Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этногенез. Этническая история. Этнические процессы

Поиск

Этногенез – процесс формирования этноса. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

В этногенезе выделяют три основных составляющих:

1. антропогенез (расогенез) – формирование расовых особенностей;

2. глотогенез - формирование языковых особенностей;

3. культурогенез – формирование культурных особенностей.

Этнические процессы - любые изменения того или иного компонента этноса. Если этнические процессы не изменяют этнос как систему в целом, то они носят название этноэволюционные, а если изменяют самосознание, то они называются этнотрансформационные. Они делятся на этнические объединения и разделения.

 

Расы. Расовая классификация народов мира

 

Расовая классификация основана на физических отличиях между людьми, которые исторически сложились в различных природно-климатических условиях.

Раса - исторически сложившаяся реальная группа людей, связанных единством происхождением, что выражается в комплексе наследственных, морфологических и физиологических признаков.

К морфологическим признакам относятся форма и строение волос, степень развития третичного волосяного покрова, пигментация кожи, волос и глаз, строение черепа и зубной системы. К физиологическим признакам относят: строение внутренних органов, группа крови др. Выделяются большие, малые, смешанные и переходные расы, и в рамках расы выделяются антропологические типы: европеоидный, монголоидный, негроидный, австралоидный.

1. Европиоидная:

- светлая кожа (с вариациями от очень светлой, главным образом в Северной Европе, до смуглой и даже коричневой);

- мягкие прямые или волнистые волосы;

- горизонтальный разрез глаз;

- умеренно или сильно развитым волосяным покровом на лице и груди у мужчин;

- заметно выступающий нос;

- прямой или несколько наклонной лоб.

2. Монголоидная (азиатско-американская):

- цвет кожи варьируется от смуглого до светлого (в основном у североазиатских групп);

- волосы темные, часто жесткие и прямые;

- небольшое выступание носа;

- косой разрез глаз;

- значительно развита складка верхнего века и есть складка прикрывающая внутренний угол глаза - эпикантус;

- слабый волосяной покров.

3. Экваториальная (негро-австралоидная):

- темная пигментация кожи, волос и глаз;

- курчавые или широко волнистые волосы;

- широкий, мало выступающий нос;

- выдается нижняя часть лица.

Каждая большая раса подразделяется на малые расы, или антропологические типы. Внутри европеоидной расы различают атланто-балтийскую, беломорско-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы.

Внутри монголоидной расы обычно выделяют дальневосточную, южноазиатскую, североазиатскую, арктическую и американскую малые расы, причем последняя иногда рассматривается и как отдельная большая раса.

 

Языковые семьи. Этнолингвистическая классификация народов мира

 

Лингвистическая классификация народов мира основана на принципе близости языков. Близкими считаются родственные языки.

Языковая семья – совокупность родственных языков.

Языки считаются родственными, если они образовались от одной языковой основы. В рамках одного языка могут выделяться диалекты и говоры.

Родство языков - наличие общих черт и регулярных соответствий на разных языковых уровнях у языков, происшедших от одного языка-основы.

 

Хозяйственно-культурная классификация народов мира

 

Хозяйственно-культурная классификация основана на этнографических критериях.

Хозяйственно-культурный тип - комплекс особенностей хозяйства и культуры, который сформировался у народов, находящихся на близком уровне социально-экономического развития и в сходных условиях природной среды.

Выделяется три группы хозяйственно-культурного типа:

1. Хозяйственно-культурный тип с преобладанием присваивающих отраслей хозяйства (охота, рыболовство и собирательство);

2. Хозяйственно-культурный тип мотыжных земледельцев и скотоводов;

3. Плужных (пашенных) земледельцев, использующих тяговую силу домашнего скота.

Историко-культурные области – территории, на которых в результате длительного взаимодействия народов образовались особенности материальной и духовной культуры.


