Индивидуально-психологические различия - особенности психических процессов, состояний и свойств, которые различают людей между собой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуально-психологические различия - особенности психических процессов, состояний и свойств, которые различают людей между собой.



Под влиянием обучения, упражнения индивидуальные особенности меняются Индивидуально-психологические различия могут иметь разную степень сложности Они связаны не только с количественными показателями (мер отделения выражения определенных особенностей), но и с качественным своеобразием психических проявлений

Одной из существенных индивидуальных различий в психическом развитии детей является темп этого развития Как известно, у детей, воспитывающихся в одной культуре, возрастные кризисы развития возникают в связи с переходом из одного этапа в другой. Однако у отдельных детей возрастные кризисы могут возникать как значительно раньше, так и значительно позже; у одних детей можно наблюдать опережение, в некоторых - значительное задержкой психического развития

Еще большие различия наблюдаются в темпах овладения отдельными видами деятельности, развития психических процессов и качеств Например, одни дети не могут правильно воспроизвести простую мелодию, другие - легко выполняют сложные музыкальные произведения; одним очень трудно выполнять задачи, требующие устойчивого внимания, другие могут часами заниматься любимым делом.

Дети отличаются не только по темпам развития, но и по индивидуально-психологическим качествам (интересами, чертами характера, способностями) Есть любопытные, умственно активные дети, которые ставят множество разнообразия анитних вопросов, асе другие - пассивные, мало чем интересуются. Среди детей выделяются как капризные, раздражительные, так и спокойные, доброжелательные В одних дошкольников ярко проявляются музыкальные способностей те (слух, чувство ритма), в других - математические (в 5-6 лет они уже решают сложные арифметические задачи) Есть дети, живущие однообразным жизнью, настроение всегда у них подавленное, а есть такие, которые всегда бодры, жизнерадостны, всем интересуются.

Заметное типичные различия между детьми проявляются в умственном развитии По этому критерию выделяют несколько категорий детей

1 Дети с нормальным умственным развитием Они способны самостоятельно выполнять задания, которые требуют видения и использования связей, отношений между предметами, явлениями, действиями. Все они умственно активны, с ставят перед собой познавательные задачи, отражают окружающий мир как собственную познавательную проблему Показателем умственной активности ребенка является вопрос \"для чего?\" я взрослым Ребенок, который нормально развивается, стремится сама найти ответ на свои вопросы Она может экспериментально выяснить некоторые из них, внимательно наблюдать за животными, людьми, явлениями природы рассуждать и делать выводы.

Каждый дошкольник в 5-6-летнем возрасте может быть изобретательным, способным к поиску новых способов действий в игре, рисовании, лепке, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий

2 Дети с опережающим умственным развитием. На первых порах установить степень опережение в умственном развитии трудно, хотя таких детей всегда видно Они удивляют своим интеллектуальным развитием, Поэтому их называют вундеркиндами (нем Wunderkind - чудо-дить-на) Безусловно, ранний умственное развитие является благоприятным условием для успешной умственной деятельности Дети, опережают сверстников в умственном развитии, требуют особого внимания Они рано учатся читать, считать, интересоваться какой-то областью знаний, достигая в этом преуспел

Особенность детей с опережающим умственным развитием состоит в ярко выраженной умственной активности, их увлеченность умственной деятельностью является показателем быстрого развития способностей Умственные занят ття становятся для них своеобразной игрой ума, во время которой они могут оказывать неограниченную инициативу, наслаждаться проблемами и их развязыванием Такие дети быстрее своих сверстников преодолевают метрических установки, у них легче формируется объективное видение окружающего мирту.

Умственно активные дети достаточно самоорганизованными, умеют мобилизовать свои силы на выполнение своей задачи, проявляют большую сосредоточенность, длительное умственное напряжение

В работе с ними важно, чтобы задачи, которые им приходится решать, были интересными для них, приносили пользу для их ума Оставлять таких детей незагруженными нельзя, потому что они нуждаются в постоянной умственной работе.

