Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психосексуальное развитие и половая социализация в период дошкольного детства.

Поиск

Психосексуальное развитие (англ. Psychosexual development) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентации.

 

Проблема генезиса полоролевой социализации рассматривается разными авторами. Так Т.А.Репина выделяет три этапа в процессе половой социализации.

1-й этап - осуществление половой идентификации. Научаясь различать мужчину и женщину, девочку и мальчика и знать, какого рода поведение характеризует каждого из них, ребенок причисляет себя к мужскому или женскому полу, к мальчикам или девочкам.

2-й этап -формирование половых предпочтений в различных сферах деятельности и жизни. Этот этап тесно связан с первым, так как для того, чтобы возникли полоролевые предпочтения, ребенок должен знать, в чем заключаются различия в поведении людей разного пола.

3-й этап - овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами и формирование некоторых психических половых особенностей.

Автор отмечает, что второй и третий этапы могут сосуществовать вместе.

 

В возрасте от трех до пяти-шести лет осуществляется половая идентификация ребенка с родителями своего пола(B.C.Мухина, Л.Ф.Обухова, А.И.Захаров, Т.А.Репина), которая в пять-шесть лет приобретает характер ролевой идентификации (А.И.Захаров, 56). Идентификация с ролью рассматривается как способность ребенка, представляя себя на месте родителя или другого значимого человека своего пола, воспроизводить его образ действий. Мотивационный механизм ролевой идентификации с родителями того же пола, по мнению Л.В.Коломийченко, О.В.Прозументик, заключается в потребности исполнения полотипизированной роли в общении со сверстниками, то есть в стремлении соответствовать образцам адекватному полу поведения с тем, чтобы быть принятым среди сверстников и чувствовать себя компетентным и уверенным в их среде. В этих условиях родители выступают как необходимая и доступная модель идентификации.

Необратимость половой принадлежности теперь уже осознается ребенком, что, вероятно, стимулирует процесс дифференциации интересов, деятельности и формирования полоролевых установок. Половая дифференциация способствует возникновению двух подструктур в группе детского сада - группы девочек и группы мальчиков. В группе сверстников своего пола ребенок получает возможность осознать полоролевые различия и апробировать освоенную половую роль в среде себе равных людей.

Ребенок уже более активно и настойчиво интересуется проблемой деторождения, размышляет и стремится получить ответы на вопросы: откуда берутся дети, как они попадают к маме в живот, как оттуда выходят, какую роль в процессе деторождения играет папа. Источниками информации являются родители и сверстники.

К концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью (идентичностью),которая выражается единством сознания и переживания себя как носителя половой роли и проявляется в характерных для людей того или иного пола способах поведения, у него формируется системная половая идентичность (B.C.Каган).В основе полоролевой идентичности, согласно В.Е. Кагану, лежит «адаптационный образ Я» как представителя определенного пола. «Адаптационный образ Я» преимущественно складывается под влиянием бытующих в обществе стереотипов мужественности-женственности. Содержание освоенной половой роли в большей мере является отражением той полоролевой парадигмы, которая существует в обществе в виде незыблемых ценностей, норм и стандартов мужского и женского поведения (Т.А.Репина, В.А.Абраменкова, Л.В.Коломийченко, О.В.Прозументик, Н.Ю.Юдина). Старшие дошкольники склонны выделять, прежде всего, то, что разделяет эти роли, а не то, что их сближает.

В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности,и это совпадает с бурным усилением половой дифференциации интересов, деятельности и установок(И.С.Кон). У мальчиков и девочек проявляются разные интересы и стили поведения, они по собственной инициативе выбирают разные игры и игровых партнеров. Определяя содержание половых ролей, дети указывают на различия по физическим данным («мальчики сильные», «девочки слабые и красивые») и особенностям игры («любят строить гаражи, мосты, пороги и играть в машинки»), описывают полоспецифическое поведение («мальчики дерутся») и межполовые отношения («мальчики защищают девочек»). У детей начинают проявляться и элементы полового субъективизма: девочка скорее скажет, что мальчики хулиганят, а мальчик - что они защищают девочек.

