Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйственный учет, его основные этапы

Поиск

Хозяйственный учет, его основные этапы

Хозяйственный учет - учет хозяйства, хозяйственной деятельности человеческого общества, который заключается в непрерывном обращении, распределении и потреблении материальных благ.

Хозяйственная деятельность состоит из многочисленных хозяйственных операций, фактов, процессов, которые составляют объекты хозяйственного учета.

Процесс хозяйственного учета (ХУ) состоит из нескольких этапов.

Так при помощи наблюдения, мы получаем общее представление о хозяйственных явлениях. В результате наблюдения нужно выявить подробности, потом зарегистрировать их (необходимо для их сохранения).

Наблюдение, измерение и регистрация хозяйственных явлений - количественное отражение хозяйственной деятельности хозяйства и составляет основное содержание ХУ.

ХУ - система количественного отражения и качественной характеристики, хозяйственной деятельности в целях более эффективного управления ею и контроля.

Потребность в ХУ возникла на самых ранних этапах развития человеческого общества. Уже в глубокой древности человечеству не безразлично было знать, какое количество оно имеет или должно иметь для своего существования, а также, сколько ему понадобится затратить рабочего времени на производство этих средств.

ХУ - функция управления общественным производством. Необходимость управления общественным производством ведет к возникновению ХУ, который исторически обусловлен способом общественного производства, осуществляется в интересах общества, совершенствуется с развитием общества, его производственных сил и отношений.

Хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, сбора, измерения, регистрации и обобщения информации о хозяйственных процессах и составляющих их фактах хозяйственной деятельности с целью управления финансово-хозяйственной деятельностью организации.

 

 

Виды хозяйственного учета,их характеристика.

Существуют след. виды учета: статистический, бухгалтерский, оперативно-технический. Сейчас появились финансовый, налоговый, управленческий учеты. Статистический – изучает массовые соц.-эконом-ие явления, выражен количественными измерителями и с качественной характеристикой. Бух.учет – система непрерывного сплошного документального отображения инф-ции о состоянии и движении имущ-ва и обязательств орг-ции методом двойной записи в денежном выражении на счетах бух.учета в соответствии с законод-вом РБ. Оперативно-технический учет – ведется в целях контроля и наблюдения за различными сторонами деятельности. Данные учета могут быть получены путем оперативной инф-ции путем сообщений, а также на основе данных бух.учета и стат.учета. Все 3 вида учета образуют единую систему учета и дополняют друг друга. Руководство статистическим учетом осуществляется Министерством статистики и анализа. Руководство бух.учетом и отчетностью осуществл. Мин. Финансов. Оперативно-техническим – администрация предприятия

 

Измерители, применяемые в учете.

В учете применяется 3 вида измерителей: натуральные, трудовые, стоимостные. Натуральные измерители используют для учете количества однородных средств в штуках, килограммах, тоннах, метрах, кубометрах и т.д. Натур. измерители просты, удобны, наглядны, используются для учета и контроля за сохранностью средств. Но они не позволяют складывать, суммировать разнородные предметы. Трудовые измерители – это показатели затраченного труда на выполнение тех или иных работ. К ним относятся рабочие дни, часы, минуты. Труд. измерители используют для учета отработанного времени, дней болезни, для учета производительности труда (выработки) за 1 человеко-день или час, для подсчета заработной платы. Денежный (стоимостной) измеритель является наиболее распространенным, особенно в бух.учете. С помощью ден. измерителей возможно измерить и суммировать разнородные средства, затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг, определять объем реализации (выручки), сумму валового дохода, сумму налогообложения, размер прибыли, производить расчеты по заработной плате с рабочими и служащими, с поставщиками и т.д. Каждый из трех измерителей может применяться отдельно, а также в сочетании с друг другом. В международных расчетах в основном используется свободно конвертируемая валюта – доллар, евро и т.д.

Оперативный учет использует натуральные и трудовые измерители, бух. и статистический – все 3. Те операции, которые невозможно оценить в денежном измерителе в учете не отражаются.

 

 

4.Задачи бухгалтерского учета и основные требования к его ведению.

Задачи бух.учета: 1) своевременное предоставление достоверной информации о хоз. деят-сти предприятия за определенный промежуток времени. Эта информация необходима внутренним и внешним органам для планирования и контроля за выполнением плана, обеспечения сохранности собственности, выявления резервов повышения эффект-сти произв-ва. 2) осуществление контроля за использованием средств предприятия, соблюдение смет, расходов ресурсов, сохранности материальных и денежных средств предприятия. 3) предотвращение отрицательных результатов хоз. деят-сти предприятия и выявление резервов фин. устойчивости.

