Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние темперамента на установление межличностных отношений в группе сверстников в младшем школьном возрасте.

Поиск

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А. И. ГЕРЦЕНА

 

Институт детства

По дисциплине:

Психология дошкольного и начального образования.

Проект на тему:

Влияние темперамента на установление межличностных отношений в группе сверстников в младшем школьном возрасте.

 

 

Выполнила:

Студентка

2курса, 2группы

дневного отделения

Шибзухова Карина Султановна

 

 

Санкт-Петербург 2013

 

Содержание

Введение3

Глава I6

1.1 Темперамент как индивидуально – типологическое свойство личности.6

1.2. Межличностные отношения младшего школьника в группе сверстников9

1.3. Роль темперамента в установлении межличностных отношений в группе младших школьников..13

Глава II16

2.1Методики, направленные на диагностику межличностных отношений детей младшего школьного возраста в группе сверстников..16

2.2 Опросники для родителей и учителей, направленных на определение типа темперамента..18

Глава III33

Глава VI.Заключение..45

Глава V.Список литературы..47

Введение

 

Одна из заметных тенденций нашего времени – это воспитание гармонично развитой личности. Как любая личность, младший школьник, общается с другими детьми. И характер их взаимоотношений не менее важен,чем у подростков или взрослых людей.

Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Исходя из этого, одной из наиболее актуальных, стала проблема влияния индивидуально – психологических характеристик на установление межличностных отношений младших школьников. К индивидуально – психологическим характеристикам относятся психические процессы, свойства личности и, прежде всего, свойства темперамента.

Говоря о темпераменте, имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально – устойчивые особенности психической деятельности и поведения [11]. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента одного человека закономерно связаны между собой, образуя при этом, определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента. Кроме того, свойства темперамента связаны не только между собой, но и с другими свойствами личности и межличностных отношений в различных социально – психологических группах. Индивидуально – психологические характеристики, а также способность их проявления, особенно значимы для формирования межличностных отношений в группе младших школьников.

Это было доказано в трудах многих ученых, занимавшихся данной проблемой, а, именно, в работах Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной, М.И. Лисиной, С.Ф. Устименко, К.Н. Волкова, Я.Л. Коломинского, А.Н. Сизанова и других.
Но, несмотря на большое количество исследований, проводимых по проблеме изучения психологических причин, влияющих на межличностные отношения в группе младших школьников, как в нашей стране, так и за рубежом, эта тема не до конца изучена и требует дальнейшего изучения. Одним из путей решения проблемы является изучение проявления свойств темперамента в межличностных отношениях младших школьников в группе сверстников. Так как именно в младшем школьном возрасте складываются зачастую первые для ребенка межличностные отношения со сверстниками, то очевидна необходимость изучения взаимосвязи между свойствами темперамента и характером межличностных отношений в данном возрастном периоде.


Анализ теоретического материала и психолого-педагогической практики показывает, что существует, до сих пор, определенные противоречия, определяющие актуальность исследования.


-Противоречие между глубоким изучением темперамента в его взаимосвязи с различными особенностями поведения, общения и деятельности в отечественной и зарубежной психологии и недостаточностью изучения детского темперамента и его проявлений в межличностных отношениях в группе сверстников в начальной школе.


-Противоречие между актуализированными требованиями осуществления индивидуального подхода к развитию индивидуальности в процессе образования и недостаточностью теоретических знаний о роли темпераментных характеристик в становлении межличностных отношений личности.

-Противоречие между возрастающей потребностью родителей в психологической помощи в форме консультирования и ограниченностью теоретически обоснованных программ деятельности детского практического психолога, ориентированных на развитие детской индивидуальности и на социальную адаптацию детей с различными темпераментными характеристиками и проблемами во взаимоотношениях со сверстниками. Стремление найти пути разрешения данных противоречий и определило проблему исследования.

Проблемой исследования является научное обоснование взаимосвязи индивидуально – динамических свойств психики младшего школьника с социально – психологическими особенностями его личности, а, именно, с характером межличностных отношений ребенка младшего школьного возраста в группе сверстников.

Целью данного исследования будет являться изучение влияния темперамента на установление межличностных отношений со сверстниками в младшем школьном возрасте.

