Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мероприятия по снижению шума.

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА(РОСАВИАЦИЯ)

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

 

 

 

«ЭКСПЛУАТАЦИЯ АЭРОДРОМОВ»

Методические указания по изучению дисциплины

и выполнения курсовых работ

 

Для студентов ФАИТОП (ОрАД), ЗФ (ОрАД)

ЗФ (БТП)

 

Санкт-Петербург

Одобрено и рекомендовано к изданию

Учебно- методическим советом Университета

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АЭРОДРОМОВ: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы /Университет ГА. С.-Петербург, 2014.

Издаются в соответствии с программой дисциплины «Эксплуатация аэродромов»

Содержат программу, методические указания по изучению дисциплины, задание на курсовую работу, перечень вопросов к итоговому контролю,

Список литературы.

Предназначен для студентов ФАИТОП (ОрАД), ЗФ (ОрАД), ЗФ (БТП).

 

Ил 6, табл. 7, библ. 28.

 

Составители: Семенов Н.А., доц.

Островерхов А.Е., ст. преп.

 

 

Рецензент

 

Принятые сокращения

АИП — сборник аэронавигационной информации

АМСГ — авиационная метеорологическая станция (гражданская)

ACN — классификационное число воздушного судна

БАСА— база аэродромной службы аэропорта

БПБ — боковая полоса безопасности

ВПП — взлетно-посадочная полоса

ГВПП— грунтовая ВПП

ИВПП— ВПП с искусственным покрытием

КПБ — концевая полоса безопасности

КТА — контрольная точка аэродрома

ЛП — летная полоса

МК — магнитный курс (взлета, посадки)

МРД — магистральная рулежная дорожка

МС — место стоянки воздушного судна

НОТАМ — извещение пилотам о состоянии аэродромов радиотехнических средствах, системах посадки и т. п.

НГЭА— нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов

ПВП — полоса воздушных подходов

ПМПУ — посадочный магнитно-путевой угол рабочего направления ВПП

PCN— классификационное число покрытия

РД— рулежная дорожка

РМС— радиомаячная система

СТТ— служебно-техническая территория

СВЧ— сверхвысокие частоты

ЦАИ— центр аэронавигационной информации

ВВЕДЕНИЕ

Регулярность полетов напрямую зависит от состояния аэродрома. Организаций работ по эксплуатационному содержанию и ремонту аэродромов занимается аэродромная служба. Она обеспечивает постоянную пригодность аэродрома к полетам в любое время года и суток.

Основные задачи аэродромной службы: подготовка к эксплуатации, содержание и текущий ремонт летного поля и искусственных покрытий, дренажно-водосточных систем, подъездных и внутриаэродромных дорог, а также всех сооружений СТТ. Правильная эксплуатация и своевременный ремонт увеличивают срок службы аэродромных сооружений и снижают вероятность аварии самолета при взлете или посадке.

Список работ меняется в зависимости от времени года. Наиболее сложным считается зимний период (срок работы в аэродромной службе измеряется зимами), когда требуется оперативно убирать снег и лед с полосы, предупреждать образование гололеда, проводить снегозащиту сооружений аэродрома. В летний период выполняют текущий ремонт аэродромных покрытий, обеспечивают их чистоту от пыли и грязи, наносят маркировку.

Планирование работ проводится с максимальным использованием свободного от полетов времени. Часто работы проводят в ночное время.

 

Аэродромное обеспечение - комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121)

 

Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ) (рис 1)

 

рис. 1 Класс А: 1 - перрон; 2 – соединительные РД; 3-магистральная РД; 4 – концевые полосы торможения (КПТ); 5 – боковые полосы безопасности (БПБ); 6 – грунтовая взлетно-посадочная полоса (ГВПП); 7 – взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием (ИВПП); 8 – скоростные РД; 9 – предстартовые площадки; 10 – площадки специального назначения; 11 – места стоянок самолетов (МС).

Обязательная сертификация в области по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации проводится в целях:

- создания условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;

- обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;

- защиты интересов пассажиров при пользовании услугами воздушного транспорта.

Аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя:

- эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади;

- разработку изменений к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок; обеспечение информацией об ограничениях, действующих на аэродроме; внесение изменений в документы аэронавигационной информации;

- согласование и контроль за строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории;

- подготовку документации по вводу вертолетных площадок в эксплуатацию в зоне ответственности аэропорта и осуществление контроля за их техническим состоянием;

- обеспечение работ по ликвидации последствий авиационных происшествий имеющимися в наличии средствами и техникой в составе аварийно-спасательной команды аэропорта;

- орнитологическое обеспечение;

- обеспечение контроля за работой сторонних подрядных организаций на аэродроме;

- обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий;

- обеспечение спецмашинами перевозок в пределах аэропорта работников, хозяйственных и иных грузов;

- обеспечение спецмашинами работ по организации аварийно-спасательных работ, медицинскому обеспечению полетов, расследованию авиационных и транспортных происшествий;

- организацию технической эксплуатации и ремонта спецтранспорта согласно требованиям инструкций предприятий-изготовителей;

-обеспечение подготовки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска;

- эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов;

- техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования;

- обеспечение спецмашинами работ по проведению технического обслуживания воздушных судов;

- обеспечение спецмашинами работ по заправке авиационными горючесмазочными материалами и специальными жидкостями (далее - авиаГСМ) воздушных судов, сливу авиаГСМ из баков воздушных судов;

- встреча и сопровождение воздушных судов.

Согласно «Норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов» по главному эксплуатационному признаку аэродромы подразделяются на 6 классов, в зависимости от длины ИВПП в стандартных условиях (таблица 1.) На многополосном аэродроме устанавливается класс каждой ИВПП.

Таблица 1

 

Показатель Класс ИВПП
А Б В Г Д Е
Минимальная длина ИВПП в стандартных условиях, м            

 

Аэродромы, в отличие от аэропортов, подразделяются (классифицируются) по большему числу признаков. Прежде всего, согласно Воздушного Кодекса РФ, аэродромы подразделяются на гражданские, аэродромы государственной авиации (военные и др.) и аэродромы экспериментальной авиации (заводские, испытательные). Другие виды классификации приведены в таблице 2.

Класс аэродрома должен определяться:

а) на однополосных аэродромах – классом ИВПП;

б) на многополосных аэродромах – классом ИВПП, имеющей наибольшую длину в стандартных условиях.

 

Таблица 2

Классификация аэродромов

Факторы, влияющие на классификацию аэродромов Класс аэродромов
Длина главной ВПП с искусственным покрытием в стандартных условиях А Б В Г Д Е
Характер использования Постоянные Временные Дневные Круглосуточного действия
Назначение Трассовые Заводские Учебные Аэродромы применения авиации в народном хозяйстве
Расположение на трассах Основные Запасные
Вид покрытий Аэродромы с искусственными покрытиями Грунтовые Снежные Ледовые

Международная классификация аэродромов значительно отличается от принятой в России и приведена ниже.(согласно нормативных документов, таблица 3)

Таблица 3

Кодовое обозначение аэродромов по ИКАО

Элемент 1   Элемент 2
Кодовый номер Расчетная для типа самолета длина летного поля Кодовая буква Размах крыла Расстояние между внешними колесами основного шасси
  менее 800м A до 15м до 4.5м
  от 800м до 1200м, но не включая 1200м B от 15м до 24м, но не включая 24м от 4.5м до 6м, но не включая 6м
  от 1200м до 1800м, но не включая 1800м C от 24м до 36м, но не включая 36м от 6м до 9м, но не включая 9м
  1800м и более D от 36м до 52м, но не включая 52м от 9м до 14м, но не включая 14м
    E от 52м до 65м, но не включая 65м от 9м до 14м, но не включая 14м

Из анализа данных таблицы 3 и сравнения с классификацией аэродромов в России следует:

а) полное несоответствие кодового обозначения ИКАО с нашей классификацией;

б) распределение длины ВПП по кодовым номерам не оптимально, т.к. после длины 1800м все ВПП относятся к одному коду 4 и их невозможно как-то разделить в диапазоне до 4000м;

в) размах крыла и расстояние между внешним колесами основного шасси являются характеристиками самолета, а не аэродрома, что смешивать нецелесообразно.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН И ЭЛЕМЕНТЫ АЭРОДРОМОВ

Аэродром имеет одну или несколько летных полос (ЛП), рулежные дорожки (РД),перрон, места стоянки (МС) и площадки специального назначения.

