ТОП 10:

Основные геостратегические приоритеты российской политики в Арктическом макрорегионе на современном этапе



 

Обращаясь к особенностям формирования современных геостратегических приоритетов Российской Федерации, нельзя не учитывать то, что положение на международной арене в 1990-х годах молодого российского государства отличалось трудностями, как во внешнеполитической стратегии, так и неоднозначностью достижений в реализации внутриполитических приоритетов.[92] Поэтому большую часть из поставленных в 1992-1993 гг. задач государству приходится решать в XXI веке.[93] Всё это применительно непосредственно и к перспективному Арктическому макрорегиону, где одни направления внешне-и внутриполитической деятельности действительно наметились сообразно новому витку в геополитических, экономических и даже климатических процессах, однако некоторые проблемы остались нерешенными еще с 1990-х гг.

Так, в отношении арктического макрорегиона представляется необходимым наметить следующие направления российской геополитической активности. Прежде всего в характеристике каждого из геостратегических приоритетов учитывается потенциал того или иного направления и существующие в связи с его реализацией проблемы.

1) Развитие основных транспортных коммуникаций в Арктике. Северный морской путь и воздушный мост между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией являются наиболее перспективными, значимыми транспортными артериями в Российской Арктике, рациональное использование которых может принести дополнительный доход в бюджет страны.

Северный Морской Путь, открытый для прохода иностранных судов в 1991 году, является кратчайшим маршрутом между Европой и Дальним Востоком, а таяние ледяных покров северных морей обеспечивает беспрецедентные возможности для судоходства. В 2013 году, наконец, была учреждена Администрация Северного Морского пути, которая должна контролировать наиболее значимые области деятельности в отношении данной морской коммуникации. Одним из преимуществ, которыми располагает наша страна в отношении данной морской магистрали, является наличие самого большого в мире ледокольного флота и самого мощного атомного ледокольного флота (4 атомных ледокола, 1 контейнеровоз и 4 судна технологического обслуживания ). К 2020 году Россия планирует построить еще три атомных ледокола нового поколения типа ЛК-60. мощностью 60 МВт: первый – в 2017 году, второй и третий – в 2019 и 2020 годах. Стоимость двух серийных атомных ледоколов «Проекта 22220» составляет 84,4 млрд рублей. Модернизация всех элементов инфраструктуры СМП (в частности, портов), строительство ледоколов нового поколения, решение проблем с безопасностью морских перевозок, их страхованием, а также просто усиленное государственное внимание и регулирование могут сделать Северный Морской Путь одним из наиболее выгодных и эффективных транспортных коридоров мира. Морские транспортные услуги по проводке иностранных судов с использованием российских ледоколов также представляются очень выгодной перспективой. В Морской доктрине РФ (нов. редакция 2015г.) «создание условий для сохранения Северного Морского пути как национальной транспортной коммуникации» выступает одним из основных функциональных направлений общего вектора морской политики в связи с усилившимся вниманием со стороны многих государств к данному, открывающему сегодня новые горизонты маршруту. Заявления наших иностранных коллег о необходимости интернационализации Северного морского пути несут в себе большой конфликтный потенциал, напрямую сталкиваясь с национальными интересами России. Наиболее активно в этом отношении действуют США, Канада и скандинавские страны – соседи по макрорегиону.

«Основы государственной политики РФ в Арктике…» выделяют содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов как одного из динамично развивающихся приоритетных направлений. Осложняется ситуация как трудностью спутниковых сообщений; отсутствием достаточного количества пунктов гидро- и метеонаблюдений, так и изношенностью приспособленных к арктическим условиям воздушных судов. Поэтому «Стратегия развития Арктической зоны РФ...», призванная реализовать «Основы…» формулирует приоритет более четко: «формирование современных транспортно-логистических узлов обеспечения магистральных и международных перевозок на базе аэропортов», а также отмечает необходимость модернизации аэропортовой сети вдоль трассы Северного морского пути.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.004 с.)