Требования, предъявляемые к бух.учету: 1) сопоставимость показателей учета с планом; 2) своевременное предоставление информации; 3) точность, объективность инф-ции; 4) полнота учета, которая достигается сплошной и непрерывной фиксацией всех операций на предприятии; 5) ясность и доступность; 6) экономичность, рациональность, окупаемость учетной инф-ции.

 

5. Функции б\у в сис-ме управле-я хоз. деятельностю предприяиия.

Функции б/у:

1.Инфармационная (сущность в формировании информационных показателей по состоянию средств предприятия, источника их образования, а так же контроля и своевременном обобщении возникших обязательств по финансово-хозяйственной деятельности предприятия).

2.Контрольная (система б/у обеспечивает контроль за: а. выполнением всех законодательных, нормативных и распорядительных документов;

б. своевременностью и достоверностью расчетов с персоналом по оплате труда; в. контроль за операциями с денежными средствами в наличной и безналичной форме; г. фактическим движением и наличием ТМЦ, которые реализуются путем проведения обязательной годовой инвентаризации; д. формированием финансовых результатов; выявлением и мобилизацией внутренних резервов и разработкой комплексных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия).

Б/у зародился 500 лет назад, когда принцип двойной записи был введен Лукой Пачолли. Б/у служит основой при изучении следующих дисциплин: анализ финансовой деятельности, ревизия и аудит, экономика предприятия, финансовый менеджмент и др. дисциплины.

 

Предмет и объекты бухгалтерского учета.

Предметом бух.учета является фактическое состояние имущ-ва (средств) предприятия, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, происходящих в сфере снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деят-сти предприятия.

Имущество предприятия, обязательства и их изменения отражаются в денежной оценке. К объектам бух. учета относятся: 1) движимое и недвижимое имущество, включая арендованное, переданное во временное пользование; 2) права пользования интеллектуальной и промышленной собственностью, природными ресурсами и другими нематериальными активами, приносящими доход; 3) денежные средства, ценные бумаги, материальные ценности, готовая продукция, товары; 4) доходы и расходы по видам и периодам, прибыль и убытки, распределение, накопление и использование прибыли; 5) обязательства по кредитам и займам; 6) образование резервов и фондов, уставный каптал предприятия и др. В процессе хоз-ой деят-сти средства предприятия находятся в непрерывном движении, т.е. совершают кругооборот.

 

 

Состав актива баланса.

Структура и содержание актива баланса.

Актив состоит из 3 разделов.

1) Основные средства и прочие внеоборотные активы: - нематериальные активы; - основные средства; - незавершенные капвложения; - долгосрочные финансовые вложения; - расчеты с учредителями и др.

2) Запасы и затраты: - производственные запасы; - МБП;

- незавершенное производство; - расходы будущих периодов; - готовая продукция и др.

3)Ден. средства, расчеты и пр. активы: - товары отгруженные; - расчеты с дебиторами; - авансы выданные; - денежные средства и др.

 

Состав пассива баланса.

Пассив баланса.

1) Источники собственных средств: - уставной капитал; - добавочный капитал; - резервный капитал; - фонд накопления; - резервный фонд; - целевое финансирование; - прибыль отчетного года; - прибыль нераспределенная отчетного года; - нераспределенная прибыль прошлых лет.

2) Расчеты и прочие пассивы (источники заемных средств): - долгосрочное кредиты банков; - долгосрочные займы; - краткосрочные займы; - расчеты с кредиторами по обязательствам по распределению; - расчеты с учредителями;- доходы будущих периодов; - фонды потребления; - резервы предстоящих расходов и платежей; - резервы по сомнительным долгам.

 

ПЛАН СЧЕТОВ БУХУЧЕТА, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ И СТР-РА.

План счетов – предст. собой систематизированный перечень синтетических бух. счетов и субсчетов, предназначенный для отражения фактов хоз-ной жизни. Министерством финансов разрабатывается и утверждается: 1) Типовой план счетов бухучета, кот. дает возм-сть систематизировать и группировать инф-цию о деят-сти орг-ций с соблюдением единых принципов, а также позволяет определить, какой конкретно объект надо учитывать на том или ином счете; 2) инструкция по применению Типового плана счетов, кот дает краткую хар-ку счетов и субсчетов, раскрывая их стр-ру, назначение и особ-сти применения.

