Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арктический регион обладает определенной спецификой, которую необходимо учитывать при анализе текущего значения Арктики и ее потенциала.

Поиск

Во-первых, Арктика является регионом, в котором процесс национального присвоения еще не завершен. Наблюдается нарастание противоречий вокруг исключительных экономических зон, присутствуют территориальные претензии по поводу прав на Северный полюс; на использование минеральных и биологических ресурсов арктического пространства странами, даже не имеющими собственных владений в Арктике.

 

Во-вторых, страны испытывают определенной дефицит геологической и геофизической информации, в первую очередь необходимой для обоснования своих территориальных притязаний и как итог, для мирного и законного урегулирования проблемы территориальной принадлежности различных участков Арктического шельфа. Прежде всего, здесь находятся гигантские запасы нефти и газа. Это главная причина, по которой данный регион кажется столь многообещающим в плане экономики.

Согласно первоначальным оценкам Геологической службы США, в Арктике может находиться примерно 22 процента неразведанных мировых запасов нефти и газа. Все эти богатства недавно стали доступными и весьма привлекательными благодаря отступающему морскому льду, увеличению сезона бурения в летние месяцы и новым технологиям разведки. Поэтому страны включаются в борьбу за владение ресурсами, которые могут стать огромной статьей дохода в будущем, а также сыграть важную роль в расстановке геополитически сил на карте мира.

 

В-третьих, до сих пор сохраняется вероятность использования силовых методов и начала военного конфликта в регионе. Ледовые просторы Арктики также позволяют стратегическим подводным ракетоносцам скрыто выходить на позиции запуска ракет. Здесь находятся удобные позиции для размещения элементов систем стратегического сдерживания, для старта баллистических ракет и расположения систем противоракетной обороны. Благодаря глобальному потеплению и постепенному уменьшению площади льдов военно-морские силы получают возможность действовать в этом регионе в течение значительной части года, а также размещать в Арктике дополнительные группировки военно-морских и воздушно-космических сил, дальнейшему развитию ракетно-ядерного потенциала, военно-космической и оборонно-промышленной инфраструктуры.

 

В-четвертых, климатические изменения, происходящие в Арктике, могут спровоцировать переформатирование структуры мировых товарных потоков, и изменить стратегическое значение ведущих северных магистралей. В частности, одновременно с таянием арктических льдов увеличивается навигационный период Северного морского пути, что вызывает дополнительный интерес как у приарктических, так и у нерегиональных акторов. Хотя ему пока еще очень далеко до того, чтобы составить конкуренцию Суэцкому и Панамскому каналам, отобрав у них значительную часть перевозок, но уже сегодня он рассматривается торговыми компаниями как конкурентоспособный маршрут привычным судоходным магистралям. Северный морской путь становится всё более приемлемым для танкеров, стремящихся сократить тысячи миль морского пути, которые им приходится проходить на пути через Малаккский и Гибралтарский проливы. Если морской лед растает еще больше, откроется и морской путь, проходящий непосредственно через Северный полюс вдали от российского побережья.

 

В-пятых, экологическая безопасность Арктики является важным аспектом, который должны учитывать все арктические державы. Уникальная флора и фауна Арктики - это само по себе ценное богатство. По мере таяния льдов, короткие морские северные пути превращаются в реальность. Если посмотреть на глобус со стороны Северного полюса, мы увидим, что этот регион находится на перекрестке дорог самых динамичных мировых экономик. Исландская авиакомпания Icelandair уже предлагает околополюсные перелеты между Рейкьявиком, Анкориджем и Санкт-Петербургом. А запланированные к прокладке подводные телекоммуникационные кабели свяжут северо-восточную Азию, северо-восток Соединенных Штатов и Европу. Высокие широты Арктики это хорошее место для расширения сети наземных станций для обслуживания спутников.

Имея мощнейшие приливы, Арктика обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом, а ее геологическое строение создает колоссальные возможности для геотермальной энергетики, о чем свидетельствует алюминиевая промышленность Исландии, работающая на геотермальных установках. Низкие температуры также делают Арктику привлекательным местом для сооружения центров хранения данных. Один такой центр компания Facebook строит на севере Швеции. А в подземелье, вырытом в холодном скальном основании Шпицбергена, хранятся сотни тысяч семян различных растений.

Экономическое развитие не должно вести к экологической катастрофе. Открытие Арктики для освоения дает редчайшую возможность для устойчивого развития ее экономики с учетом будущих требований и мер защиты окружающей среды. Набирающая обороты борьба за арктические ресурсы вызывает недовольство экологических организаций. Экологи считают необходимым заключение международного договора, аналогичного Договору об Антарктике, положения и дополнительные протоколы которого запрещают в Антарктике военную деятельность и добычу минерального сырья.

