Глава II. Эмпирическое изучение влияние темперамента на установление межличностных отношений со сверстниками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Эмпирическое изучение влияние темперамента на установление межличностных отношений со сверстниками.



 

2.1Методики, направленные на диагностику межличностных отношений детей младшего школьного возраста в группе сверстников.

Метод социометрии Дж. Морено [10].

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Этапы проведения социометрического метода:

1.Проведение подготовительной беседы(необходимо настроить испытуемых на сотрудничество,доверительность).

2. Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания:

1) С кем бы вы хотели сидеть за одной партой?

2) С кем бы ты хотел играть в одной команде?

3) Кого бы ты пригласил на свое день рождение?

4) С кем ты дружишь?

3.Испытуемым предлагается указать Фамилию или инициалы.

4.Составление социометрической матрицы.

5.Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент оптимальности отношений, коэффициент «изолированности», коэффициент взаимных выборов).

По итогам исследования выявляются следующие статусные группы:


1.Группе«звезд»

2.Группа«предпочитаемых»:

3.Группа«пренебрегаемых»:

4. Группа «изолированных»


Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников класса. 


Таким образом, данный социометрический метод позволяет выявить важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»).

Также этот метод выявляет: внутригрупповые связи, систему взаимоотношений, систему общения, а, следовательно, и структуру межличностных отношений в группах сверстников, в том числе в группах сверстников младшего школьного возраста.

 

Проективная методика «Что мне нравится в школе?»[7]
(Н.Г. Лусканова)


Цель методики: выявление межличностных отношений детей в группе сверстников младшего школьного возраста, то есть выявление тенденции, как часто под заданным вопросом дети понимают именно общение с друзьями, с другими детьми, как часто дети рисуют совместные игры.

Ход методики: детям предлагается нарисовать то, что им больше всего нравится в школе. При этом необходимо упомянуть, что за рисунки не ставятся отметки.

Подведение итогов осуществляется по следующим критериям:
1. Несоответствие указанной теме;
2.Преобладание других мотивов, например, учеба.
3.Проявление детского негативизма. Ребенок отказывается рисовать на данную тему, а рисует то, что ему нравится.
4.Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки.
5.Дети рисуют друзей.
Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно. По результатам исследования выявляют, что нарисовали дети в ответ на заданный вопрос.
Обычно дети рисуют: саму школу, себя и друзей, себя и школу
Если на рисунке у ребенка, кроме него самого изображены друзья, значит, он ассоциирует со школой не только учебу, но и общение.
Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. Она может быть изображена в виде класса, спортивного зала и т.д. Этот критерий предполагает какую – то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. С помощью этого проективного метода выявляется важность общения и межличностных отношений детей в школе 


 

2.2 Опросники для родителей и учителей, направленных на определение типа темперамента.

Опросник для учителей, направленный на определение типа темперамента школьника.
(Автор А. Белов)


Цель: определение типа темперамента младшего школьника.


Инструкция: для определения типа темперамента конкретного ребенка, необходимо прочитать список свойств, присущих тому или иному типу темперамента, и поставить знак “ + ”, если свойство присуще ребенку, и знак “ - ”, если это свойство у ребенка не выражено.


Если ребенку присущи следующие свойства:


1. Неусидчив, суетлив.


2. Вспыльчив.


3. Нетерпелив.


4. Резок и прямолинеен в отношениях с людьми.


5. Решителен и инициативен.


6. Упрям.


7. Находчив в споре.


8. Работает рывками.


9. Склонен к риску.


10. Незлопамятен и необидчив.


11. Обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.


12. Неуравновешен и склонен к горячности.


13. Нетерпим к недостаткам.


14. Агрессивный забияка.


15. Обладает выразительной мимикой.


16. Способен быстро действовать и принимать решения.


17. Неустанно стремится к новому.


18. Обладает резкими порывистыми движениями.


19. Настойчив в достижении поставленной цели.


20. Склонен к резким сменам настроения.


То он – холерик.


Если ребенку присущи следующие свойства:


1. Весел и жизнерадостен.


2. Энергичен и деловит.


3. Часто не доводит начатое дело до конца.


4. Склонен переоценивать себя.


5. Способен быстро схватывать новое.


6. Неустойчив в интересах и склонностях.


7. Легко переживает неудачи и неприятности.


8. Легко приспосабливается к различным обстоятельствам.


9. С увлечением берется за любое новое дело.


10. Быстро остывает, если дело перестает его интересовать.


11. Быстро включается в новую работу.


12. Тяготится однообразием, кропотливой работой.


13. Общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми.


14. Вынослив и работоспособен.


15. Обладает быстрой, громкой, отчетливой речью.


16. Сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке.


17. Всегда обладает бодрым настроением.


18. Обладает выразительной мимикой.


19. Проявляют поспешность в решениях.


20. Склонен отвлекаться.


То он – сангвиник.



Если ребенку присущи следующие качества:


1. Спокоен и хладнокровен.


2. Последователен и обстоятелен в делах.


3. Осторожен и рассудителен.


4. Умеет ждать.


5. Молчалив и не любит болтать.


6. Обладает спокойной, равномерной речью.


7. Сдержан и терпелив. 


8. Доводит начатое дело до конца.


9. Не растрачивает попусту сил.


10. Строго придерживается распорядка, системы в работе.


11. Легко сдерживает порывы.


12. Маловосприимчив к одобрению и порицанию.


13. Незлобив, проявляет снисходительное отношение к критике.


14. Постоянен в своих интересах и отношениях.


15. Медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое.


16. Ровен в отношениях со всеми.


17. Любит аккуратность и порядок во всем.


18. С трудом приспосабливается к новой обстановке.


19. Обладает выдержкой.


20. Постепенно сходится с новыми людьми.


То он – флегматик.



Если ребенку присущи следующие свойства:


1. Стеснителен и застенчив.

2. Теряется в новой обстановке.


3. Затрудняется установить контакт с новыми людьми.


4. Не верит в свои силы.


5. Легко переносит одиночество.


6. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.


7. Склонен уходить в себя.


8. Быстро утомляется.


9. Обладает быстрой речью, иногда снижающейся до шёпота.


10. Невольно приспосабливается к характеру разговора собеседника.


11. Впечатлителен до слезливости.


12. Чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию. 


13. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим.


14. Склонен к подозрительности, мнительности.


15. Болезненно чувствителен.


16. Чрезвычайно обидчив.


17. Скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями.


18. Малоактивен и робок.


19. Безропотно покорен.


20. Стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих.


То он – меланхолик.

Теперь подсчитайте количество “ + ” по каждому типу темперамента отдельно.
Затем подсчитайте процент положительных ответов по каждому типу темперамента (для этого необходимо количество “ + ” по одному типу темперамента разделить на количество “ + ” по всем четырем типам темперамента, и результат умножить на 100%)
В окончательном виде формула темперамента ребенка примет примерно такой вид: Т = 36%Х + 35%С + 15%Ф +14%М, что означает, что темперамент ребенка на 36% холерический, на 35% сангвинический, на 15% флегматический и на 14% меланхолический.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.022 с.)