Историческое формирование и развитие традиций изучения политики, ее институциональных форм, политического языка, категориального аппарата и стилей аргументации от Древней Греции до эпохи просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое формирование и развитие традиций изучения политики, ее институциональных форм, политического языка, категориального аппарата и стилей аргументации от Древней Греции до эпохи просвещения



Историческое формирование и развитие традиций изучения политики, ее институциональных форм, политического языка, категориального аппарата и стилей аргументации от Древней Греции до эпохи Просвещения

В V в. до н.э. греки уже проявляли большой интерес к сведениям и рассуждениям о различных системах правления и политической организации, экономике, обороноспособности и внешней политике.

История политической идей начинается с Платона, работы которого «Государство», «Политик» и «Законы» явились первыми классическими политическими трудами. Платон выдвинул ряд тезисов о справедливости, политической добродетели, различных типах политических систем и их трансформации. В дальнейшем Платон создал классификацию из шести типов политических режимов — монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии, охлократии. В «Законах» Платона дан первый вариант «смешанной конституции», представляющей собой оптимальную основу для реально лучшего и стабильного режима. В подобной конституции для достижения стабильности смешиваются монархический и демократический принципы, а институты, установки и идеи увязывались с процессом и эффективностью правления. Для Платона и его Академии были характерны идеалистический и дедуктивный подходы.

Аристотель, ученик Платона, основал собственное учебного заведение - Ликей, в котором применялись в основном индуктивные, эмпирические и исторические в противоположность преимущественно идеалистическим и дедуктивным подходам, практиковавшимся в Академии Платона. Аристотель подходил к рассмотрению политической действительности с эмпирических и практических позиций. Аристотель выдвинул целый ряд предположений и гипотез — об основах политической стабильности и факторах, ее подрывающих, о последствиях политических изменений, о моделях системы образования и эффективности политических решений. Метод Аристотеля состоял в клиническом отборе конкретных образцов и выдвижении предположений о причинах их возникновения и возможных следствиях их существования, но без систематического тестирования тезисов.

Греческая политическая теория Платона и Аристотеля представляла обобщения, применимые к греческому обществу, а не ко всему роду человеческому. В эпоху эллинизма особое значение приобрели два постулата философской школы стоиков — концепции об универсальности человечества и о мировом порядке, основанном на естественном законе. В наиболее яркой форме они были отражены в работах Панетия и Полибия (II в. до н.э.).

Полибий развивал идеи Платона и Аристотеля о развитии политических форм правления, пытался объяснить причины упадка чистых форм правления и перерождения их через социально-психологическое объяснение. Полибий считал, что именно смешанная конституция (институт консулов, сената и народного собрания) сделала возможным завоевание значительной части известного тогда мира за полстолетия и гарантировали стабильное и справедливое управление миром на основе римского законодательства.

Цицерон также применил к интерпретации римской истории теорию «смешанной конституции». Он призывал вернуться к общественной структуре и культуре эпохи ранней римской республики. Цицерон был убежден в существовании всеобщего естественного права, определяемого божественным порядком космоса, а также рациональной и социальной природой человечества. Он сформулировал концепцию естественного права, вошедшую в римское законодательство, а оттуда перешедшую в доктрину католической церкви, в труды мыслителей эпохи Просвещения.

В средневековом мировоззрении концепция смешанной конституции и теория естественного права получили наиболее полное выражение в работах Фомы Аквинского (1225—1274 гг.), который связывал смешанную конституцию с идеями справедливости и стабильности через их соответствие божественному и естественному закону. Он соглашался с доводами Аристотеля о слабости чистых форм правления.

Н. Макиавелли (1469—1527 гг.), рассматривая политику в том виде, в каком она существовала в Италии XV—XVI вв., узаконил существование ненормативной политики (яда и кинжала) как неизбежной, необходимой для выживания и существующей объективно, вне зависимости от воли людей. Государь, неспособный в случае необходимости применить в целях выживания любые доступные для этого средства, не сможет творить добро тогда, когда ему представится такая возможность.