Действующий Типовой план счетов создан на научной основе и построен по принципу группировки счетов бухучета по экономическому содержанию учитываемых на них объектов. Все счета в нем сгруппированы в 8 разделах: 1. Внеоборотные активы; 2. Произв-ные запасы; 3. Затраты на произв-во; 4. Готовая продукция и товары; 5. Денежные ср-ва; 6. Расчеты; 7. Источники собственных ср-в; 8. Финансовые рез-ты. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, источников их образования и хоз-ных процессов. Расположены разделы в логической последовательности с учетом степени участия имущества в кругообороте средств. Сначала размещены разделы счетов для учета имущества (разделы 1,2,4,5, часть раздела 6), источников их образования (часть раздела 6, раздел 7) и счета для учета хозяйственных процессов и их рез-тов (разделы 3,8). Основу планв счетов составляют синтетические счета, каждый из кот-х имеет свое название и двухзначный серийно-порядковый номер (код), начиная с 01 и заканчивая 99. Субсчета использ-ся исходя из целей управления, включая задачи анализа, контроля и отчетности. В самост-ный раздел в плане счетов выделены забалансовые счета, на кот-х отражается инф-ция о наличии и движении ценностей, не принадлежащих орг-ции, но временно находящихся в ее пользовании. Т.о. план счетов – важнейший нормативный документ, кот-й лежит в основе всей организации бухучета.

 

СЧЕТА ИСТОЧНИКОВ СРЕДСТВ.

Эта группа счетов подразделяется на счета источников собственных средств предприятия и счета для учета заемных средств. Основным ист-ком собств-х ср-в предприятия явл-ся уставный фонд (счет 80). Относящиеся к источникам собств средств п/п специальные фонды и резервы учитываются на нескольких счетах: «Резервный фонд», «Добавочный фонд». Для учета прибыли п/п предусмотрен счета «Прибыль», «Нераспределенная прибыль»

Из счетов для учета источников заемных средств п/п можно выделить две основные группы: счета для учета кредитов, займов и целевых поступлений и счета для учета текущих расчетов с разными кредиторами. Для учета кредитов банков и займов различных п/п-й и лиц предусмотрены счета «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Особым видом долгосрочного займа явл-ся получение в долгосрочную аренду объектов основных средств.

 

Основные счета.

 

Основные - это счета, имеющие свою отдельную экономическую сущность. Сюда относятся:

а) инвентарные;

б) денежные;

в) счета расчетов;

г) фондовые.

Инвентарные - служат для учета отдельных инвентарных объектов, № 10, 40, 41. Все инвентарные счета активные.

Денежные - все счета, которые отражают состояние денежных средств на предприятии. № 50,51,52,55 и т.д. Все денежные счета являются активными.

Счета расчетов - бывают активными, пассивными и активно-пассивными. № 18, 19, 60-79.

Фондовые - отражают состояние фондов, кредитов. № 80-97 (пассивные), № 80,81 - активно-пассивные.

 

 

Регулирующие счета.

 

Регулирующие счета, не имеющие своей собственной экономической сущности. Они уточняют значение основного счета. Регулирующий счет без основного не существует. Если регулирующий счет уточняет значение основного в сторону увеличения, он называется дополнительным.

Например. к счету 10 открываются дополнительные счета 15 и 16, которые уточняют стоимость материала с учетом транспортно-заготовительных расходов.

В балансе счета 10,15,16 показываются по статье - производственные запасы.

Если регулируемый счет уточняет значение основного в сторону уменьшения, то он называется контрарный или контр активный.

Основной и регулирующий счет всегда бывает разный.

Если основной счет активный, то регулирующий к нему всегда пассивный и наоборот. В итог баланса включается в разность по паре основного и регулирующего счетов 01+03=02.

Существуют следующие пары взаимосвязанных между собой основного и контролирующего счетов.

1) счет 01 (основный средства) и 02/1;

2) долгосрочные арендуемые средства - 03 и 02/2.

 

34.Операционные счета. Операционные счета подразделяются на:

1. Собирательно-распределительные.2. Бюджетно-распределительные.3. Калькуляционные.4. Операционно-результатные или сопоставляющие.