Летная полоса предназначена для обеспечения взлетно-посадочных операций, выполняемых, как правило, в двух взаимно противоположных направлениях. В тех случаях, когда местные условия аэродрома не позволяют обеспечить взлет и посадку самолетов с двух направлений, допускается использование летной полосы, с одного направления, с возможностью ухода на второй круг. Летные полосы подразделяются на главные, имеющие наибольшую длину и, как правило, расположенные в направлении преобладающих ветров, и вспомогательные.

Летные полосы должны обеспечивать:

а) при взлете – выруливание самолета на место старта, разбег до скорости отрыва, отрыв от поверхности летной полосы, разгон в воздухе и частичный набор высоты;

б)при посадке – выдерживание самолета в воздухе, выполняемое на высоте 0.5-1.5м над поверхностью летной полосы с постепенным гашением скорости; приземление, фиксирующее момент касания колесами земли; пробег, выполняемый для гашения скорости самолета от посадочной до безопасной скорости схода самолета с ВПП на соединительную РД; отруливание с ВПП.

Летная полоса включает взлетно-посадочную полосу (ВПП), концевые полосы торможения (КПТ), свободные от препятствий. Это- боковые полосы безопасности (БПБ), однако такой термин в настоящее время не применяется.

Взлетно-посадочная полоса является частью летной полосы, специально подготовленной и оборудованной для взлета и посадки самолетов. ВПП может быть с искусственным покрытием (ИВПП) или грунтовой (ГВПП). ИВПП имеют, как правило, свето- и радиотехническое оборудование.

Схемы генеральных планов аэродромов различных классов, отличаются, в основном, размерами ВПП, а также количеством и конфигурацией рулежных дорожек. Скоростные РД устраиваются для сокращения времени занятости ВПП самолетами и увеличения пропускной способности ВПП. На аэродромах классов Г, Д и Е, устраивается расширение концов ВПП для разворота самолетов после посадки.

На аэродромах высших классов могут быть устроены 2 или более ВПП по различным причинам: увеличение пропускной способности аэродрома, повышение надежности подготовленных ВПП в зимний период (поочередная очистка и эксплуатация). Для этих целей устраиваются параллельные ВПП с различным расстоянием между ними: при расстоянии более 1700м обе ВПП могут эксплуатироваться одновременно, при меньшем расстоянии допустима только поочередная эксплуатация.

Взлетные полосы могут быть и пересекающимися или расположенными под углом друг к другу в случаях: несоответствия первой ВПП господствующему направлению ветров или невозможностью ее удлинения.

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Это - так называемая тангенциальная схема аэродрома по мере его развития от одной ИВПП с двумя РД, до двух ИВПП с многочисленными РД, в т.ч. со скоростными и с большими МС, перроном. Из данной схемы следует, что при одной ИВПП пропускная способность может быть от 20 000 до 99 000 взлетов-посадок, а при двух ИВПП от 75 000 до 250 000 взлетов-посадок. Пропускная способность аэродрома в зависимости от схемы генплана и его развития (по ИКАО) приведена на рисунке 2.

рис. 2 Пропускная способность аэродрома в зависимости от схемы генплана и его развития (по ИКАО): А)– Первая ИВПП; B) – Скоростная РД в проекте; C) – Магистральная РД; D) – Прямая соединительная РД; E) – Увеличение площади старта; F) – Вторая ИВПП; G) – Удлинение 2-й ИВПП для соединения с 1-й ИВПП.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕТНОГО ПОЛЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

При выполнении работ по содержанию летного поля в летний период необходимо обеспечить эксплуатационные качества аэродромных покрытий: ровность; фрикционные свойства; чистоту поверхности; сохранность проектных геометрических форм и размеров.

Рекомендуется составлять планы эксплуатационного содержания элементов летного поля с расстановкой сил и средств, в первую очередь, по наиболее трудоемким и ответственным работам, требующим наибольшей механизации.

Средства механизации должны использоваться в соответствии с принципами технологий, в основе которых лежит патрулирование уборочных машин с рациональным подбором типов машин и их отряда и оптимальными маршрутами их движения.