Таким образом, мы видим, что Арктика является очень перспективным регионом, как для отдельных стран, так и для всего человечества.

Проблема региона заключается в том, что существует ряд противоречий и расхождений относительно арктического шельфа в Северном Ледовитом океане. Они связаны с применением различными государствами разных принципов проведения разграничительных линий по дну океана - секторального или по границам континентального шельфа. Поэтому между прибрежными государствами, каждое из которых претендует на распространение своей юрисдикции на ту или иную территорию арктического пространства, на данный момент существуют разногласия. Следовательно, необходимо определить юридический статус региона во избежание появления различных конфликтов, которые могут привести к серьезным последствиям, как для всего человечества, так и для всей экосистемы.


ГЛАВА 1 История правового – юридического статуса Арктики

 

Секторальный принцип.

Арктика - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, за исключением прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Ее площадь - около 27 млн км2. Иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом, в этом случае её площадь составляет 21 млн км2. С Арктикой "граничат" пять стран: Российская Федерация, Канада, США, Норвегия и Дания. Еще три полярных государства - Исландия, Швеция и Финляндия - не имеют с Арктикой океанических границ, однако тоже считают себя арктическими государствами.

В двадцатые годы XX века сложилась обычная норма международного права, предусматривающая распределение арктических территорий на секторы по принципу тяготения их к побережьям приполярных государств. Этой обычной нормой устанавливается, что сектор находится под юрисдикцией арктического государства и на острова и земли, находящиеся в этом секторе, распространяется суверенитет этого государства.

Исторически сложилось, что арктическим сектором каждого из государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Целью секторального разделения Арктики стало вполне обоснованное стремление арктических государств исключить из действий общих установлений международного права районы, географические и климатические особенности которых делают их особо значимыми для этих стран.

Первым из арктических государств, закрепившим в национальном законодательстве свои права на арктический сектор, была Канада, принявшая в 1907 г. закон «О северо-западных территориях». Российская Федерация поддержала Канаду, приняв в 1916 году аналогичный закону «О северо-западных территориях» дипломатический документ.

Три других арктических государства свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, при этом и возражений России и Канаде никто не высказывал. Вместе с тем в 1920-х годах СССР, Норвегия, Дания, США и Канада условились считать свои арктические сектора постоянными границами. По сути, принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной реальностью. Но так называемая «теория секторов» («секторальная» или «секторная» теория) – какого-либо подкрепления в положениях международных договоров не получила. Сам термин «арктический (или «полярный») сектор» в официальных международно-правовых документах не используется; более того, такие документы, в том числе законодательные акты Канады и СССР, закрепляют правомочия соответствующих стран не на все пространство таких секторов, а лишь на расположенные там сухопутные – материковые и островные – образования. Между тем в юридической литературе долгое время высказывалось мнение, согласно которому властные правомочия этих стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса. Необходимо особо оговорить, что ни одно из арктических государств на всю совокупность сухопутных и морских пространств данного региона в официальном порядке претензий никогда не выдвигало.

Особую роль национального законодательства арктических государств в правовом режиме Северного Ледовитого океана подчеркивают и некоторые западные правоведы: «подлинного регионального режима в Арктике не сложилось, несмотря на общие проблемы, стоящие перед арктическими государствами. Вместо этого морское право применялось к полярному северу посредством национальных подходов.

Таким образом, можно заключить, что секторное разделение Арктики не вызвало в момент его проведения каких-либо возражений иных, неарктических, государств и было принято де-факто. Этого фактического признания было достаточно до тех пор, пока с развитием науки и техники, проблема разработки ресурсов Арктики из области фантастики не перешла в практическую сферу. Со временем государства начали понимать возможности Арктического региона, особенно в свете глобального потепления и стремительного таяния ледников. Секторальный принцип перестал устраивать мировое сообщество и начал считаться несправедливым по отношению к неарктическим странам. Поэтому в конце ХХ – начале ХХI века интерес к Арктике снова возобновился, начался новый виток «арктических отношений» по переделу морского пространства Северного Ледовитого океана.

Конвенция 1982 года

В основу этого передела легла Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982 году, которая собственно и изменила геополитическую ситуацию в Арктике. Все арктические державы эту конвенцию подписали, однако США ее до сих пор не ратифицировали. В соответствии со ст. 4 внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря. Конвенция 1982 г. установила 12-мильную зону территориальных вод, на которую, равно как и на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра, распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200-мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых высчитывается ширина территориальных вод. Согласно данной Конвенции арктические государства теперь могут претендовать лишь на двухсотмильную экономическую зону моря, поскольку всё остальное – международные воды. Только в пределах этой зоны государствам разрешено разведывать и разрабатывать месторождения полезных ископаемых. Однако если какое-либо государство решится претендовать на область за пределами 200-мильной зоны, то ему придется доказать, что морское дно является «естественным продолжением» континентального шельфа и тогда страна может расширить зону до 350 миль.Таким образом, появился конвенциональный принцип.