Исходя из вышеизложенного понимания проблемы, были сформулированы объект, предмет и гипотеза исследования.

Объектом исследования являются свойства темперамента личности младшего школьника.

Предметом данного исследования является влияние темперамента на установление межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

в зависимости от типа темперамента складывается характер межличностных отношений младших школьников в группе сверстников.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решение следующих задач:


1. Проанализировать темперамент как индивидуально – типологическое свойство личности.

2. Изучить особенности межличностных отношений младших школьников в группе сверстников.


3. Определить, какова роль темперамента в установлении межличностных отношений со сверстниками в младшем школьном возрасте. 


4. Подобрать методики, направленные на диагностику межличностных отношений детей младшего школьного возраста в группе сверстников.


5. Подобрать специально предназначенные для родителей и учителей опросники, направленные на определение типа темперамента ребенка. 


6. Подобрать рекомендации для родителей детей с различным типом темперамента.

 

Опросник

1. Мой ребенок активно играет и сильно брызгается во время купания.

2. Проводя время с другими детьми, мой ребенок испытывает удовольствие.

3. Мой ребенок чувствителен к запахам, он обращает внимание на неприятные запахи.

4. Мой ребенок застенчив и робок с незнакомыми взрослыми.

5. Когда мой ребенок увлечен, каким-нибудь занятием (играет с конструктором, головоломкой, рисует и т. п.), то может без отдыха работать очень долго, пока не закончит.

6. Мой ребенок имеет стул каждый день примерно в одно то же время.

7. Мой ребенок ест пищу, которую раньше не любил.


8. Мой ребенок с большим удовольствием ест любимые блюда и упорно отвергает нелюбимые.

9. Моего ребенка легко отвлечь от плохого настроения (с помощью шутки, ласки и пр.)

10. Мой ребенок застенчив и робок при встрече с незнакомым ребенком.

11. Мой ребенок обращает внимание на громкость звука (жалуется на слишком громкие звуки, музыку и т. п.)

12. Моего ребенка приходится долго уговаривать надеть нужную одежду, если сам выбрал другую.

13. Мой ребенок просит перекусить (бутерброды, фрукты, печенье) всегда в одно и то же время.

14. Мой ребенок пересказывает события прошедшего дня с упоением.

15. Мой ребенок ведет себя непринужденно в гостях после нескольких визитов.

16. Если мой ребенок расстроен или у него что-то не получается, он может крикнуть, «хлопнуть дверью», швырнуть игрушку и т. п.

17. Если мой ребенок захочет игрушку или сладости в магазине, его легко уговорить на замену.

18. Мой ребенок чаще бегает, чем ходит, и дома, и на улице.

19. Мой ребенок получает удовольствие, когда ходит по магазинам с родителями.

20. Моему ребенку требуется одно и то же время, чтобы заснуть после того, как он ляжет в постель.

21. Мой ребенок любит пробовать новые блюда.

22. Когда мама занята и не может заниматься со своим ребенком, он уходит, занимается и играет один, а не пристает к маме.

23. Мой ребенок обращает внимание на цвет предметов, например, может сказать: «Какой красивый (или некрасивый) цвет».

24. На детской площадке мой ребенок бегает, падает, прыгает и постоянно находится в движении.

25. Если моему ребенку что-то не нравится (например, стрижка в парикмахерской, умывание и т.п.), он будетдолго противиться.

26. Мой ребенок отвлекается на внезапный шум или оживление вокруг него, даже когда он занят любимой игрой.

27. Если прервать любимое занятие моего ребенка, он лишь немного покапризничает.

28. Если моему ребенку что-то пообещаешь, он постоянно будет напоминать об этом.

29. Мой ребенок ссорится, когда играет с другими детьми.

30. Мой ребенок боится подойти к чужим детям и играть с ними (на детской площадке, на елке, на празднике, в гостях и т. п.).

31. Длительность ночного сна моего ребенка не постоянна.

32. Мой ребенок замечает, какую пищу, он ест (холодную или горячую).

33. Мой ребенок быстро преодолевает смущение перед незнакомым взрослым.

34. Мой ребенок спокойно сидит, когда слушает сказку или интересную книгу.

35. Когда ребенка ругают родители и делают ему замечание, он не плачет и не кричит, а лишь немного похнычет.

