Мотивация - система мотивов, которая определяет конкретные формы поведения, деятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация - система мотивов, которая определяет конкретные формы поведения, деятельности человека



Раскрытие причин поведения, действий и поступков человека предполагает анализ совокупности мотивов, которыми обусловлено конкретное поведение Понять ребенка значительно проще, чем взрослого человека, поскольку мотивы ее сделаю нкив заметны в усьому.

На разных возрастных этапах мотивация определяется ведущими видами деятельности и социальной ситуацией развития

В дошкольном возрасте, ребенок знает и умеет многое, но показателем сформированности личности является ее внутренняя структура, которую образуют мотивы поведения, под влиянием которых она действует, воля и чувства

Наибольшее влияние на поведение детей дошкольного возраста имеют типичные для них мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, стремлением действовать, как они Желание быть похожим на взрослого руководит малышом и в ролевой игре Его часто используют в воспитании ребенка: \"Ты же большой, а большие одеваются сами\", \"Мужчины не плачутовіки не плачуть".

В поведении детей постоянно обнаруживаются игровые мотивы \"связаны с интересом к процессу игры, которые переплетаются со стремлением действовать, как взрослые Также эти мотивы окрашивают поведение ребенка, создают не еповторну специфику дошкольного детства Иногда они порождают недоразумения, когда ребенок выдает желаемое за действительное: \"Мы с папой катались на лодке, перевернулся\" Высказывания о том, чего не было, не дают оснований считать мальчика лжецом, ведь он создает воображаемую ситуацию, в которой из игры фантазия переместилась в рассказ Любое дело ребенок может превратить в игру: иногда кажется, что она с айнята серьезным делом, а на самом деле - играет, создав для себя вымышленную ситуацию Например, во время психологического исследования детям предлагали из изображений четырех предметов (человек, лев, кон ь виз) отобрать \"лишний\" Дети назвали лишним льва, пояснив: \"Дядя запряжет коня в телегу и поедет, а для чего ему лев? Лев может съесть и его, и лошадь, поэтому его нужно отправить в зоопаркому його потрібно відправити в зоопарк".

Важное значение в поведении дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми Каждый ребенок нуждается доброжелательного отношения окружения Своими действиями она пытается заслужить их одобрение Стремление к положительных взаимоотношений со взрослыми заставляет ребенка учитывать их мнения и оцен нки, выполнять установленные ими правила поведенияки.

С повзрослением все большее значение приобретает для детей отношение к ним сверстников Например, 3-летний ребенок, пришедший в дошкольное учреждение, первые месяцы будто не замечает других детей, не учитывает а их в своем поведении (может забрать стульчик у соседа, если захочет сесть).

Однако с развитием совместной деятельности, формированием детского коллектива получения положительной оценки, симпатии сверстников становятся действенным мотивом поведения дошкольника Особенно стараются они получить сим мпатию авторитетных в группе сверстников или тех, кто нравится им лично Для воспитателя важно, чтобы ребенок получала признание сверстников своими личностными качествами, стараниями и результатами в игровой, продуктивной деятельности, а не спекулятивным дорожноом.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения Они проявляются в желании выделиться среди других, добиться того, чтобы ее уважали и слушались, обращали на нее внимание, выполняли вали ее просьбы, выражает стремление детей выполнять главные роли в играх Стремление к самоутверждению 3-5-летних детей свидетельствуют приписывание ими себе положительных качеств, без особых переживает нь соответствия их действительности, преувеличение своей смелости, силы и т.п. Например, на вопрос, силен ли он, малыш, не задумываясь, отвечает, что может поднять большой каминінь.

При определенных условиях стремление к самоутверждению может вызвать и негативные проявления (капризы, упрямство) Капризы вроде проявлений негативизма детей в период кризиса 3-х лет, в основном является насл следствий неправильного отношения к ребенку, закрепление негативных форм взаимоотношений с ней Прибегая к нему, ребенок пытается обратить на себя внимание, доказать что-то взрослым Такими обычно становятся безинициа ные дети, которые не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении с сверстникамами.

протяжении дошкольного детства мотивы поведения ребенка существенно изменяются Младший дошкольник, как ребенок раннего возраста, в основном действует под влиянием ситуативных чувств и желаний, не осознавая тог го, что заставляет его к определенным поступкам Более осознанной является деятельность старшего дошкольника, проявляющееся в его способности объяснить, почему поступил так, а не иначеше.

Один и тот же поступок детей разного возраста имеет разные причины: 3-летний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они совпадают и клюют, а 6-летний - чтобы помочь маме по хозяйству

О развитии мотивов поведения ребенка свидетельствуют:

1) превращение эпизодических, разрозненных (иногда противоречивых) побуждений на систему относительно последовательных мотивов Например, 6-7-летние дети, для которых имеет значение общественное мнение, всегда считаться в своих поступках интересы, оценки товарищей Об этом заботиться даже дети, которые находятся в группе в роли лидеров Последовательность и системность мотивов дошкольника имеет еще относительный и неустойчивый характер поэтому его поведение нередко бывает неожиданным для воспитателя, подчиняется эмоционально сильном побуждению (оскорбление, большое желание), следствием чего является нарушение хорошо известных ему правилил;

2) четкий проявление побудительной силы различных мотивов Например, задания игрового характера (найти скрытый флажок) имеет наибольшую побудительную силу для младших дошкольников; трудовое задание (сделать куклы для спектакля) - для 5-6-летних детей; интеллектуальные задачи (составление флажка из мозаики) - для старших дошкольниковв.

С осознанием себя и своего места в мире взрослых типа мотивов поведения дошкольника меняются качественно: появляются другие причины, ситуативные желания перемещаются на задний план

Направленность личности [1] — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир,общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности.

Качества направленности

· Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).

· Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

· Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.

· Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.

· Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.02 с.)