 

Этнография Детства

этнология детства, междисциплинарная отрасль знания, занимающая пограничное положение между этнографией, социологией, психологией и педагогикой и занимающаяся сравнит, изучением тра-диц. способов воспитания детей и самого мира детства, включая дет. игры, фольклор и т. д.
В каждом обществе, на каждом этапе его развития существуют разные стили и методы воспитания, допускающие много-числ. этнич., культурно-групповые, регион., семейные и др. вариации. Даже эмоциональные отношения родителей к ребёнку нельзя рассматривать изолированно от др. аспектов истории, в частности от общего стиля общения и межличностных отношений, ценности, придаваемой индивидуальности, и т. п. Все эти явления тесно связаны с нац. особенностями и традиционно-бытовой культурой, составляющей объект изучения этнографии.
Этнография 19 - нач. 20 вв. включала эти предметы в общее описание нар. быта. С 20-х гг. 20 в. они стали предметом самостоят, исследований, в т. ч. в отеч. этнографии (см., напр., Виноградов Г. С., Дет. фольклор и быт, Иркутск, 1925; Капица О. И., Дет. фольклор, Л., 1928). В США в 30-^0-х гг. под влиянием неофрейдистской теории культуры и личности изучение способов социализации детей приобрело широкие масштабы. Хотя примитивный «пелёночный детерминизм», пытавшийся вывести тип личности взрослого человека и сам нац. характер из особенностей ухода за младенцем, оказался несостоятельным, исследования М. Мид, Дж. Уайтинга, К. Дюбуа и др. этнографов способствовали консолидации этой отрасли знания. Впоследствии исследователями разных стран были выполнены многочисл. работы, посвящённые воспитанию, развитию и поведению детей в раз л. культурах.
В совр. Э. д. существуют разл. метод, подходы к проблеме социализации ребёнка. Одни учёные изучают специфич. закономерности развития человека в данном обществе; их интересуют не особенности культуры сами по себе, а то, чем отличаются дети данного народа от детей, растущих в иной социально-культурной среде. Другие ищут ответ на вопрос, как именно дети усваивают культуру своего народа, каковы специфич. механизмы и процессы их приобщения к культуре. Если в первом случае сравниваются результаты социализации, то во втором - её средства и методы. Третья группа исследователей изучает взаимосвязь между воспитанием детей и нек-рыми аспектами социальной структуры общества: кто и как определяет соотношение целей и средств воспитания, как взаимодействуют друг с другом отд. институты социализации, как контролируются и корректируются её результаты и т. д. Ряд исследователей стремится проследить взаимосвязь между типичным для данного общества стилем воспитания и социальным характером, личностными особенностями взрослого человека.
Разнообразна и методология таких исследований. Шире всего распространены детальные монографич. описания способов социализации у какого-то определённого народа, этноса в связи с особенностями его образа жизни и культуры. Существуют массовые статистич. исследования, основанные на обобщении вторичных, т.е. собранных ранее др. учёными, этнографич. данных по многим народам. Напр., группа амер. этнографов под руководством Г. Барри закодировала и систематизировала имеющуюся в «Этнографическом атласе» Д. Мердока информацию о социализации детей в 186 обществах, включая различия в воспитании мальчиков и девочек, половозрастные особенности поведения детей, способы ухода за младенцами, нормативные требования, предъявляемые к детям разного возраста и пола, специфич. функции агентов социализации (родителей, др. взрослых, братьев и сестёр и т. д.), способы поощрения и наказания и т. п. Распространены также исследования, к-рые опираются прежде всего на собственные наблюдения, причём не случайные, а закодированные строго определённым образом и подвергнутые в дальнейшем статистич. обработке. Имеются работы комплексного типа, дающие описание и качественный анализ положения и воспитания детей у группы народов на основе всех доступных этнографич. источников и лит-ры. Таков, напр., коллективный труд «Этнография детства», выполненный в Ин-те этнологии РАН, посвящённый традиц. формам социализации детей и подростков у ряда народов Азии, Австралии и Океании.