36. Если мой ребенок на что-то сердится, его трудно успокоить.

37. Когда мой ребенок, учится какой - либо новой подвижной игре (например, катанию на коньках), он проводит много времени, практикуясь в этом.

38. Мой ребенок голоден каждый день в разное время.

39. Мой ребенок очень чувствителен к изменению яркости света.

40. Мой ребенок с трудом засыпает на новом месте в течение нескольких дней.

41. Мой ребенок с нетерпением ждет того дня, когда он сможет пойти в школу.

42. Мой ребенок чувствует себя свободно в новой остановке (когда семья отправляется в путешествие, на отдых и т.п.).

43. Если ребенку не покупают в магазине того, что он просит, ребенок активно выражает свое недовольство.

44. Моего ребенка трудно успокоить, если он расстроен.

45. Когда погода плохая, и ребенок вынужден находиться дома, он носится по комнатам, и его трудно занять тихими, спокойными играми.

46. Мой ребенок ведет себя непринужденно с незнакомыми взрослыми, которые приходят к нам в дом.

47. Моему ребенку свойственно есть мало в один день и много – в другой.

48. Если у ребенка что-то не получается (трудная игра, головоломка и т. п.), он быстро меняет занятие.

49. Мой ребенок обращает внимание на температуру в доме или на улице.

50. Мой ребенок заметно расстраивается, когда ломается его любимая игрушка или игра.

51. В новой ситуации (например, в больнице, в детском саду, в школе и т. д.) мой ребенок в течение нескольких дней чувствует себя комфортно.

52. Мой ребенок легко соглашается на выполнение неприятных для него процедур (стрижка ногтей, причесывание и т. п.), если его чем-то занять (игрой, сказкой, телевизором).

53. Мой ребенок ведет себя спокойно во время просмотра детского кинофильма или телепрограммы.

54. Мой ребенок кричит, громко спорит, когда ему предлагают переодеться.

55. Мой ребенок просыпается в одно и то же время, даже в воскресные дни и праздники.


56. Когда у ребенка что-то не получается в игре, он идет жаловаться своим родителям на других детей.

57. Мой ребенок жалуется, когда ему неудобна одежда.

58. Мой ребенок быстро успокаивается, если был, сердит или чем-то недоволен.

59. Мой ребенок быстро привыкает к новому распорядку дня, если происходит, какое-то изменение в повседневной жизни (не может пойти в детский сад, изменения в занятиях и т.п.).

60. Мой ребенок спокойно играет с игрушками и куклами на детской площадке или в парке.

61. Мой ребенок ведет себя спокойно, когда другой ребенок берет его игрушки.

62. Мой ребенок расстраивается, когда остается один без родителей в незнакомой обстановке (в школе, поликлинике, детском саду, на уроке музыки, в лагере и т.п.)

63. Моего ребенка трудно отвлечь или заставить прекратить свое занятие, если он им увлечен.

64. Мой ребенок любит спокойные занятия (такие, как рукоделие, просмотр телепрограмм, чтение или рассматривание книжек).

65. Мой ребенок расстраивается, когда теряет свои игрушки.

66. Мой ребенок предпочитает знакомую одежду новой.


67. Мой ребенок обращает внимание на испачканную или промокшую одежду.

68. Мой ребенок с трудом привыкает к распорядку дня в другом месте.

69. Мой ребенок воспринимает события спокойно, без волнения.

70. Мой ребенок легко ждет, если завтрак, обед или ужин откладываются на час или более.

71. Мой ребенок быстро перестает надоедать, если ему предложить занятие.

72. Мой ребенок отказывается от посторонней помощи, когда он чем-то занят.

Холерик.

Рекомендации: Занятия и увлечения. Главное – направить бешеную энергию холерика в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе. Для избавления от торопливости и невнимательности, для укрепления тормозных процессов, занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

Общение. Особенно важно научить холерика налаживать отношения в коллективе. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения. Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей. Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми. Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример других детей, это вызовет только злость.


Сангвиник.

Рекомендации: Занятия и увлечения. Сангвиникам необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс. Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий. Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности. Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.


Флегматик.

Рекомендации: Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.


Меланхолик.