Ж. Боден (1529—1596 гг.) впервые сформулировал концепцию суверенитета. Его доктрина абсолютизма как средства решения проблемы нестабильности и беспорядков противоречит теории смешанной конституции. Придерживаясь реалистического, он стремился доказать, что примеры применения смешанных правительств (Рим), на самом деле представляли собой централизованные режимы. Его оценка влияния факторов окружающей среды и социальной структуры на тип государства предвосхитила политическую мысль Монтескье, подчеркивавшего роль антропологических воздействии.

Т. Гоббс (1588—1679 гг.). Взгляды Гоббса, касающиеся природы политики, формировались процессе размышлений о падении Афин и того насилия и морального хаоса, который царил в Англии. Гоббс пришел к выводу о том, что суверенная власть в обществе необходима для избавления его членов от хаоса и насилия. В обмен на исполнение обязанностей/подчинение гражданин получает безопасность и защиту. Оптимальная форма правления - абсолютная монархия, ограниченная обязательствами правителя обеспечивать защиту и благосостояние всех членов общества. Заслугой Гоббса стал сделанный им вывод о том, что наилучшей является такая форма правления, которая соответствует материальным условиям и человеческим потребностям граждан. В качестве оценочного критерия деятельности правителя «материальные» показатели условий жизни людей.

Взгляды Дж. Локка. По мере удаления от естественного состояния люди уступают общине, к которой они принадлежат, свое право навязывать разумные законы для того, чтобы надежнее сохранить жизнь, свободу и собственность. Во взглядах Локка в зачаточной форме присутствует концепция «разделения властей». Предоставляемая обществу власть подразделяется на три составляющие— законодательную, исполнительную и федеративную, последняя связана со сферой международных отношений. У Локка, как и у Гоббса, прогресс политической науки связан с логическими умозаключениями о природе и формах правления и об исходных основах власти-полномочии, свободы и обязательств, сделанными в социологическом и психологическом ключе. Заслуга этих ученых заключается скорее в логическом рационализме, чем в сборе информации

 

 

Шесть факторов, определивших возникновение и развитие бихевиорального подхода в политической науке (в статье Роберта Даля “The Behavioral Approach in Political Science: Epitaph for a Monument to a Successful Protest”)

Роберт Даль – один из самых влиятельных политологов 20 столетия, внесший огромный вклад в развитие политической науки и в частности бихевиорального подхода в ней. В своей статье The Behavioral Approach in Political Science: Epitaph for a Monument to a Successful Protest” он отмечает неординарность термина «поведенческий подход», говоря о том, что трудно сказать, каков он есть на самом деле. Далее в своей работе Роберт Даль рассказывает о его происхождении. Роберт Даль выделяет 3 признака поведенческого подхода: прагматизм, анализ фактов и научность.

Бихевиоральнй подход в политической науке возник в США и там же достиг рассвета. Роберт Даль выделяет в своей статье 6 конкретных и взаимосвязанных факторов (дословно сил), определивших развитие поведенческого подхода. Каждый из них мы сейчас рассмотрим по порядку.

Первым фактором возникновения бихевиорализма в америке и вообще в мире является американский политолог Чарльз Мэриам, который придал политической науке действенный характер. Он полагал, что политические процессы зависят от жизненных характеристик индивида и протекают по неким неизменным закономерностям.

Вторым фактором, определяющим развитие поведенческого подхода, стали немецкие ученые-эмигранты. В 1930е гг,. они, бежавшие из Европы, охваченной нацизмом, пополнили американскую политическую науку, в свою очередь совмещая в своих работах социологические и даже психологические теории понимания политики.

Осознание учёными США «суровой реальности» после Второй Мировой войны и неспособность работать с ней в рамках старых теорий стали третьим толчком, стимулировавшим дальнейшее развитие поведенческого подхода. Был поставлен вопрос о применении политологии на практике. На этом этапе американские политологи стали признавать, что обычные политологические подходы не были способны ни описать реальность, ни сделать прогноз на будущее.

Четвертым фактором, влияющим на бихевиорализм, является Совет по Исследованиям в Социальных Науках (Social Science Research Counsil), лидера которого звали Пендлетон Херринг. Работа этого комитета заключалась в исследовании индивидуального и группового влияния на политику и администрацию. Деятельность Пендлетона Херринга способствовала развитию теории поведенческого подхода, улучшению его методов и привела к его росту и эффективности в то время.

