ТОП 10:

Установление функциональных связей проанализированных приоритетов



 

При суммировании этих положений складывается фундаментальный комплекс приоритетов российской политики в Арктическом макрорегионе.

Важно учитывать их абсолютную взаимозависимость: для эффективной работы на шельфе необходимо не только использовать новейший технологический инструментарий, модернизировать общую инфраструктурную базу, но также планомерно отстаивать интересы по продлению исключительной экономической зоны; снова сделать трудовую деятельность в Арктике выгодной и привлекательной.

Один из основных геостратегических аспектов ‑ сохранение военно-стратегического паритета: внимательное отношение к усилению военного присутствия на подступах к территориям Российской Арктики.

Неочевидными с точки зрения геополитических стандартов покажутся приоритеты, направленные на поддержку коренного населения и развитие экологических институтов, как правило, определяющих принципы внутренней стабильности государства. Однако они крайне значимы в связи с пресечением усилившихся в последнее время тенденций по дискредитации политики России в Арктическом макрорегионе в глазах мирового сообщества. В частности некоторые иностранные СМИ пытаются убедить общественность в том, что Россия не в состоянии самостоятельно реализовать свои «арктические возможности».

В этом же ключе обостряются вопросы экологической безопасности, на принципах которой, прежде всего, должны базироваться все российские арктические программы, призванные не только снизить последствия вмешательства человека в хрупкие арктические биоценозы, но и исключить тему защиты окружающей среды и коренных народов Севера как возможность оказания политического давления.

От успешной реализации указанных геостратегических приоритетов напрямую будет зависеть положение России международной арене.

 

 

Заключение

 

На протяжении столетий северные территории играли всё более значимую роль в политике каждого из приарктических государств. Россия, Норвегия, Канада, Дания, США и Швеция планомерно продвигались в арктическую зону по мере своих амбиций и возможностей. Практически каждая из приарктических стран внесла весомый вклад в мировую сокровищницу полярных знаний.

Одним из наиболее показательных в указанном международном контексте является российский опыт освоения северных широт, отличавшийся своей определенной спецификой, однако развивавшийся в общем для каждого из приарктических государств векторе арктического поиска. Направление данного вектора зависело, прежде всего, от технических возможностей, которые были в распоряжении у людей той или иной эпохи арктических исследований.

На первом, самом длинном этапе освоения арктических широт был сформирован «несгораемый запас» первостепенных знаний об Арктике, обеспечивший будущих исследователей необходимой рабочей базой для последующей деятельности.

Последовательное и полное (в силу имеющейся инструментальной базы) освоение арктических островов и морей, многоплановые научные исследования заложили основу последующих территориальных разграничений в Арктике во многом на основании права первооткрывателей. Таким образом, российское государство практически полностью нанесло на карты острова и проливы своей арктической зоны за пять-шесть столетий, подготовив тем самым базовые условия для политического контроля над арктическими территориями русской Арктики. С совершенствованием технических средств, т.е. полноценного использования индустриальных новшеств, а также возрастающей потребностью в новых ресурсных базах с середины XIX в. интерес к Арктике значительно усиливается — инициатива в арктических исследованиях переходит к паровым судам. Наряду с традиционной программой освоения арктических островов совершается рывок к Северному полюсу, усиливается научно-исследовательская деятельность в северных широтах, объединившая в едином стремлении лучших представителей прогрессивной интеллектуальной элиты того времени.

В отношении арктических островов, веками осваиваемых отечественными промышленниками и исследуемых различными научными экспедициями, политика российского центра была направлена на стабилизацию своего присутствия и влияния на указанных территориях, достаточно эффективное лавирование среди потенциально конфликтных вопросов северной повестки дня, связанной с усиливающимися претензиями иных политических игроков на привлекательные в контексте новых условий арктические просторы.