Конец шестого - начало седьмого года жизни сопровождаются усилением консолидации и характеризуется половой сегрегацией(упрочением полоролевых границ в общении со сверстниками своего пола, нежелательностью выхода за границы своей группы). Однополые компании способствуют осознанию и кристаллизации половых различий (И.С.Кон). Отдаление девочек и мальчиков друг от друга вызывает особую привлекательность и непреодолимое притяжение полов (В.А.Петровский, О.В. Прозументик). По данным психофизиологических исследований в этот возрастной период наблюдаются гормональные изменения, в частности, возникают катехоламиновые всплески (Д.В.Колесов). Вероятно, они оказывают стимулирующее влияние на возникновение первых межполовых симпатий, первой детской влюбленности, подталкивают к избирательному взаимодействию мальчиков и девочек, что способствуют приобретению первого опыта межполового общения и полотипичного поведения. У детей продолжают развиваться полоролевые ценностные ориентации, которые выполняют оценочно-ориентировочную и регуляторную функции в ситуациях, требующих проявления полоролевых диспозиций (Т.А.Репина, В.А.Петровский, О.В.Прозументик).

Конец седьмого - начало восьмого года жизнихарактеризуется уточнением, обогащением и индивидуализацией полоролевых представлений, мотивов, предпочтений и поведения ребенка, входящего в этап персональной идентичности(B.E.Каган) или полоролевой индивидуализации(В.А.Петровский, О.В.Прозументик). Дети стремятся к занятию новой социальной позиции в обществе - «позиции школьника». Содержание роли школьника(цы) унифицировано и не требует от ребенка проявления маскулинных и фемининных качеств ни в ситуациях взаимодействия с воспитывающими взрослыми, ни в ситуациях общения со сверстниками. Временно (до предпубертата) наступает половое затишье.

Процесс полоролевой социализации имеет свои анатомические, нейрофизиологические, психологические основания. Исследования отечественных ученых (Э.К.Андрюлис, Е.Н.Вавилова, Б.Т.Данован, и др.) показывают, что при рождении у девочек по сравнению с мальчиками, как правило, меньше вес, рост, сердце, легкие, меньше удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем физическом и психическом развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить, говорить. У девочек большая сопротивляемость к заболеваниям (у мальчиков большая смертность от сердечных болезней, больше случаев умственной задержки, заикания, неврозов, такая болезнь, как гемофилия, встречается только у мальчиков).

В психофизиологических исследованиях профессора Т.П.Хризман было показано, что у девочек и мальчиков - дошкольников - разная структура мозга и их эмоции имеют разную генетическую основу. Т.П.Хризман доказала, что у девочек выше, чем у мальчиков, эмоциональная восприимчивость. Эмоциональная сфера девочек характеризуется тем, что они чаще и ярче проявляют эмпатию - сочувствие к окружающим людям. Вместе с тем у девочек и большая сопротивляемость к стрессовым ситуациям, большая гибкость при адаптации в новых условиях. У мальчиков в два раза чаще бывают неврозы, что подтверждает психотерапевт А.И.Захаров.

Различия проявляются и в их физических возможностях: мальчики быстрее бегают, дальше прыгают с места, имеют лучшие показатели в метании на дальность, у них больше, чем у девочек, сила рук и становая сила. У девочек более высокие показатели по равновесию и гибкости, лучше развита мелкая моторика. В свою очередь, мальчики уступают девочкам в тонкости обоняния и тактильной чувствительности.

Кроме вышеперечисленных различий, у дошкольников разного пола проявляется много и психических особенностей. Исследование Л.В.Поповой, эксперименты Т.А.Репиной и ее учеников свидетельствуют, что уже в три года у детей, воспитывающихся в детском саду, имеются предпочтения к поло-типичным игровым объектам, и в большей степени они выражены у девочек. Это также находит отражение в сюжетах игр детей и предпочитаемом содержании рисунков.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.007 с.)