ТОП 10:

Активное международное сотрудничество в Арктике.



Благоприятная площадка для многопрофильного арктического сотрудничества и взаимодействия уже создана на основе учрежденного в 1996 г. Арктического совета. Его постоянными членами являются страны, для которых Артика ввиду историко-географических факторов всегда была в сфере приоритетных направлений - Канада, Дания, Норвегия, США, Швеция, Исландия Финляндия и Россия. Этот региональный межправительственный форум обладает большим потенциалом для диалога, даже несмотря на его относительно ограниченные полномочия.

Однако многоаспектовому диалогу между приарктическими государствами препятствуют имеющиеся разногласия и споры (по линиям Канада – Дания, Канада — США, Россия — Норвегия), попытки разрешения которых затянулись вплоть до настоящего момента. Наиболее успешными в процессе урегулирования дестабилизирующих моментов оказались российские и норвежские дипломаты. Благодаря их усилиям в 2010 г. удалось разрешить давние российско-норвежские противоречия касательно демаркации акватории Баренцева моря.[112] Несмотря на то, что договор, подписанный в результате указанных переговоров, был встречен весьма противоречивыми оценками со стороны российской общественности, его подписание явилось важным шагом на пути к сглаживанию двусторонних противоречий, что, как предполагается, должно привести к усилению эффективности международного взаимодействия в макрорегионе.

Однако начало XXI века знаменуется приходом в Арктику новых игроков. Кроме типичных для макрорегиона участников арктического диалога заметно активизирует дипломатические усилия Китай. Помимо открытия полярной станции на Шпицбергене и отправки в арктические моря собственного ледокола «Снежный дракон», этот мировой экономический лидер активно занимается поиском стран-партнеров по освоению региона, ведет официальный диалог по вопросам добычи энергоресурсов, а также грузоперевозок в полярных широтах с Норвегией, Канадой, Исландией, Данией.[113]

«Ни один регион, настолько богатый ресурсами – как природными, так и созданными руками человека, – не может долго оставаться вне поля зрения Китая. Как будто по сигналу, Пекин начал целенаправленно совершать «набеги» на Арктику – особенно его интересует Исландия и ее наполовину независимый сосед Гренландия. При этом Китай преследует далеко идущие геополитические цели».[114] Так, КНР твердо намерена стать постоянным наблюдателем Арктического совета. Первичную политику в отношении Арктики выработал и штаб морской политики Японии. Индия, как быстро развивающаяся промышленная страна, также нуждается в освоении арктического ресурсного, политического и экологического потенциала, однако пока ещё не обладает достаточным потенциалом для продвижения полномасштабного арктического курса, по примеру Китая.

Так, «многие страны начинают относиться к Арктике как к новому общему пространству вслед за космосом и киберпространством. Цель состоит в том, чтобы любая страна могла пользоваться этим регионом на свободной и стабильной основе».[115] Всё это обеспечивает России как определённые экономические выгоды (очевидно, что освоить природные запасы Арктики в одиночку не представляется возможным ни для одной страны), так и многочисленные риски. И только продуманная, сбалансированная внешнеполитическая деятельность способна минимизировать конфликтный потенциал в Арктическом макрорегионе, превратив всех новых политических акторов в потенциальных партнеров.

6) Реформирование социально-экономических структур.

Фундаментом любого успешного государственного проекта выступают люди, которые задействованы не только в сфере его финансирования, но и непосредственно в области производства, научных исследований, социального обслуживания. Всё это применительно и к полномасштабной реализации потенциала Арктического макрорегиона со стороны каждой из приарктических стран. Социальная база Российской Арктики значительно проигрывает той, которой располагают наши партнёры по макрорегиону. В 1990-х гг. из северных регионов России произошел масштабный отток населения, т.е. потенциальной рабочей силы. Людей больше не привлекала работа в суровых, опасных для здоровья климатических реалиях, практически никак материально не скомпенсированная.

Основные социально-экономических проблемы Российской Арктической зоны проблемы лежат в плоскости «парадоксально низкого уровня бюджетной обеспеченности северных муниципалитетов, при высоком, значительно выше среднероссийского, производстве валового продукта на душу на селения»;[116] отсутствия в целом социально ориентированной государственной политики на Севере; «ограниченных возможностей для получения качественного медицинского обслуживания, образования, для досуга и отдыха, нехватка не только современного, но, зачастую, и элементарно благоустроенного жилья».[117]

7) Государственная поддержка коренных малочисленных народов Севера. Всего на севере России проживает порядка 40 коренных малочисленных народов, численностью 244 тыс. человек. Среди них ­ коряки, манси, нанайцы, ненцы, саамы, селькупы, ханты, чукчи, эвенки, эскимосы и многие другие. Главная особенность жизнедеятельности этих людей, сохраняющая их этническую уникальность и не позволяющая адаптировать себя в рамках современной цивилизации, заключается в том, что они выработали в веках особый характер природопользования. Он определяется повышенной устойчивостью к негативным изменениям природных условий, приспособленностью к ограниченности биологического разнообразия и продуктивности северных экосистем.

Коренное население сохраняет уникальный образ арктической флоры и фауны за счет культа и традиций (например, у северных народов «священными признавались самые редкие и наиболее важные виды животных и растений, а также участки ландшафтов и отдельные природные объекты»,[118] что передается в качестве традиционных знаний следующим поколениям), чему, безусловно, необходимо способствовать как с позиции материальной помощи, так и за счет ведения продуктивного диалога с самим населением и различными ассоциациями, представляющими его интересы. Однако промышленная экспансия Арктики ставит под угрозу не только традиции, но и источники средств к существованию аборигенного населения вследствие изъятия из хозяйственной деятельности территорий пастбищ, загрязнения водоёмов.

8) Сохранение стабильного климатического баланса в регионе.В Арктике находится около трети не тронутой цивилизацией территории Земли, что превращает Север в глобальный экологический резерв.

Исследователи выделяют следующие основные источники техногенной опасности в Арктическом макрорегионе: промышленные выбросы в воду и воздух; производство и транспортировка нефти и газа; функционирование гидростанций; риск радиоактивных излучений.[119]

С усиленной индустриализацией Севера, использованием его в качестве плацдарма для испытаний ядерного оружия в период «Холодной войны» (архипелаг Новая Земля) связана, вероятно, самая серьезная северная проблема - захоронение отработанного ядерного топлива, твёрдых и жидких радиоактивных отходов (РАО) в морях Северного Ледовитого океана.

«Хотя потепление в Арктике – свершившийся факт, это, конечно, не должно стать предлогом для бездумного и безответственного расхищения тамошних богатств. Арктические ресурсы, если их разрабатывать с умом, принесут колоссальную выгоду местным жителям и экономике арктических государств. Вот почему им следует продолжать сотрудничество, вместе разрабатывая планы устойчивого развития»,[120] - отмечает управляющий директор CargoMetrics и один из основателей некоммерческой организации «Полярный круг» С. Борджерсон в своей статье. Очень важно подкреплять освоение Арктики природоохранными мероприятиями, которые предполагают совместную ответственность всех уровней власти и бизнеса.

9) Существуют и иные приоритеты российской геостратегии в данном макрорегионе, которые учитывается в работе, хотя и не выносятся в качестве отдельного пункта исследования.

Например, стимулирование научных изысканий (в сфере географии, навигации, геодезии, биологии, астрономии и т.п.); развитие туристического потенциала арктической зоны (с успехом осуществленное, например, в Исландии и Норвегии); использование местных метеорологических баз для изучения погодных условий в глобальном масштабе и другие сопутствующие государственные интересы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.008 с.)