XX век – время окончательной расстановки приоритетов в арктической проблематике для каждого приполярного государства. Основными векторами развития арктической деятельности Советского Союза являлось а) комплексное использование Северного морского пути, как в хозяйственных, так и в военно-стратегических интересах (во время Великой Отечественной войны данная морская магистраль раскрыла своё исключительное значение в полной мере); б) масштабные разработки природных ресурсов как материковой Арктики, так и впоследствии районов континентального шельфа; г) метеорологические, гидрологические, геофизические и другие научные исследования, наиболее полно отражающие меняющуюся картину арктической действительности. Усилившееся продвижение государственных интересов в Арктику спровоцировало активную деятельность международного сообщества по разработке единой правовой базы, способной эффективно регулировать деятельность различных политических игроков на указанных территориях в рамках международного права. Уникальный советский атомный ледокольный флот обеспечил не только бесперебойную, безопасную проводку судов в столетиями осваиваемых арктических морях, но и возвысил советскую деятельность в Арктике в ранг самых эффективных, наиболее цельно технически оснащенных приарктических государств с полным правом определять арктическую повестку дня.

Вместе с тем важно то, что современная деятельность российского государства в Арктическом макрорегионе, к сожалению, не может сравниться с предшествующими эпохами по эффективности и весомости вклада в общемировую сокровищницу реализации северного потенциала уже с привлечением новейшего оборудования, наработанной в веках научно-исследовательской базы и квалифицированных трудовых ресурсов. Очевидна недостаточность внимания, уделяемого сегодня северным российским областям, которые, однако, до сих пор не утратили своего первоочередного стратегического значения для общего вектора развития внутренней и особенно внешней политики Российской Федерации.

Становится всё очевиднее, что на современном этапе не только традиционные арктические государства желают реализовать подобный потенциал. Активизируют свои дипломатические усилия на арктическом направлении и внерегиональные политические игроки. Таким образом, складывается совокупная геополитическая картина исследуемого макрорегиона.

Россия не только самая крупная в мире по территории страна, но еще и обладательница огромных северных, приполярных и полярных арктических территорий, и потому не имеет права игнорировать сложившуюся ситуацию.

Артика на протяжении многих веков была важным объектом хозяйственной и политической деятельности российского населения. Наша страна должна учитывать резко возросший интерес к северным благам со стороны самых разных политических игроков, и в перспективе не допустить раскачивание геополитического маятника в регионе, сумев защитить свои национальные интересы на Севере.

Для осознания своей роли в современном быстроменяющемся мире Российской Федерации необходимо определить долгосрочные приоритеты своей внешней и внутренней политики. В качестве одного из возможных вариантов рациональной политико-стратегической модели для продвижения российских интересов в Арктике может послужить следующий перечень приоритетов, проанализированных в контексте данной работы:

1. развитие основных транспортных коммуникаций;

2. разработка природных ресурсов;

3. обеспечение надежной охраны арктической границы и восстановление постоянного военного присутствия на Севере;

4. устранение правовой неопределённости в отношении границ континентального шельфа Российской Федерации;

5. активное международное сотрудничество;

6. реформирование социально-экономических структур;

7. государственная поддержка коренных малочисленных народов Севера;

8. сохранение стабильного климатического баланса в регионе

 

Представленный перечень приоритетов может послужить в качестве одного из возможных вариантов рациональной политико-стратегической модели для продвижения российских интересов в Арктике. От успешного воплощения данного комплекса на практике будут зависеть позиции России на международной арене в наступившем тысячелетии.Однако, внимания, уделяемого сегодня северным российским стратегически-значимым областям явно недостаточно. Потому, одной из основных задач современной России, действительно имеющей возможности по планомерному продвижению своих интересов в любых направлениях своей внешнеполитической активности, становится возрождение «арктического вектора».

Оно станет не только потенциально успешным с точки зрения богатого исторического опыта взаимодействия с Арктикой, но необходимым — в условиях современной геополитической ситуации в макрорегионе, когда международное сообщество готовится взять на себя ответственность по переоценке арктических возможностей. Одним из определяющих в данном контексте становится фактор последовательного, трудоемкого процесса по исследованию, освоению и интеграции в общегосударственные, а вместе с тем и общемировые хозяйственные процессы арктических территорий с российской стороны. Это не может не учитываться при наступающей переоценке международным сообществом положении Арктического региона так такового и обоснованности прав и претензий России на веками осваиваемые, изучаемые и обустраиваемые арктические пространства.

В подобном контексте Россия должна продемонстрировать не только заинтересованность в развитии своих арктических территорий, но и предоставить реальные результаты своей деятельности в макрорегионе, доказывающие конкурентоспособность нашей страны в погоне за северными благами.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.005 с.)