Изучение мира детства не сводится к закономерностям процесса социализации, где ребёнок рассматривается гл. обр. как объект заботы и воздействия со стороны взрослых. Один из важнейших принципов совр. человекознания - принцип субъектности формирующейся личности, к-рая не может быть сведена к простой совокупности биол. задатков и социальных условий. При всей зависимости от взрослых мир детства обладает известной социальной и психол. автономией, и эта своеобразная дет. культура, точнее - субкультура, должна быть понята изнутри, а не просто объяснена функционально как подготовка к будущей взрослой жизни. В изучении этого явления Э. д. тесно связана с психологией и педагогикой, в частности в исследовании трёх осн. междисциплинарных проблем, наиб, явно раскрывающих особенности мира детства.
Прежде всего это детский фольклор и вообще худож. творчество. В совр. индустриальных обществах дети дошкольного возраста - единств, социально-возрастная группа, выражающая себя исключительно через устное творчество и рисунок. Однако изучение дет. фольклора - очень сложная психолого-эсте-тич. задача. С одной стороны, в нём есть свои универсальные половозрастные архетипы, повторяющиеся сюжеты и т. д.; с другой - налицо важные этнокультурные и ист. различия и изменения. Напр., мн. специалисты отмечают в последние годы появление уже у мл. гор. подростков своеобразного «чёрного юмора» (анекдоты, особый песенный фольклор), но объяснения его разрозненны и не исчерпывающи. Чтобы понять природу и тенденции развития дет. творчества, нужны систематич. сравнительные межкультурные исследования.
Не меньше проблем ставит изучение дет. игры. То, что дет. игры, особенно ролевые, имеют важный социокультурный смысл, известно давно. Большей частью эта проблема сводится к уяснению непосредственно-предметного содержания, проигрывания и усвоения ребёнком взрослых социальных ролей, ознакомления с миром профессий и т. д. Но этот вопрос имеет гораздо более глубокие измерения: как формируются в игре общие навыки социального поведения, специфич. системы ценностей, ориентации на групповое или индивидуальное действие, соревновательность или кооперацию и т. д. Межкультурные сопоставления с учётом ист. особенностей народной педагогики могут существенно обогатить работу психологов и педагогов.
Важной выступает и проблема дет. общения. Психол.-пед. исследования показывают, что контакты между детьми уже в самом раннем возрасте резко отличаются от общения тех же детей со взрослыми и выполняют иные психол. функции. Сравнительно-этнографич. данные позволяют выявить характер и специфику взаимоотношений сверстников, особенности формирования детской и подростковой субкультуры.
Этнография ценна для педагогики не только своими результатами, но и методами. В частности, в ней лучше всего отработана методика включённого наблюдения. Этнографич. методы незаменимы при изучении элементов дет. субкультуры (специфич. подростковый юмор, слэнг, система выразительных движений и т. п.).
Э. д. имеет большое прикладное значение, помогая адаптировать совр. методы воспитания и обучения к специфич. особенностям традиц. культуры народов, а также сохранять и использовать ценные методы нар. педагогики.

