Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретические основы исследования влияния темперамента на установление межличностных отношений со сверстниками в младшем школьном возрасте.

Поиск

 

1.1 Темперамент как индивидуально – типологическое свойство личности.

 

Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакт с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны, Причем имелись в виду чисто внешние проявления, безотносительно к тому, умен человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д. [2]

Наблюдая за поведением детей, за тем, как они учатся, играют, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обратим внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, подвижности, эмоциональности, т. е. Различия их темпераментов.

Рассмотрим некоторые определения темперамента.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. [2] Есть, не много другое определение темперамента. Это совокупность устойчивых индивидуальных психофизиологических свойств человека, от которых зависят динамические особенности его психических процессов, состояний и поведения.[3]

Несмотря на то что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. [4]

В настоящее время выделяют два основных показателей динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность выражается в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности, в различной быстроте и силе протекания психических процессов, в различной степени двигательной (или моторной) подвижности, быстроте или замедленности реакций. Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой- пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности, движения и речи. Второй показатель динамичности- эмоциональность- выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям).

Интерес к проблеме темперамента возник более 2,5 тысяч лет назад. Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis» и означает «надлежащее соотношение частей».
В наше время используется типология темпераментов, предложенная известнейшим древнегреческим врачом Гиппократом и его последователем Клавдием Галеном. Она основана на предположении о том, что все люди различаются соотношением четырех жидкостей, входящих в состав организма – крови, флегмы, желтой желчи, черной желчи. Согласно ей тип темперамента зависит от преобладания в организме одной из них. На основе этого были выделены 4 типа темперамента: флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик.

В XX в. эта теория была дополнена русским физиологом И.П.Павловым, который, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. Именно эти свойства он и положил в основу выделения четырех типов темперамента. И в зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:1."безудержный" (сильный, подвижный,неуравновешенный тип нервной системы (соответствует темпераменту холерика); 2."живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы (соответствует темпераменту сангвиника));
3."спокойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы (соответствует темпераменту флегматика));4."слабый" (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы (соответствует темпераменту меланхолика).

Рассмотрим краткую характеристику темпераментов:

Сангвинический темперамент. Представитель этого типа-живой, любознательный, подвижный ученик. Он является жизнерадостным и весёлым. Резкая смена настроения, означает, что он эмоционально неустойчивый. Быстро может поддаваться чувствам, и как правило они у него не сильны и не глубоки. Очень склонен к коллективу, легко находит новых друзей, общителен, доброжелателен, приветлив, легко может наладить хорошие отношения с любыми детьми. В конфликтах быстро забывает обиды, но свои неудачи относительно переживает легко. В учебной деятельности у сангвиников свои особенности. Если ребенку, такого типа, интересен материал, то он у ученика вызывает эмоциональный отклик. Соответственно ребенок быстро усваивает новый материал, быстро соображает, запоминает, легко переключает внимание. Но если же учебный материал не интересен и требует от ребенка длительной, однообразной работы, не вызывающей у ученика эмоционального отклика, то он плохо усваивает новое, отвлекается.

Флегматический темперамент. Представитель это типа медлителен, спокоен, нетороплив. Но зато в учебной деятельности, такой ученик проявляет основательность, продуманность, упорство. Как правили, все начатые дела доводит до конца. Смена обстановки неблагоприятно влияет на такого ребенка, потому как перемены он не любит. Все психические процессы протекают замедленно. Таким ученикам очень сложно в учебной деятельности потому, что там где нужно соображать быстро или быстро запоминать, флегматики оказываются «в пролете». Также в подобных ситуациях флегматик может проявить беспомощность, но зато если он запоминает, то это на долго и основательно.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, споен, в меру общителен, настроение устойчивое. Также его спокойствие проявляется и в отношениях к событиями явлениям жизни: его нелегко вывести из себя, порой даже невозможно; он уклоняется от ссор, из равновесия его даже не может вывести неприятности и неудачи. Таким детям нужен особенный педагогический контроль, как только он идет в школу.

Холерический темперамент. Представители этого темперамента часто отличаются быстротой(иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают быстро и интенсивно. В учебной деятельности у холериков можно заметить неуравновешенность; он с увлечением начинает изучать новый материал, проявляет инициативу, работает с подъемом. Но запас неровной энергии у него может быстро истощаться в процессе обучения, особенно если работа однообразна и требует усидчивости и терпения, именно тогда может наступить охлаждение, подъем и воодушевление исчезает, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственна этому темпераменту, это можно заметить в общение с людьми. Часто холерик очень резок, допускает вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность и на этой почве порой создает конфликтные ситуации.

