Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Предпосылки и условия психического развития ребенка.
Содержание книги
- Анализ продуктов деятельности в детской психологии
- Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего возраста.
- Индивидуально-психологические различия - особенности психических процессов, состояний и свойств, которые различают людей между собой.
- Стремление к самоактуализации
- Особенности развития речи в раннем возрасте: пассивная и активная речь.
- Как помочь ребенку заговорить?
- Предпосылки и условия психического развития ребенка.
- Кризисы возрастного развития
- Проблема отставания в психическом развитии как результат педагогической запущенности, сенсорных дефектов, умственной недостаточности.
- Процесс половой социализации в семье и в группе сверстников.
- Предметная деятельность и игра
- Проявление отрицательных черт поведения в детском возрасте и пути их преодоления.
- Формирование детской агрессивности
- Агрессия детей младшего (дошкольного) возраста.
- Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто.
- Психическая депривация в детском возрасте. Особенности развития личности в условиях детской депривации.
- Личностная готовность к школьному обучению
- Нравственная готовность к школьному обучению
- Психологические особенности развития речи в дошкольном возрасте.
- Психологические особенности ребенка в период новорожденности.
- Психосексуальное развитие и половая социализация в период дошкольного детства.
- Развитие восприятия и элементарных форм мышления, памяти младенца.
- Развитие восприятия, мышления, памяти в период раннего детства.
- Мотивация - система мотивов, которая определяет конкретные формы поведения, деятельности человека
- Роль деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие ведущей деятельности, интериоризации в развитии ребенка.
- Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Сензитивные периоды. «Зона ближайшего развития», развивающее обучение.
- Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский)
Похожие статьи вашей тематики
Предпосылки психического развития - то, что оказывает определённое влияние на индивида, т.е. внешние и внутренне обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень психического развития. Они бывают внешними и внутренними. Внешние предпосылки психического развития - это качество и особенности воспитания человека; внутренние - активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах его совершенствования как личности.
Человек – существо биосоциальное. Поэтому во влиянии на его психическое развитие выделяют 2 основных фактора: биологический, природный, и социальный – условия жизни, организованное обществом обучение и воспитание. Биологические условия – наследственные и врожденные свойства организма, создающие анатомо-физиологические предпосылки (задатки, тип ВНД) для формирования различных видов психической деятельности. Социальные условия – ни одно из специфических человеческих качеств (логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д.) не может возникнуть лишь путем вызревания органических задатков, требуются определенные условия обучения и воспитания (пример Маугли). Однако ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности.
Существуют предпосылки для нормального психического развития. Они определяются различными факторами: размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие. Особой чувствительностью в плане влияния перечисленных факторов отличаются зародыш и плод. Известны некоторые причины серьезных нарушений в развитии зародыша и плода, а именно: неправильное деление хромосом, недостаточность плаценты, вирусные и изначальные инфекционные заболевания плода, нарушения, связанные с обменом веществ, появившиеся вследствие заболеваний матери, резус-конфликт, влияние ионизирующих лучей, влияние некоторых лекарств, токсических препаратов, что непосредственно сказывается на психосоматическом развитии ребенка в будущем. Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально – бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которым подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Не лучшими условиями для развития плода являются следующие условия: слишком молодой возраст будущей матери, микро - и макротравмы в период беременности, изменение давления, например, во время путешествия самолетом, шум, продолжающийся достаточно долго, последствия лечения бесплодия. С нарушениями рождаются дети у тех женщин, которые много курят и пьют. Все эти дети входят в так называемую группу риска. Недоедание во время беременности, недостаток витаминов, особенно А и В2, также могут вызвать нарушения в развитии плода. Таким образом, питание матери, образ ее жизни сказываются на развитии плода. Если женщина беременна, она не должна курить и употреблять алкогольные напитки. Отрицательно влияют на развивающийся плод, в основном на нервную систему, негативные эмоции беременной, переживания, нервозность. Крайне нежелательны семейные конфликты, так как у беременной может возникнуть чувство страха. Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье.Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушениям психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни. Кроме того, психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он - одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей. По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец. На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенок, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он до семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая, скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу. Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие. Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонкая моторика - основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь. Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано. Родителям нужно защитить малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т. п.). Таким образом, психическое развитие детей зависит от наследственности, семейной среды и воспитания, а также внешней среды с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния. Решающее значение имеет здоровье матери (возраст, отсутствие инфекционных и вирусных заболеваний, вредных привычек), здоровая наследственность, благоприятное течение беременности и родов (отсутствие микро - макротравм), нормальное функционирование плаценты, отсутствие неблагоприятного воздействия окружающей среды (токсические препараты, лекарства, радиация), а также психоэмоциональное состояние беременной и ее хорошее питание. Важнейшим условием психического развития ребенка является развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности. Для нормального психического развития ребенка крайне необходимо обеспечение его основных потребностей в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями.
|