К работам эксплуатационного содержания летных полей аэродромов в летний период относят:

очистку искусственных покрытий от пыли, грязи, мусора и других посторонних предметов;

удаление разрушенного и отслоившегося герметика и заделку (заливку) швов и трещин новым герметиком;

текущий и капитальный ремонт элементов аэродромных покрытий;

обновление дневной маркировки покрытий и переносных маркировочных знаков;

поддержание ровности и равнопрочности грунтовой части летного поля; задернение разрушенного дернового покрова с устранением колей и выбоин; проведение мероприятий по укреплению грунтов рабочей части летных полей и обеспечению их эрозионной устойчивости; обеспыливание поверхности летного поля;

поддерживание травостоя установленной высоты и качества;

обеспечение поверхностного стока веды с летного поля и его сооружений и пропускной способности водоотводных и дренажных устройств;

удаление резиновых отложений, битумных и масляных пятен и т.п. загрязнений поверхности покрытий.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕТНОГО ПОЛЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Содержание летного поля аэродрома в зимний период представляет собой комплекс мероприятий и работ, направленных на подготовку летного поля к полетам. К ним относят:

очистку искусственных покрытий, гоночных площадок, заземляющих устройств, "огней" (светильников) очищаемых зон ЛП, участков курсовых и глиссадных радиомаяков (КРМ, ГРМ, РМС) от снега, слякоти;

предупреждение и удаление гололедных и снежно-ледяных образований;

уплотнение снега до требуемой толщины 6-8 см с последующей очисткой поверхности от выпавших осадков, если принят и используется метод очистки на аэродроме;

выравнивание и уплотнение снежных отложений, если применяется метод уплотнения;

устранение колейности и выбоин на заснеженных летных полях аэродромов;

выравнивание снежных отложений и валов за пределами ВПП, обочин РД, МС и перронов с планировкой откосов;

проведение снегозадержания на летных полях;

вывоз скоплений снега в места выкладок снега;

борьба с зимней скользкостью на внутриаэропортовых дорогах, подъездных путях и привокзальных площадях.

Аэродромное обеспечение полетов связано с качеством очистки поверхности покрытий от воды, снега, снежно-ледяных образований и гололеда. Эти факторы практически постоянно изменяют сцепные свойства и другие характеристики поверхности покрытий.

Технологические операции по очистке покрытий и других элементов летного поля от атмосферных осадков рекомендуется выполнять специальными аэродромно-уборочными машинами.

В зимних условиях необходимо сокращать время очистки покрытий и других элементов летного поля и вести их подготовку без прекращения летной эксплуатации, в "окна" между полетами ВС. Эту проблему рекомендуется решать, применяя технологию скоростной очистки машинами, которые выполняют все технологические операции снегоуборки: сдвигание, подметание и переброс обвалованного снега за пределы ИВПП равномерной массой.

При содержании аэродромов (вертодромов) в зимнее время особенно трудоемким является предотвращение и устранение снежно-ледяных и гололедных образований, которые выполняются химико-механическим, тепловым и комбинированным методами.

В условиях необходимости сокращения времени на очистку покрытий в основном рекомендуется применение химико-механического метода.

Предотвращение льдообразований проводится антигололедными реагентами при своевременном их прогнозировании.

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦЕПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Эксплуатация аэродромов» являются: формирование у студентов способности и готовности производить обоснование эффективных управленческих решений, используя знания, умения и навыки применения математических методов и инженерных расчетов, изучение основ деятельности организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации в современных условиях, а также привитие практических навыков в выполнении практических расчетов при решении конкретных производственных задач.

Задачей дисциплины является формирование у студента знаний, позволяющих создавать условия для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации, обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности, защиты интересов пассажиров при пользовании услугами воздушного транспорта.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

§ Основные положения по эксплуатации аэродромов

§ Этапы общие положения по подготовке летного поля к полетам

§ Маркировку аэродромных и высотных препятствий

§ Содержание и ремонт летного поля в летний период

§ Зимнее содержание летных полей

§ Содержание вертодромов и посадочных площадок для вертолетов

§ Особенности содержания летных полей в районах крайнего севера

§ Содержание внутриаэропортовых дорог и площадей

§ Эксплуатацию Базы аэродромной службы аэропорта

§ Содержание гидроаэродромов

§ Методика оценки эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий

§ Определение возможности эксплуатации воздушных судов на аэродроме по методу «ACN – PCN»

§ Методы и средства оценки условий торможения воздушных судов

§ Определение необходимой толщины льда для эксплуатации различных типов ВС, машин и механизмов

Уметь:

· проводить эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади;

· разрабатывать изменения к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок; обеспечение информацией об ограничениях, действующих на аэродроме;

· согласовывать и вести контроль за строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории;

· обеспечивать орнитологическое обеспечение;

· обеспечивать контроль за работой сторонних подрядных организаций на аэродроме;

· обеспечить спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий.