3 Дети с задержанием умственного развития. Прежде такие дети не могут сосредоточиться на какой-либо деятельности: не способны размышлять над поставленной перед ними задачей, у них не возникает познавательно них проблем, им неинтересно, скучно Они быстро истощаются, поэтому многие балуются, не придерживаются правил поведения, не обращают внимания на указания воспитателя, мешают играть, работать другим детям. Многим из таких детей характерен выраженный эгоцентризм мышления.

Задержание умственного развития может быть вызвано поражением или недоразвитием органов чувств (тугоухость, слабозористь), отсутствием при этом своевременного компенсирующего обучения; длительной и тяжелой болезнью, из-за чего никто не заботился умственным развитием ребенка; педагогическая запущенность.

 

Отрицательно сказываются на умственном развитии детей обдиленисть доброжелательным, полноценным общением, любовью, человеческим теплом, конфликты в семье, педагогические недостатки в работе дошкольных учреждений

Существенные трудности возникают и у детей, семьи которых поселились в иноязычной среде и заблаговременно не зосвоилы его

Задержание умственного развития детей, у которых не было органического повреждения головного мозга, происходит чаще всего по вине взрослых Оно вызвано отсутствием их внимания и заботы о таких детях

Дети с задержанием психического развития должны пользоваться особым вниманием воспитателя Недостаточное развитие познавательной деятельности не может быть основанием для лишения ребенка полноценного обучения и и воспитания По внимательного отношения такие дети проявляют интерес к занятиям, постепенно совершенствуются под влиянием обучения Однако они быстро истощаются, что требует от воспитателя особого внимания к ниних.

4 Дети с умственной отсталостью (олигофрены) Причиной умственной отсталости является повреждение головного мозга ребенка через недоразвитие, болезни, удар и др. Умственно отсталыми считают детей, в которых нарушь шена познавательная деятельность вследствие фактического повреждения головного мозга Ими могут быть дети, перенесшие в дошкольном возрасте энцефалит, сложную форму гриппа с осложнением на мозг, тяжелую травм в, болеют шизофренией, эпилепсией тощтощо.

олигофрения называют состояние умственных возможностей, возникающих вследствие повреждений центральной нервной системы ребенка в домовний период жизни (до 1,5-2 лет) Причиной этого являются наследственные, внутриутробные повреждений ния зародыша (часто их вызывает алкоголизм родителей), природа травмы, заболевания, влияющие на центральную нервную систему При олигофрении психическое развитие ребенка происходит неповноци нно, хотя она практически здорова Характерными ее признаками являются: снижены любознательность и познавательные процессы; слабая способность к пониманию проблемной ситуации и ее решение, затруднена восприимчивость н ового, малорезультативной обучения; обедненный кругозор; малый запас представлений; примитивность и конкретность мышленияння.

Различия в психическом развитии детей возникают и развиваются в процессе их жизни и воспитания Формирование в них определенных психических качеств зависит и от врожденных задатков

Каждый ребенок рождается с только ей присущими задатками, обусловленными наследственностью и внутриутробным развитием Эти задатки определенной степени определяют возможности развития большинства анатомических, физиологии ичних и некоторых психических особенностей ребенка Даже безусловные рефлексы разной степени выражены у новорожденных В разных младенцев с неодинаковой скоростью образуются условные рефлексы: в одних переважают ь ориентировочные реакции зрительных раздражителей, в других - тактильные Некоторые природные особенности наследственно обусловленные, другие - возникают под влиянием условий развития во внутриутробном периоде.

Учитывая, что наследственные заболевания, недоразвитие, травмы во время родов вызывают задержки психического развития, а в особо тяжелых случаях - глобальные проблемы, иногда предполагают, что незвич ские способности тоже связаны лишь с врожденными особенностями мозга Однако природные особенности, которые передаются по наследству, могут служить лишь задатками определенных способностей, предпосылками психического разви тку.

Различия в психическом развитии детей, формирование их способностей, особенностей развития личности значительно больше зависят от воспитания и обучения: социальной строения общества; национальной культа Ури и традиций; типа семьи (полная, неполная, многодетная, малодетная), количественных и качественных характеристик семьи; отношение к ребенку, взаимоотношений родителей.

Акселерация (в переводе с лат. - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, у педагогов акселерация ассоциируется с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.