Быстрый рост популярности опросов, особенно для исследований поведения избирателей стал пятой силой роста бихевиорализма. Этот метод обеспечивает прямой доступ к характеристике и поведению индивидов с помощью анализа голосования и интерпретации выборов.

И последним фактором, определяющим возникновение бихевиорального подхода по Роберту Далю, являются американские финансовые фонды(в особенности фонды Карнеги, Рокфеллера, Форда), финансировавшие исследования грантами. Эти уникальные институты оказывают огромное влияние на поведенческий подход и на политику в целом.

Таким образом, выше перечислены все 6 факторов, которые выделял Роберт Даль, оказавшие огромное влияние на становление бихевиарализма. Поведенческтй подход и дальше продолжил свое существование в работах Дэвида Истона, ученика Чарльза Мэриама, Гарольда Лассуэлла, и других, затем на его основе была выстроена новая парадигма изучения политического процесса, наступила постбихевиоральная революция.

 

Нормативизм.

Эта концепция базируется на некоторых этико-философских ценностях, без которых она бы выродилась как банальное описание действительности. Философские проблемы здесь приобретают значение социально-политических.

Основой нормативистских интерпретаций политических идей, как правило, является представление о наличии вневременных, внеисторических ценностей.

Критический рационализм.

Представители данной концепции утверждают, что сферы ценностей и сферы фактического знания должны быть разъединены и, при этом, только сфера фактического должна подлежать научному анализу. В своих исследованиях они придерживаются неопозитивистской методологии («в основе всякой науки лежат какие-то ценности, но это не означает невозможность отхода от оценочных суждений»).

В условиях преобладающего в немецкой науке философского осмысления политики сами политические проблемы становятся подвержены иррациональным, мистическим интерпретациям.

В целом, для политической мысли Германии свойственны попытки соединить философское осмысление государства с исследованием конституционных и политических реалий. Также при описании политической науки в ФРГ надо иметь в виду, что все вопросы политики традиционно рассматриваются в Германии в рамках государствоведения.

Отличительной чертой современной немецкой политологии также является стремление соединить абстрактно-философский и конкретно-социологический подходы к изучению государства. Это проявляется в попытках трактовать государство как один из элементов социальной системы.

Нынешняя проблема соотношения конституционной структуры и конкретной политической реальности поставила перед немецкими политологами вопрос о разработке теории социального развития и социального изменения. Центр тяжести теоретических исследований сместился на вопросы общества. И из-за этого появилась необходимость создать общую теорию социального развития.

В целом, концепции, касающиеся проблем активного общества, приходят к мнению, что на смену общественности из частных лиц приходит общественность организаций. Только она может участвовать в процессе социальной коммуникации.

В настоящее время в Германии нет единого мнения о предмете и задачах политической науки и о преемственности немецкой социально-политической мысли.

 

Историческое формирование и развитие традиций изучения политики, ее институциональных форм, политического языка, категориального аппарата и стилей аргументации от Древней Греции до эпохи Просвещения

В V в. до н.э. греки уже проявляли большой интерес к сведениям и рассуждениям о различных системах правления и политической организации, экономике, обороноспособности и внешней политике.

История политической идей начинается с Платона, работы которого «Государство», «Политик» и «Законы» явились первыми классическими политическими трудами. Платон выдвинул ряд тезисов о справедливости, политической добродетели, различных типах политических систем и их трансформации. В дальнейшем Платон создал классификацию из шести типов политических режимов — монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии, охлократии. В «Законах» Платона дан первый вариант «смешанной конституции», представляющей собой оптимальную основу для реально лучшего и стабильного режима. В подобной конституции для достижения стабильности смешиваются монархический и демократический принципы, а институты, установки и идеи увязывались с процессом и эффективностью правления. Для Платона и его Академии были характерны идеалистический и дедуктивный подходы.

Аристотель, ученик Платона, основал собственное учебного заведение - Ликей, в котором применялись в основном индуктивные, эмпирические и исторические в противоположность преимущественно идеалистическим и дедуктивным подходам, практиковавшимся в Академии Платона. Аристотель подходил к рассмотрению политической действительности с эмпирических и практических позиций. Аристотель выдвинул целый ряд предположений и гипотез — об основах политической стабильности и факторах, ее подрывающих, о последствиях политических изменений, о моделях системы образования и эффективности политических решений. Метод Аристотеля состоял в клиническом отборе конкретных образцов и выдвижении предположений о причинах их возникновения и возможных следствиях их существования, но без систематического тестирования тезисов.