 


 

§ 1.1. Становление этнологии как науки 3-08-2010, 14:46 |

Предыстория этнологии. История любой области научного знания с большей пли меньшем! очевидностью свидетельствует, что ее возникновение всегда диктовалось практическими потребностями. Становление этнологии как самостоятельной науки в этом отношении не является исключением. Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей истории человечества (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях о культуре, традициях и обычаях не только «своего» народа, но и жителей соседних стран. Такие знания позволяли легче ориентироваться в окружающем мире, надежней и уверенней чувствовать себя в нем. Этнографические сведения о близких и дальних народах мы находим в мифах, сказках, легендах, в дошедших до наших дней надписях, графических изображениях и других письменных памятниках Месопотамии, Египта, Персии и других древних государств.
К эпохе античности такого рода сведений было накоплено довольно много, они были точны и обстоятельны. Поэтому уже в Древней Греции и Риме были предприняты попытки привести их в систему. Они и стали основой для первых этнографических описаний. Их характерной чертой был этноцентризм, т.е. деление народов по уровню их культурного развития на цивилизованные и дикие, причем эталоном служила собственная культура.
Демографические, экологические и социальные изменения раннего Средневековья привели к тому, что в Западной Европе падает интерес к этнографическим знаниям. Ведущими центрами их накопления и хранения становятся Византия, Китай и Арабский Восток.
Возрождение интереса к знаниям о других народах и странах в Западной Европе было обязано католической церкви и государственной колониальной политике. Крестовые походы, путешествия миссионеров и купцов, Великие географические открытия позволили европейцам собрать обширные сведения о народах Африки. Америки, Юго-Восточной Азии, а позднее Океании и Австралии.
С эпохи Просвещения (XVIII в.) начинается непосредственная предыстория этнологии как особой науки о народах. В это время господствовала теория географического детерминизма, в соответствии с которой человек, пароды и культуры рассматривались как продукты окружающей природной среды. Широкое распространение получила также идея «благородного дикаря», живущего по законам природы. Благодаря эволюции он превратился в современного цивилизованного человека, живущего по законам социума. Обширный этнографический материал стал, таким образом, основой для построения теории поступательного развития отдельных народов и п\ культур.
Возникновение самостоятельной науки о народах произошло в середине XIX в. и было связано с назревшей необходимостью теоретического объяснения различий в культурном развитии народов, понимания механизмов формирования и особенностей этнической психологии, выяснения причин расовых различий, установления взаимосвязи этнических особенностей и общественного устройства, определения причин расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. В ответ на эти проблемы и начали появляться теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах, названную этнологией.
Сам термин «этнология» взят из греческого языка и состоит из двух слов - etnas (народ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки называли этносом другие народы (негреков), отличавшиеся от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п. В этом значении оно вошло в римскую культуру и латинский язык. В связи с его латинизацией появляется прилагательное «этнический» (ethnicos), которое используется в библейских текстах в смысле «языческий, нехристианский».
Вплоть до XIX в. понятие «этнология» употреблялось лишь спорадически - при описании различного рода этнографических процессов, но не как обозначение особой пауки. Использовать его в качестве наименования зародившейся науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, разработавший в 1830 г. общую классификацию «антропологических» (т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию.
Это название довольно быстро получило широкое распространение в крупнейших европейских странах, а с середины XIX в. вошло и в русский язык.
Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии. Однако «это событие сразу же было ознаменовано началом острых научно-теоретических споров между различными направлениями и школами о предмете, целях и месте данной науки, в определенной мере не прекратившихся и сегодня. Одним из самых продолжительных и дискуссионных стал вопрос о содержании и смысле самого названия науки. В результате многолетних обсуждений сложилась довольно разнообразная и пестрая картина значений и интерпретаций понятия «этнология».
Середина XIX в. оказалась весьма благоприятной для быстрого развития этнологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс был стимулирован глобальной территориальной экспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, совсем непохожими па их собственные. Колониальная политика требовала самых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, и поэтому новая наука пользовалась поддержкой государства.
Первоначально она развивалась как наука об «отсталых», т.е. не создавших собственной государственности народах. Но в первые десятилетия XX в. появились представления об «этносах» как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня социально- экономического развития. Этот методологический подход доминирует в этнологической науке и в настоящее время. В то же время, в соответствии с политическими и экономическими интересами в Англии, Германии, Франции, Австрии, США, становление этнологии в каждой из этих стран имело свои особенности.
