Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава II. Эмпирическое изучение влияние темперамента на установление межличностных отношений со сверстниками.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1Методики, направленные на диагностику межличностных отношений детей младшего школьного возраста в группе сверстников. Метод социометрии Дж. Морено [10]. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Этапы проведения социометрического метода: 1.Проведение подготовительной беседы(необходимо настроить испытуемых на сотрудничество,доверительность). 2. Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания: 1) С кем бы вы хотели сидеть за одной партой? 2) С кем бы ты хотел играть в одной команде? 3) Кого бы ты пригласил на свое день рождение? 4) С кем ты дружишь? 3.Испытуемым предлагается указать Фамилию или инициалы. 4.Составление социометрической матрицы. 5.Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент оптимальности отношений, коэффициент «изолированности», коэффициент взаимных выборов). По итогам исследования выявляются следующие статусные группы: 1.Группе«звезд» 2.Группа«предпочитаемых»: 3.Группа«пренебрегаемых»: 4. Группа «изолированных» Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников класса. Таким образом, данный социометрический метод позволяет выявить важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»). Также этот метод выявляет: внутригрупповые связи, систему взаимоотношений, систему общения, а, следовательно, и структуру межличностных отношений в группах сверстников, в том числе в группах сверстников младшего школьного возраста.
Проективная методика «Что мне нравится в школе?»[7] (Н.Г. Лусканова) Цель методики: выявление межличностных отношений детей в группе сверстников младшего школьного возраста, то есть выявление тенденции, как часто под заданным вопросом дети понимают именно общение с друзьями, с другими детьми, как часто дети рисуют совместные игры. Ход методики: детям предлагается нарисовать то, что им больше всего нравится в школе. При этом необходимо упомянуть, что за рисунки не ставятся отметки. Подведение итогов осуществляется по следующим критериям: 1. Несоответствие указанной теме; 2.Преобладание других мотивов, например, учеба. 3.Проявление детского негативизма. Ребенок отказывается рисовать на данную тему, а рисует то, что ему нравится. 4.Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки. 5.Дети рисуют друзей. Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно. По результатам исследования выявляют, что нарисовали дети в ответ на заданный вопрос. Обычно дети рисуют: саму школу, себя и друзей, себя и школу Если на рисунке у ребенка, кроме него самого изображены друзья, значит, он ассоциирует со школой не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. Она может быть изображена в виде класса, спортивного зала и т.д. Этот критерий предполагает какую – то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. С помощью этого проективного метода выявляется важность общения и межличностных отношений детей в школе
2.2 Опросники для родителей и учителей, направленных на определение типа темперамента. Опросник для учителей, направленный на определение типа темперамента школьника. (Автор А. Белов) Цель: определение типа темперамента младшего школьника. Инструкция: для определения типа темперамента конкретного ребенка, необходимо прочитать список свойств, присущих тому или иному типу темперамента, и поставить знак “ + ”, если свойство присуще ребенку, и знак “ - ”, если это свойство у ребенка не выражено. Если ребенку присущи следующие свойства: 1. Неусидчив, суетлив. 2. Вспыльчив. 3. Нетерпелив. 4. Резок и прямолинеен в отношениях с людьми. 5. Решителен и инициативен. 6. Упрям. 7. Находчив в споре. 8. Работает рывками. 9. Склонен к риску. 10. Незлопамятен и необидчив. 11. Обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью. 12. Неуравновешен и склонен к горячности. 13. Нетерпим к недостаткам. 14. Агрессивный забияка. 15. Обладает выразительной мимикой. 16. Способен быстро действовать и принимать решения. 17. Неустанно стремится к новому. 18. Обладает резкими порывистыми движениями. 19. Настойчив в достижении поставленной цели. 20. Склонен к резким сменам настроения. То он – холерик. Если ребенку присущи следующие свойства: 1. Весел и жизнерадостен. 2. Энергичен и деловит. 3. Часто не доводит начатое дело до конца. 4. Склонен переоценивать себя. 5. Способен быстро схватывать новое. 6. Неустойчив в интересах и склонностях. 7. Легко переживает неудачи и неприятности. 8. Легко приспосабливается к различным обстоятельствам. 9. С увлечением берется за любое новое дело. 10. Быстро остывает, если дело перестает его интересовать. 11. Быстро включается в новую работу. 12. Тяготится однообразием, кропотливой работой. 13. Общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми. 14. Вынослив и работоспособен. 15. Обладает быстрой, громкой, отчетливой речью. 16. Сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке. 17. Всегда обладает бодрым настроением. 18. Обладает выразительной мимикой. 19. Проявляют поспешность в решениях. 20. Склонен отвлекаться. То он – сангвиник. Если ребенку присущи следующие качества: 1. Спокоен и хладнокровен. 2. Последователен и обстоятелен в делах. 3. Осторожен и рассудителен. 4. Умеет ждать. 5. Молчалив и не любит болтать. 6. Обладает спокойной, равномерной речью. 7. Сдержан и терпелив. 8. Доводит начатое дело до конца. 9. Не растрачивает попусту сил. 10. Строго придерживается распорядка, системы в работе. 11. Легко сдерживает порывы. 12. Маловосприимчив к одобрению и порицанию. 13. Незлобив, проявляет снисходительное отношение к критике. 14. Постоянен в своих интересах и отношениях. 15. Медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое. 16. Ровен в отношениях со всеми. 17. Любит аккуратность и порядок во всем. 18. С трудом приспосабливается к новой обстановке. 19. Обладает выдержкой. 20. Постепенно сходится с новыми людьми. То он – флегматик. Если ребенку присущи следующие свойства: 1. Стеснителен и застенчив. 2. Теряется в новой обстановке. 3. Затрудняется установить контакт с новыми людьми. 4. Не верит в свои силы. 5. Легко переносит одиночество. 6. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах. 7. Склонен уходить в себя. 8. Быстро утомляется. 9. Обладает быстрой речью, иногда снижающейся до шёпота. 10. Невольно приспосабливается к характеру разговора собеседника. 11. Впечатлителен до слезливости. 12. Чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию. 13. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим. 14. Склонен к подозрительности, мнительности. 15. Болезненно чувствителен. 16. Чрезвычайно обидчив. 17. Скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями. 18. Малоактивен и робок. 19. Безропотно покорен. 20. Стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих. То он – меланхолик. Теперь подсчитайте количество “ + ” по каждому типу темперамента отдельно. Затем подсчитайте процент положительных ответов по каждому типу темперамента (для этого необходимо количество “ + ” по одному типу темперамента разделить на количество “ + ” по всем четырем типам темперамента, и результат умножить на 100%) В окончательном виде формула темперамента ребенка примет примерно такой вид: Т = 36%Х + 35%С + 15%Ф +14%М, что означает, что темперамент ребенка на 36% холерический, на 35% сангвинический, на 15% флегматический и на 14% меланхолический.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.229 (0.008 с.) |