схема всемирно-исторического развития народов мира, где отсталые народы являются первой ступеней. 5. 1 пол. 19 века - бурный рост интереса к культуре европейского крестьянства, рост патриотизма и романтизма. Зарождается мифологическая школа. ü Первое научное направление в этнографии - эволюционная школа (середина 19 века). Исследования проводились в Англии, Италии, США… Представители: Джеймс Фрэзер, Адольф Бастиан, Генрих Морган. Объект исследования эволюционистов: - человек или общество; - изучение семейно-брачных отношений; - изучение первобытных верований и их эволюции; - периодизация первобытного общества; - изучение эволюционного хозяйства… Основные идеи: единство человеческого рода; однолинейность развития от простого к сложному; источником эволюции являются постоянное действие различных сил (принципы естественного отбора, классовая борьба, столкновение противоречий, накопление знаний…). ü Параллельно с эволюц. школой стала развиваться диффузионистская школа. Центром стала Германия. Представители: Фридрих Ратцель, Лео Фробениус, Фриц Гребнер. Объект исследования: культура, как результат взаимодействия народов. Методы: картографирование, культурных кругов, полевых исследований. ü Начало 20 века - «Фрейдизм» или «психоаналитическая теория». Представители: Зигмунд Фрейд, Карл Густо Юнг, Рохейм. Методы: психоанализ для исследования некоторых явлений в человеческой культуре: тотемизма (вера в сверхъестественное родство человека с растением, животным), табу (система человеческих запретов), экзогамия (запрет браков внутри родственной группы), эндогамии (заключение браков внутри родственной группы). ü «Социологическая школа» (конец 19- начало 20 века). Центром являлась Франция. Объект исследования: общество. Исследовались вопросы происхождения религии, изучали коллективные представления, выявляли особенности первобытного мышления. Представители: Эмиль Дюркгейм (основатель), Марсель Мосс, Леви Брюль. ü «Структурный функционализм» (начало 20 века) Центром стала Англия. Представители: Бронислав Малиновский, Радклифф-Браун, Леви-Строс. Б. Малиновский разработал теорию потребностей, методику включенного наблюдения в полевых условиях, сравнительно-социологический метод, создание социальных институтов. Радклифф-Браун создал направление – социальная антропология. Он разрабатывал сравнительно социологический метод и изучал сеть социальных отношений. Леви-Строс – основатель направления структурализм. Он рассматривал и изучал материалы мифологии и фольклора. ü Американская школа исторической этнологии «Школа Боас» (кон. 19-нач. 20 вв.). Основатель- Франц Боас. В рамках этой школы исследовалась динамика культуры, взаимоотношения человека и культуры. Позднее стали развиваться Американская этнопсихологическая школа, а с сер. 20 в. – Американская культурная эволюционная школа, неофункционализм. 19 век - становление эволюции в России, как науки. В середине 19 века появляются профессиональные кадры, учреждаются академии наук. 1845 г. – создано императорское русское географическое общество, в котором были отделения географии, статистики и этнографии). Среди теоретических разработок следует отметить концепцию хозяйственно-культурных типов (Левин, Чебоксаров).
Этнос. Основные этнические процессы
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общность культуры, языка и психики, а также самосознанием и самоназванием. Основные признаки: - самосознание (отнесение себя к определенному народу); - самоназвание. Основной культурный символ – язык. Типы этноса (на основании качества и характера исторических связей): 1. Племя основано на мнимых или реальных кровнородственных связях. В процессе исторического развития племена объединили для усиления экономической, культурной, идеологической и территориальной связи. 2. Народность основана на территориальных связях.В последующем, с усилением культурных и экономических связей, ликвидируется раздробленность, характерная для народности. 3. Нации формируются в пределах одного государства. Для нее характерны общность экономики, территории, языка, культурной символики и идеологии. Выделяется определенная иерархия или структура этнических образований. Суперэтнос (славяне) Этнос (русские) Субэтнос (поморы) Этнофор Субэтнос – локальные группы. Этнофор – носитель этнических свойств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.149 (0.007 с.) |