Исключительная экономическая зона (200 морских миль), как и континентальный шельф, не входит в состав государственной территории. Прибрежное государство имеет здесь лишь суверенные права и юрисдикцию в строго определённых целях и пределах, чётко установленных Конвенцией ООН по морскому праву (ст. 56).

Зона, находящаяся вне континентального шельфа и исключительной экономической зоны считается международной. Дно морей и океанов и недра под ней, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества. То есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа. В данном случае не исключены подобные действия и в отношении российской арктической зоны в границах 1926 г. Решение о разработке принимается Международным органом по морскому дну. Эта конвенция также вызвала целый ряд принципиальных политико-правовых вопросов, так как она установила достаточно противоречивые принципы признания суверенитета, в частности над участками морского дна в Арктике, которые могут являться или не являться продолжением континентального шельфа.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает базовые понятия и категории, механизмы урегулирования и разрешения споров, в ней нет четкого определения принципов делимитации при соприкосновении или наложении этих экономических зон. Также существует проблема определения принадлежности континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны прибрежными государствами. Соответственно подобная практика привела к возникновению взаимоисключающих требований различных государств на спорные территории. Так Российская Федерация заявила, что подводный хребет Ломоносова (который простирается до Северного полюса) является продолжением ее континентального шельфа. Безусловно, подобное притязание резко отвергается другими Арктическими державами. Существует также многолетний спор между США и Канадой о морской границе по морю Босфорта. Однако есть и положительные сдвиги: в 2010 году был, достигнут компромисс по поводу разграничений морских границ в Баренцевом море между Россией и Норвегией. Именно эти две страны избрали конвенциональный принцип разграничения льда Северного Ледовитого океана. Канада только готовит свое представление о границах континентального шельфа. Соединенные Штаты, Конвенцию ратифицировать отказались, руководствуясь лишь Женевскими конвенциями ООН по морскому праву 1958 года, в соответствии с которыми континентальный шельф государства заканчивается там, где глубина вод не позволяет разработку ресурсов морского дна.

Таким образом, с одной стороны Конвенция 1982 г. формально не отменяет и не отрицает секторального принципа определения статуса территорий в Арктике, но и особо предусматривают, что "прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах…" (ст. 234 Конвенции); с другой стороны, она предусматривает 200-мильную исключительную экономическую зону, которую можно расширить до 350 миль в случае продолжения шельфа.

На сегодняшний момент остро стоит такой вопрос как статус прилегающих к северному полюсу районов, в том числе районов шельфа – за этим 200-мильным расстоянием, Существует две точки зрения по данному вопросу:

Первая: Арктику следует приравнять к любому другому району мирового океана, соответственно, она должна быть одним из многих объектов Конвенции 1982 г.;

Вторая: вопрос по Арктике не стоял на повестке дня III Конференции по морскому праву и не следует рассматривать ее в контексте Конвенции по морскому праву 1982 г. Сторонники данной позиции объясняют это тем, что правовой режим Арктики сложился задолго до принятия Конвенции 1982 г. и главное в содержании этого режима – это общее международное право, его обычные нормы, сложившиеся вследствие согласия международного сообщества с практикой, национальным законодательством арктических государств.

Носители первой позиции заявляют о необходимости применения к Северному Ледовитому океану Конвенции 1982 г. Сторонниками этой позиции раздел «Арктика» рассматривается не в главе о территории, а в главе о международном морском праве. Эта позиция подвергается вполне обоснованной критике за то, что с одной стороны, Северный Ледовитый океан может рассматриваться как открытое море, со всеми вытекающими из этого понимания международно-правовыми последствиями. С другой стороны, Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность, в этой связи может рассматриваться как особый вид государственной территории пяти прилегающих стран, которые и разделили океан на полярные сектора, а все земли и острова, а также ледяные поверхности, находящиеся в пределах полярного сектора той или иной страны, входят в состав государственной территории. Более того, сторонники конвенционального принципа не учитывают юридически значимый фактор – признание большинством государств наличия исторически сложившихся правовых оснований в Арктике, которые представляют международно-правовую основу реализации арктического законодательства Канады и России. А применимое к разграничению в Арктике международное право искусственно сужается, сводится только к ст. 76 Конвенции 1982 г. (о границе между континентальным шельфом и Международным районом морского дна).


ГЛАВА 2 Особенности арктического региона



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.65 (0.013 с.)