Развитие этнологии в Германии. Самые глубокие традиции наука о народах имеет в Германии, где еще в 1789 г. сформировалось научнос направление Vcilkei kunde, ставившее своей целью изучение внеевропейских народов и культур. В 1880-Х гг. для общего названия описаний всех других народов, сделанных немецкими путешественниками и учеными, был введен термин «этнология». Примерно с середины XIX в. понятия "Volkerkundc* и «этнология» стали рассматриваться (и рассматриваются в настоящее время) как синонимы. Оба они обозначали МоНОграфИческую И сравнительную науку О человеческих культурах.
Вместе с тем в немецкой науке о народах сложилось еще одно направление, получившее название «V61k.skitnde» (народоведение), изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их культуры. Данное направление также сохраняется и сегодня в немецкой науке.
Развитие этнологии в Великобритании. В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии. Появление антропологии как биологической науки о природе человека ученые связывают с выходом в свет в 1596 г. книги О. Гасманна с аналогичным названием. В XVIII в. благодаря колонизации, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам она переживает бурное развитие. В начале XIX в. в ведущих европейских странах возникают антропологические общества, целью которых было изучение останков первобытных людей. И уже в середине столетия, на основе исследований черепов и скелетов неандертальцев, была поставки,i идача реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе- антропологии появилось повое научное направление, получившее название социальной антропологии. В научный оборот его ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. В 1906 г. он определил этим термином свое направление этнологических исследований, подчеркнув таким образом отличие от изучавшейся культурной антропологии Эдуарда Тайлора. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило распространение и стало английским вариантом термина «этнология». В настоящее время представители английской социальной антропологии ориентируют свои научные интересы на изучение различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций.
Станов.1ение этнологии в США. В США этнология возникла позднее, чем в Европе. По причине этнического своеобразия страны и острой проблемы расовых отношений американская антропология изначально была сосредоточена на исследованиях в области физической антропологии, на расовых и культурных различиях. Это направление развития было задано основоположником американской этнологии Льюисом Генри Морганом — многогранным и талантливым ученым; Его исследования систем родства в примитивных культурах, классификация типов семейно-брачных отношений, периодизация человеческой истории на целые десятилетия предопределили тематику исследований американских этнологов. Однако в середине 1950-х гг. благодаря Францу Боасу научные ориентиры этнологии США существенно сужаются, ограничиваясь проблемами культурных особенностей народов. Это направление, названное Боасом «культурной антропологией», позднее стало включать любые этнокультурные исследования и тем самым превратилось в американский синоним поначале нятия «этнология».
Развитие этнологии во Франции. Во Франции в связи с активной политикой колонизации руководители государства постоянно испытывали потребность в обстоятельно!! и подробной информации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимых народов. Поэтому наука о народах там была названа этнографией (от греческого euros — парод и graphicn — описание). И это название сохранялось до конца XIX в., когда была осознана научная неполноценность этнографических материалов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Дополнение этнографических описаний историческими и теоретическими материалами позволило этнографии в начале \Х в. трансформироваться в этнологию, которая и в настоящее время сохраняет это название.
Развитие этнологии в России. Интерес к этническим проблемам появился в России во второй половине XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли своего отечества среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и т.п. Но теоретическое осмысление этих проблем в русской культуре связано со славянофильством — одним из направлений русской общественной мысли 1840—1850-х гг. Исходя из идеи мессианской роли России в мире, славянофилы считали своим долгом развивать национальное самосознание русского народа, сохранять его национальную самобытность. Как самостоятельная наука этнология в России сложилась в то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX в. Началом русской этнологии принято считать учреждение в 1845 г. Русского географического общества. В том же году председатель отделения этнографин К.М. Бэр выступил с программным докладом «Об этнографических исследованиях вообще, и в России в особенности». Согласно его представлениям, основная работа отделения этнографии должна ориентироваться на всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведении о пародах Сибири. Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа. Для этого в Географическом обществе было создано этнографическое отделение, перед которым была поставлена задача исследован» «умственные способности русского народа», его способы жизни, нравы, религии, предрассудки, языки, сказки и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой проводились все этнографические исследования.
Идеи К.М. Бэра развил, конкретизировал и активно реализовал сменивший его на посту председателя отделения Н.П. Надеждпн. Он был идейным руководителем группы молодых ученых, которые ставили своей tie лью этнографическое изучение русского народа. На одном из заседаний Географического общества в 1846 г. Надеждпн выступил с npoi раммой «Об этнографическом изучении народности русской», предполагавшей описание 1) быта вещественного. 2) быта житейского, 3) быта нравственного, 4) языка. Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры и среди них «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных и Нравственных способностей, семейных отношений и особенностей воспитания детей.