К собирательно-распределительному счету относятся 25 и 26 счета. В дебет 25 счета относятся расходы по освещению, по отоплению цеха, амортизация оборудования цеха, зарплата мастера и другие расходы по содержанию управленческого аппарата предприятия административного здания и др. В конце месяца собранные на этих счетах накладные расходы списываются на основное производство проводками:Д20-К26Д20-К25. При этом величина этих расходов относится на себестоимость выпускаемой продукции распределяясь между ее видами. Принцип распределения устанавливается на предприятии пропорционального какому-либо базовому нормативу (зарплате основных работников, либо часами отработанного времени и т.д.). В балансе эти счета не показываются, все суммы на их собранные относятся на 20 счет.

К бюджетно-распределительным относятся: 31, 89, 83.

31 - расход будущих периодов (А), используется для обобщения информации о единовременных расходах, которые в будущих периодах будут относится на себестоимость продукции.

89 - резервы предстоящих расходов и платежи (П).

Используется для создания резервов для предстоящих расходов, которые, согласно законодательству, относятся на себестоимость продукции. резерв создается планомерно, ежемесячным начислением на себестоимость продукции, установленной по нормативу сумм и проводкой:

Д20-К89 Это резерв летних отпусков, ремонтный фонд и т.д..

В момент использования средств составляется проводка по использованию этих средств по направлению затрат.

Например, 1-12 мес. Д20-К89 -10 000 - создание резервного фонда ежемесячно.

Д89-К70(К10,К02)-120 000 - начисление отпусков в летний период.

83 - доходы будущих периодов (П). Сюда относятся доходы, полученные предприятием авансом за будущие периоды.

Калькуляционные счета: 20,23,44,08. Они предназначены для подсчета затрат на производство продукции и определения фактической себестоимости изготовления продукции. Они все активные.

Сальдо 20 на начало месяца означает незавершенное производство. Оборот по дебету - это сумма всех прямых и косвенных затрат по производству продукции. Сальдо на конец месяца Д означает - незавершенное производство на конец периода. Особенностью 20 счета является то, что конечное сальдо не рассчитывается, а определяется по акту инвентаризации, которую составляет комиссия на конец месяца на незавершенное производство, а кредитовый оборот является себестоимостью выпущенной готовой продукции.

Операционно-результатные или сопоставляющие (реализации): 46, 47,48 счета.По дебету этих счетов показываются затраты по реализации: себестоимость, коммерческие расходы налоги по реализации и др. По кредиту показывается выручка за реализованные хозяйственные средства и начисленный износ в в случае реализации основных средств МБП и нематериальных активов, бывших в эксплуатации.

Сопоставление оборота по дебету и оборота по кредиту определяется результат от сделки. Если расходы, т.е. оборот по дебету больше чем выручка (оборот по кредиту), то мы имеем убыток. Если наоборот, то прибыль. Од>Ок -у быток.

Розница между оборотами по реализации в конце отчетного периода переносится на счет 80 (прибыль и убытки) проводкой:

Д80-К46,47,48 - в случае убытка.

В случае прибыли: Д46,47,48-К80 - прибыль.

На конец отчетного периода счет закрывается (сальдо конечное = 0).

Финансово-результатные счета. К ним относятся 80 и 87. Структура 80 счета. Сальдо начальное по дебиту 80 счета означает убыток предприятия на начало остаточного периода.

Обороты по дебету - это увеличение убытка или уменьшение прибыли.

Сальдо конечное по дебету - убытки на конец отчетного периода.

Сальдо начальное по кредиту 80 счета - это прибыль предприятия на начало отчетного периода.

Оборот по кредиту - увеличение прибыли или уменьшение убытка.

Сальдо конечное по кредиту - это прибыль предприятия на конец отчетного периода. В течение года 80 счет ведется нарастающим итогом по результату деятельности предприятия. Использование прибыли на нем не отражается. Для использования прибыли существует регулирующий 81 счет, который также ведется нарастающим итогом и на котором учитываются в течение года платежи в бюджет из прибыли, отчисление в фонды, материальную помощь, выплачиваемая из прибыли и другие выплаты, связанные с использованием прибыли. В конце года 80 и 81 счет соединяются между собой проводкой:Д80-К81 и это называется реформацией баланса. Остаток неиспользованной прибыли или образовавшийся убыток. относится на 87 счет и на начало года. С нач. по 80 сч. = 0.

 

 

Учет процесса снабжения.

Cнабжение - совокупность операций по обеспечению предприятия предметами труда, необходимых для изготовления продукции.