Владеть:

· Мероприятиями по совершенствованию управления трудовыми ресурсами при аэродромном обеспечении полетов;

· Методами реализации на практике ресурсосберегающих и природоохранных технологий при аэродромном обеспечении полетов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение

Цели и задачи дисциплины «Эксплуатация аэродромов»

Тема 4. Содержание и ремонт летного поля в летний период

Общие положения и требования к содержанию и ремонту летного поля. Содержание летного поля с искусственными покрытиями.

Содержание грунтового летного поля. Содержание водоотводных и дренажных систем. Содержание площадок специального назначения, аэродромного оборудования и устройств.

Мероприятия по предотвращению досрочного снятия авиадвигателей и воздушных винтов из-за попадания посторонних предметов. Мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов на аэродромах.Содержание территории аэропорта.

Тема 5. Зимнее содержание летных полей

Общие положения. Зимнее содержание летных полей с покрытием. Зимнее содержание грунтовых летных полей. Содержание ледовых летных полей. Мероприятия по снегозадержанию на летных полях.

Тема 6. Содержание вертодромов и посадочных площадок для вертолетов

Общие положения и требования к содержанию. Дневная маркировка вертодромов и посадочных площадок. Мероприятия по исключению или уменьшению образования снежного (пыльного) вихря.

Тема 8. Содержание внутриаэропортовых дорог и площадей

Работы выполняемые при содержании внутриаэропортовых дорог и площадей. Уборка внутриаэропортовых дорог. Водоотводные сооружения внутриаэропортовых дорог и привокзальных площадей.

Тема 10. Гидроаэродромы

Общие положения. Требования к гидроаэродромам. Оборудование гидроаэродромов. Содержание акватории гидроаэродромов.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Аэродромные покрытия: современный взгляд / В.А.Кульчицкий, В.А.Макагонов, Н.Б.Васильев и др. - М.: Физматлит, 2002. - 522с.

2. Ашфорд Н.Я., Райт П.Х. Проектирование аэропортов. /Пер. с англ. Ноздрикова В.И. - М.: Транспорт, 1988. - 328 с.

3. Ашфорд Н.Я., Стентон Х.П., Мур К.А. Функционирование аэропорта. /Пер. с англ. Ноздрикова В.И. - М.: Транспорт, 1991.- 372 с.

4. Блохин В.И. Основы проектирования аэропортов. – М.: Транспорт, 1985. 208 с.

5. Белинский И.А., Самородов Ю.А., Соколов B.C. Зимнее содержание аэродромов. - М: Транспорт, 1982. - 193 с.

6. Викторов Б. И. Наземные сооружения аэропортов. – М.: Транспорт, 1991. - 392 с.

7. Горецкий Л.И., Могилевский Д.А. Эксплуатация аэродромов. - М.: Транспорт, 1980.-302 с.

8. Гражданские аэродромы / Под ред. проф. В.Н.Иванова. - М.: Воздушный транспорт, 2005. - 277с.

9. Ключников Г.Я., ОЛАГА, «Реконструкция аэропортов» 1990., 84 с.;

10. Олянюк П.В. Мировая система воздушного транспорта: Учебное пособие для вузов / П. В. Олянюк. - 2-е изд., доп. - СПб.: ГУГА, 2006. - 282с.

11. Основы авиации (введение в специальность): Учебное пособие для вузов. Допущ. УМО / И. А. Долгоруков, Г. В. Коваленко, А. Л. Микинелов. - СПб.: ГУГА, 2010. - 173с.

12. Петухов, Г.И. Аэропорты и их эксплуатация: Учеб. пособ. для сред. спец. учебных зав. ГА / Г. И. Петухов. - М.: Трансп., 1980. - 120с.

