Обработка полученных результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обработка полученных результатов



Ключи к обработке полученных данных, предложены в таблицах с 1 - 9, подсчитать суммарный балл по следующим шкалам:

1. Активность. Степень, темп и частота, с какими моторный элемент выступает в поведении (вопросы 1, 18. 24, 34, 45. 53, 60, 64).

Таблица 1

  Никогда Редко Часто Всегда
      0.5 1.0
      0.5 1.0
      0.5 1.0
  1.0 0.5    
      0.5 1.0
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    

 

2. Ритмичность. Регулярность проявления основных биологических функций (пассивность - активность, сон - бодрствование, принятие пищи - дефекация и другие) (вопросы 6. 13, 20, 31. 38, 47, 55, 70).

Таблица 2

  Никогда Редко Часто Всегда
      0.5 1.0
      0.5 1.0
      0.5 1.0
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
      0.5 1.0
  1.0 0.5    

 

3. Приближение—избегание. Первая реакция ребенка на новые стимулы и ситуации (на пищу, игрушки, людей, процедуры и прочее) (вопросы 4, 10. 21, 30, 42, 46, 62, 66).

Таблица 3

  Никогда Редко Часто Всегда
      0.5 1.0
      0.5 1.0
      0.5 1.0
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
      0.5 1.0
  1.0 0.5    

4. Адаптивные особенности. Легкость, с какой индивид способен изменить начальную реакцию в направлении, требуемом обстановкой (вопросы 7, 15, 25, 33, 40, 51, 59, 68)

Таблица 4

  Никогда Редко Часто Всегда
      0.5 1.0
      0.5 1.0
      0.5 1.0
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
      0.5 1.0
  1.0 0.5    

 

 

5. Интенсивность реакции. Энергетический уровень реакции независимо от ее вида и направления (вопросы 8. 16, 27, 35, 43. 54, 61, 69).

 

Таблица 5

  Никогда Редко Часто Всегда
      0.5 1.0
      0.5 1.0
      0.5 1.0
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
      0.5 1.0
  1.0 0.5    

 

6. Порог чувствительности. Уровень внешней стимуляции, необходимой для изменения реакций (вопросы 3, 11, 23, 32, 39, 49, 57, 67).

Таблица 6

  Никогда Редко Часто Всегда
      0.5 1.0
      0.5 1.0
      0.5 1.0
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
      0.5 1.0
  1.0 0.5    

7. Качество настроения. Качество положительных реакций (смех, радость, удовольствие и др.) по отношению к числу негативных реакций (плач, крик, выражение неудовольствия) (вопросы 2, 14, 19, 29, 41, 50, 56, 65).

Таблица 7

  Никогда Редко Часто Всегда
      0.5 1.0
      0.5 1.0
      0.5 1.0
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
      0.5 1.0
  1.0 0.5    

 

 

 

8.Отвлекаемость. В какой степени внешние раздражители влияют на направление поведения, изменяют его (вопросы 9, 17, 26, 36, 44, 52, 63, 71).

Таблица 8

  Никогда Редко Часто Всегда
      0.5 1.0
      0.5 1.0
      0.5 1.0
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
      0.5 1.0
  1.0 0.5    

 

9. Настойчивость, выносливость и длительность внимания.

Время, за которое индивид в состоянии выполнить определенное действие или заниматься

данной работой, несмотря на наличие отвлекающих факторов (вопросы 5, 12, 22, 28, 37, 48, 58, 72).

Таблица 9

  Никогда Редко Часто Всегда
      0.5 1.0
      0.5 1.0
      0.5 1.0
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
  1.0 0.5    
      0.5 1.0
  1.0 0.5    

Глава III. Формирующий проект.

Целью данного исследования: изучение влияния темперамента на установление межличностных отношений со свер

стниками в младшем школьном возрасте.


Чтобы добиться этой цели, для н

ачала я проведу наблюдения, с помощью которого смогу определить особенности темперамента каждого ученика.

Затем, пройдет опросник на родительком собрании, для того, чтобы: во-первых, с помощью него я узнаю на узнаю на

сколько хорошо родители знают свои детей, а во-вторых, если родители не знают своих детей, благодаря этому опроснику они смогут определить тип темперамента у их ребенка. Как только, родители узнают какой тип темперамента у их детй, у них должен будет возникнуть вопрос, и как же правильно воспитывать ребенка? Чтобы при этом учитывать его эмоциональное состояние, и его динамические особенностиинтенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Проанализирован весь материал, я попыталась написать рекомендации родителям, которые основываются на рекомендация некотрых психологов.

Холерик.

Рекомендации: Занятия и увлечения. Главное – направить бешеную энергию холерика в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе. Для избавления от торопливости и невнимательности, для укрепления тормозных процессов, занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

Общение. Особенно важно научить холерика налаживать отношения в коллективе. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения. Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей. Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми. Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример других детей, это вызовет только злость.


Сангвиник.

Рекомендации: Занятия и увлечения. Сангвиникам необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс. Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий. Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности. Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.


Флегматик.

Рекомендации: Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.


Меланхолик.

Рекомендации: Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться". Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах. Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню. Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.


За это время в классе между детьми сложаться какие-либо отношения. И уже узнав, их темперамент, я смогу провети методикусоциометрии Дж. Морено. Целью, которого является: выявить важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»). Также этот метод выявляет: внутригрупповые связи, систему взаимоотношений, систему общения, а, следовательно, и структуру межличностных отношений в группах сверстников, в том числе в группах сверстников младшего школьного возраста.