Основные задачи:

1. Выявление расходов, связанных с закупкой предметов труда

2. Определение фактической себестоимости этих предметов

3. Выявление результатов снабженческой деятельности.

Ñ предприятие покупает предметы труда, выплачивая поставщикам их стоимость по оптовым ценам. Кроме оптовой цены покупатель несет еще ряд затрат: перевозка, погрузка/разгрузка и посреднические услуги.

Предприятие, закупив предметы труда, отражает их в своем учете. Каждой из ценностей присваивается свой номер (номенклатура ценности).

Если на предприятии употребляется большая номенклатура ценностей, то ежедневно вести учет по Ñ номенклатурному номеру невозможно Þ допускаются упрощения ведения текущего учета ценностей.

Для ежедневного отражения этих ценностей на Ñ предприятии применяются твердые цены. В условиях инфляции для расчета фактической себестоимости ценностей используется условные оценки.

Для определения фактической себестоимости предметов труда необходимо знать, что она складывается из:

1) Покупной цены

2) Затрат на перевозку

3) Расходы по разгрузке/погрузке

4) Расходы по доставке материалов от станции до предприятия.

Þ фактическая себестоимость представляет собой заготовительную себестоимость материалов.

 

Учет процесса производства.

В рез-те произв-ва изготав-ся гот.прод-ия, на изготов-е кот. затрач-ся жив. и овеществ. труд. Эти затраты наз. издержками производства. Класс-ция расх-ов предпр-я: 1. по функц-ной роли в процессе произв-ва:1)основные – связ. с технологией изгот-ия прод-и; 2)накладные – расх. по управл. произв-ом; 2. по способу включ. в себест-сть: 1)прямые – расх. прямо относятся на себест-сть прод-и;2)косвенные – собираются отдельно, а затем списыв. на виды прод-и пропорц-но избранной базе; 3. по составу:1)одноэлементные – нельзя разлож. на состав. части; 2)комплексные – состоят из нескольких статей затрат (общепроизв-ые и общехоз-ые расх.); 4. по видам и назнач-ю:1)по элементам;2)по статьям калькуляции. Класс-ция по элементам показ. сколько и каких мат-ов, затрат и их элем-ов исп-но при произв-ве прод-и. По статьям калькуляции отраж. направл-я их исп-ия.

Для учета процесса произв-ва исп-тся след-е счета:

1. 20 «Осн-е произв-во» (А). По Д – затраты понес-е в теч. мес. на произв-во прод-и, раб., усл.. По К – спис. факт. себест-ть изгот-ой прод-и. Сальдо по сч.20 только дебет. и означ. ∑ НЗП.

2. 23 «Вспомог-ое произв-во» (А) – предназ. для уч. затрат во вспомог-ом произв-ве. По Д – прямые затраты вспом-го пр-ва. По К – себест-сть выпущ-й прод-ии.

3. 25 «Общепроизв-ые расх.» (А) – для уч. затр. цеха. По Д – собир. расх., связ-е с обслуж-ем цехов осн.пр-ва (расх. на отопл., освещ., тек. ремонт станков и т.д.), админ.-управл. расх. цеха (з/п нач-ка цеха, раб-ов, обслуж-х цех) в теч. мес. По К – собранные расх. распр-ся м/у видами прод-и и спис-я на сч.20.

4. 26 «Общехоз-ые расх.» - для уч.косв-ых расх. На этом этапе собир. затр.ы, связ-е с обслуж-м и упр-ем предпр-м в целом. По Д – учит. все расх. в теч. месяца. По К – расх. в конце мес. распред-ся м/у видами прод-и и спис-я на сч.20. Сч. 25 и 26 сальдо на конец мес. не имеют.

5. В процессе произв-ой деят-ти персоналу осуще-ся начисл-е з/п. Для уч. расчетов с персоналом по оплате труда исп-ся сч.70.

6. 97 «Расх. буд. пер-ов» (А). На сч. отраж. расх., произв-ые в данном отчет. периоде, но относящиеся к буд. отчет. периодам.

 

 

Учет процесса реализации.

У покупателя (плательщика) операции отражаются по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: по кредиту задолженность поставщикам, а по дебету ее погашение. При акцепте счета поставщика за поступившие товарно-материальные ценности (сюда же относятся и расходы по доставке, включенные в счет поставщика) составляется запись - Д-т 07,08, 10,12,41 и
К-т 60;
при оплате счета поставщика – Д-т 60 и К-т 51,52,55, 61,90.