13. Эксплуатация аэродромов: Учебник для студ. вузов / Л. И. Горецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986. - 280с.

14. Нормы годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (НГЭА СССР) Приказ ДВТ от 29.11.93 № ДВ-156/и (с поправками от 1 до 25, дата начала применения поправки № 25 - 01.10.2005г.)

Дополнительная

1. ИКАО. Международные стандарты и рекомендуемая практика. Аэродромы. Приложение 14 к конвенции о международной гражданской авиации. Том 1. «проектирование и эксплуатация аэродромов». Изд. 3.-1999-261с.

2. Воздушный кодекс РФ (официальное издание). - М.: Воздушный транспорт, 1998. -28 с. Актуализация 2014 года

3. Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 г. №599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».

5. Приказ Минтранса России от 16.07.2012 года № 236 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта исполнения государственных функций по организации и проведению в установленном порядке обязательной сертификации аэропортов и ведении государственного реестра аэропортов Российской Федерации»

6. Приказ Минтранса России "Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" от 12 мая 2005г. №45

7. Авиационные правила, часть 139, том 1 «Правила сертификации аэродромов».

8. ФАП «Сертификация аэропортов. Процедуры». Приказ ФСВТ России от 24.04.2000г. № 98.

9. ФАП «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских ВС». Приказ № 121 от 06.05.2000г

10. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов (РЭГА). – М.: Воздушный транспорт, 1996-232с.

11. СНиП 32-03-96. Аэродромы. – М.: Минстрой России, ГУП ЦПП, 1996.

12. Приказ Минрегиона России от 30.06.2012года №277 Об утверждении свода правил СП 121.13330.2012 «СНиП 32-03-96 «аэродромы».

13. «Положение об аэропортах РФ». Приказ: Министерство транспорта РФ от 1 ноября 1995г. №ДВ-121.

14. Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в ГА (РООП ГА). – М.: Воздушный транспорт, 1989г.

Периодические издания

Airport international

Авиатранспортное обозрение

Airports international / Международные аэропорты

Бюллетень транспортной информации

Воздушный транспорт (с указателями)

Вестник транспорта

Воздушный транспорт гражданской авиации

Гражданская авиация

Транспорт: наука, техника, управление

Информационно-справочные материалы в сети Internet:

Информационно-правовая система http://www.consultant.ru/

Информационно-правовая система http://www.garant.ru/products/bank/

Научная электронная библиотека eLibrary.ru – свободный доступ

База данных «Авиатор».

 

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА(РОСАВИАЦИЯ)

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

 

 

 

«ЭКСПЛУАТАЦИЯ АЭРОДРОМОВ»

Методические указания по изучению дисциплины

и выполнения курсовых работ

 

Для студентов ФАИТОП (ОрАД), ЗФ (ОрАД)

ЗФ (БТП)

 

Санкт-Петербург

Одобрено и рекомендовано к изданию

Учебно- методическим советом Университета

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АЭРОДРОМОВ: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы /Университет ГА. С.-Петербург, 2014.

Издаются в соответствии с программой дисциплины «Эксплуатация аэродромов»

Содержат программу, методические указания по изучению дисциплины, задание на курсовую работу, перечень вопросов к итоговому контролю,

Список литературы.

Предназначен для студентов ФАИТОП (ОрАД), ЗФ (ОрАД), ЗФ (БТП).

 

Ил 6, табл. 7, библ. 28.

 

Составители: Семенов Н.А., доц.

Островерхов А.Е., ст. преп.

 

 

Рецензент

 

Принятые сокращения

АИП — сборник аэронавигационной информации

АМСГ — авиационная метеорологическая станция (гражданская)

ACN — классификационное число воздушного судна

БАСА— база аэродромной службы аэропорта

БПБ — боковая полоса безопасности

ВПП — взлетно-посадочная полоса

ГВПП— грунтовая ВПП

ИВПП— ВПП с искусственным покрытием

КПБ — концевая полоса безопасности

КТА — контрольная точка аэродрома

ЛП — летная полоса

МК — магнитный курс (взлета, посадки)

МРД — магистральная рулежная дорожка

МС — место стоянки воздушного судна

НОТАМ — извещение пилотам о состоянии аэродромов радиотехнических средствах, системах посадки и т. п.

