Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психосексуальное развитие и половая социализация в период дошкольного детства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психосексуальное развитие (англ. Psychosexual development) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентации.
Проблема генезиса полоролевой социализации рассматривается разными авторами. Так Т.А.Репина выделяет три этапа в процессе половой социализации. 1-й этап - осуществление половой идентификации. Научаясь различать мужчину и женщину, девочку и мальчика и знать, какого рода поведение характеризует каждого из них, ребенок причисляет себя к мужскому или женскому полу, к мальчикам или девочкам. 2-й этап -формирование половых предпочтений в различных сферах деятельности и жизни. Этот этап тесно связан с первым, так как для того, чтобы возникли полоролевые предпочтения, ребенок должен знать, в чем заключаются различия в поведении людей разного пола. 3-й этап - овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами и формирование некоторых психических половых особенностей. Автор отмечает, что второй и третий этапы могут сосуществовать вместе.
В возрасте от трех до пяти-шести лет осуществляется половая идентификация ребенка с родителями своего пола(B.C.Мухина, Л.Ф.Обухова, А.И.Захаров, Т.А.Репина), которая в пять-шесть лет приобретает характер ролевой идентификации (А.И.Захаров, 56). Идентификация с ролью рассматривается как способность ребенка, представляя себя на месте родителя или другого значимого человека своего пола, воспроизводить его образ действий. Мотивационный механизм ролевой идентификации с родителями того же пола, по мнению Л.В.Коломийченко, О.В.Прозументик, заключается в потребности исполнения полотипизированной роли в общении со сверстниками, то есть в стремлении соответствовать образцам адекватному полу поведения с тем, чтобы быть принятым среди сверстников и чувствовать себя компетентным и уверенным в их среде. В этих условиях родители выступают как необходимая и доступная модель идентификации. Необратимость половой принадлежности теперь уже осознается ребенком, что, вероятно, стимулирует процесс дифференциации интересов, деятельности и формирования полоролевых установок. Половая дифференциация способствует возникновению двух подструктур в группе детского сада - группы девочек и группы мальчиков. В группе сверстников своего пола ребенок получает возможность осознать полоролевые различия и апробировать освоенную половую роль в среде себе равных людей. Ребенок уже более активно и настойчиво интересуется проблемой деторождения, размышляет и стремится получить ответы на вопросы: откуда берутся дети, как они попадают к маме в живот, как оттуда выходят, какую роль в процессе деторождения играет папа. Источниками информации являются родители и сверстники. К концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью (идентичностью),которая выражается единством сознания и переживания себя как носителя половой роли и проявляется в характерных для людей того или иного пола способах поведения, у него формируется системная половая идентичность (B.C.Каган).В основе полоролевой идентичности, согласно В.Е. Кагану, лежит «адаптационный образ Я» как представителя определенного пола. «Адаптационный образ Я» преимущественно складывается под влиянием бытующих в обществе стереотипов мужественности-женственности. Содержание освоенной половой роли в большей мере является отражением той полоролевой парадигмы, которая существует в обществе в виде незыблемых ценностей, норм и стандартов мужского и женского поведения (Т.А.Репина, В.А.Абраменкова, Л.В.Коломийченко, О.В.Прозументик, Н.Ю.Юдина). Старшие дошкольники склонны выделять, прежде всего, то, что разделяет эти роли, а не то, что их сближает. В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности,и это совпадает с бурным усилением половой дифференциации интересов, деятельности и установок(И.С.