В настоящее время наряду с предоплатой применяется рассрочка платежа (коммерческий кредит) с уплатой процентов поставщику за предоставленную рассрочку платежа и на их сумму увеличивается стоимость покупаемыхматериальных ценностей - Д-т 04, 08, 10, 12, 41 и К-т 60. При коммерческомкредите средством платежа выступает вексель — письменное долговое обязательство должника (покупателя) своему поставщику (кредитору) уплатить указанную сумму в срок, оговоренный договором поставки. Составляются бухгалтерские записи: задолженность подрядчику по строительству или ремонту основных средств
Д-т 08, 20, 25, 26, 44 и К-т 60, 76;
принят к оплате (оплачен) предъявленный счет за услуги для производства (газ, электроэнергия) сторонних организаций и ремонтные услуги – Д-т 60, 76 и К-т 51, 55.

Платежными поручениями производится и предоплата. Если организация-покупатель производит авансовые платежи (предоплата) под поставку товарно-материальных ценностей, под выполнение работ, услуг, то учет предоплатыведется на активном счете 61 «Расчеты по авансам выданным» (если в договоре поставок предусмотрена предоплата). Записи по этому счету следующие: на основе платежного поручения на перечисление предоплаты согласно выписке с расчетного счета и других сче-тов – Д-т 61 и К-т 51, 52, 55, 90; поступление товаров, материалов в счет предоплаты – Д-т 04, 07, 10, 12, 41и К-т 60; оплата счетов поставщиков (и подрядчиков)- Д-т 60 и К-т 61. Если в договоре поставок предоплата не предусмотрена, то авансовые платежи можно отражать по счету 60.

Аналитический счет ведется по каждому поставщику. У поставщика, получившего предоплату на поставку грузов, учет ведется на пассивном счете 64 «Расчеты по авансам полученным»:получение предоплаты – Д-т 50, 51, 52 и К-т 64; отгружены товарно-материальные ценности – Д-т 46, 47, 48 и К-т 04, 07, 10, 12, 40, 41; списание задолженности и отражение реализации – Д-т 46 и К-т 64. Аналитический учет ведется по каждой предоплате.

 

 

42.Вариант учета реализации по мере отгрузки продукции (выполнению работ,оказанию услуг)

Если учет реализации ведется по мере отгрузки, то счетом 45 не пользуются, а дебиторская задолженность покупателей по отпускной стоимости числится в учете по Д62.

Д90 К43 - на фактическую себестоимость

Д62 К90 - на стоимость по ценам реализации

Д90 К44 - на суммы коммерческих расходов

Д90 К68 - на суммы налогов, уплаченных при реализации

Д90 К99 - на сумму прибыли

Д51.. К62 поступление оплаты от покупателя

Операции по К90, 45, 44, 43 и т.д. отражаются в соответствующих учетных регистрах (журналах-ордерах), машинограммах, т.е. от формы БУ.

 

 

Вариант учета реализации продукции по мере их оплаты.

Синтетический учет реализованных продуктов, услуг ведется на результирующем счете 90. Аналитический учет по покупателям и видам продукции ведется во вспомогательной ведомости. Если учет реализации ведется по мере оплаты (т.е. моментом реализации считается поступление денег от покупателя за отгруженную продукцию), то бухзаписи возможны:

Д45 К43 (20) - на фактическую себестоимость готовой продукции, работ, услуг

Д51.. К90 - момент реализации на продажную стоимость продукции, работ, услуг

Д90 К45 - на фактическую себестоимость реализованной продукции

Д90 К68 - на суммы налогов, уплаченных при реализации

Д90 К44/1 - на суммы коммерческих расходов, относящихся к реализации продукции

Д90 К99 - на сумму прибыли

При формировании отпускной цены включаются налоги, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (акцизы, НДС, ед. респ. платеж, налог с продаж).

Ставки налогов м.б. дифференцированы, н-р. большинство субъектов хозяйствования уплачивает ДС по максимальной ставке 18%, единый республиканский платеж по единой ставке 3.9%.

При данном варианте дебиторская задолженность покупателей по фактической производственной себестоимости (или полной себестоимости) до момента поступления денег отражается а счете 45.

 

 

Содержание важнейших форм годовой отчетности.

Годовая отчетность характеризует все стороны хозяйственной деятельности и финансовые результаты работы организации за год.