НГЭА— нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов

ПВП — полоса воздушных подходов

ПМПУ — посадочный магнитно-путевой угол рабочего направления ВПП

PCN— классификационное число покрытия

РД— рулежная дорожка

РМС— радиомаячная система

СТТ— служебно-техническая территория

СВЧ— сверхвысокие частоты

ЦАИ— центр аэронавигационной информации

ВВЕДЕНИЕ

Регулярность полетов напрямую зависит от состояния аэродрома. Организаций работ по эксплуатационному содержанию и ремонту аэродромов занимается аэродромная служба. Она обеспечивает постоянную пригодность аэродрома к полетам в любое время года и суток.

Основные задачи аэродромной службы: подготовка к эксплуатации, содержание и текущий ремонт летного поля и искусственных покрытий, дренажно-водосточных систем, подъездных и внутриаэродромных дорог, а также всех сооружений СТТ. Правильная эксплуатация и своевременный ремонт увеличивают срок службы аэродромных сооружений и снижают вероятность аварии самолета при взлете или посадке.

Список работ меняется в зависимости от времени года. Наиболее сложным считается зимний период (срок работы в аэродромной службе измеряется зимами), когда требуется оперативно убирать снег и лед с полосы, предупреждать образование гололеда, проводить снегозащиту сооружений аэродрома. В летний период выполняют текущий ремонт аэродромных покрытий, обеспечивают их чистоту от пыли и грязи, наносят маркировку.

Планирование работ проводится с максимальным использованием свободного от полетов времени. Часто работы проводят в ночное время.

 

Аэродромное обеспечение - комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121)

 

Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ) (рис 1)

 

рис. 1 Класс А: 1 - перрон; 2 – соединительные РД; 3-магистральная РД; 4 – концевые полосы торможения (КПТ); 5 – боковые полосы безопасности (БПБ); 6 – грунтовая взлетно-посадочная полоса (ГВПП); 7 – взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием (ИВПП); 8 – скоростные РД; 9 – предстартовые площадки; 10 – площадки специального назначения; 11 – места стоянок самолетов (МС).

Обязательная сертификация в области по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации проводится в целях:

- создания условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;

- обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;

- защиты интересов пассажиров при пользовании услугами воздушного транспорта.

Аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя:

- эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади;

- разработку изменений к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок; обеспечение информацией об ограничениях, действующих на аэродроме; внесение изменений в документы аэронавигационной информации;

- согласование и контроль за строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории;

- подготовку документации по вводу вертолетных площадок в эксплуатацию в зоне ответственности аэропорта и осуществление контроля за их техническим состоянием;

- обеспечение работ по ликвидации последствий авиационных происшествий имеющимися в наличии средствами и техникой в составе аварийно-спасательной команды аэропорта;

- орнитологическое обеспечение;

- обеспечение контроля за работой сторонних подрядных организаций на аэродроме;

- обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий;

- обеспечение спецмашинами перевозок в пределах аэропорта работников, хозяйственных и иных грузов;

- обеспечение спецмашинами работ по организации аварийно-спасательных работ, медицинскому обеспечению полетов, расследованию авиационных и транспортных происшествий;

- организацию технической эксплуатации и ремонта спецтранспорта согласно требованиям инструкций предприятий-изготовителей;

-обеспечение подготовки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска;

- эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов;

- техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования;

- обеспечение спецмашинами работ по проведению технического обслуживания воздушных судов;

- обеспечение спецмашинами работ по заправке авиационными горючесмазочными материалами и специальными жидкостями (далее - авиаГСМ) воздушных судов, сливу авиаГСМ из баков воздушных судов;

- встреча и сопровождение воздушных судов.

Согласно «Норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов» по главному эксплуатационному признаку аэродромы подразделяются на 6 классов, в зависимости от длины ИВПП в стандартных условиях (таблица 1.) На многополосном аэродроме устанавливается класс каждой ИВПП.

Таблица 1

 

Показатель Класс ИВПП
А Б В Г Д Е
Минимальная длина ИВПП в стандартных условиях, м            

 

Аэродромы, в отличие от аэропортов, подразделя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.79 (0.013 с.)