Основные причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых недугов. К числу других причин относятся: радиоактивное загрязнение среды обитания человека (ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда), уменьшение количества кислорода в атмосфере (что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма). Таким образом, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

Существенные характеристики детей с опережающим психическим развитием.

• Раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности.

Быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и исключительной памятью.

• Опережающее речевое развитие.

• Выраженная установка на творческое выполнение задания, высокоразвитые творческое воображение и мышление.

Казалось бы, ребенку, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, будет особенно легко учиться. Однако в действительности это не так. У детей с ранним умственным развитием возникают сложности со-циального характера как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Детям с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной активностью трудно учиться в коллективе; их непросто воспитывать. Они зачастую бывают нетерпеливы и порывисты, более остро реагируют на окружающее. Наиболее развитый малыш нередко является возмутителем спокойствия в группе детского сада. Он старается полностью овладеть вниманием взрослого, требуя каких-нибудь совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. А даже самый лучший педагог, имея дело с группой детей, лишен возможности ориентироваться на того, кто идет впереди всех, кто уже оторвался в своем развитии от сверстников.

Кроме того, у одаренного ребенка возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Вундеркинды не имеют высокой «популярности» в детском коллективе, их не любят за желание доминировать, нетерпимость по отношению к менее интеллектуально развитым сверстникам, а также за стремление демонстрировать собственные достоинства: интеллектуальные способности, творческое воображение, высокий уровень речевого развития.

В связи с этим у детей с опережающим развитием важно формировать способность к эмпатии, т. е. учить их сочувствовать и сопереживать. Используйте для этого художественную литературу.

Помните: одаренный ребенок требует особого внимания уже в дошкольном возрасте, когда возникающие проблемы еще можно пре-дотвратить или устранить. Он нуждается в специальном подходе, ему необходима психологическая помощь и поддержка. Иначе либо такой ребенок приспосабливается к общим требованиям и становится менее самостоятельным, тормозит свою любознательность и порывы к творчеству, либо у него возрастает агрессия, и он становится конфликтным, либо закрывается и уходит в себя. А это в свою очередь мешает самоактуализа-ции, реализации интеллектуального и творческого потенциала. В дальнейшем все это может стать причиной более серьезных проблем.

В заключение хотелось бы дать родителям еще несколько советов.

-Необходимо помнить, что одаренность - это уникальное целостное состояние личности ребенка.

-Постарайтесь, видя отличия вашего малыша, внутренне согласиться с его правом быть не таким, как все.

-Адекватно оценивайте его поступки, старайтесь понять его поведенческие проявления.

-Одаренность - это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения вашего престижа либо в качестве компенсации ваших неудач и проблем.

-Нельзя «эксплуатировать» способности ребенка в ущерб другим его интересам и возрастным потребностям, нельзя превращать его в узкоспециализированную высокопроизводительную машину.

-Подарите ребенку радость детства, не делая его «заложником» своих уникальных способностей.

-Не следует форсировать интеллектуальные возможности ребенка, предлагая информацию бессистемно из разных областей знаний, не-свойственных раннему и дошкольному периодам детства. В педагогике широко используется амплификация (обогащение) ребенка системой знаний об окружающем мире на уровне его психологического возраста.

Помня, что интеллектуальный труд требует больших физических сил и здоровья, следует обращать особое внимание на физическое воспитание одаренных детей, не забывая об их нравственном и эстетическом развитии.

Одаренные дети чаще, чем другие, испытывают социально-психологические трудности в общении с окружающими, построении близких доверительных отношений. Эти трудности могут быть причиной более серьезных проблем, возникающих в разных аспектах деятельности человека в последующем.

Поэтому старайтесь без необходимости не демонстрировать его уникальные способности, не называйте лишний раз «вундеркиндом», побеждайте в себе желание «похвастаться» ребенком. Это убережет его от чувства собственного превосходства и гордыни по отношению к окружающим его сверстникам.

Если малыш одарен от природы уникальными способностями, их следует развивать с первых лет жизни под руководством специалистов (начните с визита к психологу, участковый врач всегда подскажет, куда нужно обратиться за помощью, помня, что одаренный ребенок нуждается в помощи и поддержке не менее, чем дошкольник, требующий коррекционной педагогики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.016 с.)