Кон). У мальчиков и девочек проявляются разные интересы и стили поведения, они по собственной инициативе выбирают разные игры и игровых партнеров. Определяя содержание половых ролей, дети указывают на различия по физическим данным («мальчики сильные», «девочки слабые и красивые») и особенностям игры («любят строить гаражи, мосты, пороги и играть в машинки»), описывают полоспецифическое поведение («мальчики дерутся») и межполовые отношения («мальчики защищают девочек»). У детей начинают проявляться и элементы полового субъективизма: девочка скорее скажет, что мальчики хулиганят, а мальчик - что они защищают девочек. Конец шестого - начало седьмого года жизни сопровождаются усилением консолидации и характеризуется половой сегрегацией(упрочением полоролевых границ в общении со сверстниками своего пола, нежелательностью выхода за границы своей группы). Однополые компании способствуют осознанию и кристаллизации половых различий (И.С.Кон). Отдаление девочек и мальчиков друг от друга вызывает особую привлекательность и непреодолимое притяжение полов (В.А.Петровский, О.В. Прозументик). По данным психофизиологических исследований в этот возрастной период наблюдаются гормональные изменения, в частности, возникают катехоламиновые всплески (Д.В.Колесов). Вероятно, они оказывают стимулирующее влияние на возникновение первых межполовых симпатий, первой детской влюбленности, подталкивают к избирательному взаимодействию мальчиков и девочек, что способствуют приобретению первого опыта межполового общения и полотипичного поведения. У детей продолжают развиваться полоролевые ценностные ориентации, которые выполняют оценочно-ориентировочную и регуляторную функции в ситуациях, требующих проявления полоролевых диспозиций (Т.А.Репина, В.А.Петровский, О.В.Прозументик). Конец седьмого - начало восьмого года жизнихарактеризуется уточнением, обогащением и индивидуализацией полоролевых представлений, мотивов, предпочтений и поведения ребенка, входящего в этап персональной идентичности(B.E.Каган) или полоролевой индивидуализации(В.А.Петровский, О.В.Прозументик). Дети стремятся к занятию новой социальной позиции в обществе - «позиции школьника». Содержание роли школьника(цы) унифицировано и не требует от ребенка проявления маскулинных и фемининных качеств ни в ситуациях взаимодействия с воспитывающими взрослыми, ни в ситуациях общения со сверстниками. Временно (до предпубертата) наступает половое затишье. Процесс полоролевой социализации имеет свои анатомические, нейрофизиологические, психологические основания. Исследования отечественных ученых (Э.К.Андрюлис, Е.Н.Вавилова, Б.Т.Данован, и др.) показывают, что при рождении у девочек по сравнению с мальчиками, как правило, меньше вес, рост, сердце, легкие, меньше удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем физическом и психическом развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить, говорить. У девочек большая сопротивляемость к заболеваниям (у мальчиков большая смертность от сердечных болезней, больше случаев умственной задержки, заикания, неврозов, такая болезнь, как гемофилия, встречается только у мальчиков). В психофизиологических исследованиях профессора Т.П.Хризман было показано, что у девочек и мальчиков - дошкольников - разная структура мозга и их эмоции имеют разную генетическую основу. Т.П.Хризман доказала, что у девочек выше, чем у мальчиков, эмоциональная восприимчивость. Эмоциональная сфера девочек характеризуется тем, что они чаще и ярче проявляют эмпатию - сочувствие к окружающим людям. Вместе с тем у девочек и большая сопротивляемость к стрессовым ситуациям, большая гибкость при адаптации в новых условиях. У мальчиков в два раза чаще бывают неврозы, что подтверждает психотерапевт А.И.Захаров. Различия проявляются и в их физических возможностях: мальчики быстрее бегают, дальше прыгают с места, имеют лучшие показатели в метании на дальность, у них больше, чем у девочек, сила рук и становая сила. У девочек более высокие показатели по равновесию и гибкости, лучше развита мелкая моторика. В свою очередь, мальчики уступают девочкам в тонкости обоняния и тактильной чувствительности. Кроме вышеперечисленных различий, у дошкольников разного пола проявляется много и психических особенностей. Исследование Л.В.Поповой, эксперименты Т.А.Репиной и ее учеников свидетельствуют, что уже в три года у детей, воспитывающихся в детском саду, имеются предпочтения к поло-типичным игровым объектам, и в большей степени они выражены у девочек. Это также находит отражение в сюжетах игр детей и предпочитаемом содержании рисунков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.007 с.) |