Годовая бухгалтерская отчетность включает следующие составляющие:

Бухгалтерский баланс – форма № 1;

Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;

Отчет о движении фондов и др.средств–форма № 3;

Отчет о движении денежных средств – форма № 4;

Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;

Пояснительная записка;

Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с действующими законами подлежит обязательному аудиту. Все перечисленные элементы бухгалтерской отчетности взаимосвязаны, поскольку отражают, как правило, разные аспекты одних и тех же фактов хозяйственной деятельности. Например, информацию, представленную в балансе (ф. № 1), дополняют сведения, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках
(ф. № 2), и наоборот.

 

 

62. Методологические обеспечение б\у.

Изучение предмета бухгалтерского учета позволяет понять, что именно отражается в бухгалтерском учете, какие конкретно объекты находятся под его наблюдением, измерением и регистрацией. Изучение метода бухгалтерского учета позволяет объяснить, какими конкретно способами и приемами бухгалтерия отражает предмет, как организуется наблюдение, измерение и регистрация отдельных объектов.

Метод науки – это основа для выявления закономерностей ее развития. Всеобщим методом для всех наук является диалектический метод познания. Именно он позволяет правильно, научно обосновано отражать предмет бухгалтерского учета как единое целое, конкретизируя при этом составные части целого. Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов, при помощи которых объекты учета непрерывно отражаются и общаются в денежной оценке, по качественно однородным признакам с целью получения и использования информации в управлении звеньями экономики.

Эти приемы и способы представляют собой именно систему, т.е. упорядоченную последовательность, а не какие-либо случайные действия. В хозяйственном учете применяются следующие основные приемы: наблюдение; измерение; регистрация; обобщение.

Эти приемы, но в более специфическом виде, используются и в бухгалтерском учете.

Основными приемами в бухгалтерском учете являются: прием первичного наблюдения; прием стоимостного измерения; прием группировки и регистрации информации; прием полного обобщения и соизмерения информации

63. Система нормативного регулирования б\у в РБ.

Орган государственного управления, на который возложено общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью разрабатывает, согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь: типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положения по бухгалтерскому учету и отчетности; иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Органы государственного управления, разрабатывают на основе международных стандартов и утверждают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам.

Организации, руководствуясь законодательством республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, нормативными правовыми актами органов государственного управления, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности.

В соответствии со статьей 5 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» методологическое руководство и контроль за соблюдением действующего законодательства в области бухгалтерского учета возложены на: Министерство финансов; Республиканские органы государственного управления; Министерство обороны и иные органы государственного управления, имеющие воинские формирования, финансируемые из бюджета; Объединения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь. Объединения, подчиненные Совету Министров РБ, разрабатывают нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета и их электронные версии для соответствующих видов деятельности и отраслей экономики и представляют их для утверждения в Министерство Финансов.

хозяйственный учет, его основные этапы

Хозяйственный учет - учет хозяйства, хозяйственной деятельности человеческого общества, который заключается в непрерывном обращении, распределении и потреблении материальных благ.

Хозяйственная деятельность состоит из многочисленных хозяйственных операций, фактов, процессов, которые составляют объекты хозяйственного учета.

Процесс хозяйственного учета (ХУ) состоит из нескольких этапов.

Так при помощи наблюдения, мы получаем общее представление о хозяйственных явлениях. В результате наблюдения нужно выявить подробности, потом зарегистрировать их (необходимо для их сохранения).

Наблюдение, измерение и регистрация хозяйственных явлений - количественное отражение хозяйственной деятельности хозяйства и составляет основное содержание ХУ.

ХУ - система количественного отражения и качественной характеристики, хозяйственной деятельности в целях более эффективного управления ею и контроля.

Потребность в ХУ возникла на самых ранних этапах развития человеческого общества. Уже в глубокой древности человечеству не безразлично было знать, какое количество оно имеет или должно иметь для своего существования, а также, сколько ему понадобится затратить рабочего времени на производство этих средств.

ХУ - функция управления общественным производством. Необходимость управления общественным производством ведет к возникновению ХУ, который исторически обусловлен способом общественного производства, осуществляется в интересах общества, совершенствуется с развитием общества, его производственных сил и отношений.

Хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, сбора, измерения, регистрации и обобщения информации о хозяйственных процессах и составляющих их фактах хозяйственной деятельности с целью управления финансово-хозяйственной деятельностью организации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.199 (0.02 с.)