Особое место в истории русской науки о народах занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая. Он стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями. Исследование папуасов Новой Гвинеи и других народов Океании, их материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений позволили ученому обоснованно отвергнуть расистские теории. И хотя в его трудах не исследуются собственно теоретические проблемы этиологии, они тем не менее содержат богатые наблюдения и материалы для таких обобщений.
На рубеже XIX—XX вв. значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета. В своей книге -Введение в этническую психологию» Шиет предлагает исследовать национальную психологию через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. В соответствии с этим ключом к пониманию психологии народа служат его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание коллективного духа нации.
«Дух народов», по мнению Шпета, символизирует смысл и идею «народа», которые раскрываются в типологических изображениях его состава и изменений во времени. «Дух» в этом смысле есть собрание характерных черт «поведения» народа. Вместе с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный характер. Этот субъективный характер следует понимать как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения.
В советский период отечественная этнология особое внимание уделяла межнациональным отношениям. Как правило, они изучались на основе статистических данных о повседневном поведении и конкретных поступках людей. Так, дружба народов оценивалась по числу представителе!"! различных национальностей на крупных общесоюзных стройках ИЛИ по количеству межнациональных браков. В целом исследования этнических проблем этого периода носили политически заказной характер и не раскрывали всех процессов этнического развития. Вне поле зрения учёных оставались такие кардинальные проблемы, как этническая идентичность, этническое сознание, межэтнические конфликты и т.д. Однако плеядой ученых того времени (В.Г. Богораз, П.Ф. Преображенский, СП. Толстое, Б.А. Куфтин, СИ. Руденко. Н.Н. Чебоксаров, СА. Токарев, Ю.'В. Бром-лей п др.) созданы теории хозяйственно-культурных типов и неторнко-этнографпчеекпх областей, проведены разносторонние исследования в области региональной этнологии.
Наконец, на рубеже 1970—1980-х гг. заметным явлением в отечественной этнологии стала концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, объясняющая механизм появления и развития этносов.
В настоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.
Этнология сегодня. Конечно, современная этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлыми временами. В сферу ее профессионального интереса теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. На пересечении этнологии с другими науками возникло много смежных дисциплин: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей разнообразные знания о человеке и его культуре.
Как и прежде, этнология сохраняет связь с реальными общественными процессами, что является прямым свидетельством важности этой науки в наши дни. Даже поверхностный анализ основных исторических событий XX в. позволяет сделать вывод о возрастании роли этнического фактора в культурно-историческом процессе. Этнические процессы служат основой национальных движений в политике. Недавно минувшее столетие по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно убыстряющиеся темпы культурно-исторического развития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально-освободительиые движения. Конкретные результаты этих процессов воплотились в приобретении государственной самостоятельности Норвегией и Ирландией, Польшей, Финляндией! Прибалтийскими республиками, в возникновении национальных государств в Центральной Европе и на Балканах после развала Австро-Венгерской империи и султанской Турции. Распад колониальной системы после Второй мировой войны привел к образованию целого ряда независимых государств в Юго-Восточной Азии, Индокитае, Африке. Наконец, центробежные тенденции 1990-х гг., завершившиеся созданием национальных государств вместо бывшего СССР, а также трения и конфликты на этнической почве и с этнически-политическим оттенком, которые на протяжении десятилетий то затухают, то обостряются в самых, казалось бы, благополучных регионах и странах мира — противоречия между фламандцами и валлонами в Бельгии, между франко- и англоязычными жителями Канады, — убедительно подтверждают, что этнический фактор сегодня чрезвычайно актуален.
Этот всплеск этничности требует от этнологии ответа на вопрос о его причинах, построения теоретической модели этнических процессов. И если в первой половине столетия исследования носи-, ли в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах, то со второй половины ситуация коренным образом меняется. Современная историческая обстановка диктует этнологии необходимость изучать не только традиционные, но и модернизированные, в своем большинстве полиэтнические общества. Решение этнических проблем становится залогом выживания человечества. К тому же рекомендации и знания этнологов эффективно используются в самых разных сферах общественной жизни — в политике, экономике, социальной области, они необходимы в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д. Соответственно, и сама этнологическая наука стала лучше финансироваться, что способствует активизации полевых, теоретических и методологических исследований.