Узнав характер взаимоотношений в классе можно будет провести игры, при которых учитывается различный тип темперамента каждого ребенка. Также игры будут улучшать взаимоотношения учителя и учеников.

Первая игра: Только вместе.[15]

Цели. В ходе этой игры дети получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроится друг на друга. Очень хорошо, если у детей есть возможность поиграть в эту игру с разными партнерами.

 

Ø Инструкция. Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь мне очень интересно, сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опиратьсяна спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться.

Вторая игра: Друг к дружке!

Цели. Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаиможействия почти всех детей друг с другом, также оно является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха. В этой игре дети могут почувствовать все свое тело. Кроме того, детям самого младшего возраста это упражнение помогает научиться более точно индентифицировать различные части тела.

Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку.. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом: - правая рука к правой руке!

- нос к носу!

- спина к спине!

Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке!», вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке! Ухо к уху!»

- бедро к бедру!

- -пятка к пятке!

Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом7

 

o Третья игра: «Картонные башни»

Цель. Это очень увлекательная игра, в ходе которой дети пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справится с трудным заданием. При этом они могут создать реально работающую команду. Есть два варианта игры.

 

Невербальный. В этом случае дети не имеют права говорить друг с другом в ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов.

 

Вербальный. В этом варианте дети могут обсуждать между собой процесс выполнения задания.

 

Невербальный вариант имеет то преимущество, что заставляет детей быть более внимательным. Возможно, этот он более подойдет для первой игры, а через некоторое время игру можно будет повторить в вербальном варианте.

 

Материалы. Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером, корме того, каждой группе необходимо повторить в вербальном варианте.

 

Ø Инструкция. Разбейтесь на группы по шесть человек. Каждая группа должна посторить сейчас свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы посторить башню. А теперь очень важный момент-пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.

Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню.

 

o Четвертая игра: «Сиамские близнецы»

Цели. Чтобы дети смогли по-настоящему наладиться этой игрой, надо, чтобы у них было развито терпение, необходимо при любом тесном сотрудничестве. Им поможет в этом знакомство с более простыми играмина коорерацию.

Материалы. Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата А3) и восковые мелки.

Ø Инструкция. Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово «сотрудничать»? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали?

Теперь разбейтесь на пары. Остальные пока будут смотреть.

В том, что не не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели «вприглядку» учатся и, пока другие играют, могут подготовится к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.

Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.

Обмотайте бинтом предплечья и логти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.

Когда вы будете рисовать, помните правило-рисовать можно только прявязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.

Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотерть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете учиться тому, как можно взаимодействовать.

Предоставьте парам 5-6 минут на каждую картину затем предложите рисовать следующей группе.

Есть несколько более сложных вариантов этой игры, которые могут оживить ее. Одному из партнеров завязывают глаза, и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми галазми будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.

 

o Пятая игра: «Интерью»

Цели. Для того чтобы у детей установился хороший контакт с учителем, им очень важно знать о нем то, про что они время от времени думают или фантазируют. К таким вопросам относятся, например:

-замужем ли вы?

-Есть ли у вас дети?

-Как вы обходитес со своими детьми?

-Получали ли вы когда-нибудь двойки?

-Проваливали ли вы когда-нибудь экзамен?

-Выпивали ли вы когда-нибудь?

-Пробовали ли вы когда-нибудь наркотики?

-Чего вы боитесь?

 

Эта игра поможет вам улучшить контакт с детьми. Если вы постоянно работаете с одними и теми же детьми, то можете повторить это упражнение несколько раз. Если вы только начали работать с классом, то игра даст вам возможность создать в нем атмосферу открытости и честности. Особенно хорошоэта игра работает, когад дети ведут себя чересчур неуверенно или слишком беспокойно.

Ø Инструкция. Я хочу предложить вам сыграть в игру, которая протекает следующим образом… У вас есть десять минут на то, чтобы побольше узнать обо мне. Каждый

из вас может подойти ко мне и задать какой-нибудь вопрос. Ну, например: «Вы замужем?» После того как один ученик задаст свой вопрос, он возвращается на свое место, а я отвечаю. Затем ко мне может подойти следующий и задать свой вопрос. Итак, у вас ровно десять минут, чтобы получше познакомиться со мной. Но я хочу удолетворить и свою собственную любознательность, и потом я буду задавать вопросы всему классу. Я уверенна, что после такой игры мы будем больше знать друг о друге, и это поможет нам легче находить общий язык.

Вопросы, которые вы будете задавать всему классу, могут быть, например, такими:

-Есть ли в вашей семье, кроме вас, еще и другие дети?

-Кто из вас самый старший(самый младший) ребенок в семье?

- У кого из вас самое необычное увлечение, хобби?

-У кого из вас самый активный темперамент?

-Кого в классе все слушают?

-Кто из вас самый большой фантазер?

 

По-моему, мнению эти игры хорошо подайдут детям, при этом будет учитываться темперамент и будут заметны улучшение межличностных отношений, которые важны для младшего школьника. При этом учитель принимает участие в формирование или корректировки отношений между детьми в классе.

 

Как уже отмечалось учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальный для учеников условий обучения. Рассмотрим некоторые конкретные рекомендации. Однако прежде заметим, что преподаватель должен все время помнить, что в результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.[2]

ü Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников – нужно опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не повесил пальто на вешалку и т. д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование).

Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции больше всего подходит ему. Он быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.

Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.076 с.)