Рекомендации: Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться". Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах. Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню. Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.


За это время в классе между детьми сложаться какие-либо отношения. И уже узнав, их темперамент, я смогу провети методикусоциометрии Дж. Морено. Целью, которого является: выявить важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»). Также этот метод выявляет: внутригрупповые связи, систему взаимоотношений, систему общения, а, следовательно, и структуру межличностных отношений в группах сверстников, в том числе в группах сверстников младшего школьного возраста.

Узнав характер взаимоотношений в классе можно будет провести игры, при которых учитывается различный тип темперамента каждого ребенка. Также игры будут улучшать взаимоотношения учителя и учеников.

Первая игра: Только вместе.[15]

Цели. В ходе этой игры дети получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроится друг на друга. Очень хорошо, если у детей есть возможность поиграть в эту игру с разными партнерами.

 

Ø Инструкция. Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь мне очень интересно, сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опиратьсяна спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться.

Вторая игра: Друг к дружке!

Цели. Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаиможействия почти всех детей друг с другом, также оно является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха. В этой игре дети могут почувствовать все свое тело. Кроме того, детям самого младшего возраста это упражнение помогает научиться более точно индентифицировать различные части тела.

Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку.. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом: - правая рука к правой руке!

- нос к носу!

- спина к спине!

Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке!», вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке! Ухо к уху!»

- бедро к бедру!

- -пятка к пятке!

Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом7

 

o Третья игра: «Картонные башни»

Цель. Это очень увлекательная игра, в ходе которой дети пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справится с трудным заданием. При этом они могут создать реально работающую команду. Есть два варианта игры.

 

Невербальный. В этом случае дети не имеют права говорить друг с другом в ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов.

 

Вербальный. В этом варианте дети могут обсуждать между собой процесс выполнения задания.

 

Невербальный вариант имеет то преимущество, что заставляет детей быть более внимательным. Возможно, этот он более подойдет для первой игры, а через некоторое время игру можно будет повторить в вербальном варианте.

 

Материалы. Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером, корме того, каждой группе необходимо повторить в вербальном варианте.

 

Ø Инструкция. Разбейтесь на группы по шесть человек. Каждая группа должна посторить сейчас свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы посторить башню. А теперь очень важный момент-пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.

Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню.

 

o Четвертая игра: «Сиамские близнецы»

Цели. Чтобы дети смогли по-настоящему наладиться этой игрой, надо, чтобы у них было развито терпение, необходимо при любом тесном сотрудничестве. Им поможет в этом знакомство с более простыми играмина коорерацию.

Материалы. Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата А3) и восковые мелки.

Ø Инструкция. Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово «сотрудничать»? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали?

Теперь разбейтесь на пары. Остальные пока будут смотреть.

В том, что не не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели «вприглядку» учатся и, пока другие играют, могут подготовится к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.

Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.

Обмотайте бинтом предплечья и логти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.

Когда вы будете рисовать, помните правило-рисовать можно только прявязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.

Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотерть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете учиться тому, как можно взаимодействовать.

Предоставьте парам 5-6 минут на каждую картину затем предложите рисовать следующей группе.

Есть несколько более сложных вариантов этой игры, которые могут оживить ее. Одному из партнеров завязывают глаза, и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми галазми будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.

 

o Пятая игра: «Интерью»

Цели. Для того чтобы у детей установился хороший контакт с учителем, им очень важно знать о нем то, про что они время от времени думают или фантазируют. К таким вопросам относятся, например:

-замужем ли вы?

-Есть ли у вас дети?

-Как вы обходитес со своими детьми?

-Получали ли вы когда-нибудь двойки?

-Проваливали ли вы когда-нибудь экзамен?

-Выпивали ли вы когда-нибудь?

-Пробовали ли вы когда-нибудь наркотики?

-Чего вы боитесь?

 

Эта игра поможет вам улучшить контакт с детьми. Если вы постоянно работаете с одними и теми же детьми, то можете повторить это упражнение несколько раз. Если вы только начали работать с классом, то игра даст вам возможность создать в нем атмосферу открытости и честности. Особенно хорошоэта игра работает, когад дети ведут себя чересчур неуверенно или слишком беспокойно.