Развитие Этнография в дореволюционной России и в СССР. Этнографические сведения о народах Восточной и Западной Европы, об их языках и обычаях содержались в древнерусских летописях, «Слове о полку Игореве» и других памятниках. «Хождения» русских паломников в Палестину (игумен Даниил и др.) знакомили со странами Ближнего Востока. Во 2-й половине 15 в. Афанасий Никитин побывал в Индии и оставил описание обычаев этой страны («Хожение за три моря»).

Возникновение многонационального Русского государства в 15—16 вв. привело к расширению этнографических знаний. В 17 в. русские землепроходцы, служилые люди, а за ними крестьяне проникли в Сибирь до крайнего С.-В. Азии; сибирские летописи и другие источники содержат сведения о сибирских народах. Особенно важны труды С. У. Ремезова, составившего первый сибирский атлас («Чертежная книга Сибири»), где на картах нанесены названия народов, и «Описание о сибирских народах...» (сохранилось в отрывках). В 1675 глава русского посольства в Китай Спафарий составил обстоятельное описание этой страны.

К началу 18 в. относится одна из первых в мире специальных этнографических работ — книга Г. И. Новицкого о хантах («Краткое описание о народе остяцком...»). В 18 в. было организовано несколько больших научных экспедиций, в том числе Великая Северная экспедиция 1733—43, в задачи которой входило изучение народов Сибири. Программа собирания сведений о сибирских народах была основана на анкете, составленной В. Н. Татищевым, который первым предложил группировать народы по родству языка (этот принцип лежит в основе и современной классификации). Г. Ф. Миллер — глава сухопутного отряда экспедиции — написал труд «История Сибири»; участник экспедиции С. П. Крашенинников оставил ценное «Описание земли Камчатки» (1775). Многочисленные материалы по Этнография России дали Академические экспедиции 1768—74: среди трудов их участников — «Дневные записки» И. И. Лепехина, описание остяков и самоедов В. Ф. Зуева, историко-этнографические сведения о монгольских народах П. С. Палласа. Накопленные данные позволили И. И. Георги подготовить 4-томный сводный труд «Описание всех в Российском государстве обитающих народов...» (1776—80). В конце 18 в. усилился интерес к Этнография русских; появились первые публикации русского фольклора (М. Д. Чулков, М. В. Попов и др.).

В начале 19 в. крупным событием в истории русской Этнография стали кругосветные плавания (И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский и др.), во время которых были исследованы архипелаги Тихого океана и быт их аборигенов. Дальнейшее расширение этнографического кругозора связано с экспедицией в Бразилию (Г. Лангсдорф), с исследованиями Иакинфа Бичурина в Китае, И. Вениаминова, Ф. П. Врангеля и др. на Алеутских островах и Аляске. В России по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири М. М. Сперанского собирались сведения о народных обычаях (1819—21).

Уже в первые десятилетия 19 в. наметилось размежевание двух главных направлений в изучении быта (особенно русского): прогрессивного и просветительского (Ф. Н. Глинка, Н. А. Бестужев), выступавшего за улучшение народного быта, и реакционного, идеализировавшего патриархальный быт, православие (И. М. Снегирев, И. П. Сахаров, А. В. Терещенко, ими был собран большой этнографический материал).

К 40-м гг. 19 в., благодаря накопленным данным, назрела потребность в оформлении Этнография как самостоятельной науки; в журналах появился термин «Этнография». В 1845 по почину передовых русских интеллигентов было основано Русское географическое общество (РГО) и при нем — Отделение Этнография (руководитель К. М. Бэр, затем Н. И. Надеждин). Русская Этнография стала развиваться в системе географических наук. Отделение разослало по всем губерниям программы по этнографическому описанию местностей, деревень, уездов. На основе полученных рукописей (около 2 тыс.) стал публиковаться «Этнографический сборник» (1853—64), позже — «Записки РГО по Отделению Этнография».

В 1840—60-х гг. были организованы экспедиции (РГО, Академии наук и др.) и поездки отдельных ученых по разным областям страны: М. А. Кастрен собрал материал по Этнография и языкам народов Севера и Сибири; А. Ф. Миддендорф исследовал Восточную Сибирь. Участники «Литературной экспедиции» (1856)— писатели и этнографы (А. Ф. Писемский, А. Н. Островский, С. В. Максимов) — публиковали материалы поездок по Европейской России. В. В. Радлов изучал (1860—70) тюркские народы Южной Сибири и Средней Азии.

Продуктивной была деятельность собирателей русского фольклора — В. И. Даля, П. В. Киреевского, П. Н. Рыбникова, А. Ф. Гильфердинга, А. Н. Афанасьева и др. Материалы по крестьянскому быту собирали П. С. Ефименко, П. И. Якушкин, И. Г. Пыжов и др.

С середины 19 в. началась разработка теоретических основ Этнография Представители либерально-буржуазного направления (Надеждин, К. Д. Кавелин) ограничивали задачи Этнография историко-познавательными целями; Кавелин сравнивал народные верования с геологическими пластами. Революционеры демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов) видели в Этнография средство познания современной жизни народа. Н. Г. Чернышевский



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.46.90 (0.021 с.)