ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рейтинговые и качественные методы анализа деятельности предприятия



Рейтинговый анализ. Рейтинговый анализ предприятия позволяет получить комплексную оценку предприятия. В статье рассмотрены методы рейтингового анализа. Приведены этапы аналитического метода проведения рейтингового анализа. Отмечены недостатки, снижающие эффективность данного типа анализа.

Рейтинговый анализ — один из вариантов проведения комплексной оценки финансового состояния предприятия. Рейтинговый анализ представляет собой метод сравнительной оценки деятельности нескольких предприятий. Суть рейтинговой оценки заключается в следующем: предприятия выстраиваются
(группируются) по определенным признакам или критериям.

Признаки или критерии отражают или отдельные стороны деятельности предприятия (рентабельность, платежеспособность и прочее) или характеризуют предприятия в целом (объем продаж, объем рынка, надежность).

При проведении рейтингового анализа выделяется два основных метода: экспертный и аналитический. Основуэкспертного метода составляет опыт и квалификация экспертов. Эксперты на основании доступной информации, по своим методикам проводят анализ предприятия. При анализе учитываются как количественные, так и качественные характеристики предприятия.

В отличие от экспертного метода, аналитический методбазируется только на количественных показателях. Анализ проводится по формализованным методикам расчета. При применении аналитического метода можно выделить три основных этапа:

  • первичная «фильтрация» предприятий. На этом этапе отсеиваются предприятия, про которые с большой долей вероятности можно сказать, что отчетность у них вызывает большие подозрения;
  • расчет коэффициентов, по заранее утвержденной методике;
  • определение итогового рейтингового бала, на основе коэффициентов, рассчитанных на втором этапе.

Существует несколько недостатков, снижающих эффективность применения рейтингового анализа при определении финансового состояния предприятия:

  1. Достоверность информации, на которой основывается рейтинг. Рейтинговый анализ проводится независимыми агентствами на основе публичной, официальной отчетности предприятия. Официальной отчетностью, которую публикуют предприятия в СМИ, является баланс. Несовершенство российской системы бухгалтерского учета, пробелы в российском финансовом законодательстве, большой объем теневой экономики — все это не позволяют в полной мере доверять официальной отчетности предприятий. Частично решить эту проблему может проведение аудита отчетности предприятия.
  2. Несвоевременность рейтингового анализа. Как правило, рейтинг рассчитывается на основании баланса за год. Годовые балансы сдаются до 31 марта года следующего за отчетным. Затем необходимо некоторое время на составление рейтинга. Таким образом, рейтинг появляется на основании информации, которая была актуальна 3-4 месяца назад. За это время состояние предприятия могло существенно изменится.
  3. Субъективность мнения экспертов (при экспертном методе рейтингового анализа). Сложно формализовать мнения экспертов, а от них в значительной степени зависит положение предприятия в рейтинге.

Наиболее полное и детальное исследование деятельности предприятия для присвоения ему рейтинговой оценки может быть осуществлено сотрудниками предприятия. Так как помимо официальной информации, они могут воспользоваться внутренней информацией. Однако работники предприятия могут быть субъективны в оценки деятельности и не всегда достаточно компетентны для проведения такого анализа.

Потребителями рейтингового анализа являются как профессионалы (специалисты бирж, аудиторы, кредитные эксперты банков) так и непрофессионалы (вкладчики, акционеры).

Качественные исследования проводятся для решения задач анализа рынка, анализа потребителей, анализа конкурентов, анализа продвижения, тестирования рекламных концепций, тестирования рекламных материалов (макетов), тестирования маркетингового комплекса марки (упаковки, названия, цены, качества) и т.д.

Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Качественные исследования проводятся в том случае, когда нет необходимости в строгих численных результатах. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизованной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры. Основу качественных исследований составляют методы наблюдений, предполагающие скорее собственно наблюдение, чем коммуникацию с респондентами. Большинство этих методов основано на подходах, разработанных психологами.

Методы качественного анализа позволяют описывать психографические особенности исследуемой аудитории, модели поведения и причины предпочтения тех или иных товарных марок при покупке, а также получать от потребителей самую глубинную информацию, дающую представление о скрытых мотивах и базовых нуждах потребителей. Качественные методы незаменимы на этапах разработки и оценки эффективности рекламных кампаний, изучении имиджа торговых марок. Результаты не имеют числового выражения, т.е. представлены исключительно в виде мнений, суждений, оценок, высказываний.

 

17. Использование метода дифференцирования в процессе АХД предприятия

теоретической основой для количественной оценки отдельных факторов в динамике результативного показателя является дифференцирование. Диф-ый метод основан на элиминировании. При его использовании предполагается, что общее приращение функции (результативного показателя) разлагается на слагаемые, где значения каждого их них определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вычислена данная производная.

Рассмотрим задачу нахождения влияния факторов на изменение результативного показателя методом дифференцирования на примере функции о 2х переменных.

Пусть задана функция Z=f(x;y), тогда если функция дифференцирована, ее приращение можно выразить как

∆Z=(Z1-Z0) изменение функции

∆х=(х10) – изменение 1го фактора

∆у=(у10) - изменение 2го фактора

бесконечно малая величина более высокого порядка. Эта величина в расчет отбрасывается, поэтому влияние фактора х и у на изменение Z определяется по формуле

Этот метод дает однозначное разложение влияния факторов на изменение результативного показателя, но поскольку не учитывается при малых изменениях факторов величина эпсилант, то существует логическая ошибка метода дифференцирования.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.004 с.)