Ø Инструкция. Я хочу предложить вам сыграть в игру, которая протекает следующим образом… У вас есть десять минут на то, чтобы побольше узнать обо мне. Каждый

из вас может подойти ко мне и задать какой-нибудь вопрос. Ну, например: «Вы замужем?» После того как один ученик задаст свой вопрос, он возвращается на свое место, а я отвечаю. Затем ко мне может подойти следующий и задать свой вопрос. Итак, у вас ровно десять минут, чтобы получше познакомиться со мной. Но я хочу удолетворить и свою собственную любознательность, и потом я буду задавать вопросы всему классу. Я уверенна, что после такой игры мы будем больше знать друг о друге, и это поможет нам легче находить общий язык.

Вопросы, которые вы будете задавать всему классу, могут быть, например, такими:

-Есть ли в вашей семье, кроме вас, еще и другие дети?

-Кто из вас самый старший(самый младший) ребенок в семье?

- У кого из вас самое необычное увлечение, хобби?

-У кого из вас самый активный темперамент?

-Кого в классе все слушают?

-Кто из вас самый большой фантазер?

 

По-моему, мнению эти игры хорошо подайдут детям, при этом будет учитываться темперамент и будут заметны улучшение межличностных отношений, которые важны для младшего школьника. При этом учитель принимает участие в формирование или корректировки отношений между детьми в классе.

 

Как уже отмечалось учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальный для учеников условий обучения. Рассмотрим некоторые конкретные рекомендации. Однако прежде заметим, что преподаватель должен все время помнить, что в результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.[2]

ü Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников – нужно опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не повесил пальто на вешалку и т. д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование).

Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции больше всего подходит ему. Он быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.

Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.

Глава IV. Заключение

В ходе нашего исследования были выделены следующие выводы: 1)Темперамент – это важнейшая характеристика индивида со стороны его динамических особенностей интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. 2)Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов, влияющих на них. Межличностные отношения младших школьников зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.Индивидуально – динамические свойства психики ребенка взаимосвязаны с социально – психологическими особенностями личности ребенка младшего школьного возраста.

Таким образом, подтверждается гипотеза. Я подтверждаю, что в зависимости от типа темперамента складывается характер межличностных отношений младших школьников в группе сверстников:

v Холерики очень общительны, в классе обычно занимают лидирующие позиции. Они легко входят в контакт со сверстниками, являются активными членами детского коллектива, всегда находятся в окружении ребят. Однако, из-за своей вспыльчивости, они часто конфликтуют с другими детьми.


v Сангвиники легко понимают других людей, склонны принимать их такими, какими они есть. Они не стремятся к лидерству, но часто занимают лидирующее положение в компании. Сангвиники очень дружелюбны и имеют большое количество друзей.

v Флегматикам сложно налаживать контакты с детьми. Они не стремятся к лидерству, не любят принимать решения. Они предпочитают знакомые и нешумные развлечения. Обычно имеют немного друзей, но их отношения постоянны.

v Меланхолики с трудом включаются в отношения со сверстниками. Они предпочитают находиться в одиночестве. Они часто чувствуют себя «белыми воронами» в коллективе. Дети часто игнорируют их.

При помощи соответствующих методов исследования, можно также подтвердить данную гипотезу.

При помощи методик, входящих во вторую главу, можно определить положение каждого ребенка в группе, его социометрический статус, проанализировать структуру межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста. С помощью предложенных в работе опросников, учителя и родители могут самостоятельно определить тип темперамента ребенка и учащегося.


Рекомендации, подобранные для родителей детей с различными типами темперамента, помогут избежать конфликтов между родителями и детьми, а также с их помощью родители могут помогать ребенку налаживать отношения в коллективе.

Глава V. Список литературы.

1.Петровский А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. - М.: Наука, 1995.

2.Крутецкий В. А. Психология / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986 – 188 c.

3.Немов Р. С. Психология. Книга первая. Общие основы психологии 3-е издание / Р. С. Немов. – М.: Владос, 1999 – 397 c.

4.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/24.php

5. Фашберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. Г. Фашберг. – М.: Логос, 2005. 


6.Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. - М.: АСТ, 2007. - 304 с.

7.Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. 8.Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.

8.Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.188 (0.014 с.)