Но также у холериков есть и положительные стороны: активность, энергичность, инициативность.

Меланхолический темперамент. У школьников этого темперамнта психические процессы протекают замедленно, ребята с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке дети с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у таких детей возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти преживания выражаются у них слабо. Такие дети склонны к замкнутости, избегают общения с незнакомыми детьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. В неблагоприятных условиях учебной деятельности у меланхоликов могут развиваться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, скрытность. Такой школьник избегает детский коллектив, уклонятеся от общественной деятельности, погружатся в собственные переживания. Но в благоприятных условиях для меланхоликов можно заметить его впечатлительность, тонкую эмоциональную чувствительность, острую восприимчивость окружающего мира. Все это позволяет ему добиться больших успехов в искусстве- музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличются мягкостью, тактичностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняет другим людям.

Но ошибочно предполагать, что одному человеку соответствует единственный тип темперамента. В каждом из нас присутствуют все типы, только в различном соотношении.

 

1.2. Межличностные отношения младшего школьника в группе сверстников.


 

Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений.

Младший школьник – это личность, которая также вступает в систему межличностных отношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение им навыков общения, происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
Над проблемой взаимных влияний и воздействий детей друг на друга работали многие известные психологи и педагоги, такие как Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков.
Каждый из них изучал межличностные отношения как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности. 
В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат. От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов развивающим личность. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Существует две большие группы таких чувств:
- конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям.
- дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям.
Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Маркс отметил: «Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которым люди как физически, так и духовно творят друг друга…». Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека. Человек не может не обмениваться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми. Общение характеризуется как наблюдаемый процесс в ходе которого развиваются, проявляются и формируются межличностные отношения.
Одним из явлений межличностных отношений выделяют взаимоотношения – личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние.
Взаимоотношения между учениками в классе – это те отношения, которые возникают в процессе их совместной деятельности. Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно авторитетным социально-психологическим образованием.
Одним из существенных видов групп является коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.
Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат – совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к членам коллектива; к руководителю.


Таким образом, межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.
Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль, оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. 
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и приятельскими. Товарищеское общение - эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское – как в классе, так и вне его.
Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.
Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией.

В этих процессах большая роль принадлежит учителю.
Ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво. 
В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения. В первом круге общения находятся те одноклассники, которые являются для ребенка объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть, у этого ученика нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай и группировку. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.
Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, составляют второй круг его общения в классе. Психологической основой первичного коллектива становится такая часть общего коллектива, где ученики взаимно составляют друг для друга второй круг желаемого общения.
Эти круги, конечно, не застывшее состояние. Одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками из других классов.


В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни. 
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. 


В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества.
Говоря о положении младшего школьника в системе личных взаимоотношений в группе, можно отметить, что оно зависит, во-первых, от качеств самого человека и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение (общественное мнение).
Таким образом, положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения.


В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:
- быть в центре внимания;
- общаться с большим количеством сверстников;
- стремиться быть лидером;
- общаться с избранным кругом сверстников;
- держаться в стороне;
- придерживаться линии сотрудничества;
- выражать доброжелательность ко всем;
- занять позицию соперничества;
- выискивать у других ошибки и недостатки;
- стремиться оказывать помощь другим.
Выбор вариантов поведения ребенка связан с различными установками семьи, школы, сверстников; с их ожиданиями, позицией, условиями, в которые попадает ребенок. 
Исследования показывают, что школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам.
Дети, не пользующиеся популярностью в классе, не удовлетворены своим положением, они настойчиво ищут общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны, конфликтуют, и это тормозит их нравственное развитие.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Дети, которые наиболее популярны в классе, характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие межличностных отношений младших школьников во многом обуславливается особенностями самих общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента и нервной системы, состояние здоровья, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Все эти факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

 

1.3. Роль темперамента в установлении межличностных отношений в группе младших школьников.

Остановимся на рассмотрении темперамента младшего школьника. Ребенок, обладающий определенным типом темперамента, может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах [14]. Учитель, зная об особенностях темперамента ребенка, должен так организовать его учебную деятельность, чтобы ребенок был заинтересован в процессе.

Исследователи и педагоги выделяют такие особенности темперамента, которые выявляются в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.

Сангвиник. Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы — увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ — заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.

Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

Холерик. Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

Флегматик. Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты- редкие, неэнергичные.

Меланхолик. На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики- ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.014 с.)