Греческая политическая теория Платона и Аристотеля представляла обобщения, применимые к греческому обществу, а не ко всему роду человеческому. В эпоху эллинизма особое значение приобрели два постулата философской школы стоиков — концепции об универсальности человечества и о мировом порядке, основанном на естественном законе. В наиболее яркой форме они были отражены в работах Панетия и Полибия (II в. до н.э.).

Полибий развивал идеи Платона и Аристотеля о развитии политических форм правления, пытался объяснить причины упадка чистых форм правления и перерождения их через социально-психологическое объяснение. Полибий считал, что именно смешанная конституция (институт консулов, сената и народного собрания) сделала возможным завоевание значительной части известного тогда мира за полстолетия и гарантировали стабильное и справедливое управление миром на основе римского законодательства.

Цицерон также применил к интерпретации римской истории теорию «смешанной конституции». Он призывал вернуться к общественной структуре и культуре эпохи ранней римской республики. Цицерон был убежден в существовании всеобщего естественного права, определяемого божественным порядком космоса, а также рациональной и социальной природой человечества. Он сформулировал концепцию естественного права, вошедшую в римское законодательство, а оттуда перешедшую в доктрину католической церкви, в труды мыслителей эпохи Просвещения.

В средневековом мировоззрении концепция смешанной конституции и теория естественного права получили наиболее полное выражение в работах Фомы Аквинского (1225—1274 гг.), который связывал смешанную конституцию с идеями справедливости и стабильности через их соответствие божественному и естественному закону. Он соглашался с доводами Аристотеля о слабости чистых форм правления.

Н. Макиавелли (1469—1527 гг.), рассматривая политику в том виде, в каком она существовала в Италии XV—XVI вв., узаконил существование ненормативной политики (яда и кинжала) как неизбежной, необходимой для выживания и существующей объективно, вне зависимости от воли людей. Государь, неспособный в случае необходимости применить в целях выживания любые доступные для этого средства, не сможет творить добро тогда, когда ему представится такая возможность.

Ж. Боден (1529—1596 гг.) впервые сформулировал концепцию суверенитета. Его доктрина абсолютизма как средства решения проблемы нестабильности и беспорядков противоречит теории смешанной конституции. Придерживаясь реалистического, он стремился доказать, что примеры применения смешанных правительств (Рим), на самом деле представляли собой централизованные режимы. Его оценка влияния факторов окружающей среды и социальной структуры на тип государства предвосхитила политическую мысль Монтескье, подчеркивавшего роль антропологических воздействии.

Т. Гоббс (1588—1679 гг.). Взгляды Гоббса, касающиеся природы политики, формировались процессе размышлений о падении Афин и того насилия и морального хаоса, который царил в Англии. Гоббс пришел к выводу о том, что суверенная власть в обществе необходима для избавления его членов от хаоса и насилия. В обмен на исполнение обязанностей/подчинение гражданин получает безопасность и защиту. Оптимальная форма правления - абсолютная монархия, ограниченная обязательствами правителя обеспечивать защиту и благосостояние всех членов общества. Заслугой Гоббса стал сделанный им вывод о том, что наилучшей является такая форма правления, которая соответствует материальным условиям и человеческим потребностям граждан. В качестве оценочного критерия деятельности правителя «материальные» показатели условий жизни людей.

Взгляды Дж. Локка. По мере удаления от естественного состояния люди уступают общине, к которой они принадлежат, свое право навязывать разумные законы для того, чтобы надежнее сохранить жизнь, свободу и собственность. Во взглядах Локка в зачаточной форме присутствует концепция «разделения властей». Предоставляемая обществу власть подразделяется на три составляющие— законодательную, исполнительную и федеративную, последняя связана со сферой международных отношений. У Локка, как и у Гоббса, прогресс политической науки связан с логическими умозаключениями о природе и формах правления и об исходных основах власти-полномочии, свободы и обязательств, сделанными в социологическом и психологическом ключе. Заслуга этих ученых заключается скорее в логическом рационализме, чем в сборе информации

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.03 с.)